С.А. Афанасьева, А.В. Квитка, И.В. Левина, Я.Н. Легостаева, А.В. Лунева, А. В. Москинов, Н.А. Рамберг, Е.А. Шершебнева
Школьный туристский слет — одна из самых действенных форм агитации и пропаганды туризма как здорового образа жизни, повышения физического развития школьников, организации досуга молодежи.
Туристские слеты учащихся могут различаться по целям и форме проведения, времени и условиям проведения, количеству и возрасту участников, продолжительности и содержательности. Главное, чтобы они были.
Работа по подготовке слета начинается задолго до его проведения. Обычно она начинается с его утверждения в организации, проводящей соревнования или слет. Затем следует четко распределить фронт работ, которые необходимо сделать в ходе подготовки к слету, и назначить ответственных за их выполнение.
Организация, проводящая слет, выполняет следующие работы:
Оргкомитет слета выполняет следующие работы:
В случае отсутствия оргкомитета его обязанности возлагаются на организацию, проводящую слет (соревнования).
Главная судейская коллегия выполняет следующие работы:
В состав главной судейской коллегии входят: главный судья и его заместители, главный секретарь и его помощники, начальники дистанций, судья-инспектор, врач соревнований.
Положение о слете
Положение о слете является основным документом, которым руководствуются судьи и участники соревнований. Положение распространяют за месяц до проведения соревнований. Положение включает следующие разделы:
В зависимости от масштаба соревнований количество разделов может быть сокращено и разделы могут быть объединены. Изменения и дополнения в Положение имеют право вносить организация, утвердившая его, или оргкомитет, совместно с главной судейской коллегией не позднее начала первой жеребьевки на данных соревнованиях.
Пример Положения о соревнованиях
Положение об открытом первенстве Западного округа
по пешеходному туристскому многоборью
1. Цели и задачи
Соревнования проводятся в целях популяризации туристских соревнований как средства оздоровления и обеспечения досуга учащейся молодежи, развития массового спортивного туризма, выявления лучших туристских команд для их дальнейшего участия в Первенстве г. Москвы по туризму среди учащихся.
2. Время и место проведения
Соревнования проводятся 24—25 апреля 1999 года в районе ст. Ромашково Усовской ветки ж/д Белорусского направления. Схема подъезда будет сообщена на совещании представителей команд 22 апреля в 17.00 в помещении ДТЭЦ "Синегория" по адресу: Рублевское шоссе, д. 87, корп. 2.
3. Программа соревнований
24 апреля 1999 г.
11.00 — старт короткой лично-командной дистанции 1 и 2 класса
12.00 — начало конкурсной программы
18.00 — подведение итогов короткой лично-командной дистанции 1 и 2 класса
21.00 — старт ночного туристского ориентирования
25 апреля 1999 г.
11.00 — старт длинной командной дистанции 1 и 2 класса
12.00 — продолжение конкурсной программы
17.00 — подведение итогов соревнований
4. Руководство
Общее руководство соревнованиями осуществляет ДТЭЦ "Синегория" и ЦВР "Раменки". Контроль над проведением соревнований, подсчетом результатов и присвоением спортивных разрядов осуществляет Союз Туристов г. Москвы. Непосредственное проведение соревнований возложено на главную судейскую коллегию (гл. судья — Легостаев С.Н).
5. Участники
Состав команды 1 класса — 6 человек. На дистанцию 1 класса допускаются участники не старше 1983 г.р. Участники должны иметь снаряжение, необходимое для прохождения дистанции 1 класса, компас, булавку, ручку, медицинскую аптечку.
Состав команды 2 класса — 4 человека. К соревнованиям допускаются участники 1983 г.р. и старше, а также участники любого возраста, имеющие оформленный третий разряд по туристскому многоборью. Участники должны иметь снаряжение, необходимое для прохождения дистанции 2 класса, компас, булавку, ручку, медицинскую аптечку.
6. Заявка команд
Предварительная заявка подается на совещании представителей команд или по телефону: 141-50-87. Заявка направляющей организации (с указанием квалификации спортсменов и медицинского допуска) на участие команды в соревнованиях подается в секретариат соревнований перед стартом.
7. Условия приема участников
Участники располагаются в полевых условиях.
8. Определение победителей
Победитель на длинной дистанции определяется по наименьшему общему времени (сумме времени прохождения дистанции и штрафного времени), вычисленному в процентном отношении от времени победителя. Победитель в личном зачете на короткой лично-командной дистанции вычисляется аналогично среди юношей и девушек. Победитель в командном зачете на короткой лично-командной дистанции определяется по наименьшей сумме общего времени, вычисленной в процентном отношении от времени победителя, 4 лучших результатов команды. Победитель в общем зачете определяется суммой общего времени, вычисленной в процентном отношении от времени победителя, на лично-командной, длинной и дистанции ночного туристского ориентирования.
9. Награждение
Команды и участники, занявшие 1—3 места на отдельных дистанциях и в общем зачете, награждаются грамотами и призами.
10. Финансирование
Финансирование соревнований возлагается на организации, непосредственно проводящие соревнования (оборудование, заезд, питание судей и пр.), команды, участвующие в соревнованиях (питание, проезд, экипировка), а также на районную управу "Кунцево" (канцтовары, призы, грамоты).
Положение слета отличается от Положения соревнований по туристскому многоборью. У слета более насыщенная программа, более простая система подведения итогов, отсутствие рассчитанного класса дистанций. Так как целью слетов ставится, в основном, организация досуга, а не повышение спортивного мастерства и выполнение спортивных разрядов, то дистанции слета ставятся с сильным упрощением существующих Правил соревнований по туристскому многоборью (постановление Союза ТССР и ФТ № 4 от 2.12.96 г.), а часто без соблюдения этих Правил. Поэтому не приходится говорить о классе дистанций, их ранге и выполнении спортивных разрядов.
Особое внимание следует уделить разработке Программы слета. Необходимо учесть и избежать множества досадных недоразумений (например, перерыв в движении электричек или нехватка времени на награждение победителей из-за "затягивания" какой-либо дистанции).
Время проведения дистанций следует рассчитать заранее, скорректировать его по количеству предполагаемых команд-участников, при необходимости сократить или изменить этапы и задания на дистанциях. Обычно на однодневных слетах используют т.н. систему карусели, когда одна половина (или треть) участников участвует в одних видах программы, другая половина в других, а затем они меняются. При наличии 2—3 дней слета такая необходимость отпадает, и день целиком посвящают какой-либо дистанции или игре, а в свободное время занимают участников необязательными видами программы или общественно-полезной работой (что тоже можно делать на время, на качество, на результат и подводить итоги).
Составляя программу, необходимо помнить, что за каждый ее вид будет отвечать конкретный человек, и если примерные кандидаты известны, то лучше заранее учесть их пожелания и предложения. Немаловажную роль при составлении программы слета играет и количество судей, необходимых для каждого вида программы. Лучше всего разрабатывать программу слета совместно с избранной судейской коллегией.
Важно, чтобы программа слета учитывала интересы участников соревнований, особенности их возраста, степень подготовленности к таким мероприятиям и отвечала поставленным целям самого слета.
Кроме того, программа соревнований должна соотноситься с финансовыми возможностями проводящей организации, так как от них зависит количество и качество материально-технического, транспортного, хозяйственного и медицинского обеспечения слета.
Примерная программа слета,
посвященного годовщине Победы в Великой Отечественной войне
6 мая 1999 г., ст. Ромашково
08.57 — отъезд со станции Рабочий Поселок
9.10—9.30 — совещание представителей команд
9.30—10.00 — встреча ветеранов, митинг, посвященный Дню Победы
10.00—10.30 — движение колонны на поляну слета
10.30—11.00 — размещение команд на поляне слета
11.00—11.30 — концерт для ветеранов
11.00—11.30 — совещание представителей команд
11.00—11.30 — сбор капитанов команд
12.00—15.00 — туристские, спортивные и творческие соревнования
12.30—15.30 — работа солдатской кухни
15.00—15.30 — подведение итогов слета
15.00—15.30 — сдача командами мест размещения коменданту слета
15.30—16.00 — линейка награждения
16.00 — отъезд участников слета (16.38 от ст. Ромашково)
1. КТМ (контрольный туристский маршрут) или длинная командная туристская дистанция
2. Короткая командная туристская дистанция
3. Туристские конкурсы
4. Творческие конкурсы
5. Ориентирование
6. Военно-спортивные игры и эстафеты
7. Спортивные игры и эстафеты
8. Веселые старты
9. Личные соревнования по технике туризма
10. Дистанция спасработ
11. Семейные соревнования
12. Другие соревнования
В дополнение к Положению о соревнованиях судейской коллегией разрабатываются Условия проведения соревнований. В них описываются особенности препятствий и, при необходимости, техники и тактики их преодоления на данной дистанции, выполнения спецзаданий. Условия прохождения дистанций состоят, в основном, из:
При разработке условий следует обратить особенное внимание на соответствии их общему Положению, а все противоречия устранить до их утверждения или, в крайнем случае, до первой жеребьевки соревнований.
Примеры условий рассмотрены далее при описании возможных дистанций.
2. Проведение слета
До 70% успеха в проведении слета обеспечивает основательная подготовка. Как показывает практика, почти все неприятности на слете связаны с огрехами в подготовке, и эти неприятности вполне можно было предусмотреть и предупредить.
Обеспечение безопасности при проведении соревнований возлагается на заместителя главного судьи по безопасности и местную поисково—спасательную службу. В случае отсутствия ПСС обеспечение безопасности возлагается на судейскую коллегию.
При возникновении угрозы опасности для участников соревнования должны быть отложены, а уже начавшиеся — прерваны. Если в результате ухудшения метеоусловий и вызванного этим ухудшения состояния дистанций не может быть обеспечена безопасность проведения соревнований, главный судья должен изменить порядок их проведения, отменить их или исключить из программы этап, дистанцию.
К мерам по обеспечению безопасности относятся:
Запрещается прокладывать трассу соревнований в местах, где не обеспечивается безопасность участников, судей и зрителей. Места старта и финиша должны быть промаркированы и иметь ограждения. На опасных участках дистанции, если их нельзя исключить, устанавливаются предупреждающие, указательные знаки и надписи или ограждения.
Подготовку дистанции к соревнованиям проводит специальная бригада под руководством начальника дистанции, укомплектованная квалифицированными специалистами. Начальник дистанции обязан лично проверить надежность оборудования всей дистанции, постоянно контролировать ее состояние в процессе соревнований, а также принимать меры к устранению причин, могущих привести к несчастному случаю.
Ответственность за качество судейских технических средств передвижения и снаряжения несут организация, проводящая соревнования, и заместитель главного судьи по безопасности. Снаряжение команды, обеспечивающее безопасность, должно быть допущено к применению технической комиссией. В случае неисправности снаряжения или его плохого качества команда к участию в соревнованиях не допускается.
При проведении соревнований необходимо разработать и осуществить мероприятия, обеспечивающие охрану природы, памятников истории и культуры. Ответственность за выполнение мероприятий по охране природы возлагается на заместителя главного судьи по оргработе и коменданта, а также на представителей команд.
В период размещения на поляне представителям команд должны быть сообщены требования по охране природы, памятников истории и культуры (пожарная безопасность, предотвращение замусоривания местности, порчи посадок и т.п.).
Движение участников по дистанции не должно проходить через засеянные поля, молодые посадки, плантации, участки с памятниками истории и культуры.
Нарушители указанных требований должны быть наказаны, вплоть до снятия с соревнований, а в отдельных случаях — привлечены к административной или уголовной ответственности.
Итак, когда приняты меры по обеспечению безопасности, получены разрешения на проведение слета в лесничестве, у местных властей, СЭС, обеспечена поддержка милиции и медперсонала, судьи готовы к приему участников, можно проводить слет.
Поляна слета. На поляне слета готовятся места для лагерей команд, мусорные ямы, туалеты, очищаются подходы и подъезды, ограничиваются опасные места, оборудуются мосты, родники и т. д. Очень удобно использовать указатели. До приезда участников ставятся длинные дистанции и дистанции ориентирования, так как они наиболее удалены от поляны. Ставятся короткие дистанции, требующие сложной системы навешивания. Проводится окончательный инструктаж судей и организаторов.
Стенд информации. Немаловажное звено в проведении слета. На стенд вывешивается вся оперативная информация:
Прием участников. Участников встречают на ближайшей ж/д платформе, привозят на их транспорте или ожидают непосредственно на поляне слета. В любом случае необходим человек, встречающий команды. На поляне слета это может быть комендант и его помощники, указывающие каждой команде место расположения на поляне. Участники должны быть ознакомлены с правилами по ТБ и охране природы, им сообщается местонахождение стенда со всей информацией о слете, их знакомят с главным судьей и организаторами слета, к которым можно обратиться по любым вопросам. На этом этапе, несмотря на суматоху и оживление среди участников, важно установить праздничную доброжелательную атмосферу на поляне слета, обеспечить контроль над выполнением правил поведения, ТБ и охраны окружающей среды.
Программа соревнований. Программа соревнований выполняется согласно Положению. К моменту старта соревнований все дистанции должны быть готовы и приняты судьей по безопасности (судьи обычно выезжают заранее, за несколько часов или накануне). За готовность и работу каждого вида программы, дистанции отвечает один старший, подчиняющийся главному судье. Главный судья следит за выполнением программы соревнований в целом. Он координатор всей деятельности судей и организаторов. Он перерабатывает всю оперативную информацию, обеспечивает сообщения об изменении времени старта дистанций, сборе представителей команд, показе дистанций и т.д. При правильно проведенной подготовке, распределении обязанностей, достаточной квалификации судей программа соревнований выполняется без задержек и нарушений. В случае непредвиденных обстоятельств должны быть разработаны запасные варианты проведения слета: изменение расписания, замена судей, изменения видов программ и т.д. На этом этапе важно обеспечить четкую работу судей и организаторов, а также оперативность в информировании участников о происходящем на слете.
Подведение итогов. Важно подвести итоги соревнований вовремя и провести награждение на поляне слета. В момент подведения итогов необходимо настроить команды на окончание слета и проконтролировать сдачу мест лагерей коменданту соревнований. Если же награждений не будет, команды могут разъехаться, не убрав поляну. После подведения итогов судьи снимают дистанции, сдают и вывозят оборудование, приводят поляну слета в порядок.
Далее приведено описание некоторых видов программ и дистанций, которые могут быть включены в программу слета.