ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ТУРИСТА

Главный редактор Е.И. Тамм

М. "Большая Российская энциклопедия", 1993

 

А   Б    В    Г    Д    Ж    З    И    К    Л    М    Н    О    П    Р    С    Т    У    Ф    Х    Ц    Ч    Ш    Щ    Э    Ю    Я

    Скачать все

Дендрарий

Детско-юношеский туризм

Дневка

Дневник туристский

Документы маршрутные

   


ДЕНДРАРИЙ, дендрологический парк (от греч. dendron - дерево), территория, на к-рой в открытом фунте культивируются древесные растения. Насаждения в Д., обычно в стиле ландшафтного парка, могут быть самостоятельными или входить в состав ботанич. сада. Размещение растений осуществляется по система-тич., геогр., экол., декоративному или др. признакам. Наиболее известные Д.: при Гл. ботанич. саде Рос. АН (Москва), Никитском (близ Ялты), Сухумском и Батумском ботанич. садах, дендропарк "Софиевка" Укр. АН (Умань), парк "Дендрарий" в Сочи. По терр. Д. проходят экскурс. маршруты.
 

вверхДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ (ДЮТ), охватывает учащихся школ, ПТУ, техникумов, а также работающих подростков; неразрывно связан с краеведением. Способствует укреплению здоровья, приобретению трудовых навыков, нравственному и эстетич. развитию подрастающего поколения.

Организационно-методич. руководство туристско-краеведч. работой со школьниками осуществляют СЮТ и центры ДЮТ; они работают при респ. мин-вах просвещения и при краевых, обл. и гор. управлениях и отделах нар. образования. Тур. работой с подростками занимается Всес. добровольное об-во "Трудовые резервы" и ЦК ВЛКСМ через бюро молодёжного Т. "Спутник".

В России дет. Т. возник в сер. 19 в. и носил характер общеобразоват. экскурсий. Их организаторами и пропагандистами были передовые педагоги: А.Я. Герд, А.Я. Ушинский, декабрист И.Д. Якушкин, работавший в Ялуторовской жен. гимназии. Оздоровит. значение для детей прогулок и экскурсий отмечал П.Ф. Лесгафт. Уже к кон. 19 - нач. 20 вв. экскурсии стали входить в систему общеобразоват. занятий некоторых уч заведений.

После Окт. революции 1917 в Москве в 1918 при Наркомпросе РСФСР по инициативе Н.К. Крупской было создано Центр. бюро школьных экскурсий, в задачу которого входило обеспечивать приём и обслуживание детских тур. групп. Наряду с экскурсиями в крупные города страны (преим. Москва, Ленинград) в 20-е гг. были популярны многодневные (6-10 дней) походы, т. н. кочевки, по близлежащим р-нам, во время которых ребята изучали революционное прошлое р-на, знакомились с с.-х. трудом, кустарными промыслами и др.

В 30-е гг. ДЮТ приобрел общественно полезную направленность: юные туристы в походах занимались поиском полезных ископаемых и строит. материалов (глина, известняк), участвовали в мероприятиях по охране природы; проводились походы по местам Гражд. войны. В целях активизации внешкольной тур.-экскурс. работы с детьми и подростками в 1932 на базе Центр, бюро школьных экскурсий при Наркомпросе РСФСР была создана Центр. детская экскурс.-тур. станция. В кон. 1940 была объявлена Всес. экспедиция пионеров и школьников по местам Гражд. войны и малым рекам.

В годы Великой Отечеств, войны работа юных туристов была направлена прежде всего на помощь фронту и тылу - ребята собирали лекарств, растения для воен. госпиталей, помогали семьям фронтовиков и погибших, инвалидам войны; на освобождённых терр. организовывали походы по местам боёв, поиски погибших воинов.

50-е гг. стали периодом массового распространения и развития ДЮТ. В 1954 на Юж. Урале (оз. Тургояк) состоялся 1-й Всес. слет юных туристов. Проводились Всес. экспедиции пионеров и школьников по местам боевой и трудовой Славы сов. народа. Так, в 1955-57 ЦДЭТС и газ. "Пионерская правда" организовали 1-ю Всес. экспедицию пионеров и школьников в честь 40-летия Октября. Затем состоялись экспедиции "По дорогам пятилетки", "Из искры возгорится пламя" и др. В 1957 по призыву ленинградских пионеров в стране возникло массовое патриотич. движение по изучению боевого и революционного прошлого родного края "Красные следопыты". В 1958 создано бюро Междунар. молодёжного Т. "Спутник".

В 1960 Мин-во просвещения РСФСР и ЦК ВЛКСМ утвердили положение об обл., краевых и респ. детских экскурс.-тур. станциях, определившее их цели, задачи и сферу деятельности. С 1965 начался всес. поход комсомольцев и молодёжи по местам революционной, боевой и трудовой Славы Коммунистич. партии и сов. народа, организованный ЦК ВЛКСМ. К 1987 он прошёл 12 этапов, посвящённых самым значит. событиям в жизни страны (напр., 50-летию образования СССР, 30-летию Победы сов. народа в Великой Отечеств. войне, 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина, 70-летию Октября). Финалом каждого этапа становился Всес. слёт. Участники похода осуществляли шефство над инвалидами войны, ветеранами революции, семьями погибших воинов, участвовали в сооружении памятников и мемориалов, шефствовали над местами захоронения воинов, занимались охраной природы и др. В этом движении ежегодно принимали участие до 4 млн. учащихся ср. уч. заведений страны. С 1972 в рамках этого похода по инициативе ЦДТЭС и "Пионерской правды" проводилась Всес. тур.-краеведч. экспедиция пионеров и школьников "Моя Родина - СССР" (с участием ежегодно св. 15 млн. школьников 4-10-х классов).

Создана материальная база ДЮТ; работают многочисл. клубы, кружки, секции в уч. заведениях, на станциях юных туристов, во дворцах и домах пионеров и школьников, пионерских лагерях, на дет. тур. базах, при ДЭЗах. Во время занятий дети изучают теорию и практику Т. и краеведения, совершают прогулки, экскурсии, походы, проводят слёты, соревнования, конференции, вечера и др. Сложилась определ. пед. система организации этих мероприятий в течение года в виде т.н. тур.-краеведч. циклов, в к-рых выделяют: подготовит., основной (напр., поход) и заключит. этапы. В начале нового цикла занятий каждый участник предстоящего похода обычно получает тур. (напр., санитар, штурман) и краеведч. (напр., географ, метеоролог) должности, и т.о. за 3-4 года занятий он может освоить все осн. походные должности.

В подготовит, период занятий юные туристы по книгам и документам знакомятся с маршрутом, природой, историей, экономикой и культурой изучаемой терр. Совершают уч.-тренировочные и тематич. походы, осваивают технику Т., участвуют в соревнованиях, готовят снаряжение, продукты и др. к предстоящему походу. Во время похода они занимаются поисково-краеведч. работой (ведут дневники наблюдений, фотографируют интересные объекты, делают зарисовки, собирают материалы для коллекций и др.), общественно полезным трудом, включающим работу по заданиям музеев, гос. и обществ, орг-ций по охране окружающей среды, проводят выступления агитбригад и т. д. После похода каждый участник готовит паспорт маршрута или отчёт, собранный материал оформляется в виде коллекций, экспозиций, дневников и передается в школьный музей и предметные кабинеты для использования в качестве иллюстративного материала в уч.-воспитат. процессе; составляются также отчёты для др. тур. групп, готовящихся пройти по этому маршруту. Тур.-краеведч. цикл завершается отчётом участников похода на тур. вечерах.

Школьникам разрешён пеший (с 12-13 лет), лыжный и водный (с 13-14 лет), горный (с 13 лет), велосипедный (с 14-16 лет) Т., а также спелеотуризм (с 14-16 лет). Учащиеся ПТУ и техникумов, достигшие совершеннолетия, имеющие водительские права, могут участвовать в авто-мотопоходах. Школьникам 1-2-х классов доступны самые простые формы Т.: тур. прогулки и общеобразоват. экскурсии в близлежащие парки, зелёные зоны; протяжённость маршрута от 1 до 3,5 км.

Сложность похода определяется требованиями Единой спорт, классификации и перечнями тур. эталонных маршрутов.

Сами условия тур. жизни (длит. пребывание на природе, разнообразные физич. нагрузки, преодоление препятствий и т. д.) способствуют развитию и проявлению у подростка организованности и дисциплинированности, смелости и стойкости, ответственности и чувства долга и др. нравственных и волевых качеств, дружбы, товарищества, взаимопомощи и взаимоподдержки. Походная обстановка помогает быстро усваивать и применять определ. трудовые навыки. Связь Т. с краеведением позволяет использовать его как средство накопления знаний и развития интереса к уч. занятиям. Составной частью ДЮТ является семейный туризм.

Лит: Шимановский В., Туристские слеты, М., 1975; Берман А.Е., Юный турист, М., 1977; Остапец А. А. В походе юные. М., 1978; его же, Туризм в профтехучилище. М., 1961; его же, На маршруте туристы-следопыты, М., 1987; Бардин К.В., Азбука туризма. 2 изд., М., 1981; Туризм в школе, М., 1983; Минделевич С.В., Пора в поход. М., 1985


вверхДНЁВКА, день в походе, предназначенный гл. обр. для отдыха и подготовки к дальнейшему движению по маршруту. Во время Д. тур. группа остаётся на одном месте, не меняя расположения лагеря; если туристы совершили хотя бы один переход и перенесли лагерь в другое место, то говорят о "полуднёвке". Как правило, Д. проводится в удобном месте (при возможности около заброски). Во время Д. туристы совершают экскурсии, проводят разведку предстоящего пути, переносят в лагерь заброску, ремонтируют и сушат снаряжение, перераспределяют груз по рюкзакам, убирают или оборудуют место, отведённое для бивака, и т. д. Д. планируются заранее при составлении графика движения, с учётом подготовленности группы и целей похода: для обычного похода - через каждые 3-4 дня пути; для походов с детьми - через 1-2 дня; в сложных спорт, походах - через 5-6 дней. Устраивать Д. целесообразно до или после прохождения наиболее напряжённых участков маршрута. Можно использовать Д. как резерв времени на случай отставания от графика движения. Вынужденная Д. проводится вследствие непредвиденной задержки (напр., из-за непогоды или болезни участника похода).


вверхДНЕВНИК ТУРИСТСКИЙ, последовательная (по дням) запись событий тур. похода, выполняемая непосредственно на маршруте. Ведётся регулярно в процессе наблюдений руководителем, специально выделенным участником похода (т. н. летописцем) или поочерёдно всеми членами тур. группы. Форма записи зависит от вида наблюдений; часто Д.т. выполняют, напр., в сокращённой форме - в виде путевого хронометражного журнала. Он служит основой для устного или письменного отчёта группы (см. Отчёт о походе).

Как правило, туристы используют для ведения Д.т. общую тетрадь в твёрдой обложке, которая хранится во влагонепроницаемом чехле (полиэтиленовом пакете). В плохую погоду рекомендуется пользоваться дополнит, записной книжкой, перенося затем из неё заметки на страницы Д.т.


вверхДОКУМЕНТЫ МАРШРУТНЫЕ, текстовые и графич. материалы, необходимые для оформления и прохождения маршрута тур. похода. К Д.м. относятся: маршрутная книжка или маршрутный лист; карты, схемы или кроки; описание маршрута и отд. его частей или путеводители; пропуска для посещения заказников, заповедников и др. терр. с огранич. доступностью; дневник туристский, а также отчет о походе, представленный в письменной форме. За составление, получение и качество Д. м. отвечает руководитель похода.

На основании маршрутной книжки и отчёта о походе, после рассмотрения их маршрутно-квалификационной комиссией составляется протокол о зачёте пройденного маршрута, а руководителю и участникам выдаются справки о совершении похода установленной категории сложности. Второй экземпляр маршрутной книжки и протокол о зачёте похода хранятся в МКК, отчёт - в б-ке клуба туристов, пр. Д.м. - у руководителя похода.
 

 

А   Б    В    Г    Д    Ж    З    И    К    Л    М    Н    О    П    Р    С    Т    У    Ф    Х    Ц    Ч    Ш    Щ    Э    Ю    Я

    Скачать все

 

Hosted by uCoz