ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ТУРИСТА

Главный редактор Е.И. Тамм

М. "Большая Российская энциклопедия", 1993

 

А   Б    В    Г    Д    Ж    З    И    К    Л    М    Н    О    П    Р    С    Т    У    Ф    Х    Ц    Ч    Ш    Щ    Э    Ю    Я

    Скачать все

Календарный план

Календарный план похода, см. План похода

Камнепад

Канатная дорога

Каноэ

Карабин

Караванинг

Каркасно-надувная байдарка, см. Байдарка

Карниз снежный

Карты топографические, см.Топографические карты 

Карты туристские

Катамаран

Категория сложности

Категория трудности

Каяк

Кемпинг

Класс обслуживания

Классифицированный маршрут

Клещевой энцефалит

Климат

Клуб туристов

Клуб туристско-краеведческий

Коврик теплоизоляционный

Коллегия судей

Команда

Комбинезон

Комбинированный маршрут

Компас

Комплекс туристский

Конкурсы туристские

Конный туризм

Консультация туристская

Контрольно-спасательная служба

Контрольно-спасательный отряд

Контрольный пункт

Контрольный срок

Костер

"Кошки"

Краеведение

Кровотечение, см. Травмы

Кроки

"Кругосветка"

Круиз

Крымско-Кавказский горный клуб

"Крюконога"

Крючья

Курвиметр

   


КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН тур.-экскурс. мероприятий, представляет собой их перечень в хронологич. порядке с указанием точных сроков, места проведения и ответственных за их организацию лиц. Составляется как для планового, так и самодеят. Т. в масштабе страны, республики, области, города либо тур. клуба, секции и т. п. на год, квартал, месяц или неделю. Иногда в К. п. указываются также требования, предъявляемые к участникам мероприятий (напр., при проведении соревнований - спорт, разряд участников, допуск врача).
 

вверхКАМНЕПАД, падение обломков горных пород, каменных глыб и крупных каменных масс с крутых горных склонов. Возникает обычно в результате выветривания скальных склонов, размыва трещиноватых осадочных горных пород (галечника с примесью гравия и валунов), вытаивания моренного материала из тела ледника. Часто К. являются следствием землетрясения либо взрывных работ (проводимых в горах), причём после них вероятность К. увеличивается. Случайно сорвавшийся из-под ноги животного или человека либо брошенный камень также может стать причиной К., даже там, где естеств. К. маловероятны (напр., на травянистом склоне). Вероятность К. возрастает утром, когда под действием солнечных лучей начинают вытаивать примерзшие обломки горных пород. На вост. и юж. склонах гор К. наиболее вероятны в первой половине, а на западных — во второй половине дня. После захода солнца возможны т. н. вечерние К., обусловленные разрушением горных пород от замерзания воды в трещинах. Вероятность К. возрастает во время дождей и в оттепель.

Наиболее камнеопасны кулуары, желоба, крутые долины ручьёв и пр. вогнутые формы рельефа; камнеопасны осыпные склоны и скопления моренного материала на наклонном льду. Участки с повышенной опасностью К. можно установить по следам ударов камней и свежим сколам более светлого, чем окружающий фон, тона, по камням на снегу и свежим бороздам, оставленным ими на снежном склоне, по ледовым и снежным желобам с застрявшими в них камнями. Перед выходом на камнеопасный участок обязательно назначают наблюдателя, к-рый следит за склоном и в случае возникновения К. криком: «Камень!» или иным способом предупреждает группу о грозящей опасности. Камнеопасные желоба, кулуары пересекают поодиночке, протяжённые склоны — колонной с интервалом 4—5 м между участниками. По сигналу наблюдателя надо немедленно остановиться и определить направление К., ни в коем случае нельзя метаться по склону. Если вблизи есть надёжное укрытие (большой камень, выступ скалы, пещера и т. п.), следует немедленно им воспользоваться. Если же укрытия нет, то при падении одиночного камня лучше дождаться его приближения (т. к., падая, он ударяется о склон и непрерывно меняет направление) и уклониться от него в последний момент. При большом кол-ве падающих камней, если рядом нет естеств. укрытия, надо лечь ничком на склон в направлении К. и закрыть голову рюкзаком. Растерявшемуся туристу необходимо подать громкую чёткую команду. Опасность К. необходимо учитывать при выборе места для бивака. Наиболее безопасны горные гребни, купола, контрфорсы и др. выпуклые формы рельефа. Хорошо защищают от К. лес и густой кустарник. Как правило, камнеопасные участки указываются в описаниях маршрутов и на тур. схемах.


вверхКАНАТНАЯ ДОРОГА пассажирская, вид транспорта, в к-ром для транспортировки людей используются буксировочные устройства, подвесные кресла, гондолы (кабины), перемещаемые при помощи стального каната (или неск. канатов). К. д. сооружают обычно в горных, сильно пересечённых или труднодоступных местностях, а также в городах и курортных центрах, где К. д. значительно ускоряет передвижение людей из одного пункта в другой (чаще всего расположены на разных уровнях). Различают наземные К. д., к к-рым принадлежат все типы буксировочных дорог, и воздушные — кресельные и гондольные дороги, а также К. д. с многоместными кабинами.

К. д. сооружают одно- и двухканатными. На одноканатных дорогах канат выполняет одновременно 2 функции — несущую и тяговую; на двухканатных дорогах один из канатов является несущим, выполняя роль рельса, по к-рому катятся роликовые устройства гондол (кабин), увлекаемых другим канатом — тяговым.

В состав сооружений и устройств К. д. входят конечные станции (где размещаются приводы с двигателями внутр. сгорания или электродвигателями, а также натяжные и обводные устройства для канатов), опоры для канатов, посадочные и высадочные площадки. Состав техн. средств каждой К. д. зависит от её типа, назначения и рельефа местности.

Наиболее распространены простые в сооружении и эксплуатации наземные буксировочные К. д., или канатные подъёмники для транспортировки лыжников вверх по снежным склонам. Различают буксировочные К. д. с индивидуальными прицепными самосбрасывающимися устройствами, или бугелями, и с бугелями, закреплёнными на канате постоянно.

Индивидуальное прицепное устройство (бугель) представляет собой пластину обычно из дюралюминия с двумя фигурными выступами (пальцами) на одной из сторон, к-рые обеспечивают сцепление бугеля с канатом; лыжник при транспортировке держится за прикреплённый к бугелю поводок дл. 1,0—1,5 м; у несъёмных бугелей на конце поводка крепится сиденье в виде диска (одноместное) или поперечины (двухместное)(рис. 1). Буксируемые лыжники могут отцепить свой. бугель от троса или сойти с сиденья в любом удобном для них месте трассы. К. д. с прицепными бугелями перевозят за 1 ч до 500 чел. на расстояние 100—600 м со скоростью до 2,5 м/с; К. д. с постоянно закреплёнными бугелями — до 1200 чел. на расстояние до 1000—1200 м со скоростью до 4 м/с.

К наземным К. д. относят фуникулёр и бремсберг — рельсовый транспорт с канатной тягой для перемещения пассажиров в вагонах по крутому подъёму на сравнительно короткие расстояния. Применяются в городах, тур. и курортных центрах, расположенных в горных местностях. Фуникулёр представляет собой систему из 2 вагонов, соединённых между собой стальным канатом, к-рому тянущее усилие сообщает приводная лебёдка. Вагоны, увлекаемые канатом, движутся навстречу друг другу каждый по своему рельсовому пути или же по одному общему пути с разъездом посредине.

В отличие от фуникулёра бромсберг имеет 1 вагон, прикреплённый к концу тягового каната, другой конец к-рого соединён с приводом, обычно размещаемым на верх. станции. Пропускная способность рельсовых К. д. не превышает 600 чел. за 1 ч при скорости движения до 3 м/с.

Наиболее распространены воздушные К. д. — кресельные и гондольные. Кресельные К. д. представляют собой подъёмники с креслами на 1—4 чел., подвешенными к тягово-несущему канату (рис. 2). Пассажиры садятся в кресла и высаживаются из них на ходу. Кресельные К. д. способны перевозить за 1 ч от 400 до 1200 чел. на расстояние 1,5—2,5 км при углах подъёма до 45° и перепаде высот до 600 м. Иногда для повышения комфортности поездки (напр., для защиты от ветра, дождя) кресла снабжают откидными колпаками из плексигласа.

На гондольных К. д. пассажиров перевозят в небольших закрытых кабинах (гондолах) вместимостью от 2 до 6 чел. (рис. 3). Гондолы крепят к канату при помощи разъёмного или неразъёмного соединения. Разъёмные соединения позволяют при необходимости отцеплять гондолы или прицеплять дополнительные и тем самым регулировать пропускную способность К. д. в зависимости от потока пассажиров. К. д. с неотцепляемыми гондолами имеют постоянную пропускную способность, однако по сравнению с К. д. первого типа у них проще оборудование, меньше износ, они более надёжны, безопасны.

Кресла и гондолы (кабины) К. д. могут двигаться с постоянной или с переменной скоростью. При равномерном движении скорость перемещения кресел или гондол выбирается такой, чтобы пассажиры успевали освободить или занять места на проходящем через посадочную площадку кресле (гондоле), напр. на кресельных К. д. от 2,5 м/с (для лыжников) до 1,25— 1,5 м/с (для пассажиров без лыж). На К. д. с пульсирующим движением скорость перемещения кресел (гондол) на трассе достигает 3 м/с и снижается на станциях при высадке пассажиров до 2 м/с для кресел и 1—1,6 м/с для кабин, а при посадке— до 0,8 м/с для кресел и 0,5 м/с для кабин. Разгон и торможение осуществляются автоматически. Перевод К. д. на пульсирующий режим движения позволяет на 55—80% повысить их пропускную способность по сравнению с аналогичными К. д. с равномерным движением.

Наиболее сложные, трудоёмкие в стр-ве и дорогостоящие двухканатные маятниковые К. д. с 2 кабинами, рассчитанными на 10—180 чел. каждая, движущимися навстречу друг другу по параллельно натянутым канатам с одновременной остановкой (и отправлением) на противоположных конечных станциях. Их трасса не зависит от рельефа местности и определяется положением конечных станций. Такие дороги перевозят за 1 ч от 300 до 600 чел. со скоростью 6—11 м/с на расстояние в неск. км с перепадом высот до 2 км. Маятниковые К. д. сооружают только в крупных тур. центрах и на курортах, а также когда устройство К. д. других типов невозможно из-за особенностей рельефа, большого перепада высот, плотной застройки или ценных угодий на трассе, не позволяющих разместить опоры.


вверхКАНОЭ (англ. - canoe, от исп. canoa - челнок; заимствовано из языка карибских индейцев), маломерное спортивное или туристское судно с характерной челночнообразной формой корпуса. Каное бывают неразборные (выдолбленные из цельных кусков ствола дерева или изготовленные из фанеры, пластмассы), разборные (имеют разборный каркас, обтягиваемый прорезиненной тканью, толстой синтетич. плёнкой) и надувные. Туристы пользуются гл. обр. разборными и надувными каное; для водного слалома каное делают обычно из стеклоткани, пропитанной эпоксидной смолой, с герметич. отсеками непотопляемости в носу и корме. Различают каное одно- и многоместные. Для гребли на каное применяют однолопастные лопатообразные вёсла; на многоместных каное каждый гребёт с к.-л. одного борта, на одноместных К. гребец гребёт только с одного, либо с обоих бортов поочерёдно. Рисунок см. в Суда туристские.


вверхКАРАБИН, разъёмное соединит, металлич. звено овальной, треугольной, трапецеидальной и др. формы. Используется как элемент крепления для быстрого соединения верёвок с др. элементами тур. снаряжения (страховочной обвязкой, крюком и т. д.) при страховке, навеске перил, а также в качестве блока, тормозного устройства и др. К., применяемые совместно с осн. верёвкой для страховки туристов и передвижения, изготовляются из высокопрочных легир. сталей, титановых и дюралюминиевых сплавов и снабжаются спец. замками — защёлками с муфтами, предохраняющими их от случайного размыкания (рис. 1). Форма К., размерь) его сечений и конструкция замка должны гарантировать не только высокую прочность, но и отсутствие заметных деформаций под нагрузкой, нарушающих совмещение деталей замка. Сечение силовой скобы К., применяемых для осн. верёвок, принято не менее 9 мм, габаритные размеры от 50х10,5 до 60х11,5 мм. Стальные К. при массе 100—160 г выдерживают нагрузку (до разрыва) в продольном направлении не менее 2000 кгс, алюминиевые К. имеют такую же прочность при массе до 40 г, титановые К. типа «ирбис» при массе 75 г выдерживают усилие до 2500 кгс, трубчатые стальные К. при такой же массе — до 4000 кгс. В практике спелеопоходов распространены пластинчатые К. для навески на шлямбурные крючья (рис. 2).

Особой разновидностью К. являются «Майон рапиды» («Maillon Rapide»), обладающие повышенной прочностью (в среднем в 3 раза выше, чем у других К. с таким же сечением силовой скобы). Они выполняются из стального или дюралюминиевого стержня (диам. 3—12 мм) обычно овальной, треугольной, Д-образной или трапецеидальной формы, с резьбовой муфтой вместо защёлки (рис. 3). Кроме того, в тур. практике для подстраховки в случае потери молотков, крючьев, а также для соединения ремней рюкзака и др. целей применяются стальные вспомогат. К., форма, размеры и тип защёлки к-рых весьма разнообразны (рис. 4).

Лит.: Хубер Г., Альпинизм сегодня, пер. с нем., М., 1980; Горный туризм, Тал., 1981; Школа альпинизма, М., 1989.
 

вверхКАРАВАНИНГ (англ. caravaning, caravanning, от caravan - караван; слово персидского происхождения), термин, принятый гл. обр. в практике междунар. туризма: путешествие на автомобиле с прицепным автофургоном для ночлега.
 

вверхКАРНИЗ СНЕЖНЫЙ (нем. Karnies, от греч. koronis - конец, завершение), скопление плотного снега в виде навеса на подветренной стороне острых гребней, возникающее во время метелей из-за "всасывающего" ветрового эффекта и завихрений. Ширина может достигать нескольких метров с выемкой (карманом) внизу. Срываясь, снежный карниз увлекает за собой массу снега и может вызвать сход лавины. Особенно опасны снежные карнизы, свисающие по обе стороны гребня.

Для безопасности движения по снежному карнизу следует отступить от его вершины на такое расстояние, чтобы оказаться на наветренном склоне хребта. По острому гребню со снежным карнизом необходимо передвигаться с верёвочной страховкой. Недопустим траверс под снежным карнизом. Нередко снежный карниз является главным препятствием при выходе с крутого склона на гребень. В таких случаях снежный карниз подрубают ледорубом или подрезают верёвкой. Если обойти или сбить снежный карниз невозможно, сквозь него пробивают тоннель (делается это только при выходе на наветренную сторону). На снежном карнизе нельзя устраивать биваки, т.к. снежная масса может оторваться от скалы и "улететь" вместе с палаткой.


вверхКАРТЫ ТУРИСТСКИЕ, геогр. карты для целей Т., характеризуются выразительностью и наглядностью оформления, сопровождаются иллюстрациями, текстом, разл. справочными сведениями. Подразделяются на общие и специализированные. Общие карты служат для ознакомления с р-ном, его достопримечательностями, учреждениями по обслуживанию туристов и для выбора маршрута путешествия. На них отображаются общегеогр. элементы (насел, пункты, пути сообщения, реки и водоёмы, леса, рельеф и т. п.) и подробно передаётся размещение объектов Т.: тур. орг-ций, тур. комплексов, музеев, архит. и ист. памятников, нац. парков, заповедников и др. В группу общих К. т. входят обзорные карты (стран и их частей), карты-схемы маршрутов (водных, пешеходных, автомобильных и т. д.), планы городов (на отд. листах или как дополнение к другим К. т.), тур. атласы городов. Обзорные карты обычно издаются в масштабах от 1:200000 до 1:1 000 000 и мельче, карты пешеходных маршрутов — от 1:100000 до 1:400000. Специализир. К. т. — карты пропаганды Т. и популяризации объектов Т. и мест отдыха, карты для соревнований по спорт, ориентированию. Имеются также К. т. узкой тематики, по отд. видам тур. объектов (лит.-мемориальных мест, архит. памятников и т. п.). Для удобства пользования К. т. обычно выпускаются в виде буклетов или компактных брошюр.

Для туристов и альпинистов интересны т. н. фотокарты — репродукции увеличенных космич. фотоснимков (напр., центр. части Памира в масштабе 1:70 000), документальных и наглядных.



 

вверхКАТАМАРАН (от тамильского каттумарам, букв. — связанные брёвна), судно с 2 параллельно расположенными корпусами, соединёнными в верх. части. В водном Т. применяют преим. надувные К. (рис. 1). Каждый из корпусов такого К. представляет собой надувную гондолу; между собой гондолы соединяются жёстким каркасом. Для увеличения запаса плавучести и остойчивости К., улучшения его аэродинамич. качеств в сложном водном потоке на каждую гондолу в носовой, кормовой и ср. частях поверх каркаса укрепляют дополнит, воздушные ёмкости-наплывы. Экипаж К. обычно состоит из 2 или 4 чел. Гребцы гребут однолопастными вёслами (как на каноэ). Посадочное место гребца состоит из сиденья и 2 жёстких или мягких дуг, охватывающих бёдра гребца (рис. 2).

Гондола К. состоит из надувного баллона и чехла на нём, последний предохраняет баллон от механич. повреждений и частично или полностью определяет форму гондолы. Её сигарообразное тело плавно сужается к носу и корме, оконечности приподняты; поперечное сечение имеет форму круга («круглые» гондолы) или овала (рис. 3) либо сегмента («плоские» гондолы). «Круглые» гондолы выполняются из 1 баллона в чехле, «плоские» — либо из 2 круглых баллонов, вставленных в чехол с перегородкой, либо из 1 баллона с внутр. перегородкой и нижней ёмкостью, либо из 1 баллона, к-рому в сечении придаётся форма сегмента за счёт стрингеров, вставляемых в чехол и удерживаемых на расстоянии друг от друга балками. К. с «круглыми» гондолами обладает лучшей ходкостью и остойчивостью, имеет меньшую массу и проще в изготовлении, однако у К. с «плоскими» гондолами лучше манёвренность.

Баллоны гондол делают из лёгкой прорезиненной ткани, напр. ткани 500. Для чехла можно использовать достаточно прочный капрон или лавсан; днищевую часть чехла делают из прочного материала (напр., поливинилхлорида, армированного лавсаном) массой не св. 1 кг на 1м2.

Каркас К. обычно состоит из 4 продольных (стрингеры), 4—5 поперечных (балки) и 2 диагональных элементов (для ужесточения конструкции). Деревянные каркасы делают из жердей (или планок) диам. 60— 70 мм в ср. части; деревянные элементы соединяются проволочными скрутками. Годятся любые породы дерева. Металлич. каркас собирается из дюралюминиевых труб марки Д1Т или Д16Т с толщ. стенок 1,5—2 мм; крепление — на болтах. В качестве диагональных элементов используются тросы с талрепами. Наиболее простая конструкция каркаса — плоская прямоугольная рама. В более сложных каркасах стрингеры повторяют обводы гондол; иногда для увеличения прочности каркас делают в виде фермы.

Четырёхместные К. более распространены и обладают лучшими мореходными качествами, чем двухместные (рис. 3). Их дл. 4,5—5,5 м, шир. 1,8—2,4 м, полный объём гондол 1,2—2,5 м3, масса (с дюралюминиевым каркасом) 35—55 кг. По сравнению с другими .тур. судами К. обладают лучшей ходкостью, большей поперечной и продольной остойчивостью и, как правило, большим запасом плавучести.

Лит.: Снаряжение туриста-водника, М., 1986.
 

вверхКАТЕГОРИЯ СЛОЖНОСТИ маршрута спорт, тур. похода, определяется совокупностью 3 классификац. признаков: продолжительностью, протяжённостью и техн. сложностью маршрута, зависящей от характера, кол-ва и разнообразия препятствий. Маршруты пешеходных, горных, водных и лыжных походов подразделяют на 6 КС, велосипедных, авто-, мото- и спелеопоходов — на 5 КС (к 1 КС относятся простейшие маршруты, к 5 и 6 КС — наиболее сложные). К. с. устанавливают путём сравнения маршрута с эталонными, описания к-рых даны в периодически обновляемом «Перечне классифицированных туристских маршрутов».

Продолжительность маршрута определяется как миним. кол-во дней, необходимое для его прохождения подготовленной тур. группой; протяжённость — как наименьшая допустимая длина зачётного маршрута данной К. с. (табл. 1). Установленные значения продолжительности и протяжённости маршрутов могут быть изменены маршрутно-квалификационной комиссией (МКК); напр., продолжительность увеличена по сравнению с нормативной при увеличении протяжённости маршрута, кол-ва и сложности естеств. препятствий, а также за счёт дней, отведённых на разведку местности и на случай непогоды.

Дни отдыха (днёвки) не входят в нормативную продолжительность, причём их кол-во составляет не более 20% от общей продолжительности похода. Уменьшение продолжительности маршрута допускается в исключит, случаях. Протяжённость может быть уменьшена при большой техн. сложности маршрута, но не более чем на 25% по сравнению с нормативной. Осн. часть маршрута должна быть линейной или кольцевой, протяжённостью не менее 75% от установленной для данной К. с. и содержать наиболее сложные препятствия. Расстояния, пройденные в кольцевых радиальных выходах, засчитываются полностью, в линейных радиальных выходах — лишь в одну сторону.

Техн. сложность маршрутов любой категории предполагает определ. уровень типичных для каждого вида Т. препятствий, при этом для более высоких К. с. характерны препятствия более сложные, чем в маршрутах низших К. с. Техн. трудность преодоления, разнообразие и характер препятствий в походе данной К. с. должны быть не ниже, чем для классифицир. маршрутов той же категории в данном р-не. Удлинение маршрута при неизменном характере препятствий не является основанием для повышения К. с. В зависимости от характера препятствий МКК определяет уровень квалификации и техн. мастерства участников похода, необходимый для прохождения данного препятствия при условии гарантированной безопасности.

При классификации маршрутов в горном Т. пользуются набором перевалов, обусловливающих сложность маршрута (табл.2).



В случае ряда усложняющих горный поход факторов (сложные подходы по долинам, первопрохождения, большая высота над уровнем моря и т. д.) общее кол-во перевалов может быть снижено (исключение составляет 6 КС). В зависимости от опыта и квалификации группы, р-на и продолжительности похода кол-во наиболее трудных перевалов может быть увеличено по согласованию с МКК.

С 1989 в маршруты горных походов могут включаться восхождения на вершины и траверсы хребтов. Число таких элементов на маршруте не должно превышать двух, а трудность — не выше трудности перевалов, определяющих сложность маршрута. Число перевалов, необходимых для зачёта похода, содержащего восхождения на вершины и траверсы, может быть сокращено по усмотрению МКК.

При оценке спелеомаршрутов учитывается набор пещер, определяющий сложность их прохождения (табл. 3).



Каждый набор пещер необходимо пройти в течение одного похода. Если пещера 1 КС или 2 КС имеет большую протяжённость, то прохождение неск. пещер может быть заменено прохождением неск. маршрутов в одной пещере.

Макс. К. с. походов по видам Т. и осн. тур. регионам страны приведены в табл. 4 и 5.



Походы по маршрутам менее продолжительным, протяжённым или сложным, чем маршрут 1 КС, считаются некатегорийными (напр., походы выходного дня). На некатегорийных маршрутах, а также категорийных (кроме высшей К. с.) могут встречаться участки, характерные для классифицир. маршрутов любой (в т. ч. и более высокой) категории. Опыт участников, требуемый для таких походов, должен соответствовать трудности преодоления этих участков. Их прохождение учитывается при решении вопроса о допуске туриста к походам по квалифицир. маршрутам, но не принимается в зачёт при установлении спорт, квалификации туриста и присвоении ему спорт, разряда.

Лит.: Туристские спортивные маршруты, М., 1989.


 

вверхКАТЕГОРИЯ ТРУДНОСТИ, классификационный показатель, характеризующий степень трудности преодоления отдельных препятствий на пешеходных, горных и спелеомаршрутах (в отличие от категории сложности, относящейся ко всему походу в целом). Отдельными препятствиями в пеших походах являются, например, переправа, перевал, вершина, траверс гребня, каньон, лес, болото, пески, осыпь, снежный, ледовый и водный участки пути; в горных походах - перевалы и вершины; в спелеопоходах - пещеры.


вверхКАЯК (слово эскимосского происхождения), одноместное гребное судно с двухлопастным веслом; разновидность байдарки. Обязат. элемент конструкции К. — посадочное место с жёсткой посадкой гребца, состоящее из банки (профилир. сидения) и упоров для ног, охватывающих сверху бёдра гребца. Существуют разборные (каркасные и каркасно-надувные) и неразборные (из стеклопластика) К., последние применяются только в уч. целях (для обучения технике гребли, разл. приёмам управления судном). В 1980-х гг. получили распространение по/оды на К. совместно с др.судами — байдарками, катамаранами. Используемые в походах К. обладают достаточной плавучестью для перевозки личных вещей, части обществ, снаряжения и продуктов. Обычно К. имеет дл. 4,2—4,5 м, шир. 0,6—0,65 м, вые. 0,25— 0,30 м; масса К. (в упакованном виде) 8— 12 кг. Илл. см. в ст. Суда туристские.

Лит.: Снаряжение туриста-водника, М., 1986.


вверхКЕМПИНГ (англ. camping, от camp — располагаться лагерем), сезонное гостиничное предприятие для автотуристов. Располагается на охраняемой территории, из расчёта 150 м2 на 1 чел. Туристы размещаются в домиках летнего типа, трейлерах, палатках. Как правило, К. оборудуют системами электроснабжения, водоснабжения, канализации, местами для профилактического осмотра, мойки и ремонта автомашин (эстакады и др.), имеются автомобильные стоянки. В К. могут быть также предприятия питания и торговли, прачечные, отделения связи, спортплощадки, пункты проката. Некоторые К. входят в состав круглогодичных многопрофильных туристских гостиниц, турбаз, мотелей. Быт в К. организуется на принципах самообслуживания. К. обычно сооружаются на трассах популярных туристских маршрутов, в пригородах, зелёных зонах, в курортных районах, туристских центрах. Наибольшее число К. — на Черноморском побережье Кавказа, в Прибалтике, на Украине. См. также Автотурбаза.


вверхКЛАСС ОБСЛУЖИВАНИЯ, в международном туризме показатель качества услуг по туру. Включает уровень комфорта гостиницы и номера, категорию питания и др. услуг, входящих в комплекс обслуживания туристов.

Единой международной классификации обслуживания не существует и К.о. обычно определяют разрядом гостиницы и категорией номера. Наиболее распространены К.о.: туристский, первый и люкс. По классификации «Интуриста» туристский К.о. соответствует однокомнатный номер на 1—3 чел. с умывальником; 1-му классу — 2-местный однокомнатный номер со всеми удобствами, люксу — полутора-двухкомнатный номер со всеми удобствами на 1— 2 чел., люкс-апартаменту — трёхкомнатный 2-местный номер со всеми удобствами.
 

вверхКЛАССИФИЦИРОВАННЫЙ МАРШРУТ, маршрут похода самодеятельного или планового туризма, соответствующий одной из категорий сложности.
 

вверхКЛЕЩЕВОЙ ЭНЦЕФАЛИТ, весенне-летний, таёжный, дальневосточный энцефалит, инфекционное заболевание с преимуществ, поражением центральной нервной системы. Возбудитель - вирус, основным резервуаром и переносчиком которого являются клещи. Источник возбудителя - многие дикие животные, в т.ч. грызуны, птицы. Заражение обычно происходит при укусе заражённым клещом в лесной, реже лесостепной зонах Зап. и Вост. Сибири, Урала, Д. Востока (возможно, и в др. регионах - в Поволжье, Казахстане, Белоруссии, на Украине и др.), в редких случаях - через молоко инфицированных коз и коров. Характерна весенне-летняя сезонность с максимумом заболеваемости в июне, связанная с периодом активности клещей. Симптомы болезни возникают через 8-23 (в среднем через 10-12) дней после заражения: головная боль, высокая температура, рвота, судороги, параличи мышц (шеи, плечевого пояса), расстройства сознания и др. Часть протекает в лёгкой (стёртой) форме.

Об энцефалитной опасности района, по которому проходит выбранный маршрут, можно узнать в санэпидстанции. При выборе пути следует учитывать, что клещи чаще встречаются в смешанных лесах с преобладанием осины, берёзы, обильными подлеском и травяным покровом. Клещи, скапливаясь на траве или кустарнике, нападают на проходящих людей, цепляясь за одежду. Они чаще прикрепляются к плечам, груди, шее, голове. Кровососание их безболезненно и длится до нескольких суток.

Для профилактики К.э. используют т.н. противоклещевую одежду (штормовка или комбинезон с капюшоном, спец. костюм), эффективность которой повышается при обработке её репеллентами. При необходимости можно приспособить обычную одежду: плотно застегнуть ворот, стянуть манжеты тесьмой или резинкой, заправить брюки в сапоги, а рубашку в брюки, стянув их широким эластичным поясом, обвязать шею платком или надеть защитную сетку. Для стоянки следует выбирать открытые сухие участки, пойменные луга, высокоствольные леса без подлеска и с незначительным травяным покровом. Перед установкой палатки надо расчистить участок от травы, валежника и мелкого кустарника, по периметру снять дёрн и утрамбовать землю. Перед использованием травы и ветвей для подстилки их надо в течение 3-4 ч провялить на солнце или прогреть над костром.

Эффективная мера профилактики - само- и взаимо- осмотры для выявления и удаления клещей с одежды и тела, их проводят примерно через каждые 2 ч пребывания в зоне распространения клещей (не снимая одежды), а во время обеденного привала и на биваке - с осмотром всего тела, причём особое внимание уделяют волосистым участкам, складкам кожи. Обнаруженных на теле клещей смазывают растительным маслом или бензином, а затем, захватив пинцетом или петлёй из крепкой нити, плавно, без рывков, покачивая из стороны в сторону, извлекают, не отрывая хоботка и не раздавливая. Если на месте укуса остаётся хоботок, то его удаляют иглой и обрабатывают ранку и руки спиртом. В опасных районах не следует употреблять сырое молоко (особенно козье). После похода всю одежду надо выстирать и прогладить горячим утюгом.

Туристов, собирающихся в поход в районы с высокой опасностью заражения К.э., иммунизируют с помощью вакцины, которая вводится 3-кратно, начиная с сентября-октября (3-ю прививку делают через 3 мес. после 2-й, но не позднее чем за 10 дней до прибытия на место).


вверхКЛИМАТ [от греч. klima, род. падеж klima-tos, букв. — наклон (земной поверхности к солнечным лучам)], многолетний режим погоды в той или иной местности, одна из её важнейших геогр. характеристик. К. определяется гл. обр. поступлением лучистой энергии Солнца на подстилающую поверхность и в атмосферу, а также неравномерным распределением суши и океана, что способствует формированию континентального и мор. типов К. На К. воздействуют мн. геогр. факторы: широта местности, орография, высота над уровнем моря, океанич. и мор. течения. К. отд. регионов в значит, степени определяется характером растительности, наличием ледников и снегового покрова, кратковрем. изменениями состояния воздуха (извержения вулканов, лесные пожары и др.). В зависимости от размеров и степени однородности терр. выделяют микроклимат и макроклимат. В основу климатич. районирования страны (по М. И. Будыко и А. А. Григорьеву) легло деление терр. по температурным условиям лета (от очень холодного до очень тёплого) и по температурным условиям и степени снежности зимы, а также по условиям увлажнения (от избыточно влажных до сухих). При оценке рекреационных условий учитывают также степень комфортности тёплого периода (см. карту ) и степень дискомфорта холодного периода (см. карту ).


 

вверхКЛУБ ТУРИСТОВ, добровольная любительская организация туристов на крупном предприятии, стройке, объединяющая туристские секции коллективов физкультуры цехов, отделов, участков. Деятельностью К.т. руководит спортклуб или совет коллектива физкультуры предприятия; непосредственно руководство работой клуба осуществляет правление, избираемое общим собранием туристов предприятия. К.т. обеспечивает организационную и учебно-методическую помощь туристским секциям, организует спортивные, учебные, агитационные и др. туристские мероприятия.

Лит. Васильев И.В., В помощь организаторам и инструкторам туризма, [2 изд.], М., 1973.
 

вверхКЛУБ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ детский и юношеский, добровольная организация учащихся для занятий туризмом и краеведением; создаются в школах, ПТУ, дворцах (домах) пионеров, по месту жительства (при ДЭЗах); одна из форм организации досуга пионеров и школьников. Клуб обычно объединяет различные туристско-краеведческие кружки и секции. Возглавляет К.т.-к. совет, избираемый общим собранием членов клуба. Наряду с учащимися в совет обычно входят педагоги, общественники (как правило, бывшие члены клуба) и др. Некоторые клубы имеют свой устав, членские билеты, эмблемы, девиз.
 

вверхКОВРИК ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННЫЙ, подкладывается под спальный мешок для защиты от сырости и холода. Наиб. подходящий материал для К. т. — пенополиэтилен, к-рый сохраняет элластичность на морозе, не впитывает влагу и не нуждается в обшивке материалом. Для изготовления К. т. используют листы пенополиэтилена дл. 50—60 и шир. 40—45 см при толщ. 8—10 мм. Уложенные вплотную листы (4—5 шт.) пришивают к капроновым лентам так, чтобы К. т, мог складываться «гармошкой». Уложенный в рюкзак к спине и на дно такой К. т. выполняет функции внутр. каркаса. Если К. т. сделан из пенополиэтилена в виде широкой ленты, то в походе его сворачивают в рулон и переносят под клапаном рюкзака.

Лит.: Лукоянов П.И., Зимние спортивные походы, 2 изд., М. 1988; Лукоянов П.И., Свет В. Л., Самодельное снаряжение для лыжного туризма, М.


вверхКОЛЛЕГИЯ СУДЕЙ, постоянно действующий орган в составе федерации Т., осн. направление деятельности к-рого — обеспечение судейства на чемпионатах по Т. и тур. соревнованиях. К. с. участвуют в комплектовании судейских бригад, дают оценку работы судей на соревнованиях (чемпионатах), обеспечивают подготовку судей и повышение их квалификации, присваивают судейские звания. Установлена единая квалификация судей (на 1991): юный судья по спорту (возраст 12 — 16 лет); судья по спорту; судья по спорту 1-й категории; судья по спорту респ. категории; судья по спорту Всес. категории; почётный судья по спорту. Для получения судейских категорий и званий необходимо пройти курс теоретич. подготовки на семинарах (со сдачей экзаменов) и иметь опыт судейства соревнований соответствующего уровня.


вверхКОМАНДА, коллектив туристов, сформированный для участия в соревнованиях. Состоит из туристов, имеющих необходимый для соревнований туристских данного класса опыт участия в походах (для соревнований 4-го класса — в походах не ниже 3 КС, 3-го класса — 2 КС, 2-го класса — 1 КС). В зависимости от вида Т., масштаба и характера соревнований в К. (мужские, женские и смешанные) включают от 4 до 15 чел. Возглавляет К. капитан, избираемый общим собранием К. на период подготовки и участия в соревнованиях. Капитан должен быть фактич. лидером, способным самостоятельно разработать тактику прохождения дистанции соревнования, правильно оценить ситуацию и быстро принять решение. Желательно, чтобы в К., кроме капитана, были т. н. ситуационные лидеры — узкие специалисты в отд. видах соревнований (напр., в соревнованиях по горному Т. — скалолаз, по пешеходному — ориентировщик).

Подготовка К. к выступлениям требует длит. тренировок, поэтому для участия в крупных соревнованиях (не ниже областных) целесообразно готовить тройной состав участников, из к-рых впоследствии комплектуется К. Обычно в К. отбирают хорошо физически и технически подготовленных туристов, с хорошей реакцией, обладающих морально-психол. стойкостью. Подготовка К. проводится по тренировочному плану, предусматривающему регулярные уч. соревнования. Во время соревнований К. возглавляет представитель орг-ции, направившей её на соревнования, — руководитель К.; он же является посредником между К. и судейской коллегией. В отсутствие представителя его обязанности может выполнять тренер или капитан К.


вверхКОМБИНЕЗОН (франц. combinaison, букв. — сочетание, комбинация), костюм, объединяющий куртку и брюки, применяется преим. в автомоб., мотоциклетном и спелеотуризме. Различают полный К., в к-ром брюки и куртка составляют единое целое, и полукомбинезон, состоящий из брюк, доходящих до верха груди (на лямках), и куртки (рис., а—г). Наиболее распространённый вид полукомбинезона — штормовой костюм. Для К. авто- и мототуристов, как правило, используются плотные ткани тёмных расцветок. Обшлага на рукавах и манжеты на брюках застёгиваются на пуговицы или стягиваются многорядной резинкой; на коленях и локтях обычно нашиваются накладки, на бёдрах, груди и сзади — накладные карманы. Для походов в холодный период времени К. мототуриста делается утеплённым и применяется вместе со штормовой курткой или костюмом.

Спелеотуристы используют только полные К. из лёгкого брезента, техн. капрона или прорезиненной ткани без наружных карманов, с потайными пуговицами или застёжками «молния» с крупными звеньями (рис. д). Манжеты и штрипки выполняются из широкой резиновой ленты. На колени, локти, плечевой пояс и тазовую часть нашивают накладки из прочной прорезиненной ткани, под к-рые вставляют листы микропористой резины. Для походов по обводнённым пещерам используют гидрокостюмы.


 

вверхКОМБИНИРОВАННЫЙ МАРШРУТ, маршрут туристского путешествия, экскурсии, спортивного похода, при прохождении которого используются способы передвижения, относящиеся к различным видам туризма (напр., железнодорожно-автобусный, водно-пешеходный горно-лыжный и т. п.).
 

вверхКОМПАС (нем. Kompass, итал. compasso, от compassare — измерять шагами) магнитный, прибор для ориентирования на местности, в к-ром используют Свойство намагнич. стрелки располагаться вдоль магнитного меридиана в направлении С.-Ю. В тур. походах наиболее распространены К. Адрианова, туристский, спортивный, горный. В К. Адрианова (рис., а) крышка корпуса с предохранит, стеклом и 2 стойками с прорезью и мушкой для визирования может быть повёрнута вокруг корпуса. Для измерения углов служит лимб с 2 шкалами: угловые деления подписаны через 15° по ходу часовой стрелки (цена деления 3°), деления угломера — через 5—00 против хода часовой стрелки (цена деления 0—50); для отсчётов по лимбу — указатель, прикреплённый возле мушки. Сев. конец стрелки, указатель отсчётов и деления на лимбе (0°, 90°, 180°, 270°) покрыты светящимся в темноте составом. В др. К. сев. конец стрелки окрашен в синий цвет.

Для определения сторон горизонта К. держат горизонтально, освобождённой стрелке дают остановиться, поворотом К. ориентируют его (т. е. подводят деление 0° лимба под сев. конец стрелки) и получают вдоль соотв. делений направления С., Ю., В., 3. Для измерения азимута к.-л. объекта встают с горизонтально лежащим К. лицом к этому объекту, ориентируют К. и, удерживая К. в этом положении, поворачивают крышку так, чтобы линия визирования «прорезь—мушка» проектировалась на нужный объект, по указателю получают отсчёт (азимут) на лимбе. Для определения направления по заданному азимуту указатель К. устанавливают на нужный отсчёт, ориентируют К. и, держа его на уровне плеч, визируют по линии «прорезь-мушка» и замечают в этом направлении к.-л. местный предмет, к-рый будет располагаться по указанному азимуту. Эта работа несколько упрощается при пользовании тур. К. (рис., б) благодаря наличию металлич. зеркала на внутр. стороне откидной крышки. В момент визирования по линии «прорезь-мушка-вырез в крышке» одновременно наблюдают в зеркале за точностью совмещения стрелки с делением 0° лимба. Ориентирование К. проводят поворотом лимба (без поворота корпуса К.). В спорт. К. стрелка, помещённая в резервуаре (колбе) с вязкой жидкостью, быстро устанавливается в плоскости магнитного меридиана и очень устойчива при движении. С помощью горного компаса измеряют не только азимуты, но и крутизну скатов по клиномеру — дополнит. стрелке в виде отвеса.

К. используют для быстрой съёмки маршрута или небольших участков. Двигаясь по маршруту, снимают ось движения (свой путь) и полосу местности шир. 250— 500 м; на исходной точке и на всех точках поворота измеряют азимуты прямолинейных отрезков хода и их протяжённость (шагами, на глаз и др.). Съёмку местных предметов ведут в точках поворота способами засечек, полярным, промеров (см. Глазомерная съёмка), измеряя при этом азимуты направлений. Результаты измерений заносят в абрис, по данным к-рого чертят схему маршрута в избранном масштабе.

Лит.: Алешин В. М., Серебреников А. В., Туристская топография, М., 1985; Военная топография, М. 1986.


вверхКОМПЛЕКС ТУРИСТСКИЙ (от лат. complexus — связь, сочетание), гостиничный комплекс туристский, хоз.-организац. и терр. объединение нескольких тур. пр-тий — гостиниц, ресторанов. турбаз, кемпингов и др. В состав К. т. включаются также канатные дороги, горнолыжные трассы, популярные тур. объекты и т. п. Напр., К. т. в Новом Афоне включает 2 турбазы, тур. гостиницу, Новоафонскую пещеру, пляж и др. объекты. Всего в СССР в системе ЦСТЭ к 1986 насчитывалось 29 К. т. на 30,8 тыс. мест. Крупнейшие из них: «Измайлово», «Салют» в Москве, «Репинский» под Ленинградом, «Озёрный» в Пятигорске, «Дом-бай», «Одесса».


вверхКОНКУРСЫ ТУРИСТСКИЕ (от лат. concursus, букв. — встреча, столкновение), проводятся как между командами (делегациями), так и между отд. туристами в области художеств, и техн. творчества, обществ, работы. Цель К. т. — развитие творч. способностей, обмен опытом, пропаганда туризма. К. т. могут быть командными, лично-командными и личными.

Наиболее распространены К. т.: спортивно-походные (на лучший лагерь, лучший отчёт о походе, лучший обед и т. д.); техн. творчества (на лучшее самодельное тур. снаряжение); обществ, работы (на лучшую организацию тур., военно-патриотич., краеведч. работы, пропаганды Т. и пр.); художеств, самодеят. творчества (на лучшие фотографию, слайдфильм, кинофильм, стенгазету, значок, эмблему, девиз, на лучшее исполнение песни туристской и т. д.). К. т. художеств, творчества могут проводиться в рамках специально организованных фестивалей; обществ, работы и техн. творчества — на выставках. Обычно К. т. проводят на слётах туристских и соревнованиях туристских, причём результаты К. т. могут входить в общий зачёт соревнований.


вверхКОННЫЙ ТУРИЗМ, путешествия на лошадях верхом или в экипаже. К. т. (особенно езда верхом) оказывает оздоровит, воздействие, обеспечивая активную нагрузку на всю скелетную мускулатуру (при езде шагом мышцы всадника «загружаются» не меньше, чем у пешехода при ходьбе со скоростью 4,5 км/ч). Конные путешествия не исключают возможности двигаться пешком, что позволяет дозировать нагрузки в достаточно широких пределах. К преимуществам К. т. относится то, что во время похода всё снаряжение (личное и групповое), а также грузы перевозятся в перемётных сумах, притороченных к седлу верховой лошади или в повозках, санях либо на вьючных лошадях.

Первый в СССР плановый конный верховой маршрут [ТБ «Катунь» — Каракольские озёра (Алтай)] был организован в 1971 Алтайским краевым СТЭ. Начиная с 1975 созданы верховой конный маршрут в Башкирии (ТБ «Арский Камень»), конные маршруты в Адыгее (ТБ «Романтика»), Карачаево-Черкесии (ТК «Теберда»), на Южном Урале (ТГ «Курган»), в Чувашии (ТБ «Сурские зори»), Вост. Казахстане (ТГ «Турист» в Усть-Каменогорске), Кемеровской обл. (ТБ «Юность»), Грузии (ТГ «Ваке» и кемпинг «Кутаисский»), Красноярском крае (ТГ «Турист» в Шушенском) и др. Ежегодно в конных тур. походах участвуют св. 40 тыс. чел.



На турбазах, имеющих конные маршруты, туристов обучают верховой езде и обращению с лошадью — в открытом манеже (на огороженной площадке 40х60 м с мягким грунтом) и на плацу (неогороженной площадке). Подготовка к многодневным путешествиям осуществляется в полевых условиях; в программу подготовки обязательно входит тренировочный поход. На осн. часть маршрута туристы допускаются только после успешной сдачи зачёта. Маршруты конных походов верхом могут проходить по любым дорогам, лесным и горным тропам, а также без дорог — по степи, лугам и полям, через броды и овраги, по берегам рек и озёр.

Путешествия в колёсных экипажах и санях практически не требуют спец. подготовки. Туристов на турбазах обучают гл. обр. приёмам запряжки и управления лошадьми, уходу за ними. Для длит. путешествия наиболее удобны одноконная рессорная повозка, полурессорный тарантас и легковые дрожки с плетёным кузовом. В этих экипажах свободно размещаются 2—3 туриста и весь тур. груз, включая зернофураж для кормления лошадей в походе. Сани используются одноконные; они в 1,5—2 раза легче на ходу, чем повозки. Для многодневных походов лучше всего двухместные сани-кошовки с плетёным кузовом. Маршруты путешествий в экипажах прокладывают преимущественно по просёлочным дорогам; трассы зимних маршрутов — обязательно от приюта к приюту.

Большая часть конных маршрутов рассчитана на полное самообслуживание туристов в походе и проживание в полевых условиях (летом ночуют в палатках, зимой — в приютах, пищу готовят на костре, сами ухаживают за лошадьми). Снаряжение туриста-конника практически не отличается от снаряжения, используемого в пешем, горном, лыжном или велосипедном Т. (см. Снаряжение туристское); непременное условие — одежда и обувь для верховой езды должны быть подобраны с учётом длительного пребывания в седле. Конское снаряжение: для верховой езды — оголовье, седло, перемётные сумы, 2 вьюка (передний и задний), предметы ухода за лошадью; для езды в экипаже (санях) — комплект упряжи (узда с поводьями, хомут с гужами, дуга, седёлка с подпругами, шлея, чересседельник, подбрюшник и вожжи), а также предметы ухода за лошадью.

Безопасность конного путешествия во многом зависит от умения туристов управлять лошадьми, исправности конского снаряжения и экипажей, соблюдения правил движения в полевых условиях, правильного обращения с лошадью и ухода за ней, а также от подготовленности туристов и лошадей к походу. Путешествие в экипаже (санях) не исключает возможности обучения верховой езде, напр. летом — ранним утром и вечером, зимой — в свободное время на днёвках. Перспективны комбинированные конные походы, когда одни туристы часть пути едут верхом, а другие — в экипажах, затем они меняются местами. Такая форма путешествия разнообразит впечатление от похода и обеспечивает всем участникам возможность научиться верховой езде.

Возможности для развития К. т. есть практически во всех регионах, где имеется значит, конское поголовье — Центр. Россия, Ср. Урал, Сев. Кавказ, Казахстан, Бурятия, Алтай; перспективны для К. т. Белоруссия, Прибалтика, Зап. Украина.

Лит.: Бобылев И. Ф., Котов Г. Г., Филиппов С. П., Конный туризм, М., 1985.


вверхКОНСУЛЬТАЦИЯ ТУРИСТСКАЯ (лат. consultation, от consulto — совещаюсь, обсуждаю), передача сведений об особенностях тур. р-на и маршрута путешествия, к-рые в устном или письменном виде получают руководитель похода, другие члены тур. группы. Позволяет рационально подобрать снаряжение и запас продуктов, составить оптимальный график движения, обеспечить безопасность похода. Сведения могут быть как геогр., гидрометеорол., ист., этнографического, так и чисто практич. характера. За К. т. участники предстоящего похода обращаются в гор. (районные) туристские клубы, туристские секции и клубы туристов на пр-тиях, а также к работникам местных органов власти, краеведам, в н.-и. учреждения, к туристам, прошедшим данный маршрут или посетившим р-н намечаемого похода.

Лит.: Пособие организатору туризма: основные маршруты, консультации, М., 1970.


вверхКОНТРОЛЬНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА (КСС), создаётся при респ., краевых, областных СТЭ и ТЭПО в целях проведения профилактич. мероприятий, направленных на предупреждение несчастных случаев среди туристов и экскурсантов и оказания необходимой помощи лицам, терпящим бедствие. В состав КСС входят постоянно или временно действующие контрольно-спасательные отряды и организуемые на время проведения тур. соревнований, слётов и уч. сборов контрольно-спасат. посты. КСС функционируют под непосредств. руководством соотв. СТЭ и ТЭПО в тесном взаимодействии с местными Советами нар. депутатов, правоохранит. органами, мед. учреждениями, подразделениями транспорта и связи. Осн. документом, регламентирующим деятельность КСС, является «Положение о туристской контрольно-спасательной службе», разработанное и утверждённое ЦСТЭ(1972).

КСС разрабатывает и осуществляет профилактич. мероприятия, направленные на предупреждение несчастных случаев в тур. походах, путешествиях, экскурсиях, на слётах, соревнованиях, учебно-тренировочных сборах, в экспедициях и т. д.; организует и проводит поисково-спасательные работы; создаёт спасат. фонд, необходимый для проведения поисково-спасат. и профилактич, работ; осуществляет контроль за соблюдением установленных правил безопасности при организации и проведении разл. туристско-экскурс. мероприятий; проводит консультации для работников туристско-экскурс. и физкультурных орг-ций; активно участвует в мероприятиях по охране природы, памятников истории и культуры; готовит спасателей и др. специалистов для работы в контрольно-спасат. отрядах.


вверхКОНТРОЛЬНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ОТРЯД (КСО), основное структурное подразделение контрольно-спасат. службы, предназначенное для организации и проведения поисково-спасательных работ и предупреждения несчастных случаев на тур. маршрутах. КСО создаются в крупных насел. пунктах, расположенных вблизи мест начала (окончания) тур. маршрутов, а также на турбазах (особенно горных), при тур. клубах. Помимо непосредств. участия в поисково-спасат. работах КСО ведёт учёт тур. групп и контролирует их перемещение в р-не действия отряда, информирует проходящие группы о возникших опасностях на маршруте (лавинной опасности, разрушенных мостах и т. д.), контролирует соблюдение тур. группами установленных сроков прохождения маршрута, проводит консультации по вопросам безопасности в походе и действиям тур. группы в экстремальных ситуациях, осуществляет контроль за соблюдением туристами «Правил проведения туристских спортивных походов», участвует в мероприятиях по охране природы. КСО комплектуется из опытных туристов и альпинистов (имеющих соотв. подготовку), инструкторов по Т., мед. работников; в состав КСО могут также входить геологи, лесники, связисты, метеорологи и др. специалисты. Материально-техн. обеспечение КСО осуществляется ЦСТЭ, СТЭ и ТЭПО.


вверхКОНТРОЛЬНЫЙ ПУНКТ, устанавливают с целью фиксации маршрута на местности и возможности последующей проверки факта его прохождения туристами или спортсменами-ориентировщиками (см. Ориентирование). Прохождение К. п. является обязательным. К. п. в начале и конце тур. маршрута, а также в одном или неск. промежуточных пунктах назначаются из соображений обеспечения безопасности. Сообщения из них направляются в адрес маршрутной комиссии, давшей разрешение на поход, и контрольно-спасат. служб (отрядов), в р-не действия к-рых поход совершается. Получение сообщения из первого К. п. является подтверждением выхода тур. группы на маршрут; отсутствие сообщения о прохождении группой к.-л. из последующих К. п. в обусловленный контрольный срок служит сигналом для начала поисково-спасательных работ. В качестве К. п. используются насел, пункты, имеющие телеграфную (почтовую) связь, или характерные геогр. объекты, напр. горные перевалы. Для фиксации прохождения тур. группы через К. п. служит почтовое или телеграфное сообщение или контрольная записка, оставляемая обычно в туре или заранее оговорённом месте. На трассе соревнований по ориентированию спортсмены делают отметки о прохождении К. п. на каждом пункте.


вверхКОНТРОЛЬНЫЙ СРОК, заранее устанавливаемое предельное время прохождения того или иного пункта тур. маршрута или этапа (дистанции) соревнований.

При проведении тур. походов К. с. применяют из соображений безопасности, во время соревнований — в качестве квалификац. показателя (норматива). При нарушении К. с. поход или преодоление дистанции соревнований тур. группе (туристу) не засчитывается. Отсутствие сообщения от тур. группы, находящейся в походе, по истечению К. с. является основанием для немедленной организации поисково-спасательных работ. К. с. назначают также при необходимости встречи тур. групп на маршрутах. К. с. устанавливают также внутри тур. группы для части её участников, выполняющих заброски, осуществляющих разведку или предварит, обработку пути и находящихся за пределами видимости; при этом выход остальной части группы на помощь по истечению К. с. является обязательным и подготавливается уже при приближении назначенного времени. Во время тур. похода К. с. назначают с учётом времени суток и погодных условий, влияющих на безопасность как контролируемой группы (части группы), так и тех, кому предстоит поиск и оказание помощи.


вверхКОСТЁР, служит в тур. походе для приготовления пищи, обогрева, сушки одежды и снаряжения, освещения и сигнализации. Место для К. должно быть открытым, но защищённым от ветра, желательно около воды. Для разведения К. следует использовать старые кострища или вытоптанные площадки. Если К. устраивают на новом месте, то с выбранного участка нужно снять дёрн и отгрести сухие листья, хвою и траву на 1—1,5 м. Разводят К. не ближе чем в 4—5 м от палаток и в 1—2 м от навесов (заслонов) с подветренной стороны. Нельзя разводить К. непосредственно около деревьев, в хвойных молодняках, на участках с сухим камышом, тростником, мхом или травой, на вырубках, где имеются остатки лесных горючих материалов, на торфяниках, а также в лесу на каменистых россыпях (между камнями накапливается лесной мусор, перегной, и огонь, проникший в щели, может легко распространиться на значит. территорию).

Топливом для К. в лесных р-нах служат дрова из соснового, кедрового и лиственного сухостоя. Ель, пихта и осина дают много крупных искр, от к-рых могут загореться палатки и одежда. При заготовке топлива следует иметь в виду, что от сырых и гнилых дров много дыма и мало тепла; мелкий хворост прогорает в первые 2—3 мин; валежник пригоден лишь в сухую погоду и в сухих лесах. В сырую погоду, а также для варки пищи лучше использовать берёзовые и ольховые дрова — они горят ровно и почти без дыма. В безлесных р-нах топливом служат сухие кусты, трава, камыш и кизяк.

К. для приготовления пищи обычно делают небольшим. Зимой при ночлеге, а также для согревания и сушки вещей разводят большой К., что требует значит. запасов топлива. Выбирая место стоянки, необходимо учитывать, легко ли подносить или спускать по склону топливо для такого К.

В тур. практике распространены разл. типы К. (рис. 1). «Шалаш» предназначен гл. обр. для варки пищи и освещения бивака; в качестве топлива обычно используется хворост и валежник. Такой К. образует мало углей и требует постоянного подкладывания сушняка. «Колодец» — один из жарких К.; удобен для приготовления пищи, обогрева и сушки одежды. Складывается из толстых коротких поленьев, сгорает медленно, образует много углей, дающих высокую температуру. «Таёжный» предназначен для варки пищи (если группа многочисленна), сушки вещей, а также для ночлега. Топливом служат брёвна дл. 2—3 м, уложенные вдоль или под острым углом друг к другу. Такой К. горит долго, не требует частой подкладки дров. Из других видов К. наиб. распространены «звёздный», используемый гл. обр. для ночлега небольшой группы, и нодья.

К, разжигают растопкой из сухого материала: мелких веточек, бересты, мха, лишайника, стружек, лучин; в сырую погоду — из щепы расколотого топором сухостоя, смолистых кусков коры, укрытых от дождя кронами деревьев, гнилушками из дупла, а также «зажигательными палочками» (рис. 2), огарком свечи, таблетками сухого спирта, куском оргстекла или резины. Растопку укладывают под сложенный шалашиком или колодцем хворост и поджигают; затем, по мере разгорания, подкладывают более толстые дрова. В дождь К. разводят под прикрытием тента или плаща (накидки). Чем сильнее ветер или дождь, тем плотнее укладывают растопку и топливо. При утере спичек для разжигания К. в солнечную погоду обычно используют увеличит, стекло — лупу, объектив фотоаппарата или бинокля, стёкла от часов или очков (рис. 3,а). При наличии у тур. группы охотничьего ружья К. можно разжечь с помощью холостого выстрела в подготовленную растопку пыжом из ваты, сухого мха или травы, вложенным в гильзу, заполненную на одну треть порохом. Можно добыть огонь, высекая искры ударами куска металла (железа, стали) по кремню (рис. 3,6) либо трением заострённой с концов сухой палочки о деревянную опору (напр., дощечку), в к-рой сделана небольшая лунка или канавка (рис. 3, в и г). От трения древесина в лунке нагревается и положенный в неё трут (сухой мох, вата, хвойный опад) начинает тлеть.

В малолесной или безлесной (напр., степной) местности очаги для К. делают из дёрна, в горах — из камней (рис. 4). В зимнем путешествии при небольшой глубине снега под очаг расчищают ямку до земли, при глубоком снежном покрове делают настил из сырых брёвен. Для разведения небольшого К. над землёй удобна костровая сетка (рис. 5). Она изготавливается из металлич. проволоки диам. 0,5—1 мм с ячейками 8—12 мм, натягивается обычно между деревьями с помощью цепочек, тросиков или репшнуров. Дл. её 60—80 см, шир. 40—50 см, масса ок. 1 кг. Применение сетки позволяет предохранить земляной покров
от выжигания — пепел проваливается сквозь ячейки сетки и уносится ветром. Перед тем, как установить сетку, необходимо очистить выбранное место от опавшей хвои, сухой листвы и др. материала, к-рый может загореться от упавшего уголька. Особенно удобна сетка в зимних походах, т. к. для разведения К. не надо рыть глубокой (до земли) ямы в снегу. Кроме того, при пользовании сеткой влага от растаявшего снега не попадает в К., так что дров требуется меньше. При размещении на К. варочной посуды можно воспользоваться спец. металлич. тросиком (диам. 2—3 мм, дл. 1,5—2,0 м), закрепляемым на деревьях или стойках из жердей (рис. 6), а также разл. таганами и др. костровыми приспособлениями, в т. ч. из подручных материалов (рис. 7 и 8). Для подвески и регулировки высоты посуды над огнём служат спец. крючки и цепочки (рис. 9). При сильном ветре следует применять экраны из камней, жердей или стеклоткани (рис. 10). Для сушки одежды и обуви на расстоянии 0,5—1,5 м от К. с наветренной стороны и сбоку вбивают колышки, устраивают решётку и протягивают верёвку. При организации у К. ночлега устраивают заслоны (рис.11).

Лит.: Краткий справочник туриста, 3 изд., М., 1985.

 

 


вверх«КОШКИ», металлич. приспособления, надеваемые на обувь (иногда на лыжи) для облегчения и удобства движения по склонам, покрытым льдом, фирном или мокрой травой, а также по склонам с твёрдой конгломератной поверхностью. Простейшая конструкция «К.» представляет собой овальную рамку-основание из листовой стали толщ. 2,5—3 мм с расположенными по контуру 10—14 шипами-зубьями; рамка имеет форму подошвы тур. ботинка и крепится к нему при помощи хлопчатобумажного или обрезиненного синтетич. ремня либо тонкого металлич. тросика. Заострённые зубья «К.» (дл. ок. 35 мм) обеспечивают хорошее сцепление ботинка с покрытием склона, позволяют достаточно уверенно передвигаться по скользкой поверхности.

Передвигаясь по сырому снежному склону, надо периодически счищать (напр., штычком ледоруба) налипающий на «К.» снег. Чтобы предотвратить налипание снега, на «К.» надевают кусок полиэтиленовой плёнки или капроновой ткани. Для этого, напр., надо наступить «К.» на полиэтиленовый пакет, проткнуть его зубьями и примотать шнурком или шпагатом к ботинку. Чтобы зубья не тупились, следует избегать лишнего хождения в «К.» по камням и скалам.

В горном Т. распространены преим. неравнозубые разборные «К.» конструкции В. М. Абалакова с 10 зубьями, из к-рых передние 2 короче других и несколько выдвинуты вперёд (рис., а); к ботинку крепятся при помощи длинного хлопчатобумажного ремня («фитиля»). Масса пары «К.» 1—1,3 кг (в зависимости от размера обуви). В 80-е гг. появились «К.» др. конструкций с 12 и 14 зубьями, позволяющие двигаться даже по ледовым отвесам. Распространены также т. н. универсальные «К.», состоящие из 2 шарнирно соединённых частей — передней и задней (рис., б). Для сравнительно несложных маршрутов (напр., для прохождения жёстких фирновых полей) созданы 4- и 5-зубные «К.» (т. е. полукошки; крепятся к передней части подошвы). На наиболее крутых и отвесных ледовых склонах применяют «К.»» с цельной жёсткой платформой. У таких «К.» два передних зуба неск. короче остальных, имеют форму трапеции с односторонней заточкой и выступают вперёд за пределы подошвы ботинка (не более чем на 30 мм) под углом 5—10° к плоскости платформы. Следующая, вторая пара зубьев наклонена к плоскости платформы под углом 45—60°, остальные зубья расположены по контуру платформы перпендикулярно к ней. Все зубья, кроме передних, имеют форму треугольника, ср. длина их 35 мм. Масса таких «К.» 0,5—0,7 кг.

В горных походах, маршруты к-рых проходят через ледопады или по крутым ледовым склонам, желательно, чтобы все участники похода имели «К.»; в крайнем случае в группе необходимо иметь 2—3 пары 12- или 14-зубых «К.» для тех, кто первыми преодолевают сложный участок и организуют страховку. Передвигаясь по ровной (или с небольшим подъёмом) поверхности, ноги ставят на лёд с лёгким ударом всеми боковыми зубьями. Вверх по склону крутизной до 30° поднимаются напрямую «ёлочкой», ставя ступни ног под углом друг к другу. Более крутые склоны преодолевают по диагонали или зигзагом, ставя ступни ног одну над другой («лесенкой»), почти горизонтально (нижнюю слегка развернув носком вниз по склону). По очень крутым склонам и отвесам поднимаются, опираясь на передние зубья (к-рые вбивают в лёд ударом ноги), слегка опуская вниз задники ботинок. Не рекомендуется подниматься с тяжёлым рюкзаком, т. к. при этом значительно увеличивается нагрузка на голеностопный сустав и труднее сохранять равновесие. Использование на таких подъёмах «К.» с цельной жёсткой платформой позволяет снизить эту нагрузку.

Спускаются в «К.» по пологому склону «гусарским» шагом, поднимая и опуская ноги не сгибая их в коленях. Ступню при этом ставят так, чтобы в лёд (фирн) вонзились все боковые зубья. Чем круче склон, тем короче должны быть шаги. По отвесам и склонам крутизной св. 70° спускаются, пользуясь теми же приёмами, что и при подъёме.


вверхКРАЕВЕДЕНИЕ, изучение определенной части страны, области, района, города, деревни местным населением, для которого эта территория считается родным краем. К. изучает, природу, население, хозяйство, историю, культуру и быт родного края. Делится на отраслевое (историческое, этнографическое, топонимическое и др.) и комплексное географическое, изучающее взаимосвязь природных и социальных явлений. Развивается К., связанное с задачами охраны природы, памятников истории и культуры и др. Основной метод К. — сбор и систематизация информации, образцов полезных ископаемых, предметов материальной культуры и др. данных о территории. К. различают по формам его организации. В процессе становления К. сложилось государственное, школьное и общественное К. Государственное К. сосредоточено в краеведческих (областных, районных, городских) и республиканских музеях, в отделах культуры при исполкомах, библиотекаках, н.-и. учреждениях. Общественное К. ведётся силами краеведов-общественников, туристов, общественных организаций (отделами Географического общества Рос. Федерации, обществом охраны памятников истории и культуры, обществом охраны природы и др.). В декабре 1921 состоялась 1-я Всероссийская конференция научных обществ по изучению родного края, а в январе 1922 при АН создан единый центр К. — Центральное бюро краеведения (ЦБК), существовавшее до 1937 (в 30-е гг. была проведена реорганизация системы общественного К.). В дальнейшем развитии К. значительную роль сыграло Географическое общество СССР. Была создана краеведческая комиссия в составе Центральной организации Географического общества в Ленинграде и в её Московском филиале. Имеются краеведческие комиссии при филиалах и отделах Географического общества Российской Федерации.

В современных краеведческих исследованиях наибольшее место занимают изучение и охрана природы края — выявление и инвентаризация заповедных природных участков, подлежащих охране, изучение местных промыслов, восстанавливаемых в ряде мест по представлению и почину краеведов. Значит, внимание уделяется установлению фактов памятных событий трудовых и военных подвигов народа, созданию очерков и репортажей о выдающихся земляках, поиску исторических документов, предметов материальных культур прошлого и др. В развитии К. значительная роль принадлежит народным краеведческим музеям, созданным по инициативе краеведов-общественников. В них собираются, обрабатываются, хранятся и пропагандируются материалы, собранные краеведами-энтузиастами.

Школьное К. широко используется как средство образования и воспитания учащихся. В 1918 для развития туризма и К. при Наркомпросе РСФСР было создано Центральное бюро школьных экскурсий. В 1920—30-х гг. создаются многочисленные кружки, общества по изучению родного края, проводятся походы школьников по местам Гражданской войны. В 1922 организуется Центральное бюро К. и при нём школьно-краеведческая комиссия, в задачу которой входила работа по сближению К. со школой. В 1934 для активизации туристско-краеведческой работы со школьниками при Наркомпросе РСФСР создаётся Центральная детская туристско-экскурсионная станция. С 1950-х гг. краеведческая работа с учащимися приобрела формы всесоюзных туристско-краеведческих походов и экспедиций.
Ежегодно свыше 15 млн. школьников 4—10-х классов участвовали во Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина — СССР» и около 4 млн. старшеклассников и учащихся ПТУ — во Всесоюзном походе по местам революционной, боевой и трудовой Славы. В школах, клубах, дворцах (домах) пионеров, на СЮТ работают туристско-краеведческие кружки. Юные краеведы изучают природу, культуру, историю родного края, знакомятся с его революционным и боевым прошлым. Собранные ими материалы помогают лучше усвоить школьную программу, используются в качестве наглядных пособий на уроках, пополняют экспозиции народных и школьных музеев, комнаты и уголки боевой Славы. В детско-юношеском туризме К. преследует общеобразовательные и воспитательные цели, способствует укреплению связи школы с жизнью.

Лит.: Строев К.Ф., Краеведение. 2 изд., М., 1974;
Мамонтов А.В., Щерба Н. , Краеведческая библиография, М., 1978, 
Никонова М.А„ Практикум по географическому краеведению, М., 1985, 
Краеведение, М., 1987; 
Смирнов В. Г., Художественное краеведение в школе, М.,1987.



вверхКРОКИ (франц. croquis — набросок), чертёж участка местности с подробным отображением её важнейших элементов. Обычно К. создают путём глазомерной съёмки. Основа К. заблаговременно может быть составлена по топографической карте или аэрофотоснимку. В тур. целях составляют К. участков, представляющих особый интерес (напр., трудных для прохождения перевалов, препятствий на реках, возможных мест переправы и т. п.), а также для корректировки и уточнения маршрутов. Обычные масштабы К. — 1:100 000 — 1:25 000 и крупнее. На К. наносят местные ориентиры, возможные пути преодоления препятствий, масштаб, направление магнитного меридиана, дату съёмки. К. перевала выполняют в перспективном изображении (как на фотоснимке), когда наблюдатель находится как бы на расстоянии от подходов к перевалу; условными знаками показывают трещины, участки лавинной опасности и камнепадов, места возможных ночёвок, варианты спусков и подъёмов, а также наносят маршрут движения с отметками высот, крутизны склонов и разметкой времени прохождения перевала. На К. препятствий на реках для водных походов показывают подробно ориентиры на берегу и воде, надводные и подводные камни, направление течения, прижимы и т. п. Существенные сведения, к-рые не могут быть переданы графически, приводят в виде пояснит, записки на полях, обороте чертежа (см. илл. к ст. Глазомерная съёмка}.


вверх«КРУГОСВЕТКА», кольцевой водный тур. маршрут, начинающийся и заканчивающийся в одном и том же месте. Проходит по рекам или системам озёр. Замыкание маршрута происходит через каналы или волоки. «К.» не считается кольцевой маршрут вдоль берегов одного озера. Обычно «К.» планируется так, чтобы большая часть пути проходила вниз по течению рек, а подъёмы приходились на шлюзы и волоки. Организации «К.» способствуют конфигурация гидросети, напр. крупные излучины рек, подобные Самарской Луке на Волге, сближенные притоки и т. д. Проводятся традиц. лодочные походы по Жигулевской «К.»: от Самары вниз по Волге — волок к р. Уса (в наст. время — залив Куйбышевского вдхр.) — снова вниз по Волге до Самары. Широко известна Московская «К.» — теплоходный маршрут по каналу им. Москвы, рр. Волга, Ока и Москва. Популярны Оршинская «К.» в Тверской обл., Браславская «К.» в Белоруссии и др. Иногда «К.» называют кольцевые тур. маршруты в др. видах Т.
 

вверхКРУИЗ (англ. cruise), морское или речное туристское путешествие чаще по замкнутому маршруту, обычно с короткими береговыми экскурсиями. На теплоходах туристам обеспечивается проживание, питание, организуется досуг (работают кинозал, музыкальный салон и др.). Во время стоянок туристы имеют возможность загорать, купаться, совершать прогулки.

Морские круизные маршруты организуют по Чёрному и Балтийскому морям, по морям Северного и Дальневосточного бассейнов; речные К. — по Волге, Волго-Балтийскому и Волго-Донскому каналам, Днепру, Дону, Оке, Каме, Енисею, Лене, Оби, Иртышу и др., а также по некоторым крупным озёрам (Байкал, Ладожское, Онежское и др.). Туристско-экскурсионные организации фрахтуют для К. у министерств морского и речного флота пассажирские суда (в 1986 — 136 речных и 19 морских судов). Из К., организуемых "Интуристом», наиболее популярны К. по Средиземному морю, вокруг Европы, по Балтийскому и Северному морям, по Дунаю и др. Иностранные круизные суда заходят в Санкт-Петербург, Одессу, Ялту, Сочи и др. порты.

Круизными поездками называют иногда и путешествия на туристских поездах (ж.-д. К.) и самолетах (авиационные К.).


вверхКРЫМСКО-КАВКАЗСКИЙ ГОРНЫЙ КЛУБ, существовал в 1905—16. Свою историю ведёт от созданного в 1878 в Ялте Кружка любителей природы, горного спорта и Крымских гор, на базе к-рого в 1890 был создан Крымский горный клуб с правлением в Одессе и филиалами в Ялте, Севастополе, Екатеринославе (ныне Днепропетровск), Сочи, Петербурге. Члены клуба проложили тур. тропы в окрестностях Ялты, занимались изучением и охраной природы Крыма. Было создано квартирно-посреднич. бюро для прибывающих в Крым туристов. В 1905 клуб, значительно расширивший свою деятельность (его отделения возникли в др. городах и р-нах страны), был переименован в К.-К. г. к. Он содействовал проведению науч. экспедиций, устраивал экскурсии по Крыму и Кавказу, строил приюты (напр., на Кавказе у перевала Псеашхо, в Красной Поляне) и содержал их, следил за благоустройством тур. троп. Существовали службы проводников, прокат (в т. ч. очень редкого по тем временам зарубежного альп. снаряжения — «кошки», ледорубы и т. д.). Члены клуба читали лекции, устраивали выставки, организовывали музеи охраны природы. Клуб выпустил «Путеводитель по Кавказу» с экскурс, картой Черномор. побережья (1904, составитель В. А. Меркулов). При правлении было создано справочное бюро, к-рое давало консультации желающим путешествовать по Крыму и Кавказу; имелась б-ка. Члены клуба пользовались правом льготного проезда по жел. дороге и на пароходах и преим. правом участия в экспедициях и экскурсиях. Клуб имел свой значок и флаг, выпускал ежегодник «Записки горного клуба».

Лит.: Москвич Г., Иллюстрированный практический путеводитель по Кавказу, 16 изд., СПБ, 1911; его же, Иллюстрированный практический путеводитель по Крыму, 26 изд., СПБ, 1914.


вверх«КРЮКОНОГА», приспособление, используемое горными туристами и альпинистами для подъёма на сложных скальных участках; состоит из стремени, тяги и планки с крючком и подколенным обхватом. Применяется вместе во спец. лесенкой из синтетич. ленты с прикреплёнными к ней металлич. кольцами и подвеской «скай-хук» («небесный крюк») или крюком «фифи» (рис.). При подъёме лесенку посредством «скай-хука» или «фифи» закрепляют за выступ или в щели на скале либо на искусств, точке опоры (напр., на скальном крюке, закладке). Крючок «К.» вставляют в кольцо лесенки и, опираясь на стремя, делают шаг вверх (подтягиваются), при этом нагрузка (вес туриста) со стремени через тягу передаётся на крючок «К.». Затем крючок второй «К.» вставляют в следующее кольцо лесенки и делают шаг другой ногой.

По сравнению с обычной альп. лесенкой, на к-рой отсутствует жёсткая фиксация ступеньки относительно стопы, «К.» обеспечивает восходителю большую устойчивость, поскольку точка опоры «К.» — крючок на планке — расположена выше ступни и стремя плотно фиксируется относительно голеностопа. Планка и стремя снабжаются мягкими прокладками в местах прилегания к ноге. Круглое отверстие в верх. лепестке планки предназначено для пристёгивания карабина и является точкой крепления при подъёме по верёвке на зажимах («К.» в этом случае используется как стремя). Входящий в комплект лесенки крюк «фифи» позволяет вешать лесенку на карабин и вытаскивать её за собой на шнурке, проходящем через отверстие в крюке. С лесенкой крюк соединяется куском репшнура с надетой на него резиновой трубкой. Расстояние между кольцами лесенки 35—40 см, полная длина лесенки 130—150 см.


вверхКРЮЧЬЯ, приспособления для закрепления снаряжения на скале или на льду при организации страховки и создания искусств, опор при подъёме по очень крутым склонам и отвесным стенкам. По назначению К. подразделяются на скальные и ледовые. Скальные К. имеют неск. конструктивно-функциональных разновидностей. Для забивания в скальные трещины применяют т. н. трещинные К. — лепестковые и профильные (рис. 1). Как правило, такие К. изготавливают из мягкой конструкционной стали и пластичных сплавов титана, при забивании они вдавливаются в трещину, повторяя её изгибы (рис. 2, а); реже применяют К. из твёрдой легир. стали, к-рые при забивании стёсывают края трещин (рис. 2, б). Материал, форма, толщина и длина К. подбираются в зависимости от ширины раскрытия трещины и твёрдости горной породы. Иногда в качестве К. используют деревянные клинья, напр. в широких трещинах.

Для создания опор на монолитных скальных поверхностях применяют шлямбурные К. (рис. 3) — самоврезные и пробойниковые. Отверстия для самоврезного К. в монолитной скале пробивают самим К.; для пробойникового К. отверстие готовят при помощи спец. пробойника. По способу крепления шлямбурных К. в отверстии различают конусные, дюбельные, цанговые и разъёмно-втулочные К.

При создании опор на льду используют 3 осн. конструктивные разновидности ледовых К. (рис. 4): классич. тип («морковка»), «штопор» и ледобур («трубка»). Для закрепления опор на снежных склонах применяют снежные якоря.

Страховочная верёвка крепится на К. посредством фурнитуры (крепёжного приспособления), форма и размеры к-рой зависят от типа К. и назначения опоры (рис.5).





вверхКУРВИМЕТР (от лат. curvus - кривой и греч. metreo - измеряю), прибор для измерения длин извилистых линий на планах и картах. Колесико К. прокатывают по измеряемой линии и по показанию стрелки на шкале определяют нужное расстояние (в масштабе карты) или длину линии в см.


 

А   Б    В    Г    Д    Ж    З    И    К    Л    М    Н    О    П    Р    С    Т    У    Ф    Х    Ц    Ч    Ш    Щ    Э    Ю    Я

    Скачать все

Hosted by uCoz