ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ТУРИСТА

Главный редактор Е.И. Тамм

М. "Большая Российская энциклопедия", 1993

 

А   Б    В    Г    Д    Ж    З    И    К    Л    М    Н    О    П    Р    С    Т    У    Ф    Х    Ц    Ч    Ш    Щ    Э    Ю    Я

    Скачать все

Фалеристика

Федерация туризма, см. Всесоюзная федерация туризма

Физическая подготовка

Филокалендаристика

Филокартия

Фирма туристская

Флотель

   


ФАЛЕРИСТИКА (лат. falerea, phalerea - металлич. украшения, служившие воинскими знаками отличия у римских легионеров) туристская, коллекционирование нагрудных знаков, жетонов, медалей, значков по тур. тематике. Широкое распространение в мире тур. Ф. получила в 1920-х гг. (в СССР - в нач. 1960-х гг.) в связи с расширением междунар. контактов, с развитием Т. и началом массового выпуска значков. В качестве материала для них используют обычно металл (дюраль, латунь), к-рый сверху покрывают холодной или горячей эмалью, а на неё наносят рисунок с помощью анодирования, травления или фотоспособом.

Значки могут быть посвящены видам Т., его истории, знаменательным тур. событиям (слётам, фестивалям, соревнованиям), а также объектам Т., рекламе тур. маршрутов и круизов, тур. комплексов, гостиниц, баз, кемпингов и др. В 1988 в СССР было выпущено ок. 800 видов тур.значков, в т. ч. ок. 80% - Центральным рекламно-информац. бюро "Турист".

Тур. Ф. обычно имеет тематич. характер, являясь, как правило, частью более общих разделов коллекций значков "Спорт" или "Отдых". Внутри темы значки принято систематизировать по неск. разделам: тур. орг-ции дореволюц. и довоен. периода (Крымско-Кавказский горный клуб, Рос. об-во туристов, Рус. горное об-во, Об-во пролетарского Т. и др.); самодеят. Т. (федерации, тур. походы, слеты, соревнования с подразделением по видам Т.); детский и юношеский Т. и др.

Фалеристы в быв. СССР объединялись в секцию, к-рая входила во Всес. об-во фалеристов. Материалы по Ф. публикуются в сб. "Сов. коллекционер" (с 1992 "Коллекционер") и журн. "Филателия СССР" (с 1992 "Филателия").

Лит.: Ильинский В.Н., Значки и их коллекционирование. (Пособие для фалеристов). 2 изд., М., 1977;
Азарх М.А. (сост.), Туристские значки. Каталог, 2 изд., ч.1, М., 1987.

 

вверхФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА туриста, развитие физич. качеств (силы, ловкости, выносливости и др.), формирование и закрепление путём систематич. тренировок двигат. навыков, необходимых для занятия Т. Способствует адаптации организма к изменениям окружающей среды, повышению его выносливости, психол. уравновешенности. Наряду с тактико-техн. и морально-волевой подготовкой является залогом достижения высоких результатов как в учебно-тренировочном процессе, так и в тур. походах. Различают общую и спец. Ф.п. Цель общей Ф.п. - всестороннее развитие физич. качеств туристов. Спец. Ф.п. направлена на детальное развитие физич. качеств и навыков, необходимых для успешных занятий выбранным видом Т. По мере повышения квалификации туриста возрастает доля спец. Ф.п. за счёт общей.

Осн. метод Ф.п. - систематич. тренировки и походы с выполнением комплекса упражнений, подобранных в зависимости от уровня физич. развития занимающихся, вида Т. и особенностей отрабатываемых техн. приёмов.

Ф.п. складывается из отд. занятий, периодов предсезонной подготовки, многолетних тренировок. Тренировочные занятия состоят из разминки (10-30 мин лёгкого бега, гимнастич. упражнения, несложные спорт, игры и т. п.), осн. части тренировки (освоение новых техн. приёмов и закрепление уже отработанных навыков, выполнение упражнений, развивающих силу, выносливость, ловкость, координацию движений и т. д.) и заключит. части (лёгкий бег, ходьба, упражнения на расслабление, самоконтроль и самомассаж). Во время тур. похода характер и направленность тренировочных занятий определяются целями и условиями данного похода (разминка перед выходом на маршрут, репетиция преодоления предстоящих препятствий, упражнения для активного отдыха на привалах, для ускорения адаптации к гипоксии в горах, в частности тренировочные выходы "налегке" или с небольшим грузом - "заброской").

На всех этапах Ф.п. достижению высоких результатов способствует регулярный мед. контроль для определения состояния здоровья и уровня физич. развития туристов, оценки их подготовленности (физической и психологической) к походу или соревнованиям. Правильно организованный мед. контроль позволяет полнее использовать ресурсы организма и тем самым ускорить процесс Ф.п. туриста.

Лит.: Собенко П.Т. Физическая подготовка альпинистов и горных туристов. К., 1986;
Аппенянский А.И.. Физическая тренировка в туризме. М., 1989;
его же. Методика врачебно-педагогического контроля в туризме, М., 1990.
 

вверхФИЛОКАЛЕНДАРИСТИКА (от греч. phileo - люблю и слова "календарь") туристская, коллекционирование календарей (преим. карманных), в оформлении к-рых отражена тур. тематика. В СССР Ф. приобрела популярность в 1960-х гг. Календари выпускаются разл. изд-вами, об-вами и орг-циями, как правило, в виде серий (от 4 до 12 шт.), посвящённых к.-л. теме (напр., "Тур. гостиницы", "Виды Т.", "Путешествуйте тур. транспортом" и т. д.). В оформлении их используются фотографии, слайды, рисунки. Центр. рекламно-информац. бюро "Турист" выпускает для туристско-экскурс. орг-ций настенные календари, к-рые также являются предметом коллекционирования.
 

вверхФИЛОКАРТИЯ (от греч. phileo - люблю и лат. carta, charta - бумага, исписанный лист) туристская, коллекционирование открыток, посвящённых тур. тематике. Зародилась в кон. 19 в. и уже к нач. 20 в. стала одним из наиб. популярных видов коллекционирования. Обычно открытки по тур. тематике выпускаются в виде комплектов и серий (чаще по 15-18 шт. в серии), посвящённых городам, памятникам природы и архитектуры, тур. маршрутам и круизам, заповедникам, ист. и культурным достопримечательностям и др. (напр., комплекты "Кижи", "Соловецкие острова", "По Золотому кольцу", "Загорск", "Кунгурская ледяная пещера", "Байкал" и др.). В быв. СССР наиб. кол-во таких открыток выпущено изд-вом "Планета" (ежегодно ок. 30 комплектов тиражом по 100- 200 тыс. экз.) и Центр. рекламно-информац. бюро "Турист" (ежегодно 20-25 комплектов тиражом по 100-300 тыс. экз.). Филокартисты объединяются в секции при об-вах филателистов. Материалы по Ф. публикуются в сб. "Советский коллекционер" (с 1992 "Коллекционер") и журн. "Филателия СССР" (с 1992 "Филателия").
 

вверхФИРМА ТУРИСТСКАЯ (от итал. firma - подпись), коммерч. предприятие, организующее путешествия, походы, экскурсии с использованием услуг гостиниц, трансп. компаний, пр-тий питания, торговли, экскурс., спорт., лечебно-оздоровит. и др. учреждений. К кон. 1980-х гг. в мире насчитывалось ок. 45 тыс. Ф.т. Осн. разновидности Ф.т. - т. н. туроператоры и турагенты. Туроператоры - фирмы-производители собств. ("фирменных") туров на основе аренды или оптовых закупок отд. услуг гостиниц и др. поставщиков услуг с комплектованием их в новый "комплексный продукт", как правило, на серийной основе, реализуемый потребителю по единой (т. н. паушальной) цене самостоятельно (через свои филиалы) или по договорам с тур. агентствами-посредниками на комиссионной или иной основе. Турагенты (тур. агентства) - посреднич. фирмы, осуществляющие розничную продажу населению туров и отд. услуг гостиниц, трансп. компаний и др. поставщиков услуг, с получением от них комиссионного вознаграждения (от 5 до 20% от цены тура и услуги) или с наценкой за посреднич. услуги. Среди Ф.т. выделяют также экскурсионные бюро, к-рые специализируются на организации экскурсий для туристов по месту отдыха, и тур. бюро, выполняющие обычно функции тур. агентств.

Крупными Ф. т. за рубежом являются напр., "Томсон холидейс" и "Томас Кук" (Великобритания), "Америкен экспресс" (США), "Туризм э травай" (Франция), "Неккерман" (Германия), "Чедок" (Чехословакия), "Орбис" (Польша), "Балкантурист" (Болгария), "Ибус" (Венгрия) и др.
В быв. СССР функции Ф.т. осуществляли в основном Бюро путешествии и экскурсии; одной из крупнейших Ф.т. является "Интурист".


вверхФЛОТЁЛЬ (от англ. floating-hotel - плавучий отель), сезонная гостиница на плавучем основании (дебаркадер, баржа, быв. теплоход и др.). Обеспечивает туристов комплексным обслуживанием (размещение, питание и пр.). Используется в местах, где характер береговой полосы или ценность ландшафта исключают возможность стр-ва стационарного гостиничного пр-тия.
 

 

А   Б    В    Г    Д    Ж    З    И    К    Л    М    Н    О    П    Р    С    Т    У    Ф    Х    Ц    Ч    Ш    Щ    Э    Ю    Я

    Скачать все

Hosted by uCoz