<<    Домой    Вверх   >>                                      Скачать

ОТ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ К ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЗМА

Скальская Светлана Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе ГОУ ЦВР «Раменки»

 Право - Экономика – Профориентация: Педагогические технологии: Сборник материалов участников экспериментальной площадки «Молодежная политика средствами образования». Выпуск 8. / Отв. ред. Ю.С. Самохин. — М.: ГОУ ЦВР «Раменки» 2011. — 56 с.


Что такое патриотизм? Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашего Центра одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и обычному человеку не важно, где и кем он работает. Как видим, задача подготовки защитников Родины, стоящая перед нами, педагогами, весьма сложная и ответственная. Каждый учитель должен пересмотреть как, с помощью каких средств, методов и приемов привить воспитаннику чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время.

Военно-патриотическая работа с учащимися – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России. Система военно-патриотической работы в центре включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания воспитанников. У нас эта работа идет по трем направлениям:

1 направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил

Данное направление включает в себя следующие мероприятия: традиционным стало проведение вахты Памяти в честь Великой Победы, (возложение цветов к памятникам павшим в боях), и поздравление ветеранов на дому, и конкурс рисунков на асфальте «Нам мир завещано беречь», и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда.

 Проведение конкурса чтецов и военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий, посвященных великим праздникам. Это компьютерная презентация «Их имена мы будем помнить всегда», конкурс рисунков ко Дню Победы, презентации о ветеранах педагогического труда, тружениках тыла.


 2-е направление. Военно-спортивные игры

Прежде всего, это «Школа безопасности», которая в комплексе решают задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Опыт проведения игры показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. Оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива группы, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.

 Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества. Участие в акции «Рубежи Славы». Отряды «Юный путешественник» участвуют в проведении массовых туристско-спортивных мероприятиях в районах «Раменки» («Сыны Отечества») и «Тропарево-Никулино» («Партизанскими тропами»). Ведут активную работу по восстановлению и поддержанию в надлежащем виде воинских памятников, стел, мемориальных досок. Ежегодно принимаем участие в окружной акции «Я наследник Победы!»

3-е направление. Взаимосвязь Центра и воинских коллективов

 Одной из новых форм сотрудничества образовательных учреждений с ветеранским движением стало создание в Интернете виртуального музея 1 гвардейской танковой армии. Почему виртуальный, к большому сожалению, в центре нет места для создания музея, поэтому идея и возникла, правда есть «Уголок Славы», где помещены материалы по поисковой работе. А началось все с похода туристской группы ЦВР «Раменки» на родину маршала Михаила Ефимовича Катукова в Озерский район Подмосковья. Потом были другие походы и поездки в места боев, экскурсии в музеи Вооруженных Сил, на Поклонной Горе, Обороны Москвы, Истории танка Т-34, поздравления ветеранов армии с праздниками, запись воспоминаний ветеранов на видеокамеру. В результате появился проект создания такого музея. Виртуальный музей развивается, пополняется материалами, а самое главное – получает письма и отклики, как от самих ветеранов армии, так и от их сыновей и внуков.

Ежегодно организовываем встречи воспитанников с военнослужащими, ветеранами. Осуществляется координация всей работы по воспитанию учащихся на боевых традициях. Этому способствуют уроки Мужества, вечера, сборы, беседы, просмотры видеофильмов.

 Данная система военно-патриотического воспитания, созданная в нашем Центре, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности учащихся. Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, я считаю, что педагогическое учреждение должно принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»

От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех педагогических учреждениях нашей страны, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни. Вся работа, проводимая по военно-патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты.

Наши обучающиеся с огромным желанием и интересом участвуют в уроках мужества, Днях воинской славы, встречаются с ветеранами войны и воинами запаса, участвуют в военно-спортивных состязаниях и других мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию. Дети хорошо усвоили главное, что любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота. 9 мая наши воспитанники обязательно выступают на городских площадках с концертными номерами.


Hosted by uCoz