<< Домой    Вверх  >>


С.А. Афанасьева, А.В. Квитка, И.В. Левина, Я.Н. Легостаева, А.В. Лунева, А. В. Москинов, Н.А. Рамберг, Е.А. Шершебнева

ШКОЛЬНЫЙ ТУРИСТСКИЙ СЛЕТ
часть 1.

 

Введение

Школьный туристский слет — одна из самых действенных форм агитации и пропаганды туризма как здорового образа жизни, повышения физического развития школьников, организации досуга молодежи.

Туристские слеты учащихся могут различаться по целям и форме проведения, времени и условиям проведения, количеству и возрасту участников, продолжительности и содержательности. Главное, чтобы они были.

1. Подготовка турслета

Работа по подготовке слета начинается задолго до его проведения. Обычно она начинается с его утверждения в организации, проводящей соревнования или слет. Затем следует четко распределить фронт работ, которые необходимо сделать в ходе подготовки к слету, и назначить ответственных за их выполнение.

Организация, проводящая слет, выполняет следующие работы:

Оргкомитет слета выполняет следующие работы:

В случае отсутствия оргкомитета его обязанности возлагаются на организацию, проводящую слет (соревнования).

Главная судейская коллегия выполняет следующие работы:

В состав главной судейской коллегии входят: главный судья и его заместители, главный секретарь и его помощники, начальники дистанций, судья-инспектор, врач соревнований.

Положение о слете

Положение о слете является основным документом, которым руководствуются судьи и участники соревнований. Положение распространяют за месяц до проведения соревнований. Положение включает следующие разделы:

В зависимости от масштаба соревнований количество разделов может быть сокращено и разделы могут быть объединены. Изменения и дополнения в Положение имеют право вносить организация, утвердившая его, или оргкомитет, совместно с главной судейской коллегией не позднее начала первой жеребьевки на данных соревнованиях.

Пример Положения о соревнованиях

Положение об открытом первенстве Западного округа

по пешеходному туристскому многоборью

1. Цели и задачи

Соревнования проводятся в целях популяризации туристских соревнований как средства оздоровления и обеспечения досуга учащейся молодежи, развития массового спортивного туризма, выявления лучших туристских команд для их дальнейшего участия в Первенстве г. Москвы по туризму среди учащихся.

2. Время и место проведения

Соревнования проводятся 24—25 апреля 1999 года в районе ст. Ромашково Усовской ветки ж/д Белорусского направления. Схема подъезда будет сообщена на совещании представителей команд 22 апреля в 17.00 в помещении ДТЭЦ "Синегория" по адресу: Рублевское шоссе, д. 87, корп. 2.

3. Программа соревнований

24 апреля 1999 г.

11.00 — старт короткой лично-командной дистанции 1 и 2 класса

12.00 — начало конкурсной программы

18.00 — подведение итогов короткой лично-командной дистанции 1 и 2 класса

21.00 — старт ночного туристского ориентирования

25 апреля 1999 г.

11.00 — старт длинной командной дистанции 1 и 2 класса

12.00 — продолжение конкурсной программы

17.00 — подведение итогов соревнований

4. Руководство

Общее руководство соревнованиями осуществляет ДТЭЦ "Синегория" и ЦВР "Раменки". Контроль над проведением соревнований, подсчетом результатов и присвоением спортивных разрядов осуществляет Союз Туристов г. Москвы. Непосредственное проведение соревнований возложено на главную судейскую коллегию (гл. судья — Легостаев С.Н).

5. Участники

Состав команды 1 класса — 6 человек. На дистанцию 1 класса допускаются участники не старше 1983 г.р. Участники должны иметь снаряжение, необходимое для прохождения дистанции 1 класса, компас, булавку, ручку, медицинскую аптечку.

Состав команды 2 класса — 4 человека. К соревнованиям допускаются участники 1983 г.р. и старше, а также участники любого возраста, имеющие оформленный третий разряд по туристскому многоборью. Участники должны иметь снаряжение, необходимое для прохождения дистанции 2 класса, компас, булавку, ручку, медицинскую аптечку.

6. Заявка команд

Предварительная заявка подается на совещании представителей команд или по телефону: 141-50-87. Заявка направляющей организации (с указанием квалификации спортсменов и медицинского допуска) на участие команды в соревнованиях подается в секретариат соревнований перед стартом.

7. Условия приема участников

Участники располагаются в полевых условиях.

8. Определение победителей

Победитель на длинной дистанции определяется по наименьшему общему времени (сумме времени прохождения дистанции и штрафного времени), вычисленному в процентном отношении от времени победителя. Победитель в личном зачете на короткой лично-командной дистанции вычисляется аналогично среди юношей и девушек. Победитель в командном зачете на короткой лично-командной дистанции определяется по наименьшей сумме общего времени, вычисленной в процентном отношении от времени победителя, 4 лучших результатов команды. Победитель в общем зачете определяется суммой общего времени, вычисленной в процентном отношении от времени победителя, на лично-командной, длинной и дистанции ночного туристского ориентирования.

9. Награждение

Команды и участники, занявшие 1—3 места на отдельных дистанциях и в общем зачете, награждаются грамотами и призами.

10. Финансирование

Финансирование соревнований возлагается на организации, непосредственно проводящие соревнования (оборудование, заезд, питание судей и пр.), команды, участвующие в соревнованиях (питание, проезд, экипировка), а также на районную управу "Кунцево" (канцтовары, призы, грамоты).

Положение слета отличается от Положения соревнований по туристскому многоборью. У слета более насыщенная программа, более простая система подведения итогов, отсутствие рассчитанного класса дистанций. Так как целью слетов ставится, в основном, организация досуга, а не повышение спортивного мастерства и выполнение спортивных разрядов, то дистанции слета ставятся с сильным упрощением существующих Правил соревнований по туристскому многоборью (постановление Союза ТССР и ФТ № 4 от 2.12.96 г.), а часто без соблюдения этих Правил. Поэтому не приходится говорить о классе дистанций, их ранге и выполнении спортивных разрядов.

Особое внимание следует уделить разработке Программы слета. Необходимо учесть и избежать множества досадных недоразумений (например, перерыв в движении электричек или нехватка времени на награждение победителей из-за "затягивания" какой-либо дистанции).

Время проведения дистанций следует рассчитать заранее, скорректировать его по количеству предполагаемых команд-участников, при необходимости сократить или изменить этапы и задания на дистанциях. Обычно на однодневных слетах используют т.н. систему карусели, когда одна половина (или треть) участников участвует в одних видах программы, другая половина в других, а затем они меняются. При наличии 2—3 дней слета такая необходимость отпадает, и день целиком посвящают какой-либо дистанции или игре, а в свободное время занимают участников необязательными видами программы или общественно-полезной работой (что тоже можно делать на время, на качество, на результат и подводить итоги).

Составляя программу, необходимо помнить, что за каждый ее вид будет отвечать конкретный человек, и если примерные кандидаты известны, то лучше заранее учесть их пожелания и предложения. Немаловажную роль при составлении программы слета играет и количество судей, необходимых для каждого вида программы. Лучше всего разрабатывать программу слета совместно с избранной судейской коллегией.

Важно, чтобы программа слета учитывала интересы участников соревнований, особенности их возраста, степень подготовленности к таким мероприятиям и отвечала поставленным целям самого слета.

Кроме того, программа соревнований должна соотноситься с финансовыми возможностями проводящей организации, так как от них зависит количество и качество материально-технического, транспортного, хозяйственного и медицинского обеспечения слета.

Примерная программа слета,

посвященного годовщине Победы в Великой Отечественной войне

6 мая 1999 г., ст. Ромашково

08.57 — отъезд со станции Рабочий Поселок

9.10—9.30 — совещание представителей команд

9.30—10.00 — встреча ветеранов, митинг, посвященный Дню Победы

10.00—10.30 — движение колонны на поляну слета

10.30—11.00 — размещение команд на поляне слета

11.00—11.30 — концерт для ветеранов

11.00—11.30 — совещание представителей команд

11.00—11.30 — сбор капитанов команд

12.00—15.00 — туристские, спортивные и творческие соревнования

12.30—15.30 — работа солдатской кухни

15.00—15.30 — подведение итогов слета

15.00—15.30 — сдача командами мест размещения коменданту слета

15.30—16.00 — линейка награждения

16.00 — отъезд участников слета (16.38 от ст. Ромашково)

Виды соревнований, которые могут быть включены в программу слета

1.      КТМ (контрольный туристский маршрут) или длинная командная туристская дистанция

2.      Короткая командная туристская дистанция

3.      Туристские конкурсы

4.      Творческие конкурсы

5.      Ориентирование

6.      Военно-спортивные игры и эстафеты

7.      Спортивные игры и эстафеты

8.      Веселые старты

9.      Личные соревнования по технике туризма

10.  Дистанция спасработ

11.  Семейные соревнования

12.  Другие соревнования

В дополнение к Положению о соревнованиях судейской коллегией разрабатываются Условия проведения соревнований. В них описываются особенности препятствий и, при необходимости, техники и тактики их преодоления на данной дистанции, выполнения спецзаданий. Условия прохождения дистанций состоят, в основном, из:

При разработке условий следует обратить особенное внимание на соответствии их общему Положению, а все противоречия устранить до их утверждения или, в крайнем случае, до первой жеребьевки соревнований.

Примеры условий рассмотрены далее при описании возможных дистанций.

2. Проведение слета

До 70% успеха в проведении слета обеспечивает основательная подготовка. Как показывает практика, почти все неприятности на слете связаны с огрехами в подготовке, и эти неприятности вполне можно было предусмотреть и предупредить.

Обеспечение безопасности

Обеспечение безопасности при проведении соревнований возлагается на заместителя главного судьи по безопасности и местную поисково—спасательную службу. В случае отсутствия ПСС обеспечение безопасности возлагается на судейскую коллегию.

При возникновении угрозы опасности для участников соревнования должны быть отложены, а уже начавшиеся — прерваны. Если в результате ухудшения метеоусловий и вызванного этим ухудшения состояния дистанций не может быть обеспечена безопасность проведения соревнований, главный судья должен изменить порядок их проведения, отменить их или исключить из программы этап, дистанцию.

К мерам по обеспечению безопасности относятся:

Запрещается прокладывать трассу соревнований в местах, где не обеспечивается безопасность участников, судей и зрителей. Места старта и финиша должны быть промаркированы и иметь ограждения. На опасных участках дистанции, если их нельзя исключить, устанавливаются предупреждающие, указательные знаки и надписи или ограждения.

Подготовку дистанции к соревнованиям проводит специальная бригада под руководством начальника дистанции, укомплектованная квалифицированными специалистами. Начальник дистанции обязан лично проверить надежность оборудования всей дистанции, постоянно контролировать ее состояние в процессе соревнований, а также принимать меры к устранению причин, могущих привести к несчастному случаю.

Ответственность за качество судейских технических средств передвижения и снаряжения несут организация, проводящая соревнования, и заместитель главного судьи по безопасности. Снаряжение команды, обеспечивающее безопасность, должно быть допущено к применению технической комиссией. В случае неисправности снаряжения или его плохого качества команда к участию в соревнованиях не допускается.

Охрана природы, памятников истории и культуры при проведении слета

При проведении соревнований необходимо разработать и осуществить мероприятия, обеспечивающие охрану природы, памятников истории и культуры. Ответственность за выполнение мероприятий по охране природы возлагается на заместителя главного судьи по оргработе и коменданта, а также на представителей команд.

В период размещения на поляне представителям команд должны быть сообщены требования по охране природы, памятников истории и культуры (пожарная безопасность, предотвращение замусоривания местности, порчи посадок и т.п.).

Движение участников по дистанции не должно проходить через засеянные поля, молодые посадки, плантации, участки с памятниками истории и культуры.

Нарушители указанных требований должны быть наказаны, вплоть до снятия с соревнований, а в отдельных случаях — привлечены к административной или уголовной ответственности.

Начало слета

Итак, когда приняты меры по обеспечению безопасности, получены разрешения на проведение слета в лесничестве, у местных властей, СЭС, обеспечена поддержка милиции и медперсонала, судьи готовы к приему участников, можно проводить слет.

Поляна слета. На поляне слета готовятся места для лагерей команд, мусорные ямы, туалеты, очищаются подходы и подъезды, ограничиваются опасные места, оборудуются мосты, родники и т. д. Очень удобно использовать указатели. До приезда участников ставятся длинные дистанции и дистанции ориентирования, так как они наиболее удалены от поляны. Ставятся короткие дистанции, требующие сложной системы навешивания. Проводится окончательный инструктаж судей и организаторов.

Стенд информации. Немаловажное звено в проведении слета. На стенд вывешивается вся оперативная информация:

Прием участников. Участников встречают на ближайшей ж/д платформе, привозят на их транспорте или ожидают непосредственно на поляне слета. В любом случае необходим человек, встречающий команды. На поляне слета это может быть комендант и его помощники, указывающие каждой команде место расположения на поляне. Участники должны быть ознакомлены с правилами по ТБ и охране природы, им сообщается местонахождение стенда со всей информацией о слете, их знакомят с главным судьей и организаторами слета, к которым можно обратиться по любым вопросам. На этом этапе, несмотря на суматоху и оживление среди участников, важно установить праздничную доброжелательную атмосферу на поляне слета, обеспечить контроль над выполнением правил поведения, ТБ и охраны окружающей среды.

Программа соревнований. Программа соревнований выполняется согласно Положению. К моменту старта соревнований все дистанции должны быть готовы и приняты судьей по безопасности (судьи обычно выезжают заранее, за несколько часов или накануне). За готовность и работу каждого вида программы, дистанции отвечает один старший, подчиняющийся главному судье. Главный судья следит за выполнением программы соревнований в целом. Он координатор всей деятельности судей и организаторов. Он перерабатывает всю оперативную информацию, обеспечивает сообщения об изменении времени старта дистанций, сборе представителей команд, показе дистанций и т.д. При правильно проведенной подготовке, распределении обязанностей, достаточной квалификации судей программа соревнований выполняется без задержек и нарушений. В случае непредвиденных обстоятельств должны быть разработаны запасные варианты проведения слета: изменение расписания, замена судей, изменения видов программ и т.д. На этом этапе важно обеспечить четкую работу судей и организаторов, а также оперативность в информировании участников о происходящем на слете.

Подведение итогов. Важно подвести итоги соревнований вовремя и провести награждение на поляне слета. В момент подведения итогов необходимо настроить команды на окончание слета и проконтролировать сдачу мест лагерей коменданту соревнований. Если же награждений не будет, команды могут разъехаться, не убрав поляну. После подведения итогов судьи снимают дистанции, сдают и вывозят оборудование, приводят поляну слета в порядок.

Далее приведено описание некоторых видов программ и дистанций, которые могут быть включены в программу слета.

содержание   часть 2  >>


<<  Домой   Вверх  >>

Hosted by uCoz