Как все начиналось...
Откуда взялась эта странная идея провести робинзонаду в городе? Центр внешкольной работы "Раменки" 10 лет назад начался с туризма и до сих пор уделяет много сил детскому туризму. Походы, турслеты, турлагеря... Каждое лето проходит детский туристско-оздоровительный лагерь на Валдае, который последние несколько лет проводится по программе "Валдайская робинзонада". В двух словах, "Валдайская робинзонада" учит выживанию человека в дикой природе, т.е. учит тому, как же вести себя бедному ребенку, если он (не дай бог) оказался в лесу один.
Лично я в ЦВР "Раменки" уже давно занимаюсь краеведением и провожу скорее экскурсионные, чем туристские мероприятия с детьми. Поэтому, побывав на Валдае, пообщавшись с организаторами лагеря, посмотрев на то, что там происходит, через призму экскурсионно-краеведческой работы, я подумала: "А что делать тому же бедному ребенку, если он оказался один в незнакомом ему городе?" Вот так и родилась эта идея — провести лагерь "Поездка в город Энск", где научить ребят (и научиться самим) не только выживать в незнакомом городе, но и познакомиться с ним, узнать его характер.
Куда едем?
Сказано — сделано: робинзонский лагерь решено было провести в ближайшие осенние каникулы. Городом, на базе которого можно было бы его провести, я выбрала Ярославль. Ребята не знали названия города до отъезда, иначе терялась бы идея попадания в незнакомый город. Почему именно Ярославль?
Тому было несколько причин:
1) это древний город с богатой историей;
2) не очень близко от Москвы (как,
например, Владимир), т.е. вероятность
того, что дети там уже были, не очень
велика;
3) короткая дорога (4 часа поездом) —
осенние каникулы маленькие, и особенно
нет времени на переезды;
4) я сама в Ярославле была, и не раз, и у
меня остались материалы для подготовки
программы.
Как выяснилось позже, уже опытным путем, Ярославль очень удобен еще несколькими вещами, о чем расскажу тоже.
Организация
Определившись с местом проведения городской робинзонады, я попыталась спланировать мои дальнейшие шаги по подготовке поездки. Они свелись к следующему.
1. Организация места жительства в Ярославле. Единственное, что я обещала ребятам, — это организовать место, где можно спать; все же остальное они должны были делать сами. Здесь я пошла по линии наименьшего сопротивления, договорившись с базой Станции юных туристов г. Ярославля. В этом были свои плюсы и минусы. Плюсы — дешево (23 руб./сутки) и есть кухня, где можно готовить. Минусы — достаточно далеко от центра города и некомфортно.
2. Отбор и подготовка детей к поездке. Группа детей получилась из двух частей: члены моего клуба "Живая история" и Валдайские робинзоны (насколько-то они пересекались). У меня было только одно условие — не брать непроверенных детей, чье поведение для меня непредсказуемо. Участникам лагеря заранее было известно:
— город Энск —центр области, которая
граничит с Московской областью;
— в этом городе их где-нибудь поселят;
— существуют карты города, и ими можно
будет пользоваться;
— выживать в городе придется
покомандно, но с каждым днем количество
людей в команде будет уменьшаться;
— в городе нужно не только прожить
неделю, но и что-то узнать о нем;
— в городе Энске есть магазины и кафе,
поэтому продукты из Москвы везти не надо;
— существует список вещей, без которых
плохо.
Перед отъездом каждый участник лагеря сдал за личной подписью пять основных правил поведения в городе Энске: выходить в город не по одному (минимум по двое), поставив в известность руководство, иметь при себе визитку Робинзона (см. п.4), соблюдать правила дорожного движения, вызывающе не одеваться и агрессивно себя не вести.
3. Формирование команды старших. Расклад по взрослым был такой: руководитель лагеря + по одному взрослому и одному инструктору на каждую команду детей из 6 человек. Взрослые были из моих краеведческих поездок и педагоги "Валдайской робинзонады". Инструктора, старшеклассники или студенты, — это те несчастные, которые и будут проводить почти все время с командами. В данном случае — это были ребята с большим опытом такой работы, и в очень многом все получилось благодаря им.
4. Подготовка обеспечения программы. Наверное, проще написать список того, что мне было необходимо:
— визитка Робинзона. У нас это была
двухсторонняя ламинированная карточка,
которая одевалась на шею владельца.
Информативно она имела: фото и ФИО
участника лагеря; адрес и телефон базы,
где мы жили; ФИО и телефон руководителя
лагеря; обращение к службам и жителям
города о том, что это не просто подростки,
шатающиеся по городу, а участники
программы "Робинзон"; адрес и
телефон ЦВР "Раменки";
— сотовый телефон;
— карты города (по 2—3 на команду в 6
человек);
— литература по истории и архитектуре
города;
— канцелярские принадлежности,
конверты, ламинатор;
— грамоты, вымпела для финала;
— блокноты в твердой обложке, ручки
для каждого участника.
Поехали...
И вот мы на платформе. Ребята, наконец, узнали, куда мы едем. Трогается поезд. Мы машем на прощанье счастливым родителям, которые отправляют с нами своих чад и желают нам счастливого отдыха (ничего себе отдых!). Ну вот и все. Теперь вся эта гвардия на неделю становится мне родной.
За четыре часа пути можно (и нужно) успеть сделать многое. Мы раздаем деткам блокноты и ручки, чтобы настроить их на деловой лад. А чтобы, как утверждает мой начальник, "погрузить их в проблему", раздаем анкеты следующего содержания: ты один в городе — плюсы и минусы, что необходимо тебе в незнакомом городе, какие объекты в Москве тебе интересны. Ответы оказались весьма неожиданными. Свелись они к следующему. Одному в городе хорошо, т.к. нет родителей и значит — полная свобода (какие смешные дети!), но очень страшно, что кончатся деньги и нет рядом друга. В городе необходимы магазины и банки, и какие-нибудь исторические ценности, впрочем, это необязательно (это цитата).
Пока ребята думали, что их ждет в незнакомом городе, и заполняли анкету, я с инструкторами пыталась разделить детей по командам. Это достаточно сложная задача по комбинаторике. Во-первых, очень хочется учесть все пожелания инструкторов и руководителей команд (им же работать с детьми). Во-вторых, нельзя ставить вместе заведомо известные пары ребят (двух братьев или двух особо активных, которых вдвоем не то что в городе, в закрытом помещении оставить страшно). В-третьих, должна получиться действительно команда, т.е. учесть все симпатии (им же всю поездку быть единым целым). Через три часа пути нам это сделать удалось. И там же, в поезде, каждый узнал свою команду (6 ребят + инструктор + взрослый).
После расселения и достаточно позднего обеда команды наконец-то получили первое задание: по имеющейся у них карте центра города пройти обозначенный маршрут, записать, что попалось интересного по пути, и в точно назначенное время (!) встретиться всем вместе. Дежурная команда, помимо этого, покупала еще и продукты на ужин и завтрак. Это был единственный выход, где команды выполняли задание со своими взрослыми. Если честно, то, может быть, этого не надо делать даже один раз, но мне было страшновато оставить их одних, и хотелось узнать мнение взрослых об управляемости команды в целом и отдельных ее членов в частности. Вечером, на подведении итогов взрослых стало ясно — дети сами отлично передвигаются по городу и больше нас боятся потеряться.
Дальше мне не хочется описывать каждый день нашего пребывания, расскажу об основных тематических линиях отдельно.
Линия №1. Изучение истории и самого города Ярославля.
Центр Ярославля — просто идеальное место для изучения его детьми. Во-первых, он стоит на слиянии двух рек: Волги и Которосли, и как раз на их пересечении (на стрелке) город в свое время и был заложен, т.е в городе просто ориентироваться. Во-вторых, центр Ярославля очень немноголюден, там мало транспорта, т.е. сложно попасть под машину. И, в-третьих, на каждом здании написаны не только название улицы и номер дома, но и все старые названия улиц.
Как же мы изучали город? В первый день после изучения трех центральных площадей и треугольника, который эти площади образуют, вечером была викторина по этим местам. Во второй день каждая команда в своем задании получила участок набережной, по которой должна была на следующий день провести экскурсию для всей группы. На изучение "территории" было отведено примерно два часа. После обеда состоялось общее посещение музея истории города Ярославля. Там получилась весьма интересная картина. Экскурсовод подводит нас к макету города и сообщает, что сначала расскажет о стрелке, т.к. город начался именно здесь. При этих словах ровно семь человек (одна команда с инструктором) открывают свои блокноты и все тщательно конспектируют, зато все остальные честно ждут (глядя в потолок), когда же очередь дойдет до их "территории". И так всю экскурсию. До сих пор не знаю, хорошо это или плохо. Вечером, предварительно воспользовавшись соответствующей литературой, на заседании штаба лагеря (это взрослые) команда защищала свою завтрашнюю экскурсию. Мы же, в свою очередь, попытались убедить ребят задействовать побольше людей.
На третий день состоялась самодеятельная экскурсия по набережным и стрелке. Конечно, ребятам 12 лет трудно что-то рассказывать толпе в 25 человек, но общий настрой ребят, поведение, искренняя заинтересованность и личное участие инструкторов в происходящем во многом помогли провести это рискованное мероприятие. Народ подхлестывало еще и то, что вечером должен был пройти конкурс знатоков города с денежными призами. В итоге все свелось к одной проблеме — было холодно и как раз на набережных дул сильный ветер. Заканчивалась самодеятельная экскурсия у стен Спасо-Преображенского монастыря — одного из известнейших архитектурных памятников Ярославля. Здесь нас уже ждал экскурсовод Ярославского экскурсбюро Михаил. Штаб заранее долго пытался ему объяснить, что у нас происходит и что нам от него нужно. Надо отдать должное, Михаил пришел в бешеный восторг от нашей идеи, расстроился, что не может послушать всю нашу экскурсию, но смог застать ее конец, профессионально ответить на вопросы детей, в чем-то их дополнить и провел экскурсию по оставшейся части центра города и по территории монастыря. А вечером прошел достаточно серьезный конкурс знатоков города.
Таким образом, за три дня каждый ребенок обошел своими ногами (и не один раз) исторический центр города Ярославля, ориентировался в нем по карте (об этом дальше), посетил музей истории города, изучил краеведческую литературу, сам провел экскурсию, не статистом поучаствовал в двух викторинах (и если первая проводилась в форме тестов, то вторая требовала от каждого подробных ответов).
В дальнейшем, команды работали над следующими заданиями:
— найти свое (!) самое интересное место
города;
— самим продолжить изучение монастыря:
подняться на звонницу, посетить один из
его музеев, еще раз пройти по его
территории, пообщаться с местной
медведицей (медведь — символ города).
Ряд заданий для закрепления включала в
себя трасса городского ориентирования,
которая требует особого описания.
И хотя мы не были ни в одном из пригородов Ярославля (Толгский монастырь, Толчково, Карабиха), я надеюсь, что город надолго ребятам запомнился.
Линия №2. Ориентирование в городе.
Не секрет, что в теории выживания в природе ориентирование на местности играет одну из ведущих ролей. Ты должен себе четко представлять, где ты находишься, и выйти, куда нужно. Для этого необходимо научиться пользоваться картой и компасом, ориентироваться по звездам и Солнцу и много что еще. Я всегда считала, что в городе все проще: если у тебя есть карта — ты сориентируешься, если ее у тебя нет — спросишь у прохожих. Но самое смешное заключается в том, что, оказывается, этому тоже надо учить, что далеко не каждый ребенок, взяв карту и "привязавшись" к местности, может прийти куда надо.
Основной моей целью было научить ребенка ориентироваться в Ярославле: понимать, где он в данный момент находится и каким образом ему попасть в нужную точку. Не знаю, как это делается по науке, но я пользовалась такими правилами:
1) побольше ходить по городу,
обязательно имея при себе карту;
2) вечером отметить на карте маршрут, по
которому ты ходил;
3) менять штурманов команд, чтобы
каждый работал с картой;
4) давать командам разные карты (разные
издания, разный масштаб);
5) частые привязки к "местности";
6) дойти куда-то без карты, расспрашивая
людей.
Итогом всей этой работы стали в предпоследний день соревнования по городскому ориентированию. Их суть такова: есть 20 КП (контрольных пунктов). Команда должна найти как можно больше КП за два часа контрольного времени, при этом команда может делиться на патрули (не менее двух человек в каждом). Результат оценивается по количеству КП, взятых хотя бы одним патрулем из команды. Если два патруля команды берут одно и то же КП, то КП засчитывается один раз. Все КП имеют свою стоимость от 5 до 25 баллов (в зависимости от сложности поиска). Если команда не укладывается в контрольное время, то каждая минута опоздания стоит ей одного балла штрафа.
Что же такое в данном случае КП? Нет, штаб не бегал в этот день по городу, развешивая призмы и компостеры. В данном случае КП — это некоторое задание, для выполнения которого необходимо появиться в конкретной точке города. Например, что находится в доме № 12 по улице Ленина, старые названия улицы Октябрьская, записать годы жизни Некрасова (смотри его памятник), что написано на часовне Александра Невского и т.д. Таким образом, запоминались не только расположение улиц и объектов города, но и некоторые конкретные факты.
Соревнования проходили так. После получения заданий командам было дано 10 минут на разработку тактики, и только после этого давался старт патрулям с интервалом в две минуты. Территориально старт мы давали с набережной недалеко от той остановки, куда мы приехали с базы. А финиш был в здании Главпочтамта (там тепло, много места и можно всем общаться). На финише патрули сдавали зачет штабу по пройденным КП.
Результатом явилось то, что все без исключения дети (!) знали центр города уже без карты и свободно там ориентировались. Мало того, часть патрулей для выполнения заданий пользовалась общественным транспортом, и в итоге ребята знали маршруты троллейбусов и автобусов лучше меня.
Линия №3. Средства связи, общения и передвижения.
Если ты потерялся или тебя потеряли в незнакомом городе, то необходимо найтись или встретиться. И для этого существуют различные средства связи. Расспросив наших детей, стало понятно — если у двоих потерявшихся с собой нет двух сотовых телефонов или на крайний случай пейджеров, то они не найдутся. Так что же делать? За время пребывания в Ярославле мы предложили участникам лагеря следующие задания.
1. Связь со штабом. У штаба, т.е. у меня, был сотовый телефон. Каждый день у каждой команды одним из заданий значилось связаться со мной в указанный промежуток времени. Этот промежуток времени с каждым днем уменьшался, и при этом команда всякий раз оказывалась в разных местах города. Интересно то, что все нашли свое решение этой проблемы: кто-то звонил с другого сотового, кто-то воспользовался жетонами междугородней связи, кто-то заказал междугородний разговор. То, что было оговорено четкое время звонков, привело к достаточной пунктуальности в общих встречах группы (я, приходя за минуту до назначенного времени, обычно была последней). А еще от этих звонков нам, взрослым, становилось гораздо спокойнее.
2. Письма до востребования. В один из дней командные задания обрывались пунктом "Получить следующие задания на Главпочтамте в письме до востребования на имя инструктора. Инструктору иметь при себе паспорт". Утром штаб написал продолжение заданий и оставил их в письмах до востребования на имена инструкторов, предупредив персонал, что получатели — это дети. Все команды вовремя получили свои письма, поняв, что таким образом можно дешево (за 2 руб.) обмениваться информацией. Единственное, что мы не успели сделать, это дать задание, где ребята сами переписывались бы друг с другом таким способом. Хотя я очень надеюсь, что все поняли, как это делается, и при необходимости смогут воспользоваться.
Вообще, Главпочтамт Ярославля очень нам помог в выполнении нашей программы. Он стратегически очень выгодно находится — в самом центре города, напротив Спасо-Преображенского монастыря. Это большое, теплое, всегда открытое здание, где можно собирать всю группу, когда холодно или сыро. Там оказался на редкость отзывчивый персонал — каждый раз, когда мы объясняли, что сегодня сюда будут приходить толпы детей со странными заданиями, нас понимали и с детьми общались как надо.
3. Экспресс - отправка посылки с доставкой на дом. Наверное, это была уже экзотика, а не жизненная необходимость, но всем понравилось. В последний день каждая команда должна была купить что-нибудь вкусненькое на прощальный вечер и прислать с курьером на нашу базу Станции туристов на имя дежурного вахтера, которого мы заранее предупредили. Также заранее были предупреждены курьеры (все на том же Главпочтамте) о том, что придут “ненормальные” дети и отправят несколько посылок в одно и то же место. Похоже, этой "почтой" пользуются только "новые русские", посылая цветы своим любимым, но тем интереснее. И пусть доставка стоила столько же, сколько содержимое посылок, всем было приятно найти дома и на вечере торжественно распечатать собственную посылку.
4. Отправка письма себе домой. Каждый участник лагеря в поезде получил открытку с видом Ярославля и предложением написать письмо себе самому с рассказом о том, как он съездил в лагерь. Здесь преследовались две цели. Во-первых, вспомнить свой домашний адрес и как тебя зовут. И, во-вторых, по прошествии недели, когда письмо найдет адресата, а ребята уже будут учиться, — вспомнить, что недавно были каникулы и было хорошо. Проблема оказалась в одном: ровно половина ребят (!) не помнила или не знала своего точного домашнего адреса.
Еще хочется сказать несколько слов о наших способах передвижения по городу. Тут почти все очень просто: когда мы были с вещами, мы арендовали частным образом (это в 3 раза дешевле, чем официально) автобус, когда без вещей — ходили пешком или пользовались общественным транспортом, который в Ярославле ходит нормально. Но отмечу один вид транспорта, практически отсутствующий в Москве, но популярный сейчас во многих не очень больших городах — это радиотакси. Ты звонишь по телефону, говоришь, куда тебе надо и где ты в данный момент находишься, тебе через минуту сообщают, какая машина, через какое время и за какие деньги тебя повезет. Стоит эта услуга дешевле обычного такси, тем более, что его практически не найти в городе и обычные таксисты не любят возить подростков. Т.о. если маршрутный автобус обходился ребенку в 7 рублей до дома, то радиотакси на 4 человека стоило 40 рублей, т.е. по 10 рублей с человека. Но зато за тобой заедут и тебя до подъезда довезут, если ты правильно объяснишь, как к тебе проехать. В итоге практически каждый так покатался, а некоторые и не по одному разу. Все дело было в наличии денег.
Линия №4 (последняя). Финансы, питание и все, что осталось.
Сначала про деньги. Вместе с заданием каждый день в своем конверте команда получала еще и некоторую сумму денег. Ребята сами должны были рассчитать, сколько и на что потратить, а вечером на подведении итогов предоставить штабу финансовый отчет. Конечно, мы сначала прикидывали, какие траты предстоят командам (расходы на транспорт, посещение музеев, обеды, покупка книг и карт, закупка продуктов на завтрак и ужин и т.д.), и только потом вкладывали деньги в конверт. Кроме того, были введены денежные премии и штрафы. Не знаю, как с точки зрения педагогики, а по действенности это очень сильная вещь. Вообще, игра в "свои деньги" имеет очень большой успех у ребят практически любого возраста. К последнему дню у всех команд имелись какие-то сбережения, и они потратили их как хотели: одни купили для всех подарки, другие сходили все вместе в кафе. Изначально хотелось, чтобы ребята сами думали и знали о всех групповых расходах, примерно так и получилось.
Теперь про питание. Схема такова: завтраки и ужины готовим сами, обедаем в городе в кафе или где-то еще в зависимости от того, где в данный момент находимся. Чем хороши базы Станции туристов — там есть кухни, где можно самим готовить. Дежурная команда составляла меню ужина и следующего завтрака, получала на это деньги, в течение дня закупала продукты и готовила. Здесь, на первых порах, конечно, нужна была помощь взрослых. Обедали мы первые два дня все вместе — заказывали кафе, а потом каждая команда сама искала место своего обеда. Но, как показывает опыт этой и предыдущих поездок, ребятам надо показывать несколько мест, где можно прилично и недорого поесть, т.к. в итоге они пользуются именно этими точками. В противном случае обеды ограничиваются пирожками, мороженым и сухомяткой, и все это заканчивается простудой и больными животами. А перед самым сном мы устраивали еще чай с “вкусненьким”.
А еще у нас был фотоконкурс. Обычно в моих поездках существует общественный фотоаппарат и фотопленки, кто-то ходит, "все и вся" фотографирует. Здесь так не получалось, т.к. команды гуляли по отдельности. Поэтому на один день каждая команда получала общественный фотоаппарат и условно 10 кадров фотопленки и снимала то, что считала нужным. Все общественные мероприятия снимал штаб, который, как отдельная команда, принимал участие в конкурсе. В последний день мы напечатали все фотографии и на "вкусном" заключительном вечере провели фотоконкурс по нескольким номинациям. И еще несколько слов о последнем вечере, который, как правило, всегда особо запоминается. Штаб постарался создать атмосферу праздника, поздравил всех ребят и наградил их вымпелами. А каждая команда сделала подарки своим инструкторам. На мой взгляд, это здорово и для ребят: они осознали, что инструктора стали им за это время друзьями, — и для инструкторов, которые почувствовали, что дети их любят, и есть за что. Вообще, команда взрослых в очень многом определила успех (как мне кажется) этого лагеря, за что я лично им очень благодарна.
А на следующий день мы уехали домой, и в заключение еще хочется чуть-чуть пофилософствовать на актуальную тему для любых поездок с детьми.
Как предусмотреть основные проблемы.
Проблема |
Что делать |
Необходимые сведения о детях. |
1. Копия свидетельства о рождении. |
Непредсказуемое и неадекватное поведение ребенка. |
Не брать незнакомых и непроверенных детей. |
Проезд и расселение. |
1. Брать все билеты заранее. |
Правила поведения в городе. |
1. Проговорить правила поведения
с каждым перед отъездом или как
только приехали. |
Болезнь участника поездки. |
1. Групповая аптечка. |
Потерялся ребенок. |
1. Не находиться в городе по
одному (минимум двое). |
Кончились деньги. |
1. Брать групповые деньги с
запасом. |