База туристская
Базовый лагерь
Байдарка
"Банан"
Бахилы
Безопасность в походе
Бергшрунд
Бечева
Бивак
Бивачный мешок
Ближний туризм
Блок
Ботанический сад
Ботель
Брод
Бросательный
конец
Быстрина
Бюджет времени
Бюро путешествий и экскурсий
Бюро реализации туристско-экскурсионных
путевок
Бюро туристское
|
|
|
БАЗА ТУРИСТСКАЯ, предприятие гостиничного типа, предоставляющее туристам плановых маршрутов (при наличии свободных мест - и туристам без путёвок) ночлег, питание и обеспечивающее их туристско-экскурс. культурно-бытовым и физкультурно-оздоровит. обслуживанием. В отличие от гостиниц Б.т. располагаются обычно в сел. местности, в курортных зонах и местностях с благоприятными природными условиями и размещаются в нескольких зданиях (т. н. павильонная застройка).
Функционирует круглогодично или сезонно: как правило, летом вместимость круглогодичных Б.т. значительно увеличивается за счёт сезонных помещений. В зависимости от маршрута сроки пребывания на Б.т. от 1-2 до 24 дней; вместимость Б.т. колеблется от 200 до 1500 чел. В отличие от домов отдыха, пансионатов и баз отдыха на Б.т. предусматривается преим. активный отдых: походы, экскурсии, соревнования и т.д.
В состав Б.т. обычно входят тур. кабинет, б-ка. столовая, имеются киноустановка. спорт, сооружения, тренажёры, пункты проката тур. инвентаря и снаряжения, медпункт. На Б.т., принимающих родителей с детьми, организованы игровые и дет. площадки; на автотурбазах оборудованы места для стоянок, мойки, осмотра и ремонта автомобилей. Обычно Б.т. находятся в начале и в конце тур. маршрутов, в местах их пересечения. Некоторые Б.т. имеют на тур. маршрутах филиалы и приюты.
Во 2-й пол. 1980-х гг. было св. 2 тыс. турбаз и их филиалов, в т. ч. 1 тыс. (400 тыс. мест) в ведении ЦСТЭ (остальные принадлежат различным
ведомствам).
См. также Гостиница туристская, Гостиничное предприятие,
Комплекс туристский и статьи об отдельных Б.т. и их филиалах ("Абрскил", "Агидель", "Беларусь" и т.д.).
БАЗОВЫЙ ЛАГЕРЬ, многократно используемый
бивак. Служит исходной точкой для учебных и тренировочных занятий, радиальных походов, перевалочным пунктом между относительно лёгкими подходами и технически сложными участками маршрутов. Б.л. организуют участники учебных мероприятий,
туриад, тур. походов с детьми. Место для Б.л. выбирают с учётом максимальной безопасности и комфортности: оно должно быть достаточно удалено от возможных путей схода камней, лавин, селей, водных потоков, подтопления водой. В Б.л. заранее определяются места для забора питьевой воды, умывания, мытья посуды, стирки, очага, приёма пищи и др. Учитываются защищённость от ветров, освещённость солнцем в утренние и вечерние часы, удалённость от традиционных путей прогона и выпаса скота, надёжность радиосвязи. При устройстве Б.л. на прежнем месте необходимо заново оценить его безопасность. По сравнению с одноразовым биваком Б.л. оборудуют более основательно (выкапывают мусорную яму, устраивают туалет, баню и т. д.). Для хранения продуктов организуют склад, "холодильник" в леднике, снежнике, речке или ручье. В Б.л., организуемом на 10 и более дней, обычно используют стационарные палатки (в первую очередь для кухни-столовой, штаба и медпункта), варочные плиты на баллонном газе. Общественное снаряжение и спасательный фонд размещают в отдельной палатке, рядом с общественным центром или жилищем начальника спасательного
отряда. В популярных туристских районах Б.л. устраивают ежегодно на определенных площадках (например, на поляне Сулоева у подножья
Памирского фирнового плато; на берегу оз. Б. Шавло на Алтае). После свёртывания Б.л. место его размещения должно быть тщательно убрано.
БАЙДАРКА, узкая лёгкая
запалубленная лодка без уключин. Относится к маломерным гребным
судам, предназначена для походов и прогулок по рекам, озёрам и
водохранилищам в условиях умеренного волнения; бывает одно-, двух- и
трёхместной (одноместные Б. наз. каяками). Гребцы сидят лицом по
направлению движения и гребут двухлопастным веслом попеременно с
одного и другого борта.
По конструкции корпуса различают Б. неразборные и разборные. Первые
изготовляются из деревянных конструкций и фанеры или из пластмассы,
не годятся для перевозки пасс. или обычным грузовым транспортом и
поэтому не распространены в самодеят. Т. Используются на гребных
базах, лодочных станциях и турбазах для спорт, соревнований,
тренировок, прогулок и водных путешествий в рамках планового Т.
Разборные Б. по конструкции корпуса подразделяются на каркасные,
каркасно-надувные, надувные и жёсткие.
Каркасная
Б. — наиб. популярное в самодеят. Т. судно, особенно в походах не
выше 3 КС. Первые каркасные Б. в СССР выпущены в кон. 30-х гг.; в
90-х гг. изготовляются и широко используются 1-,2-и 3-местные Б.
«Таймень». Разборная каркасная Б. состоит из жёсткого каркаса,
мягкой водонепроницаемой оболочки, фартука, закрывающего открытую
часть (кок-пит) палубы (деки) и имеющего отверстия для посадки
гребцов, сидений и спинок для гребцов, «юбок», защищающих Б. от
заливания водой через посадочные отверстия. Жёсткий каркас Б.
состоит из продольных и поперечных элементов (рис. 1). Днищевой
продольный элемент (кильсон) выполняется в виде фермы из 2
параллельных деревянных брусков, металлич. (дюралюминиевых) трубок
или П-образного профиля, соединённых поперечными планками. В носу и
корме Б. продольные элементы, образующие кильсон, сходятся вместе и
переходят в носовой и кормовой штевни. К штевням крепятся с каждой
стороны Б. по 3 продольных бортовых элемента — 2 стрингера и
привальный брус. Эти элементы выполняются также из отрезков металлич.
труб или деревянных реек дл. 1000—1500 мм и при сборке соединяются
спец. замками. Между продольными элементами каркаса располагается
4—7 поперечных элементов — шпангоутов. Продольные и поперечные
элементы в местах пересечения жёстко крепятся между собой. В Б.
старых конструкций ср. шпангоуты в районе кокпита делались
разъёмными: верх. часть шпангоута (бимс) состояла из 2 полубимсов. В
совр. Б. все шпангоуты выполнены с цельными бимса-ми, что
увеличивает прочность каркаса. К шпангоутам сверху крепятся правый и
левый фальшборты, ограничивающие кок-пит. Завершают набор продольных
палубных элементов носовой и кормовой мидельвейсы, соединяющие
штевни с теми шпангоутами, на к-рых начинаются и кончаются
фальшборты. Каркас вставляется в оболочку, состоящую из днища и
деки. Днище делают из плотной прорезиненной или с поливинилхлоридным
покрытием ткани; дека — из брезента или авизента; фартук — также из
плотной прорезиненной ткани; «юбка» — из более лёгкой непромокаемой
ткани.
На кильсоне устанавливаются сиденья, а между фальшбортами —
спинки для гребцов. Обычно Б. имеет руль, перекладываемый с помощью
рулевых тяг от ножных педалей или рулевой колонки. Осн. техн.
характеристики каркасных Б., используемых в самодеят. водном Т.,
указаны в табл. Гл. недостаток каркасных Б. —сравнительно малая
прочность: каркас и оболочка могут быть легко повреждены при ударах
о камни, коряги и др. предметы в русле реки.
Каркасно-надувная
Б. отличается от каркасной наличием надувных баллонов, расположенных
по бортам между каркасом и оболочкой. На таких Б. рекомендуется
совершать походы выше 3 КС и участвовать в соревнованиях по технике
водного Т.
Каркас каркасно-надувной Б. — секционный, изготовляется из
дюралюминиевых труб диам. 10—24 мм с толщиной стенок порядка 1 мм.
Оболочка состоит из деки и днища; изготовляется из гладкого прочного
водонепроницаемого материала массой 0,7—1 кг (1 м2). Дека Б.
сплошная и не имеет традиционного кокпита; для посадки гребцов
делаются овальные отверстия, окантованные дюралюминиевыми обручами с
«юбками». Между отверстиями — застёгивающаяся прорезь для сборки,
разборки и загрузки судна. Баллоны изготовляют из лёгкого
воздухонепроницаемого материала, напр. из ткани 500 или из
поливинилхлоридной плёнки (в последнем случае, чтобы не повредить
баллоны, их укладывают в чехлы из лавсана или капрона).
Двухбаллонная Б. (рис. 2, а) дополняется продольным элементом —
рамой вдоль бортов (крепится к штевням и шпангоутам). Рама может
быть выполнена, напр., из 2 (верхней и нижней) труб, соединённых
наклонными перемычками. Баллоны размещаются вдоль бортов Б. между
рамой и оболочкой и крепятся к штевням и верх. трубе рамы.
Двухбаллонные Б. достаточно вместительны и широко используются в
походах высших КС. Их дл. 4,5—5,2 м, шир. 0,75—0,85 м, вые.
0,28—0,32 м, масса (в упакованном виде) 16—22 кг.
Четырёхбаллонные Б. имеют с каждого борта по 2 надувных баллона
(рис. 2, б), соединённых между собой по образующей гибкой полосой.
При сборке полоса прижимается привальным брусом к оболочке, причём
баллоны большего диаметра размещают снизу, а меньшего — сверху.
Привальный брус устанавливают по линии макс. ширины. Такая Б. имеет
сравнительно небольшую вместимость и используется гл. обр. на
соревнованиях по технике водного Т., а также для отработки различных
техн. приёмов управления судном. В походах из-за малой вместимости
может использоваться только вместе с другими судами, преимущественно
с катамаранами, на неглубоких реках со спокойным течением. Дл. 4—5
м, шир. 0,7—0,8 м, вые. 0,25—0,35 м, масса (в упакованном виде)
14—18 кг.
По сравнению с каркасными каркасно-надувные Б. меньше подвержены
механич. повреждениям, т. к. баллоны служат своеобразным
амортизатором между каркасом и оболочкой при ударе судна о
препятствие. Плавные обводы улучшают ходкость каркасно-надувных Б.,
а цельнокроенная дека лучше защищает их от заливания водой. На Б.
этого типа можно выполнять эффективные приёмы самостраховки в случае
её переворота.
Надувная Б. не имеет каркаса; состоит из 4 (по 2 с каждого борта)
продольных надувных баллонов, сверху и снизу соединённых надувными
или ненадувными декой и днищем. Для самодеят. водного Т. разработаны
надувные Б.: отечеств. произ-ва — «Ласточка-1» и «Ласточка-11»
(одноместные), «Ласточка-2» (двухместная), зарубежного — «Саламандра»
(Польша) и «Кайман» (Чехословакия) и др.; имеют надувные деку и
днище при общем числе надувных отсеков от 7 до 9 (за исключением
«Саламандры», у к-рой только 4 надувных отсека по бортам, днище и
дека ненадувные). Большого распространения не получили.
Корпус жёстких Б. выклеивают из стеклоткани с эпоксидной смолой на
спец. форме (болванке); после полимеризации смолы корпус разрезают
на 3—4 части (отсека), к торцам к-рых подклеивают фланцы из
стеклопластика или металлич. полосы для соединения (на винтах)
отсеков между собой. В самодеят. водном Т. практически не
используются.
При плавании по озёрам, большим водохранилищам и в низовьях рек на
каркасные Б. иногда подвешивают бортовой мотор мощностью 1,5—2,5 л.
с. (1,1—1,83 кВт соответственно), обеспечивающий движение Б. со
скоростью 10—15 км/ч. Иногда на Б. ходят под парусом, но парусное
вооружение требует существ, доработки конструкции Б.
Лит.: Путешествия на гребных судах, М., 1979.
"БАНАН", название поясной сумки, используемой при тур. прогулках, на радиальных выходах в походах и т.д. для хранения лёгкого завтрака, запасных носков, солнцезащитных очков, лыжной мази и др. Банан крепится ремнём на пояснице. Компактная, легкая, не стесняет движений, выгодно отличается от рюкзака при небольшом кол-ве вещей. Можно изготовить самостоятельно из каландрированного или прорезиненного капрона, ткани типа "болонья", кожзаменителя (рис.).
Лит.: Самодельное туристское снаряжение. 2 изд. , М. , 1987.
БАХИЛЫ, матерчатые чехлы, надеваемые во время лыжных горных походов на ботинки для защиты их от снега и влаги и для утепления ног. Изготавливаются из палаточного полотна или плотного капрона, к-рый не "дубеет" на морозе и хорошо отталкивает снег. Наиболее простая конструкция бахил - мешок длиной ок. 45-50 см (закрывающий ноги до колена) и шириной 30-35 см (по размеру подошвы ботинка); такие бахилы просты в изготовлении, их легко ремонтировать в походных условиях (рис.). Опытные туристы чаще всего шьют бахилы в форме сапожка. Для упрочения подошвы и боковин (особенно в местах соприкосновения с лыжными креплениями) сапожок обшивают дополнительно капроновой тесьмой или кожей.
Наиболее надёжны бахилы "комби", состоящие из резиновых калош без подкладки и матерчатого голенища. Благодаря рифлёной подошве такие бахилы позволяют туристу уверенно двигаться без лыж по настовому склону, наледи и камням. Голенище пришивают к калоше капроновыми нитками, шов можно обработать резиновым клеем. Чтобы калоши не затрудняли вентиляцию лыжной обуви, их обрезают, оставляя выше подошвы полоску шириной 3-5 см.
Лит: Лукоянов П.И., Свет В.Л., Самодельное снаряжение для лыжного туризма, М., 1988.
БЕЗОПАСНОСТЬ
в походе.
Обеспечение Б. — одно из важнейших направлений деятельности СТЭ,
контрольно-спасательных служб, туристских клубов, турбаз,
маршрутно-квалификационных, дисциплинарных и др. комиссий Всес.
федерации Т. На обеспечение Б. ориентированы осн. руководящие и
инструктивно-методич. документы по самодеят. и плановому Т., в
первую очередь «Правила проведения тур.
спорт, походов».
Обеспечение Б. предусматривает выполнение обширного комплекса работ
и мероприятий в общей системе организации, подготовки и проведения
тур. походов, путешествий, соревнований. К ним относятся: физич.,
тактич., технич. и специальная подготовка участников и руководителей
походов; разведка, разработка и оборудование тур. маршрутов, а также
мест проведения соревнований и тренировок; материально-техническое и
мед. обеспечение тур. групп; организация тур. консультаций, проверок
и контроля; оказание (при необходимости) оперативной помощи,
проведение поисково-спасательных работ и т. д. Необходимость и
результативность тех или иных мероприятий по обеспечению Б.
определяются в каждом отд. случае с учётом особенностей вида Т.,
конкретной обстановки на маршруте и статистики несчастных случаев с
туристами.
Анализ несчастных случаев показывает, что подавляющее большинство из
них являются следствием ряда причин (факторов), к-рые условно можно
разделить на 4 группы.
К первой группе факторов, снижающих Б., относятся: природные
особенности региона, где проходит маршрут похода (значит, высота над
уровнем моря, разреженный воздух, высокий уровень солнечной радиации
и т. д.); сложный рельеф, изобилующий естеств. препятствиями (сильно
пересечённая местность, крутые склоны, лёд, обвалы, камнепады,
снежные лавины, бурные горные реки, пороги, завалы и т. п.);
неблагоприятная гидрометеорологич. обстановка (резкие колебания
темп-ры воздуха и атм. давления, обильные дожди, грозы, снегопады,
гололёд, пыльные бури и др.); плохая видимость (ночь, густые
сумерки, туман, снегопад, дождь); опасные хищные животные, ядовитые
насекомые и растения, труднопроходимые заросли.
Вторую группу составляют причины, связанные с недостатками
материально-техн. обеспечения туристов: дефицит тур. снаряжения и
его низкое качество; несоответствие снаряжения, продуктов питания,
медикаментов и ремонтного набора конкретным условиям путешествия,
намеченному маршруту, сложности препятствий; отсутствие необходимых
спасат. и защитных средств; неправильное использование снаряжения
или утеря его на маршруте и т. п.
Третью группу составляют причины, связанные с несовершенством
организации планового и самодеят. Т.: слабая подготовка тур.
обществ, кадров, недостаточная просветит, и воспитат, работа по
профилактике несчастных случаев; недостаточная обустроенность
маршрутов (отсутствуют маркировка, укрытия, не подготовлены места
для биваков и т. д.), дефицит карт, описаний маршрутов и др.
информац. материалов; неудовлетворит. мед. контроль за состоянием
здоровья туристов; слабый контроль за подготовкой туристов к походу
и прохождением маршрута со стороны коллективов физкультуры, тур.
клубов и турбаз, организующих походы, недостаточная требовательность
маршрутно-квалификац. комиссий и контрольно-спасат. служб к
нарушениям маршрута (необоснованным отклонениям от намеченного пути,
изменениям времени стоянок и т. д.) и несоблюдению норм Б.;
неоформленные (т. н. дикие) сложные походы неподготовленных людей,
низкий уровень культуры Т.
Четвёртую, наиболее обширную группу составляют причины,
обусловленные мед. безграмотностью, недостатком опыта и тактико-техн.
подготовки, неорганизованностью и недисциплинированностью самих
туристов. Недопустимо, напр., участие в походах и др. тур.
мероприятиях людей, страдающих острыми заболеваниями или недавно их
перенёсших, а также тех, кому по состоянию здоровья они вообще
противопоказаны.
Для повышения Б. необходимо знать осн. приёмы поиска и спасения
терпящих бедствие на маршруте (см.
Поисково-спасательные работы), уметь своевременно оказать первую
помощь пострадавшему, знать приёмы и способы транспортировки пострадавших. Резко снижают Б. плохое знание
района путешествия, ошибки в оценке опасных и сложных участков,
отсутствие запасных вариантов маршрута в случае резкого ухудшения
погоды или болезни туриста, неоправданная спешка на маршруте без
отдыха и акклиматизации, предварит,
просмотра и разведки технически сложных участков, организации
надёжной страховки и выбора наилучшего пути, неумение организовать
эффективную страховку и самоcтраховку. Из причин, связанных с низкой
сознательностью и недисциплинированностью, наиболее часты следующие:
выход на маршрут без необходимой проверки готовности к походу, отказ
от помощи маршрутно-квалификац. комиссии и контрольно-спасат. службы,
нарушение действующих правил проведения походов; самовольное
изменение (усложнение) утверждённого маршрута, преодоление
препятствий и прохождение участков пути (перевалов, порогов и т.
п.), к к-рым туристы не подготовлены, произвольное нарушение
графиков движения, режима дня; одиночный (индивидуальный)
бесконтрольный Т., самовольное деление групп на неуправляемые и не
обеспечивающие свою безопасность малочисленные группки; беспечность,
бравирование риском, авантюристич. отказ от страховки там, где она
потенциально необходима. К организац, просчётам относятся:
неправильный подбор и комплектование групп (отсутствие «схоженности»,
общих целей и
; интересов, психол. несовместимость и т. д.); неправильная
расстановка сил в группе (напр., размещение слабых участников в
конце колонны, отсутствие опытных замыкающих, скопление туристов на
потенциально опасных местах), неудачное распределение нагрузки,
отсутствие навыков в работе с картами, лоциями и т. п., потеря
ориентировки на местности;
неудачный выбор руководителя группы (имеет малый опыт тур. походов,
не способен управлять группой в экстремальных ситуациях, плохо знает
свои прямые обязанности, не пользуется авторитетом у туристов). Не
менее важно для повышения Б. соблюдение установл. количеств. состава
групп в зависимости от вида Т., сложности маршрута и возраста
участников похода, строгое выполнение требований, предъявляемых как
к рядовым участникам, так и к руководителю группы в отношении их
знаний, умения и навыков, создание устойчивого психол. климата в
группе.
Как правило, природная среда и др. объективные условия редко
представляют непосредств. опасность для жизни и здоровья туристов.
Действит. опасность возникает тогда, когда группа совершает
ошибочные действия из-за неправильного анализа ситуации,
растерянности, неумения чётко и слаженно действовать в экстремальных
условиях или по к.-л. др. причинам, зависящим от самих туристов.
Принятие решения во многом зависит от правильности прогноза
несчастных случаев, что связано с определением размера риска как
количеств, характеристики опасности. Априорная оценка риска
производится, как правило, на основе экстраполяции знаний туриста об
аналогичных ситуациях и непосредственно зависит от его опыта. Чем
больше опыт и точнее оценка риска, тем больше вероятность
правильного решения, тем выше Б. При недостаточном опыте и ошибочном
анализе ситуации Б. резко снижается.
Чтобы повысить уровень Б., необходимо прежде всего целенаправленное
обучение как туристов, так и руководителей групп, инструкторов,
работников тур. баз, клубов туристов и т. д. Принципиальная
установка такого обучения заключается в том, что проблема повышения
Б. неразрывно связана с постоянным совершенствованием техники и
тактики конкретного вида Т., а строгое соблюдение мер Б. — одно из осн. требований, предъявляемых в походе ко всем участникам. Главное
внимание в процессе обучения уделяется поведению туристов в разл.
экстремальных ситуациях, чтобы в случае возникновения реальной
опасности туристы могли не раздумывая применить наиболее эффективные
способы её устранения или обеспечить надёжную самозащиту. Как
правило, обучение проводят с тур. группой, к-рая является первичным
звеном, ядром самодеят. и планового Т. Работа с группой необходима
ещё и потому, что коллегиальные (групповые) решения по сравнению с
индивидуальными обычно бывают более рискованными и при недостаточной
предварит. работе с группой могут привести к опасным последствиям.
Лит.: Штюрмер Ю. А., Опасности в туризме, мнимые и
действительные, 2 изд., М„ 1983; Краткий справочник туриста, 3 изд.,
М., 1985.
БЁРГШРУНД (нем.
Bergschrund, от Berg — гора и Schrund — трещина), подгорная
трещина, разрыв толщи льда и фирна у основания склона горного
ледника. Отделяет неподвижную, примёрзшую к скалам часть ледника от
подвижной. Края Б. могут быть на разных уровнях, образуя ледовые и
фирновые стенки вые. в неск. м (рис.). Б. с нависающей стенкой —
серьёзное препятствие для горных туристов и альпинистов.
Преодолевают Б. по снежным (фирновым, ледовым) мостам, конусам
выноса лавин или по пробкам из снега и застрявших глыб льда или
камней. При их отсутствии приходится спускаться в Б. и подниматься с
противоположной стороны при помощи воткнутых в стенку ледорубов и
ледобурных крючьев, по лесенкам, либо подсаживая друг друга. Во
время спуска Б. можно перепрыгнуть на страховке или спуститься в
него по закреплённой верёвке и затем подняться на нижний край одним
из описанных выше способов.
БЕЧЕВА,
на бечеве, бечевой, способ передвижения тур. судна по реке
против течения с помощью верёвки; собственно верёвка, используемая
при таком способе движения.
Один конец Б. закреплён на судне, а за другой конец с закреплённой
на нём петлёй тянут туристы, идущие по берегу. Этот способ
применяется при скорости течения реки 2—4 км/ч (и до 6 км/ч на отд.
ровных
участках). Б. используется для судов с небольшим сопротивлением
движению — байдарок, катамаранов, реже надувных лодок.
Наиб. часто Б. применяется в походах на байдарках. Скорость подъёма
байдарок на Б. 2—4 км/ч и определяется в основном наличием и
состоянием бечевника — неширокой ровной полосы берега
непосредственно у воды. В качестве Б. используется тонкая и прочная
верёвка дл. 50—80 м, выдерживающая усилие на разрыв 150—250 кг,
напр. обычная хлопчатобумажная верёвка диам. 6—8 мм (перед походом
верёвку пропитывают водоотталкивающим составом). На байдарках Б.
крепится к устанавливаемой у второго шпангоута мачте вые. 1—1,5 м и
через подвижной поводок — фал дл. 0,7—1,5 м — к носу лодки. Фал
должен быть прочно закреплён. Излишек Б. наматывается на мотовило,
находящееся в руках у тянущего.
Управлять идущей на Б. байдаркой можно неск. способами. Самый
простой способ: один из туристов садится в байдарку на место второго
гребца и с помощью руля и весла управляет ею, стараясь держать
наименьший угол между направлением движения и Б. При необходимости
байдарка может отойти от берега, при этом допускается угол между Б.
и направлением движения до 45°. Широко применяют способ управления,
при к-ром руль байдарки закрепляется неподвижно или же корма её
подтягивается к Б. дополнит. концом так, чтобы байдарка шла на Б.
параллельно берегу. В этом случае рулевого в байдарку не сажают, что
значительно облегчает её, а тем самым и работу тянущего, но
усложняет сам процесс управления. Используется также управление
шестом: на носу байдарки закрепляется тонкий шест дл. 4—6 м,
посредством к-рого идущий по берегу рядом с байдаркой турист
управляет её движением. Наиб. широко распространён способ движения
на Б. «корабликом», без рулевого: тянущий держит концы верёвок дл.
до 6—8 м, прикреплённых к носу (без мачты) и корме байдарки.
Стравливая и подтягивая концы, тянущий выставляет байдарку под таким
углом к течению, чтобы она двигалась параллельно берегу на
необходимом расстоянии от него.
Тянущий Б. должен равномерно идти впереди байдарки по берегу на
расстоянии 20—30 м, поддерживая Б. натянутой над водой на вые. 0,5—1
м. Если байдарке необходимо уйти от берега, тянущий стравливает Б.,
увеличивая её длину, чтобы уменьшить угол между нею и направлением
движения байдарки. Тянущий должен непрерывно наблюдать за ходом
байдарки, особенно на сложных участках, помогать в управлении ею.
Лит.: Путешествия на гребных судах, М., 1979.
БИВАК,
бивуак (нем. Biwak,
франц. bivouac), место размещения (стоянка) тур. группы для ночлега
или отдыха. Члены тур. группы обычно проводят на Б. 10—14 ч в сут.
Они занимаются оборудованием лагеря, приготовлением пищи, ремонтом
одежды и снаряжения, подготовкой к следующему дню, отдыхают. Б.
располагают на достаточно ровных и сухих площадках, полянах, в
местах, недоступных для камнепадов, лавин, затопления, прямых
попаданий молний. Место стоянки должно быть укрыто от ветра и, по
возможности, нетрудоёмко для оборудования; желательно, чтобы вблизи
был источник воды.
В горах Б. (рис. 1) нельзя устраивать на выступающих частях гребней,
под карнизами и крутыми склонами, в кулуарах и устьевых частях их
конусов, на свежих (подвижных или лежащих на ледовых склонах)
осыпях, между серраками и в трещинах ледника в зоне активного
движения льда. Б. должен быть рассчитан на внезапное ухудшение
погоды. В предвидении грозы все металлич. предметы следует сложить в
25—30 м от стоянки. Устраивая Б. на больших высотах, при низкой
темп-ре, непогоде, сильном ветре, а также в расчёте на 2 и более
ночёвки на одном месте, лучше соорудить снежную хижину или отрыть
пещеру, что обеспечит более комфортабельный ночлег, сохранность
снаряжения и т. д. Снежная пещера или хижина (рис. 2) вмещает до 4—6
чел. В случае более многочисл. группы сооружают 2—3 смежные пещеры,
соединяя их между собой лазом.
Место для Б. нужно выбирать засветло. При вынужденной остановке в
темноте или тумане необходимо обследовать окрестности в радиусе
200—300 м, чтобы убедиться в безопасности выбранного места. Перед
сном необходимо проверить, укрыто ли от ветра и непогоды имущество,
как укреплены палатки, а перед уходом с Б. — не забыто ли что-либо
из снаряжения, убрано ли место стоянки, погашен ли костёр.
В водных походах к месту для Б. предъявляются дополнит, требования:
берег реки должен быть удобен для причаливания и выноса судов;
наличие на берегу площадки для размещения судов на ночь
(вые. не менее 3—4 м от уровня воды) и площадки для установки палаток и
костра (не ниже 5—6 м над уровнем воды). Кроме того, в таёжной и
тундровой зонах место стоянки должно хорошо проветриваться — это
уменьшит кол-во кровососущих насекомых; в горных р-нах желательно,
чтобы оно утром освещалось солнцем. Туристы-водники часто устраивают
Б. у впадения в осн. реку притока, где обычно хорошо ловится рыба.
Выбор места для Б. начинают дежурные за 30—40 мин до планируемого
окончания рабочего дня; осматривать местность следует с берега.
Желательно использовать старые места стоянок и старые кострища. Не
рекомендуется устраивать Б. на острове — ночью уровень воды может
подняться. Остановившись на ночлег, туристы разгружают суда и
выносят их (за исключением плотов) на берег. На время стоянки все
суда (в т. ч. и лежащие на берегу) должны быть привязаны. На Б.
туристы-водники часто разводят второй костёр — для сушки одежды.
Если погода ненастная, то организацию Б. начинают с установки
палаток, лагерного тента и укрытия вещей от дождя.
В спелеопоходах Б., или подземный лагерь, обычно
организуется при прохождении сложных многодневных пещерных
маршрутов. Специфика подземных условий (высокая влажность,
пониженная темп-ра, отсутствие естеств. освещения и замкнутость
пространства) обусловливает повышенные по сравнению с наземным Б.
требования к оборудованию лагеря. При устройстве подземного Б.
необходимо предусмотреть место для мусора и отходов, к-рые после
снятия лагеря должны быть вынесены на поверхность. Такой Б. следует
располагать выше возможного уровня паводковых вод, в стороне от
камнепадных участков. Для отдыха на Б. применяются просторные
палатки из капрона, обеспечивающие достаточный комфорт для
проживания (возможность переодеться, просушить одежду, приготовить
пищу). Желательно иметь теплоизолирующую подстилку (коврик) и
многоместные спальные мешки с капроновым верхом. Над палаткой
сооружается навес из водонепроницаемого материала. В зависимости от
рельефа и степени обводнённости места стоянки палатку устанавливают
на земле или подвесной платформе (возможно применение свай). Ночлег
также можно организовать с помощью гамаков и теплоизолирующих
навесов. В комплект подземного жизнеобеспечения входят:
светильники, запас продуктов, горелка на бензине, парафине, газе или
сухом топливе, кухонная посуда и набор медикаментов. С подземным
лагерем устанавливается регулярная телефонная связь.
БИВАЧНЫЙ МЕШОК,
палатка-мешок,
палатка Здарского, обеспечивает укрытие для 2—4 туристов для отдыха
и ночлега в сидячем или лежачем положении. Изготавливается из лёгкой
водонепроницаемой ткани (напр., из прорезиненного капрона). На
глухом конце Б. м. делается вентиляц. клапан. Размеры Б. м. примерно
160х200 см, масса от 0,5 до 1,5 кг. В сухую погоду в мешок залезают
ногами вперёд, оставляя голову открытой; в ненастную погоду мешок надевают на голову так, чтобы клапан
находился против лица. Для утепления внутрь мешка вставляют
теплоизолирующий чехол.
БЛИЖНИЙ ТУРИЗМ, тур. походы,
слёты, соревнования, проводимые на терр., находящейся на расстоянии
до 10—12 ч езды наземным или водным транспортом (напр., автомобилем,
автобусом, электричкой, теплоходом) от мест проживания туристов.
Обычно для Б. т. используют выходные и праздничные дни или
каникулярные периоды. Б. т. доступен большинству туристов, т. к. не
требует больших трансп. расходов и затрат времени.
БЛОК, приспособление для
облегчения усилий при подъёме и (или) транспортировке грузов по
натянутой верёвке, тросу и т. д. В тур. практике чаще всего
используют Б. в виде ролика с жёлобом по окружности и разъёмной
обоймой (рис., а), позволяющей накладывать на жёлоб
верёвку средней частью. Такой Б. навешивается в точке закрепления с
помощью альп. карабина. В качестве простейшего Б. (при разовом
использовании) обычно служит непосредственно альп. карабин (рис.,
г). Недостаток его — значит, трение при скольжении верёвки и её
повышенный износ. При
многократных действиях наиболее удобен
блок-карабин (рис., б), конструкция к-рого позволяет навешивать его
без дополнит, карабина. Для получения большего выигрыша в силе при
транспортировке грузов и людей (напр., на переправах) часто
применяют систему из неск. Б. (см. Полиспаст). В спелеотуризме, а
также во время спасат. работ с использованием тросового
снаряжения,
как правило, применяется блок-тормоз (рис., в), позволяющий спускать
грузы с регулированием скорости вплоть до полной остановки.
БОТАНИЧЕСКИЙ САД, коллекция
растений местной и иноземной флоры, занимающая значит, терр. открытого и закрытого грунта, включающая
дендрарии, оранжереи, участки систематики, экспозиции лекарств., пищ.,
техн., охраняемых и других растений и предназначенная для проведения
н. -и. и культ. -просвет. работы. В задачи Б. с. входят пропаганда
знаний по природоведению и охране природы, определение возможностей
использования интродуцентов в нар. х-ве, селекционная работа,
разработка проблем рационального использования растит, ресурсов и
улучшения окружающей среды средствами озеленения. Б. с. являются
также объектами рекреации. Наиб. известны — Никитский ботанический
сад (Крым), Сухумский ботанический сад (Кавказ) и др.
БОТЕЛЬ (от англ.
boat-hotel), предприятие гостиничного типа для обслуживания водных туристов.
Обычно располагается на берегу незамерзающего водоёма. Имеет
сооружения и устройства для техн. обслуживания личных тур. судов,
помещение для их хранения (гл. обр. маломерных — лодок и катеров).
Функционирует круглогодично. Наряду с ботелями для обслуживания
водных туристов имеются бото-кемпинги (устроены по типу
кемпингов), также оснащённые необходимыми для техн. осмотра и
ремонта судов устройствами, но функционирующие сезонно.
БРОД, 1) мелкое место реки,
озера или пруда, по к-рому при необходимости можно перейти или
переехать на лошади, автомобиле с одного берега на другой. Б., к-рым
часто пользуются, легко обнаружить по тропинкам и колеям от колёс на
берегах. Если их нет, проводят разведку:
при помощи шеста дл. не менее 1,5—2 м промеряют глубину реки в
местах наиб. вероятного мелководья. Чаще всего Б. встречается в
наиб. широких местах реки или там, где она разделяется на рукава,
протоки. Поверхность воды на мелководье слегка рябит и вода в таких
местах кажется светлее. У крутых берегов глубина реки обычно больше,
чем у пологих. На равнинных реках с небольшой скоростью течения
выбирают Б. такой глубины, чтобы уровень воды при переходе реки был
не выше, чем по пояс самому низкорослому туристу группы или по брюхо
вьючному животному. Горные реки допустимо переходить при глубине
только до колена;
если воды больше, переход откладывают до времени, когда уровень её
снижается (обычно утром), или организуют страховку. 2) Переход через
реку или залив в мелком месте (см. Переправа).
БРОСАТЕЛЬНЫЙ КОНЕЦ, в водном Т.
одно из осн. средств пассивной страховки с берега. Представляет
собой капроновый репшнур дл. 25—30 м, диам. 6—8 мм. Хранится в спец.
мешке из ярко окрашенного капрона дл. 40—45 см и диам. 10—12 см. На
дне мешка укрепляется шайба из пенопласта диам. 10—12 см и толщиной
5 см. Конец репшнура пропускается через отверстие в шайбе и дне
мешка и фиксируется относительно шайбы наружным и внутренним узлами;
к наружному узлу крепится альп. карабин. Свободная часть репшнура
произвольно закладывается в мешок. В походном положении из мешка
выпускается короткий свободный конец репшнура, а горловина мешка
завязывается. Перед тем как воспользоваться Б. к., горловину мешка
развязывают и, не вытаскивая репшнур, бросают мешок за
горловину на аварийное судно, держа репшнур за свободный конец.
Карабин используется для крепления репшнура на судне. Масса Б. к. с
мешком и карабином 0,5—0,8 кг.
Лит.: Снаряжение туриста-водника, М., 1986.
БЫСТРИНА,
стремнина, участок
реки, характеризующийся большой глубиной и быстрым течением. Из-за
сужения русла реки, наличия на его дне уступов или больших камней,
крутого уклона, а также высокой скорости течения в Б. возникают
поперечные восходящие и нисходящие потоки, что приводит к
образованию в центр, части русла прямых и косых волн стоячих,
водоворотов и выбросов водных масс со дна к поверхности. Особую
опасность для плавания по Б. представляют водовороты и глубинные
выбросы воды. Они возникают неожиданно, кратковременны (2—30 с) и
кончаются внезапно; их появление в том или ином месте трудно
предсказать. Эти струи и водовороты могут изменить направление
движения лёгкого тур. судна (напр., байдарки, надувной лодки),
накренить его и даже перевернуть. Известны случаи переворота
небольших плотов на Б. рек с мощным течением и большим расходом воды
(р. Катунь в нижнем течении, р. Малый Енисей). Переворот байдарки
или лодки может произойти также, если члены экипажа, откренивая
судно, чтобы противостоять опрокидывающей силе восходящего потока
или водоворота, не успевают вовремя прекратить свои действия. При
плавании по Б. следует избегать больших глубин, следить за
направлением струй в потоке, действия членов экипажа должны быть
быстрыми и слаженными.
БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ
туриста,
характеризует распределение конкретного фонда времени (напр., суток)
по видам его использования туристом. Общий фонд Б. в. включает время
на удовлетворение повседневных потребностей (сон, питание, бытовые
услуги), мероприятия, предусмотренные программой тура (передвижение
по маршруту, экскурсии и т. п.), а также свободное время,
используемое в соответствии с личными интересами (купания, занятия
спортом, развлечения и т. п.). В организованном Т. благодаря
обеспеченности быта значительная часть Б. в. расходуется на
познавательные и культурно-зрелищные мероприятия. В самодеят. Т.,
наоборот, большая часть Б. в. туриста уходит на передвижение по
маршруту, самообслуживание, занятия физич. трудом. Анализ Б. в.
позволяет улучшить организацию обслуживания туристов, повысить
эффективность их отдыха.
БЮРО ПУТЕШЕСТВИЙ И ЭКСКУРСИЙ (БПЭ),
туристское учреждение, совмещающее, как правило, функции тур.
агентства и экскурс, бюро. Первые БПЭ созданы в 1962. Входят в
систему ЦСТЭ, представляют собой осн. звено в системе тур.-экскурс,
обслуживания населения. В кон. 1980-х гг. насчитывалось ок. 1000 БПЭ
во всех крупных городах, тур. центрах, на курортах. При БПЭ
существуют методические кабинеты и методич. советы.
Взаимодействие разл. звеньев в сфере обслуживания туристов (в т. ч.
БПЭ, автопредприятий, музеев, культ.-просвет. и др. учреждений)
осуществляет диспетчер. Крупные БПЭ создают диспетчерские пункты,
работающие круглый год или сезонно, в местах отправки и прибытия
туристов (вокзалы, аэропорты), они также комплектуют экскурс, группы
из одиночных экскурсантов.
БЮРО РЕАЛИЗАЦИИ ТУРЙСТСКО-ЭКСКУРСИОННЫХ
ПУТЁВОК, созданы в сер. 1970-х гг. Заключают договоры с
профкомами пр-тий, учреждений и орг-ций о реализации им тур.
путёвок, продают их отд. гражданам (ежегодно всего св. 2,5 млн.
путёвок); руководят работой по планированию и выпуску тур. рекламной
продукции. К кон. 1980-х гг. имелось 11 бюро (в Москве, Ленинграде,
Донецке, Краснодаре, Свердловске, Ставрополе и др. городах). В связи
с переходом на хозрасчёт и совершенствованием структуры управления
Т. в 1989 большинство бюро упразднено, создано Центр, тур.
агентство.
БЮРО ТУРИСТСКОЕ, разновидность
фирмы туристской, обычно
выполняющей функции тур. агентства и (или) экскурс. бюро. Иногда Б.
т. наз. информационные бюро нац. тур. орг-ций.
|