Районирование
туристское
Распорядок дня
Растяжение, см.
Травмы
Рацион пищевой, см.
Питание
Реклама
Рекреация
Ремонтный набор
Репшнур, см.
Веревки
Ресурсы туристские
Российское общество туристов
Руководитель
похода
Руководитель туристской группы
Руль
Русское горное общество
Рюкзак |
|
|
РАЙОНИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЕ, выделение р-нов с целью
систематизации геогр, информации о Т. и выявления терр. закономерностей его
развития. Р.т. позволяет получить целостное представление о состоянии, факторах
и перспективах развития Т. на всех частях терр., сравнить их между собой и
использовать эти сведения в планировании и управлении Т. При Р.т. по
совокупности районообразующих признаков выделяют терр. единицы разл. таксономич.
ранга - тур. зоны, р-ны, подрайоны и др. Р.т. может проводиться как для Т. в
целом, так и для отд. его видов. В Р.т. терр. быв. СССР, проведённом для
развития системы рекреационного районирования, учтены степень развития Т. в тур.
р-нах, их значение (общесоюзное, межрайонное, местное), функциональная
направленность (оздоровительная, познавательная, спортивная).
РАСПОРЯДОК
ДНЯ туриста, предусматривает такое чередование видов деятельности
туристов в походе, к-рое обеспечивает достижение поставленной цели. Обычно в Р.
д. предусматривают: утреннее бивачное время (подъём, завтрак, подготовка к
выходу), ходовое время (переходы по маршруту с короткими привалами или
тренировочные занятия в лагере), большой привал (обед,
отдых), вечернее бивачное время (оборудование лагеря, ужин, свободное время),
ночной отдых (сон). Конкретное расписание на день зависит от характера
путешествия, сложности маршрута, природных и погодных условий, подготовленности
туристов. Примером может служить Р. д. для пешего многодневного маршрута.
День начинается с подъёма дежурных за 1—1,5 ч до общего подъёма группы, чтобы
успеть приготовить завтрак. Общий подъём в 7—8 ч утра. В горах, если предстоит
переправляться через горные реки или преодолевать участки пути, где возможен
камнепад или сход лавин, а также в очень жаркие дни подъём назначается за 2—3 ч
до рассвета, когда неблагоприятное влияние солнечной радиации минимально; зимой
подъём до рассвета позволяет полнее использовать короткий световой день. В
зимних походах, особенно в тундровой зоне, общий подъём часто приурочивают к
завтраку, чтобы максимально использовать тепло палатки. До завтрака туристы
готовятся к выходу — свёртывают палатки, укладывают рюкзаки, готовят снаряжение.
Во время завтрака обсуждается план предстоящего дня, уточняется порядок движения
и т. д. По окончании завтрака раздаётся карманное питание, убирается или
сжигается мусор, гасится костёр, при необходимости
проводится мед.контроль.
Ходовое время обычно составляет от 4—5 ч (в путешествиях с детьми) до 8—9 ч (для
спорт, походов); в отд. дни на сложных участках пути ходовое время может
достигать 10—12 ч и более. В походе движение следует чередовать с привалами.
После 3—5 переходов организуется большой привал на 0,5—1,5 ч для обеда и отдыха,
а при жаре — на 3—4 ч, пока не станет прохладнее. После большого привала делают
ещё 2—4 перехода и останавливаются на ночлег (в однодневных маршрутах и
походах выходного дня, когда туристы идут налегке,
длительность перехода может быть увеличена до 3—4 ч).
Вечернее бивачное время отводится на постановку лагеря, организацию ужина,
подведение итогов дня, ремонт снаряжения, вечерний мед. контроль, личные нужды.
После ужина дежурные получают у завхоза продукты на завтрак и готовят всё
необходимое на следующий день — запасают воду, заготовляют дрова и т. д. На сон
отводится 7—8 ч. Во время зимних походов, если группа ночует у костра или печки,
организуются ночные почасовые дежурства; последними заступают дежурные по
лагерю, к-рые будут готовить завтрак.
См. также Поход туристский.
РАЦИОН
ПИЩЕВОЙ (нем. Ration, от лат.
ratio — счёт, перечень), см.
Питание.
РЕКЛАМА
(франц. reclame, от лат. reclamo
— выкрикиваю) в туризме, предусматривает, как правило, пропаганду тур.
путешествий, объектов Т. и т. п. с коммерч. целями (продажа туров или услуг). В
целях Р. используются средства массовой информации (телевидение, печать, радио и
др.), выпускаются плакаты, буклеты, кино- и видеофильмы, путеводители и др.;
устраиваются лекции, встречи с населением,
ярмарки туристские. Преим. коммерч. целям служат выпускаемые тур. фирмами
иллюстрир. каталоги и проспекты, содержащие перечень туров и их стоимость,
указание класса обслуживания туристов по данному туру, описание качества и видов
услуг, программ поездок. Расходы на Р. обычно
закладываются в стоимость тура в размере от 3 до 10% (в зависимости от
популярности тура и уровня его стоимости). В Рос. Федерации и др. республиках
быв. СССР Р. туризма занимаются СТЭ, тур. пр-тия, специализир. тур. кооперативы,
Центр, рекламно-информац. бюро «Турист».
РЕКРЕАЦИЯ
(от лат. recreatio — восстановление), восстановление и
развитие физич. и духовных сил человека посредством отдыха, в т. ч. занятия Т.
Развитие Р. зависит от жизненного уровня населения, степени урбанизации, наличия
рекреац. ресурсов, трансп. доступности к ним и т. д. К рекреац. ресурсам
относятся компоненты природной среды: климат, рельеф, поверхностные и подземные
воды, в т. ч. минеральные, растительность и т. д.,
используемые для удовлетворения рекреац. потребностей. Для проведения активного
отдыха используются природные национальные парки,
заказники, нек-рые заповедники,
а также территории с памятниками природы, историко-архит.
и др. достопримечательностями. По видам использования ресурсов Р. обычно
подразделяют на лечебно-оздоровительную, спортивную и познавательную. Рекреац.
деятельность, как правило, организуется через учреждения, клубы; носит обществ,
характер, но может быть и индивидуальной. Содержание и формы организации Р. со
временем меняется: значение пассивных видов отдыха постепенно снижается,
активных — возрастает.
Исследованием путей повышения эффективности Р. занимаются экономика, социология,
медицина, архитектура и др.; важное место в этом принадлежит рекреац. географии,
к-рая изучает вопросы формирования, размещения и освоения рекреац. ресурсов. В
целях изучения рекреац. ресурсов и способов их использования проводится рекреац.
районирование. Проведено рекреац. районирование терр. быв. СССР и составлена
карта. По плотности сосредоточения пр-тий длительного отдыха и освоенным рекреац.
ресурсам выделены рекреац. зоны, к-рые подразделяются на рекреац. р-ны по
принципу специализации более мелких терр. единиц на
определ. видах Р. (лечении, отдыхе, Т. и т. д).
РЕМОНТНЫЙ
НАБОР, инструменты, материалы и крепёжные детали, необходимые в тур.
походе для починки снаряжения и инвентаря. Обычный состав Р. н.: шило, набор
иголок, ножницы, нитки, молоток, плоскогубцы, отвёртки, напильники, клей, болты,
шурупы, гвозди, шпагат, ремни, наждачная бумага и т. д. (табл.). Р. н. держат в
сумках, напоминающих патронташ, или в плоских широких коробках. Сумку-патронташ
можно сделать из куска плотного капрона или лёгкого брезента, на к-рый нашивают
карманы для инструментов и починочного материала. Гвозди, шурупы, болтики,
заклёпки и пр. мелкие предметы хранят в коробочках с этикетками, Свёрнутая в
рулон и завязанная тесёмками сумка помещается в доступном месте, чтобы при
необходимости её можно было быстро достать, не нарушая упаковки остального
груза. Масса Р. н. от 0,5 до 3—4 кг (в зависимости от сложности,
продолжительности и вида похода).
РЕСУРСЫ
ТУРИСТСКИЕ (от франц. ressource —
вспомогательное средство), совокупность природных, историко-культурных и
социально-экон. объектов, пригодных для использования в целях Т. Выделяют
непосредственные и косвенные Р.т. К первым относятся преим. природные и
историко-культурные ресурсы, используемые самими туристами и отдыхающими
(привлекательность ландшафта, оздоровит. свойства местности, объекты познания и
т. д.). Косвенные (социально-экон.) Р. т. привлекаются для освоения и
использования непосредств. Р. т.; их подразделяют на материально-технические,
финансовые, трудовые и др. По функциональному признаку Р. т. делятся на
оздоровительные, познавательные и спортивные. Важное значение при этом имеет природно-эстетич. ценность территории, к-рая усиливает, или наоборот, снижает их
функциональные качества. Главным источником оздоравливающего воздействия
являются благоприятные климатич. условия в р-не Т. Познават. свойства терр.
обусловлены наличием природных и социально-культурных объектов (памятники
истории и культуры, музеи, нац. особенности и традиции населения, уникальные
объекты природы, культуры, пром-сти и др.). Пригодность местности для проведения
тур. походов спорт, характера определяется наличием мало изменённых человеком
ландшафтов.
В быв. СССР наиболее значительные оздоровит. Р. т. характерны для Ю. и Ю.-З.
Европ. части, а также для большей части Центрального и Волго-Вятского экон.
р-нов. В Азиат, части наиболее благоприятны в климатич. отношении Ю.-В. Ср. Азии
и Казахстана, Приморский край. По насыщенности тур. познават. объектами
выделяются терр. Центрального и Сев.-Зап. экон. р-нов, Прибалтики и Закавказья.
Высокая плотность познават. объектов характерна также для Молдовы и Украины.
Достаточно высока плотность познават. объектов в Волго-Вятском и
Центральночернозёмном р-нах, на Сев. Кавказе, Урале и в Белоруссии. Относительно
невысокая насыщенность познават. объектами характерна для территорий Севера,
Поволжья, Зап. Сибири и Ср. Азии.
Наиболее пригодны для спорт, путешествий Прибайкалье и Забайкалье, Саяны и Тува
в Вост. Сибири, Тянь-Шань и Памир в Ср. Азии, Камчатка и Сахалин на Д. Востоке,
Сев. Кавказ и Закавказье, Сев. и Полярный Урал, Кольский п-ов и Карелия, Алтай,
Карпаты; для этих целей также подходят низко- и среднегорные (Крым, Урал) и
равнинные лесные р-ны; относительно благоприятны равнинные лесостепные;
малопригодны тундровые, степные, полупустынные и низкогорные безлесные р-ны.
Наибольшим природно-эстетич. разнообразием обладают Закарпатье, юг Сев. Кавказа
и Закавказье. Разнообразие природы Сев.-Зап., Волго-Вятского и Центр, р-нов Рос.
Федерации обусловлено прежде всего значит, залесённостью в сочетании с густой
сетью водоёмов и водотоков, а на Кавказе и в Закарпатье гл. роль играют горный
рельеф и залесённость. В Азиат, части наиболее привлекательны для туристов и
отдыхающих ландшафты Ю.-В. Ср. Азии, гор Юж. Сибири и Д. Востока.
РОССИЙСКОЕ
ОБЩЕСТВО ТУРИСТОВ (РОТ), осн. в 1895 в Петербурге как Рус.
туринг-клуб (об-во велосипедистов-туристов) с отделениями в Москве, Киеве, Риге,
Ревеле (Таллинне) и др. городах; с 1901 — РОТ. Имело представительства в 52
городах страны и в 11 зарубежных странах, с к-рыми на договорных началах
поддерживало отношения и осуществляло обмен туристами.
Наиболее активно работало моек. отделение РОТ. Комиссия подмосковного Т.
организовывала воскресные прогулки и экскурсии, комиссия образоват. экскурсий
проводила путешествия по Кавказу, Крыму, Северу и Ср. Азии.
По уставу РОТ лица, внёсшие значит. вклад в развитие Т., избирались почётными
членами, уплатившие единовременный взнос не менее 50 руб. — пожизненными
почётными членами; женщины не могли быть избраны в правление и на др.
руководящие должности. К 1914 об-во насчитывало ок. 5 тыс. членов, гл. обр.
представителей имущих классов. Средства РОТ (членские взносы, пожертвования,
субсидии, доходы от лит. изданий, лекций и др.) составляли его т. н. дорожный и
путевой капитал. Дорожный капитал расходовался на постройки и ремонт автомоб.
дорог и велосипедных дорожек. Из путевого капитала каждый член об-ва мог
получить ссуду на путешествие. РОТ имел свои членские знаки — золотые и
серебряные (большие и малые), а также представительские серебряные знаки (на
булавках или с колечком для часовой цепочки). Свои знаки имели отделения РОТ в
Петербурге, Ревеле, Риге. Для лиц, оказавших РОТ особые услуги или
организовавших важные тур. мероприятия, в 1898 был утверждён спец. жетон. Его
были удостоены, в частности, Н. Турчинский и К. Краснопольский из Варшавы, А.
Краузе и К. Детлофф из Ревеля за издание «дорожников» (путеводителей) для вело-
и автопутешественников по Польше и Прибалтике; К. Рошко, совершивший (1897)
небывалое по тем временам путешествие на велосипеде собств. конструкции по
России и европ. странам (8607 вёрст).
РОТ имело б-ку, собрание отчётов членов клуба о путешествиях, картотеку
фотографий. Выпускало (1899—1913) ежемесячный журн. «Рус. турист» и «Ежегодник
Рос. об-ва туристов» (1899—1907). Деятельность РОТ прервалась в связи с 1-й
мировой войной и была возобновлена к сер. 1920-х гг. В 1929 РОТ вошло в Об-во
пролетарского Т. (см. Общество пролетарского туризма и
экскурсий).
РУКОВОДИТЕЛЬ
ПОХОДА (путешествия), наиболее опытный и авторитетный участник похода
(путешествия), к-рый избирается общим собранием тур. группы. Возглавляет его
подготовку и проведение, отвечает за безопасность и успешное прохождение
маршрута. Руководит подготовкой необходимого снаряжения и продуктов питания,
тщательно изучает р-н и маршрут похода и знакомит с ними всех участников. Задачи
Р. п. — обеспечить оптим. график движения группы туристской
на маршруте и благоприятный психол. климат в коллективе. После возвращения из
похода Р. п. готовит отчёт о походе и передаёт его в тур. орг-цию.
Лит.: Кудинов Б. ф., Организация туристской работы на предприятии, М., 1964;
Стуков Г., За что отвечает руководитель?, «Турист», 1987, №4.
РУКОВОДИТЕЛЬ
ТУРИСТСКОЙ ГРУППЫ, представитель ТЭПО (БПЭ), обеспечивающий
обслуживание туристов на плановых и экскурсионных трансп. маршрутах. Постоянно
находится с группой, содействуя приёму и обслуживанию туристов (знакомство с
программой и условиями обслуживания, оформление документов на проезд, размещение
и питание, организация за дополнит, плату через БПЭ посещений театров, концертов
и т. п.). Для обслуживания одной группы туристской могут
быть назначены руководители от направляющего и принимающего БПЭ или (по
согласованию между ними) — только от одного из них. В зависимости от стажа и
качества работы Р. т. г. присваиваются квалификац. категории. На тур. маршруте
Р. т. г. обеспечиваются бесплатно проездом, а при продолжительности маршрута св.
1 сут — ночлегом и питанием по тур. нормам. При многих БПЭ и ТЭПО созданы
постоянные объединения Р. т. г. для повышения их проф. уровня. К 1990 в стране
насчитывалось ок. 40 тыс. Р. т. г. (в т. ч. работающих временно).
РУЛЬ
судна, устройство для удержания судна на курсе, а также для его поворота на
ходу. Состоит из пера — длинной пластины обтекаемой формы, погружённой в воду, и
румпеля — рычага, соединённого с пером, посредством к-рого перо можно
поворачивать (перекладывать) на разные углы относительно оси судна. Размеры пера
Р. зависят от размеров судна; глубина погружения пера в воду должна быть больше
осадки судна. На мелководье и при проводке судна по течению перо Р. поднимают из
воды. Р. имеют все парусные суда, а также все каркасные байдарки заводского
изготовления; на самодельных байдарках Р. применяется редко. На парусных судах
румпель перекладывают вручную. На байдарках используется ножное управление Р.
Для этого к румпелю крепятся рулевые тяги из тонкого стального тросика; другой
конец рулевой тяги крепится к подвижной педали или к соответств. концу
поворотного коромысла рулевой колонки. Педали и рулевая колонка размещаются
перед задним гребцом. Нажимая на педали ногами или на коромысло рулевой колонки,
гребец может менять положение Р., т. е. задавать требуемое направление движения
судна.
РУССКОЕ
ГОРНОЕ ОБЩЕСТВО (РГО), создано в Петербурге в 1900. Занималось
вопросами организации горного Т.: рекомендовало проводников, разрабатывало
маршруты и меры их безопасности, вело стр-во приютов и хижин и др. Учредителями
РГО были видные учёные — Д. Н. Анучин, В. И. Вернадский, И. В. Мушкетов, П. П.
Семёнов-Тян-Шанский. В работе об-ва участвовали писатель В. А. Гиляровский,
географ Ю. М. Шокальский. РГО имело отделения в Пятигорске, Владикавказе, Сочи,
Верном (ныне Алма-Ата), к-рые занимались также экскурс, работой. Членом
Владикавказского отделения РГО был С. М. Киров, совершивший в 1910 восхождение
на Казбек. К 1910 в об-ве насчитывалось 132 члена, преим. из привилегированных
слоев населения. Благодаря деятельности РГО в 1903 на Кавказе был построен
первый в стране (на вые. 3480 м) горный приют «Ермоловская хижина» (назв. в
честь почётного члена об-ва министра А. С. Ермолова), откуда уже в течение
первого года совершили восхождение на Казбек 30 туристов. В 1928 РГО впервые в
стране ввело практику обеспечения самодеят. туристов льготными (50% скидки)
ж.-д. билетами. В 1929 оно вошло в состав Об-ва пролетарского Т. (см.
Общество пролетарского туризма и экскурсий). В 1901—16
выходил «Ежегодник РГО».
РЮКЗАК,
заплечный мешок, используется туристами для переноски снаряжения, продуктов
питания, личных вещей и т.п. В водных походах грузы транспортируют на судах, а в
походах на велосипедах и мотоциклах снаряжение и пр. перевозят в Р.-контейнерах
или сумах, закрепляемых на багажниках или рамах велосипедов и мотоциклов.
Различают Р. малые (вместимостью до 40 л) — предназначены для детей, применяются
также в походах выходного дня; средние универсальные (40—70 л) — для
походов
продолжительностью 15—20 дней; большие («экспедиционные», 70—110 л) — для длит.
походов. По конструкции все Р. можно подразделить на 3 типа: мягкие, жёсткие
(или станковые) и полужёсткие.
Наибольшее распространение получили мягкие Р.; они просты в изготовлении, имеют
небольшую массу, в сложенном виде занимают мало места. Осн. недостаток мягкого
Р. в том, что его форма, от к-рой во многом зависит удобство и лёгкость
переноски Р., может меняться вследствие естеств. подвижки размещённых в нём
вещей из-за неплотной или неправильно выполненной укладки. Оптимальным считается
такое распределение груза, при к-ром центр тяжести Р. оказывается у спины
несущего Р. на уровне его лопаток (рис. 1); переноска такого Р. требует минимума
энергозатрат. Чем дальше центр тяжести Р. отстоит от спины несущего, тем больше
опрокидывающий момент, действующий на человека с Р. Чтобы скомпенсировать
опрокидывающий момент, человек вынужден наклоняться вперёд; при этом создаётся
большая дополнит, нагрузка на мышцы, обеспечивающие наклон. Угол наклона можно
уменьшить, если максимально приблизить центр тяжести Р. к спине. Для этого при
упаковке наиболее тяжёлые вещи укладывают почти вплотную к спине Р., а лёгкие —
ближе к задней стенке, после чего Р. шнуруют или перевязывают, чтобы
предотвратить смещение вещей при переноске.
Станковый
Р. отличается от мягкого наличием несущей конструкции — станка в виде рамы,
выполненной из стальных стержней, алюминиевых или титановых трубок, к к-рой
крепятся спинка Р. и лямки (рис. 2). Станок фиксирует форму осн. мешка, что
значительно упрощает укладку груза. Такая конструкция позволяет перераспределить
нагрузку на плечи и поясницу, между спиной несущего и Р. остаётся возд.
промежуток, что обеспечивает вентиляцию спины. Станковые Р. удобны, но, как
правило, вместимость их недостаточна для продолжит. походов, требующих переноски
большого кол-ва грузов. Кроме того, их трудно поднимать и спускать на верёвке на
крутых скальных и ледовых склонах и в вертикальных полостях пещер. Да и сам
станок является «мёртвым» грузом для туриста, т. к. на биваке применения ему
пока не нашли. Целесообразно использовать станковые Р. для переноски коробок,
ящиков и т. п. грузов, напр. при организации забросок в длит. экспедициях.
Полужёсткие Р. практически не имеют недостатков, присущих мягким и жёстким
(станковым) Р. Их форма сохраняется за счёт т. н. пластин жёсткости, выполняемых
из пенополиэтилена (толщ. 15—20 мм) или дюралюминия (толщ. 2—3 мм), изогнутых по
форме спины, к-рые либо укладывают в Р. вплотную к спине, либо вставляют в спец.
карман, пришитый с внутр. или внеш. стороны к спинке Р. На биваке пластину
вынимают и используют, напр., как теплоизолирующую подстилку, коврик. Нагрузка,
создаваемая полужёстким Р., перераспределяется на плечи, поясницу и бёдра (через
набедренный, или грузовой, пояс). При рациональной конструкции и оптим. укладке
такие Р. по энергозатратам на их переноску не отличаются от станковых, но
обладают большей вместимостью и более удобны для походов, особенно в горах.
Совр.
универсальный полужёсткий Р., использующийся большинством туристов в походах
высокой категории сложности, состоит из мешка-основы с тубусом-удлинителем,
съёмных боковых карманов и съёмного верх. клапана, плечевых ремней (лямок) и
грузового пояса; для уменьшения вместимости мешка на его задней или боковой
стенках делается шнуровка (рис. 3). Р. дополняется пенополиэтиленовым ковриком
(пластина жёсткости). Нек-рые модели полужёстких Р. могут использоваться в
комплекте со станком. Сам мешок с тубусом, карманы и клапан делают обычно из
синтетич. тканей — прочных, лёгких и износоустойчивых. Такие ткани не набухают
при намокании, не гниют, не «дубеют» на морозе (как, напр., брезент). Наилучшим
материалом для Р. считается капроновая ткань (капроновый авизент, техн. капрон,
капроновая ткань от тормозных парашютов). Для плечевых лямок, грузового пояса,
затяжных ремней, петель и деталей крепления съёмных карманов и клапана
применяются капроновые ленты и ремни, напр. автомоб. ремни безопасности или
ремни от подвесной системы парашюта. Набедренный (грузовой) пояс снабжается
легко расстёгивающейся одной рукой пряжкой. Чтобы лямки не врезались в плечо, к
ним подшивают уплотнит, полосы, лучше всего из войлока. Для длит. пеших походов
и путешествий на лодках полезно иметь для Р. непромокаемый вкладыш и чехол.
Вкладыш — мешок из тонкого прорезиненного капрона — вставляется в Р. и служит
его внутр. оболочкой, защищающей груз в Р. от воды и снега. Чехол, обычно из
тонкой ткани, надевают на Р., чтобы предохранить его от загрязнения при
перевозках (напр., на подводе или в кузове грузовика).
Лит.: Снаряжение для горного туризма, М., 1987;
Самодельное туристское
снаряжение, 2 изд., М., 1987;
Лукоянов П.И., Свет В.Л., Самодельное снаряжение
для лыжного туризма. М., 1988;
Каталог перспективных образцов самодельного
туристского инвентаря и снаряжения, М., 1989.
|