Варочная посуда
Ваучер
Ведущий
Велосипедный туризм
"Веревка"
Веревки туристские
Весло
Ветрозащитная маска
"Вибрам"
Внутренний туризм
Вода питьевая
Водно-солевой режим
Водный туризм
Водопад
Волна стоячая
Волокуша
Восхождение
Всемирная туристская организация
Всемирный день туризма
Всесоюзная
федерация туризма
Вывихи,
см.
Травмы
Высотная адаптация, см.
Адаптация к
высоте |
|
|
ВАРОЧНАЯ
ПОСУДА, включает вёдра, котелки, кастрюли, скороварки и др.
ёмкости, используемые для приготовления пищи в походных условиях, входит в
состав группового снаряжения туристов (см. Снаряжение
туристское). В однодневный поход берут одну кастрюлю или ведро — для
чая. Для многодневных походов наиболее удобен набор из 3—4 ёмкостей,
подобранных по форме и размерам так, чтобы их можно было вложить друг в
друга и тем самым сэкономить место в рюкзаке. Общая вместимость всех
ёмкостей выбирается из расчёта 1,5—2 л на человека. Желательно иметь В. п.
небольшой высоты с плоским дном; такая посуда более устойчива, чем, напр.,
котелки с полусферич. дном. Не рекомендуется пользоваться слишком узкой и
высокой посудой — еда в ней варится медленно, а топлива расходуется много.
Для подвешивания над костром к кастрюлям и скороваркам приделывают
проволочные дужки или цепочки. В широких низких кастрюлях пищу лучше
готовить на примусе, т. к. подвешенная над костром такая кастрюля может
перевернуться. Желательно, чтобы В. п. имела крышки; крышку с бортиком можно
использовать как сковороду. Для приготовления пищи на костре или примусе
пригодна В. п. из нержавеющей стали (толщ. 0,5—0,7 мм), сплавов алюминия
(0,8—1,2 мм), белой жести и титана. Нельзя варить еду в оцинкованной или
медной нелужёной посуде (при варке в ней образуются токсичные вещества), а
также в эмалированных кастрюлях и вёдрах (на костре эмаль трескается, и
отскочившее кусочки попадают в пищу).
Очень удобны в походных условиях скороварки, пользование к-рыми сокращает
время приготовления пищи и уменьшает расход топлива.
Особенно удобны скороварки в горных походах, при пониженном атм. давлении,
когда в обычной В. п. вода закипает при темп-ре ниже 100°С. Выпускаемые
пром-стью скороварки тяжелы и недостаточно вместительны. Поэтому туристы
предпочитают пользоваться самодельными скороварками из дюралюминиевого
бидона с герметичной крышкой, имеющей резиновое уплотнение, жёсткие запоры
(напр., накидные винты — «барашки»), манометр и предохранит, клапан для
стравливания пара. Если В. п. в походе переносят в рюкзаке, то обязательно
помещают в матерчатый чехол, чтобы не пачкать другие вещи и сам рюкзак.
ВАУЧЕР
(англ. voucher), в междунар. Т. - ордер, квитанция или путёвка,
выдаваемые тур. фирмой туристу в подтверждение оплаты им определ. тура или
набора услуг, к-рые должны быть предоставлены ему по предъявлении В.
Является финансовым документом для расчёта между продавцом тура и тур.
учреждениями.
ВЕДУЩИЙ,
направляющий, участник группы, первый в походной колонне. Как правило, В. является руководитель группы или назначенный им наиб. опытный турист. Во время похода В. задаёт темп движению группы, выбирает наиб. безопасный и удобный путь и при необходимости подготавливает его (обычно с помощью напарника) для прохождения остальными туристами (напр., прокладывает лыжню, навешивает страховочные верёвки, вырубает ступени во льду), предупреждает идущих следом об опасности и препятствиях на пути, а также следит за продолжительностью переходов и привалов, подыскивает места для отдыха.
В учебных группах и группах школьников часто бывает несколько В., заранее распределённых по отд. участкам пути. При этом более опытным выделяют сложные отрезки маршрута, с препятствиями или затруднённой ориентировкой. Предварительно В. знакомятся со своими участками по картам, отчётам и путеводителям, обращая внимание не только на техн. особенности маршрута (условия ориентации, естеств. препятствия и способы их преодоления), но и на достопримечательности. Желательно, чтобы каждый участник похода хотя бы раз на маршруте вёл группу самостоятельно (под контролем руководителя группы).
Обычно В. выдерживает ровный, посильный для всех туристов темп движения. Однако после прохождения препятствия (напр., бревно через ручей, лесной завал), на к-ром обычно группа растягивается, В. снижает скорость, пока все не соберутся. Во время движения он постоянно держит связь с
замыкающим, чтобы вовремя остановить группу, если кто-либо отстал. При потере ориентировки В. лучше всего обратиться за советом к товарищам или местным жителям, подняться на ближайшую возвышенность или забраться на дерево и попробовать отыскать знакомые ориентиры, или же отправить на разведку в разные стороны по 2-3 чел. на оговорённый (контрольный) срок, а остальным в это время расположиться у заметного издали ориентира, чтобы облегчить разведчикам возвращение к группе. Если в группе нет "хронометриста", то В. сам ведёт "протокол движения" - фиксирует время выхода на маршрут, прохождения к.-л. ориентира или препятствия, когда остановились на привал и когда двинулись дальше.
ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ТУРИЗМ, вид самодеят. Т. - путешествия и спорт, походы на велосипедах. В.т. доступен людям любого возраста, т. к. нагрузки в нём легко дозируются. На велосипеде можно проехать практически по любой дороге, по тропинке и просто по ровному грунту, с ним можно перелезть через глубокий овраг, преодолевать пески, каменистые горные тропы и осыпи, переходить вброд реки. За день в зависимости от темпа движения, погоды, состояния дороги и наличия препятствий велотуристы проезжают от 40 до 120 км (при попутном ветре от 45 до 140 км). В походе велотуристу не приходится везти на себе снаряжение - весь груз крепится на велосипеде. В экол. отношении велосипед наиболее чистый вид транспорта.
Возникновение В.т. в России обычно связывают с организацией в 1895 в Петербурге об-ва велосипедистов-туристов Русского туринг-клуба с отделениями в Москве, Киеве, Риге и др. городах. Уже в кон. 1890-х гг. любители велосипедных путешествий организовывали дальние пробеги, в т.ч. из Москвы в Санкт-Петербург, из Санкт-Петербурга в Париж. Рус. путешественник А. Панкратов в 1911-13 в одиночку совершил кругосветное путешествие на велосипеде. В 1928-31 велотурист Г.Л. Травин преодолел труднейший путь по горам и пустыням, лесам и тундре вдоль границ СССР. В 1981 в программу 1-го чемпионата СССР по Т. вошли соревнования и по В.т.
По массовости В.т. уступает таким видам Т., как пешеходный, водный, горный и лыжный. В 80-х гг. в СССР ежегодно в велопоходах участвовало св. 10 тыс. чел. Большое число велотуристов путешествует без регистрации своих маршрутов и без путевых документов и поэтому не учитывается офиц. статистикой. Для путешествий и спорт, походов годятся любые велосипеды - как дорожные, так и спортивные. Дорожный велосипед имеет прочную раму и колёса с широкими шинами, на нём трудно развить большую скорость и тяжело преодолевать подъёмы, но он хорошо идёт по ухабистым дорогам без покрытия, а также по песку и щебню. У дорожного велосипеда только одна передача, что исключает возможность регулировать скорость хода (нагрузку) при изменении профиля дороги, зато он прост в обслуживании. У спорт. велосипедов меньше масса, более лёгкие колёса с узкими шинами (т.н. однотрубками). Он оснащён переключателем скорости (от 4 до 10 передач), имеет более лёгкий ход и хорошую манёвренность, предпочтителен для езды по дорогам с твёрдым покрытием (асфальтовым или бетонным). Многие велотуристы при подготовке к походу неск. видоизменяют свои велосипеды применительно к особенностям маршрута. Напр., на спорт, велосипед устанавливают багажник, заменяют заднее колесо на более прочное от дорожного велосипеда (но с многоскоростной втулкой), меняют тонкие спицы колёс на более толстые, для увеличения прочности на однотрубки наклеивают дополнит, оболочку. В снаряжение велотуриста, помимо обычных вещей, необходимых в любом тур. походе (палатка, посуда и т. д.), обязательно входит
ремонтный набор с комплектом ключей, велоаптечка и запасные детали (спицы, тормозные колодки, гайки, шайбы, шарикоподшипники и пр.), запасная шина или камера, гибкий стальной тросик и др. Одежда должна быть удобной для езды на велосипеде, из обуви предпочтительны кроссовки с твёрдой подошвой.
Путешествовать на велосипеде лучше всего по дорогам местного значения с асфальтовым или песчано-гравийным покрытием; скоростные шоссе (автобаны) и дороги союзного значения для велотуристов не рекомендуются из-за повышенной их опасности, обусловленной интенсивным движением автотранспорта и высокой загрязнённостью воздушного пространства над ними. Путешествовать на велосипедах можно на всей терр. страны. Однако начинающим велотуристам рекомендуются Центр, Прибалтика, Карпаты, Крым, Урал. В Прибалтике, Поволжье и Центр, р-нах Европ. части России преобладают равнинные дороги (иногда без покрытия), проходимые в любую погоду. Большая часть маршрутов идёт по лесистой местности, в Прибалтике - вблизи озёр и вдоль мор. берега. В Крыму и Карпатах маршруты пролегают по пешеходным тропам и полонинам, в дождливую пору трудно проходимым; поэтому по Карпатам лучше путешествовать летом (весной и осенью часты дожди), а по Крыму - весной или осенью (в это время там сухо и тепло, но не жарко). На Урале типичными являются лесные горные дороги, иногда заросшие или заболоченные; наибольшей популярностью пользуются живописные р-ны Ср. и Юж. Урала. Многодневные походы и путешествия на велосипедах совершаются, как правило, группами: оптимальный состав группы 4-6 человек. Такая группа достаточно мобильна, способна быстро оказать необходимую помощь пострадавшему и устранить техн. неисправность велосипеда.
Важнейшим условием обеспечения безопасности велопохода является строгое соблюдение правил дорожного движения. Чтобы максимально уменьшить вероятность несчастного случая, необходимо снижать скорость движения на спусках, особенно на дорогах с плохим покрытием, а также при движении по мокрому шоссе или грунтовой дороге с лужами (вода может закрывать глубокие выбоины и ямы). Нельзя двигаться по дорогам в сумерки и ночью. Перевозимый груз надо закреплять на велосипеде, т. к. у велотуриста с рюкзаком на спине снижается устойчивость во время движения, раньше приходит усталость. Безопасность велопутешествий также во многом зависит от техн. состояния велосипеда и умения управлять им, особенно на плохой дороге и при преодолении препятствий (к естеств. препятствиям в В.т. относятся горные дороги и перевалы, труднопроходимые лесные тропы, участки бездорожья, броды, овраги). Поэтому техн. осмотр велосипедов необходимо проводить ежедневно и любые замеченные неисправности сразу же устранять.
Соревнования по В.т. проводятся в целях проверки готовности велотуристов к походам, совершенствования навыков управления велосипедом и техники преодоления препятствий, а также для обмена опытом в подготовке и проведении велопоходов. Соревнования позволяют определить сильнейшие коллективы и отд. участников, чей опыт и знания могут быть использованы для развития В. т. в стране. Соревнования проводятся обычно по 4 видам: преодоление полосы препятствий, фигурное вождение, триал и ралли. Наиболее распространённый и зрелищный вид - преодоление полосы препятствий, куда входят: переправа через реку с велосипедом вброд и по бревну, замена "неисправной" детали велосипеда, подъём и спуск по склону, езда по песку или осыпи и др.
Походы в В.т. подразделяются на 5 КС в зависимости от протяжённости маршрута, продолжительности похода, сложности рельефа, высоты над уровнем моря, характера препятствий и т. д. Напр., маршрут похода 1 КС может проходить по любым дорогам, его протяжённость не менее 250 км. продолжительность 6 дней. Маршруты походов 3 КС (протяжённость не менее 600 км, продолжительность похода 10-12 дней) включает несложные горные перевалы высотой до 1000 м либо песчано-гравийные и грунтовые дороги, полевые и лесные тропы - не менее 40% маршрута. Маршруты походов 5 КС (протяжённость св. 1100 км, продолжительность более 16 дней) прокладывают обычно по горным р-нам с преодолением неск. перевалов, по горным тропам и автодорогам на высотах 3000-4000 м. При путешествии по пустыне или тайге маршрут похода 5 КС прокладывается через малонаселённую местность, причём не менее 60% протяжённости маршрута должны приходиться на естеств. грунтовые дороги и тропы с труднопроходимыми участками, бродами, завалами, осыпями и др. препятствиями.
Спорт. разряды и звания по В.т. присваиваются велотуристам при выполнении ими соответств. требований и норм Единой всес. спортю классификации. Так 3-й разряд по Т. присуждается тем, кто участвовал в велопоходе 1 КС. Для получения 2-го разряда требуется принять участие в походе 2 КС и руководить походом 1 КС. Норматив 1-го разряда включает руководство походами 1-3 КС и участие в походе 4 КС. Для присвоения звания "Кандидат в мастера спорта" необходимо участвовать в походе 5 КС и провести в качестве руководителя поход 4 КС. Звание "Мастер спорта" присваивается велотуристам, участвовавшим в неск. походах 4 и 5 КС и имеющим опыт руководства не менее чем двумя походами 5 КС (для женщин - походами 4 КС).
Лит: Булгаков А.А., Велосипедный туризм для всех, М., 1984;
Попчкковский В.Ю., Организация и проведение туристских походов, М., 1987;
Архипов Е.М., За здоровьем на велосипеде, М., 1989;
Туристские спортивные маршруты, М., 1989;
Онучин А.А., Велотуризм, Таш., 1990.
"ВЕРЁВКА",
условная единица длины, равная наиб. распространённой длине осн. верёвок (30 или 40 м). Используется в альпинизме и горном Т. для измерения расстояний на участках маршрута с подъёмом, спуском или
траверсом, где требуется навеска перил или попеременное движение. На таких участках обычно приходится выполнять весь комплекс страховочных действий - от подготовки личных средств
страховки (страховочных поясов, жумаров, восьмёрок и т.д.) до создания точек закрепления верёвки, оборудования позиций для страховки, мест накопления участников и т. д. Применение термина "веревка" позволяет лаконично характеризовать трудоёмкость прохождения маршрута (напр., "Вертикальные перила на ледовом склоне на 3 веревки", "Подъём по крутым скалам с попеременной крючьевой страховкой протяжённостью 5 веревок").
ВЕРЁВКИ
туристские, являются осн. техн. средством для страховки в тур. походе и передвижения туристов на сложных участках
рельефа. Изготовляются из синтетич. (капроновых, перлоновых, нейлоновых)
прядей, образующих сердцевину сложной конструкции, к-рая окружена
защитной оплёткой, — т. н. плетёные В. (рис.1).
Для страховки и передвижения туристов на маршруте служат В., называемые
основными, имеющие диам. 9—12 мм и погонную массу 50—90 г/м. Испытание
прочности и качеств новой В. производится на образцах, отрезанных от
бухты (150—500 м). В. диам. 11—12 мм подвергается 4 рывкам
выбрасываемого груза массой 80 кг, В. диам. 9—10 мм — 10 рывкам
при массе груза 40 кг. Кроме того. образцы доводятся до разрыва при
статич. нагрузке (рис. 2). Осн. техн. данные страховочных В. приведены в
табл.
В
качестве опоры при передвижении, а также для навески перил лучше
применять относительно жёсткие В., слабо удлиняющиеся под нагрузкой;
для страховки — более упругие, способные поглощать за счёт значит,
удлинения (до 30%) часть энергии рывка в случае падения туриста. В.
должна хорошо скользить и завязываться в узлы,
быть лёгкой и удобной в работе, сохранять свои качества в течение длит.
эксплуатации. При организации страховки обычно применяют одну (т. н.
одинарную) В. диам. не менее 11 мм; на сложных участках маршрута, где
возможен срыв со свободным падением, используют двойную В. — две В.
одинакового (как правило, 9—10 мм) либо разного (напр., 11 и 9 мм)
диаметра. При работе с двойной В. обычно подбирают концы разного цвета.
Для навески перил могут служить осн. В. любого диаметра. Работая с В.,
необходимо учитывать, что в узле происходит значит, снижение прочности
В. (напр., в узле «стремя» на 40%, в узлах «булинь» и «восьмёрка» на
25%). Прочность В. на перегибе в карабине снижается на 30%. Обычная
длина одной В. (или, как принято говорить, конца В.) 40 м — условная
единица длины, наз. «верёвка». Для лыжных, горнолыжных, пешеходных и
несложных горных походов достаточно иметь концы В. дл. 25—30 м. В
сложных горных и спелеомаршрутах применяют В. дл. 45—80 м и более. Срок
службы страховочной В. в зависимости от интенсивности и условий
эксплуатации от 2 до 6 лет. Сохранность В. необходимо проверять перед
походом, а также после прохождения каждого участка маршрута, где она
могла быть повреждена. В. со значит. повреждениями оплётки или
выдержавшую большую динамич. нагрузку нельзя использовать для
страховки, а также в качестве опоры при передвижении без дополнит,
(страховочной) В. В случае намокания В. просушивают в тени, при сильном
загрязнении стирают в тёплой мыльной воде с тщательным выполаскиванием,
хранят в прохладном, сухом, закрытом от прямого солнечного света месте.
Чтобы уменьшить намокание, В. пропитывают спец. составами. Основные В.
переносят смотанными в одинарные или двойные кольца (рис. 3).
Для грудных обвязок и «беседок» (см. Обвязки
страховочные) в несложных походах, для закрепляемых на выступах и
крючьях петель самостраховки и петель при навешивании перил, а также вместе
с осн. В. при переправах и спусках, как правило, используется плетёная
капроновая В. диам. 6—8 мм, наз. вспомогательной или репшнуром. Репшнур
выдерживает до разрыва не менее 500 кг статич. нагрузки. Для этой же цели
служит плетёная капроновая лента диам. 20—30 мм такой же прочности.
В
ситуациях, когда применение В. не связано непосредственно с безопасностью
людей (подстраховка рюкзаков и др. предметов снаряжения, увязка грузов и
вьюков, сооружение носилок и т. п.), можно использовать любые В. (в т. ч.
кручёные), а также В. и ленты из сизаля, пеньки, хлопчатобумажные с
прочностью на разрыв 100—150 кг.
Торможение В. (троса) применяется для регулирования (вплоть до остановки)
движения при спуске людей или груза, а также при динамич. страховке.
Для торможения В. используют выступы рельефа (рис. 4); карабин, навешиваемый
на выступы или искусств, точки опоры (крючья, закладки, ледовый столбик,
проушина, снежный якорь, ледоруб и т. п.) непосредственно или с помощью
петли (рис. 5 и 6); тормозные приспособления без возможности блокировки В. —
«шайба Штихта», «лягушка», «восьмёрка» (рис. 7);
тормозные приспособления, блокирующие В., — «лепесток», бугель Мунтера,
«букашки» Кашевника, «рогатка», «решётка», «каталка» (рис. 8);
автоматически блокирующиеся фрикционные устройства Петцла и Серафимова (рис.
9); карабинные тормоза (рис. 10), карабины в сочетании с тормозными узлами
(рис. 11), а также корпус и руки туриста. Торможение В., в к-ром принимают
участие только корпус и руки, применяется при страховке через плечо и
поясницу (см. рис. 4,6 и в к ст. Страховка}, иногда
в качестве дополнит. страховки при спуске спортивным («сванским») способом
и классич. «дюльфером». Торможение В. через корпус и руки в сочетании с
тормозными приспособлениями используется при динамич. страховке и разл.
способах спуска по В. (рис. 12 и рис. 13). Для торможения троса, как
правило, применяют блок-тормоз (см.
Блок) и фрикционные устройства: «трубку», «лесенку», «кассету» Рогожникова (рис. 14).
Степень торможения зависит от трения, развиваемого в местах опоры В. (троса)
и в тормозных приспособлениях, а также от усилия туриста, удерживающего
(«протравливающего») ненагруженный свободный конец В. Под блокировкой
подразумевается обеспечение неподвижности В. или троса относительно
тормозного устройства либо тормозного устройства относительно В. (троса)
без приложения удерживающего усилия человека.
Иногда торможение В. осуществляется с помощью амортизаторов.
ВЕСЛО,
приспособление для продвижения гребного судна по воде. В водном Т.
используются преим. байдарочные, канойные и шлюпочные В. (обычно распашные,
реже вальковые), а также спец. В. для управления движением плота —
гребь.
Байдарочное В. состоит из веретена, 2 лопастей и 2 водосбрасывателей (рис.,
а); канойное и шлюпочное распашное В. — из веретена, лопасти и рукоятки
(рис., б, в). Длина байдарочных и канойных В. подбирается с учётом роста и
длины рук гребцов и высоты сиденья над уровнем воды, к-рая в свою очередь
зависит от ширины судна, точнее от расстояния между гребцом и наружным
обводом судна (чтобы В. при гребле не задевало бортов лодки). Длина
байдарочного В. обычно выбирается равной росту гребца с вытянутой рукой;
лопасти В. для эффективного выполнения всех гребков управления развёрнуты
под углом 90°. Размеры лопасти байдарочного В.: шир. до 200 мм, дл. до 500
мм, длина скоса лопасти до 200 мм. Длина канойного В. выбирается по росту
гребца — до его переносицы. Размеры лопасти канойного В.: шир. до 220
мм, дл.
до 600 мм, длина скоса лопасти
до 200 мм. Длина шлюпочных В. О достигает 2,2—2,5 м при длине лопасти
450—600 мм и шир. 150—180 мм. Чем длиннее В., тем меньше должна быть площадь
его лопасти. Большинство В. для тур. судов изготавливают из
дюралюминиевых труб диам. 30—32 мм (веретено) и дюралюминиевого листа толщ.
1—1,6 мм (лопасть). Лопасти дюралюминиевых В. профилируют для придания им
жёсткости; выпуклости обращены против прямого хода В. при гребке.
Лит.: Путешествия на гребных судах, М., 1979.
ВЕТРОЗАЩИТНАЯ МАСКА, предназначена для защиты лица в зимних и горных походах от воздействия ветра при пурге, низких температурах и т.д. Маска полностью закрывает лицо, имеет овальную форму, прорези для глаз и рта. Выполняется из плотной, паропроницаемой ткани (брезент, перкаль, сукно) или меха с коротким ворсом; на голове закрепляется с помощью тесемок, эластичных шнурков или резинок. В зимнем походе функции В.м. может выполнять капюшон с пушистой меховой оторочкой, которая при необходимости стягивается на лице в узкую полосу.
«ВИБРАМ»,
вид подошвы для спорт. обуви из толстой резины с глубоким рифлением, а также
ботинки на такой подошве для занятий Т. или альпинизмом. Особая форма
рифления и физ.-механич. свойства резины (малый уд. вес, прочность, износоустойчивость,
высокий коэф. трения) создают надёжное сцепление подошвы «В.» на скалах
(даже мокрых), снегу, ноздреватом или покрытом каменной крошкой льду. На
гладком льду «В.» используются в сочетании с «кошками» (рис.).
Различают ботинки «В.» двух типов: облегчённые, с относительно тонкой
подошвой и одинарным кожаным верхом, и имеющие толстую двухслойную (с
заменяемым по мере износа ниж. слоем) подошву и двойной кожаный верх либо
одинарный верх из толстой кожи и внутр. вынимаемый ботик из кожи или
синтетич. утеплённого материала. «В.» первого типа используются в пешеходных
и несложных горных походах, «В.» второго типа — преим. в летних высокогорных
походах, а в зимний период — в горных, лыжных и горнолыжных походах.
Высокогорные ботинки «В.» имеют глухой клапан под шнуровкой,
препятствующий попаданию внутрь воды при переправах, и жёсткий носок,
позволяющий выбивать ступени в твёрдом снегу, не травмируя пальцы ног. С
кон. 80-х гг. назв. «В.» применяют также к аналогичным ботинкам с подошвой
из рифлёной пластмассы.
ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ, путешествия, походы, осуществляемые туристами в пределах территории собственной страны.
ВОДА ПИТЬЕВАЯ. Природную воду (кроме родниковой и воды из высокогорных чистых ручьёв) необходимо подвергать очистке и обеззараживанию. Воды поверхностных источников (рек, озёр) часто непригодны для питья, т.к. они могут содержать болезнетворные микроорганизмы, ядохимикаты и др. токсичные вещества. В связи с этим предпочтительнее использовать подземные воды. Если вода взята из непроверенного источника, то её следует кипятить не менее 30 мин. Не рекомендуется брать воду непосредственно из озера или болота. На низком берегу в нескольких м от воды надо выкопать ямку, а когда она наполнится водой, аккуратно вычерпать воду. После повторения такой операции 2-3 раза в ямке оказывается очищенная (отфильтрованная) вода, и после кипячения её можно употреблять. Продезинфицировать воду можно также алюминиевыми квасцами (щепотка квасцов на ведро воды), перманганатом калия (сделать бледно-розовый раствор и выдержать его в течение 1 ч), таблетками пантоцида (растворить 1-2 шт. на 1 л воды и оставить на 30 мин). При сильном загрязнении дозу пантоцида следует удвоить. После отстаивания вода светлеет, её фильтруют, пропуская через несколько слоев марли. Для обеззараживания воды пригоден 5%-ный спиртовой раствор иода (2-3 капли на 1 л воды, хорошо перемешать и дать воде отстояться в течение 1ч).
Для очистки и обеззараживания воды часто используют и растения, например бересту берёзы, кору ивы, вербы, дуба или бука. На ведро воды надо взять 100-150 г коры и кипятить 30-40 мин либо настаивать в тёплой воде не менее 6 ч. Можно взять также молодые ветки ели, сосны, пихты, кедра или можжевельника из расчёта 100-200 г на ведро воды и кипятить 30-40 мин; затем добавить несколько щепочек ольхи, дуба, ивы (ветлы) или сосны и прокипятить ещё 10-15 мин. Когда вода остынет, вынуть ветки, кору и аккуратно слить воду в чистую посуду, отделив бурый осадок, образовавшийся на дне ведра. В степной местности для обеззараживания воды используют травы: ковыль, перекати-поле, тысячелистник или фиалку полевую (200-300 г травы на ведро воды с последующим кипячением в течение 20-30 мин).
Приведённые способы не позволяют очистить воду от ядохимикатов и химических удобрений, поэтому в сельских районах воду следует брать только из колодцев либо источников, которыми пользуются местные жители.
ВОДНО-СОЛЕВОЙ РЕЖИМ,
питьевой режим, нормирование объёма, периодичности, а также хим. состава выпиваемых жидкостей с учётом физич. нагрузки, состояния организма человека и климатич. условий. Рациональный питьевой режим должен обеспечивать оптимальный водно-солевой баланс (соотношение между кол-вами поступивших в организм и выведенными из него воды и минер, солей) и высокую работоспособность человека. Питьевая норма зависит от возраста, пола, массы тела, физич. активности, темп-ры окружающей среды и др. факторов. В обычных комфортных условиях в среднем в сутки взрослому человеку необходимо 35-40 мл воды на 1 кг массы тела. При дефиците воды появляются жажда, сухость во рту, снижается аппетит, уменьшается потоотделение, падает работоспособность. Избыток воды в организме может наступить вследствие нарушения терморегуляции и чрезмерного потребления воды в условиях жаркого влажного климата, что сопровождается слабостью, головокружением, головной болью, тошнотой, рвотой.
В.-с.р. тесно связан с режимом питания, т. к. с пищей поступает значит, кол-во воды и минер, солей, к-рые определяют потребность организма в воде и способность удерживать её в крови и тканях. Потребление пищи, богатой белками и минер, солями, увеличивает потребность в воде.
Во время тур. похода нежелательны как избыточное потребление воды, так и отказ от неё, подавление чувства жажды (с помощью соли и солесодержащих напитков), т. к. это в равной мере снижает работоспособность и эмоциональный настрои человека. Суточное кол-во воды, необходимое туристу, колеблется в широких пределах в зависимости от климатич. условий, физич. нагрузок и степени подготовленности участника похода. Напр., в жарких пустынных р-нах требующая компенсации потеря влаги только с потом может достигать 10 л в день.
В несложных походах туристу обычно хватает обильного (до полного утоления жажды) питья за ужином и более огранич. кол-ва жидкости за завтраком. Обычно утром и вечером требуется по 0,5-0,7 л жидкости на человека; примерно столько же употребляется в обед или на перекусе. В жаркие дни, если на маршруте не предвидятся источники воды, необходимо иметь её запас для перекуса и на короткие привалы из расчёта 0,7-1,0 л на человека.
Пить на маршруте рекомендуется на малых привалах небольшими порциями (по 100-150 мл), что способствует более совершенной терморегуляции в организме. Неуёмная жажда на маршруте, как правило, свидетельствует о слабой физич. подготовке или болезни участника похода. Пить следует медленно, небольшими глотками, добавив в воду лимонную кислоту, спорт. сухие смеси типа "Олимпия", фруктовые сиропы. Хорошо зарекомендовал себя сухой напиток типа "шипучки", к-рый легко приготовить из питьевой соды и лимонной кислоты. Хорошо утоляет жажду холодный чай, растворы концентрир. томатного сока или пасты с солью. Воду можно пить также с сахаром, конфетами или заедать сухофруктами. Не следует пить до полного утоления жажды; для устранения сухости во рту можно сосать сухофрукты, кислые конфеты.
В зимних походах, когда нет возможности добывать питьевую воду во время движения, а двухразовое питьё воды за завтраком и ужином часто не удовлетворяет потребности в ней, желательно иметь запас жидкости (чай, бульон) в термосах расчёта 0,5-0,8 л на человека. В горах, особенно в р-нах с жарким климатом, происходит повышенная потеря влаги в основном через лёгкие из-за увеличения объёма лёгочной вентиляции. Для компендии этих потерь в пищевой рацион вводят до 5 л жидкости в виде разл. напитков. При отсутствии открытых источников воду собирают хлорвиниловыми трубками со скал или с краёв снежников. Эффективно получение воды на солнце из снега, набросанного тонким слоем на лавинную лопату или полиэтилен. См. также
Вода питьевая.
ВОДНЫЙ ТУРИЗМ, походы по рекам, озёрам, морям и водохранилищам на
судах туристских, а также путешествия по водным маршрутам на теплоходах.
В В.т. удачно сочетаются элементы познавания, активного отдыха, оздоровления и спорта. Он доступен практически каждому здоровому человеку независимо от возраста. Этому способствует также наличие в распоряжении туристов довольно большого числа разборных байдарок, надувных лодок и катамаранов, а также др. видов тур. судов, зачастую собств.
конструкции.
В самом простом походе турист-водник должен уметь хорошо плавать, собрать (при необходимости построить) и отремонтировать судно, правильно упаковать, разместить и защитить от воды продовольствие и снаряжение; правильно садиться и сходить с судна, грести и управлять им, подходить, причаливать к берегу и отваливать (отходить) от него. Турист-водник обязан хорошо знать и распознавать препятствия, встречающиеся на водных маршрутах, владеть приёмами их преодоления. В противном случае возможны аварии, которые могут привести к
травмам,
переохлаждению организма и асфиксии (утоплению). Турист должен уметь применять разл. способы самостраховки и взаимной
страховки, быть готовым оказать
первую помощь, особенно при утоплении. Страховка обязательна при прохождении не только сложных и опасных препятствий, но и потенциально опасных участков водоёма. Цель страховки - как можно скорее поднять из воды на берег или на страхующее судно пострадавший экипаж и вытащить аварийное судно.
Большинство туристов-водников совершают свой первый поход на каркасно-разборной
байдарке. Это судно наиболее подходит для приобретения начальных навыков плавания и управления судном, умения ориентироваться на реке, загодя, издали распознавать препятствия (как говорят, "читать воду").
В 1960-70-х гг. широкое распространение получило плавание на лодках и плотах по горным рекам, усовершенствовалась техника плавания на гребных тур. судах. Во мн. регионах проводятся соревнования по технике В.т., результаты к-рых позволяют судить о степени готовности тур. групп к водным путешествиям.
Лит.: Путешествия на гребных судах, М., 1979,
Краткий справочник туриста, 3 изд., М., 1985;
Водный туризм, М., 1990.
ВОДОПАД, падение воды в реке с уступа (крутизной более 45°), пересекающего речное русло. Вода может падать по неск. уступам подряд, образуя серию последовательно расположенных В. -
каскад. При крутизне уступа менее 45° падающий поток воды наз. водоскатом или
водосливом. Небольшие В. на севере часто наз. падунами.
В. со сравнительно малым расходом воды, а также "сезонные" В. встречаются практически во всех горных р-нах.
В. с пологим падением и водоскаты можно проходить на крупных тур. судах. если высота слива меньше длины судна. В. с крутым падением, высота к-рых равна или больше длины судна, непроходимы на плаву; такие В. обходят по берегу (см.
Обнос). Плавание по рекам с В. требует строжайшего соблюдения всех необходимых мер безопасности, макс. использования страховки, тщательного изучения лоции интересующего участка реки и обязательной предварит. разведки.
ВОЛНА СТОЯЧАЯ, речная волна, неподвижная относительно берегов (в отличие от подвижных волн - ветровых или приливных). Обычно стоячая волна образуются на
порогах и водосбросах вследствие столкновения осн. потока с поперечным и (или) обратным потоками, возникающими при встрече с препятствиями (неоднородностями) в русле реки либо при слиянии двух потоков, напр. в местах впадения в реку крупных притоков (в таких местах иногда образуется не одна, а множество мелких В.с. - "толчея"). Если гребень В.с. перпендикулярен направлению течения реки, то волна наз. прямой; В.с., гребень которой направлен под острым углом к течению, наз. косой. Прямые В.с. образуются, как правило, из-за искажения потока у дна реки, напр. за грядой подводных камней; косые В.с. возникают чаще всего у изломов береговой линии, напр. у скалистых выступов. Важная характеристика В.с. - длина ее ската, которую обычно сравнивают с длиной тур. судна: волна считается крутой, или короткой, если длина её ската меньше половины длины судна, и пологой, или длинной, если длина ската превышает длину судна. У очень крутых (коротких) В.с. гребень образует как бы водяной козырёк, направленный встречно течению.
В.с. представляет определ. опасность для плавания - она может стать причиной аварии тур. судна (особенно лёгкого), привести к его перевороту. Чтобы этого не случилось, судно при переходе через В.с. направляют перпендикулярно гребню. На байдарках иногда крутые В.с. преодолевают лагом (бортом к волне) с открениванием байдарки, опираясь на весло. Такой способ прохождения В.с. требует слаженных и особенно чётких действий всего экипажа.
Лит.: Путешествия на гребных судах, М., 1979.
ВОЛОКУША,
приспособление; используемое в лыжных походах для индивидуальной или групповой
перевозки грузов, либо пострадавшего. В качестве В. можно использовать детские
пластмассовые санки (рис. 1). Они имеют обтекаемую форму и хорошо скользят по
любому снегу. В бортах санок просверливают отверстия, через к-рые пропускают
капроновый шнур для увязки уложенного в мешок груза. Грузоподъёмность такой В.
15—20 кг. В. можно сделать из дюралюминиевого листа с загнутыми передним краем и
бортиками. При движении по наледи или твёрдому снегу В. для рюкзаков делают из
лыж; носки лыж связывают репшнуром или ремнём, у креплений привязывают две
поперечины для рюкзака (рис. 2). Для перевозки заболевшего групповую В. можно
сделать из неск. (2—3) листов дюралюминия, прикрепляемых на лыжи шурупами
(рис. 3). Такая В. наиболее удобна для транспортировки пострадавшего.
Лит.: Лукоянов П. И., Свет В. Л., Самодельное снаряжение для лыжного
туризма, М.,1988.
ВОСХОЖДЕНИЕ,
горовосхождение, подъём на горную вершину со спорт., науч. или иными целями. Маршруты В. оценивают 6
категориями трудности (каждая из к-рых дополнительно делится на полукатегории А и Б) в зависимости от абс. высоты вершины над уровнем моря, разности высот вершины и её подножия, общей протяжённости маршрута, техн. сложности и протяжённости наиболее сложных участков, климатич. особенностей р-на. Подход к вершине и спуск с неё при классификации маршрута не учитываются.
Самая лёгкая категория 1А. Восхождения различают также по преобладающему характеру рельефа (скальное, ледовое, снежное, смешанное В. и т. д.), крутизне подъёма (напр., при ср. крутизне подъёма св. 65° В. наз. стенным), по высоте вершины (напр., при выс. св. 5500 м В. наз. высотным), в зависимости от времени года (напр., в период с ноября по апрель включительно - зимним). Пример классификац. записи маршрута: Зимнее скальное стенное В. 4А КС.
ВСЕМИРНАЯ ТУРИСТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО), международная неправительственная орг-ция, созд. в 1975 на основе Междунар. союза офиц. тур. орг-ций (МСОТО) с целью повышения роли Т. в укреплении междунар. экон. развития, содействия взаимопониманию и миру между народами. Штаб-квартира в Мадриде. Согласно уставу в ВТО входят: действит. члены - представители гос-в, т.н. ассоциир. члены - представители территорий, не имеющих внешнеполитич. самостоятельности, и присоединившиеся члены - представители междунар. и нац. орг-ций, ассоциаций, связанных с Т. или представляющих интересы тур. бизнеса. К 1990 в ВТО состояло 106 гос-в.
Деятельность ВТО охватывает экон., социальные, правовые, адм., экол., статистич., техн. и др. аспекты междунар. и внутр. Т., вопросы подготовки кадров. В рамках соглашения с ООН о сотрудничестве (1978) ВТО взаимодействует с экон. и социальным советом ЮНЕСКО, участвует совместно с региональными и специализир. орг-циями ООН в разработке и осуществлении программ развития Т.
Руководящие органы ВТО: Ген. ассамблея (собирается 1 раз в 2 года), Исполнит. к-т (собирается 2 раза в год), избираемый Ген. ассамблеей сроком на 4 года, и Секретариат во главе с ген. секретарём, назначаемым Ген. ассамблеей. В составе ВТО действуют постоянные и временные проблемные к-ты и рабочие группы, а также региональные комиссии для Европы, Америки, Бл. Востока, Вост. Азии, Тихоокеанского региона и Юж. Азии; имеются К-т присоединившихся членов, Высший уч. центр по Т. и центр тур. документации, Деятельность ВТО финансируется за счёт членских взносов и из спец. фондов ООН.
Лит.: Уваров В.Д., Борисов К.Г. Международные туристские организации. Справочник, М., 1990.
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТУРИЗМА, учреждён на III сессии Ген. ассамблеи
Всемирной туристской организации (ВТО), состоявшейся в 1979 в Маниле. Отмечается с 1980 ежегодно 27 сентября. Проводится с целью пропаганды Т., освещения его вклада в развитие культурных связей, обеспечения взаимопонимания между народами. Форма проведения В.д.т. определяется самим гос-вом в соответствии с темами (лозунгами), рекомендованными на каждый конкретный год секретариатом ВТО (1980 - "Вклад туризма в сохранение культурного наследия, укрепление мира и взаимопонимания"; 1986 - "Туризм - важный фактор мира на Земле"; 1989 - "Туризм создаёт единство в мире"; 1990 - "Гаагская декларация по туризму"; 1991 - "Связь, информация и образование - движущие факторы развития туризма").
Празднование В.д.т. отражает итоги деятельности правительственных и общественных орг-ций и коммерч. фирм в сфере междунар. и внутр.
туризма. К В.д.т. обычно приурочивают выпуск разнообразных тур. материалов в печати, на радио и телевидении, демонстрацию тур. кинофильмов, выставки тур. снаряжения, показательные выступления туристов-спортсменов, концерты
песни туристской,
ярмарки туристские и др. мероприятия.
ВСЕСОЮЗНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ТУРИЗМА, созд. в 1957 в Москве с целью развития самодеят. Т., разработки тур. маршрутов и организации произ-ва тур. снаряжения. В 1961 В. ф. т. была ликвидирована, а её функции переданы комиссиям по видам Т. и разделам работы
Туристски-экскурсионного управления ВЦСПС. В июле 1976 Секретариат ВЦСПС принял постановление о создании Федерации Т. при ЦСТЭ и соответствующих подразделений на местах. В задачи федерации входили: активизация Т. в добровольных спорт, об-вах, создание
туристских клубов и оказание помощи в работе
туристских секций на пр-тиях, в орг-циях и учреждениях, подготовка
туристских общественных кадров, организации
слетов туристских и соревнований туристских, развитие школьного и юношеского Т.
Возрастание социальной значимости Т. и стремление к более полной реализации его потенциальных возможностей как наиболее массового вида активного отдыха потребовали новых форм организации и управления самодеят. Т. В связи с этим Федерация Т. в 1976 была снова преобразована во В. ф. т., в задачи к-рой входили: реорганизация работы тур. клубов применительно к новым условиям хозяйствования, охрана окружающей среды, повышение уровня учебно-тренировочной работы с туристами-спортсменами, разработка и произ-во тур. снаряжения, обеспечение тур. орг-ций картами и описаниями маршрутов, пропаганда Т., расширение междунар. тур. связей. В 1990 В. ф. т. выступила инициатором организации Туристско-спортивного союза СССР.
|