<<    Домой    Вверх   >>                                      Скачать

Воспитание толерантности средствами туристско-краеведческой деятельности

Близнюкова Н.В., социальный педагог  ГОУ ЦВР «Раменки»

 Право - Экономика – Профориентация: Педагогические технологии: Сборник материалов участников экспериментальной площадки «Молодежная политика средствами образования». Выпуск 8. / Отв. ред. Ю.С. Самохин. — М.: ГОУ ЦВР «Раменки» 2011. — 56 с.


В современной России на долю образовательного учреждения выпадают множество целей и задач, как образовательных, так и воспитательных. Если с образовательными все более-менее ясно, они определены образовательными стандартами страны, то воспитание подразумевает формирование определенных качеств личности будущего гражданина России, закрепление позитивных тенденций социализации ребенка и преодоление негативных, воспитание достойного члена общества.

Ребенок в своем поведении и отношении к миру отражает отношение и поведение взрослых и от окружения зависит формирование взглядов на мир и внутренней жизненной позиции ребенка в будущем. Не мало важным является политическая и социальная ситуация в стране, транслируемая ребенку опять же через мир взрослых. И есть ряд социальных проблем, особенно остро стоящие в наше время, например вопрос национальной розни и нетерпимости.

Россия как многонациональная страна, а Москва - как столица и крупный город включает в себя массу национальностей, народностей и этнических групп - и с этим уже ничего не сделаешь - такова судьба всех крупных городов мира. Не стоит забывать и о времени существования СССР, когда люди разных национальностей отправлялись в братские республики на работу или строительства. А столицы всего мира привлекают своими возможностями в сфере образования, экономики и политики. В последнее время нарастает опасная тенденция межнациональной розни в стране, в городе, районе и даже на уровне одной школы.

В одной школе сейчас только можно встретить детей со всей России, корейцев, азербайджанцев, украинцев, белорусов, молдаван, осетин, казахов, узбеков, армян, грузин, и многих других. У каждого свои взгляды на мир, свой язык, своя религия, своя культура, свои обычаи и традиции, которые зачастую непонятны остальным и поэтому вызывающее некое недоверие и агрессию. Но как можно качественно получить знание и умение, получать необходимые навыки взаимодействия и общения, быть хорошим другом в атмосфере недоверия? Ведь зачастую, ребенка изгоняют из детского общества только за некое отличие от остальных, особенно жестко это проявляется в подростковом возрасте. Поэтому проблема воспитание чувства толерантности в современных детях и подростках является актуальной для педагогов всех образовательных учреждений: дошкольных, школьных и учреждений дополнительного образования.

Что такое толерантность? В Преамбуле к Декларации Устава ООН толерантность характеризуется следующими словами: «...проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».

В современных словарях: «Толерантность - готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных». При этом даже в том случае, когда эти убеждения/взгляды тобою не разделяются и не одобряются», хотя не так давно второе значение слова «толерантность» было «терпимость» (тогда понятие «толерантность» определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо»).

К сожалению, сегодня толерантность — это то, что следуют воспитывать в первую очередь среди детей и подростков — ведь насколько часто, идя по улице, слышишь весьма нелестные комментарии детей к своему школьному товарищу, просто за то, что он не русский или не москвич, даже не зная, что, например, он уже считается коренным москвичом, потому что его дедушка и бабушка, в свое время, приехали в город работать или учится, да и остались. А сами дети, обзывающие его, только недавно еще жили в СНГ или в других регионах России.

Еще один аспект в воспитании толерантности — это его двухсторонний характер: «мы относимся к тебе и твоим обычаям с терпимостью и пониманием, но и ты относись ко мне и моим обычаям так же». Здесь можно привести пример, когда ребенок из патриархально устроенной семьи не желает слушаться учителя — женщину, потому что у них это не принято. Но ведь ты живешь здесь и сейчас — будь добр относиться с пониманием к нашим традициям, обычаям, культуре и свободам, и жить по правилам и законам, принятым здесь.

Дополнительное образование в воспитании толерантности у детей и подростков имеет ряд преимуществ: это добровольность обучения, комфортный психологический климат, безоценочное отношение к ребенку, возможность проявить свои таланты и способности, обучение в творческой атмосфере, коллективные дела и мероприятия, свободное общение и взаимодействие со сверстниками. Уже просто этими условиями снижается агрессивное отношение к «чужим» детям, и тенденция развития нетерпимости по национальному признаку и по другим отклонениям заметно идет на спад.

Коллектив «Юный Москвич», работающий по программе «Историки - краеведы», несмотря на название объединения, многонационален: здесь есть дети — представители различных национальностей: казахов, узбеков, молдаван, украинцев, белорусов, армян, азербайджанцев, киргизов, монголов. И соответственно религии: православие, католичество, ислам, григорианская церковь. И такое разнообразие встречается сейчас в каждой школе.

Как же сделать из этой многонациональной группы настоящий коллектив, где царит согласие, взаимоподдержка и творческая, позитивная атмосфера? Где нет места агрессии и неприязни?

В вопросе воспитания толерантности у детей и подростков большим потенциалом обладает туристско-краеведческая деятельность. Туристско-краеведческая деятельность – это не только походы, экскурсии, туристские слеты и соревнования, но и сложная система взаимодействия в команде, взаимоуважения и ценности каждого члена группы, долгая работа педагога по формированию коллектива и личности ребенка.

Туристско-краеведческая деятельность включает в себя следующие формы работы с детьми:

· -походы;

· -экспедиции;

· -экскурсии;

· -туристские слеты;

· -туристские соревнования;

· -проектная деятельность, конкурсы.

Так во время похода дети учатся работать с другими членами команды, взаимодействовать с другими туристско-краеведческими группами, обслуживать себя, преодолевать препятствия и трудности. Поход как форма работы педагога по воспитанию толерантности особенная ценна: на определенный отрезок времени группа оказывается изолирована от внешних связей, от семьи, школы и просто людей - так сказать варятся в своем соку — вот тут то и вскрываются все проблемы внутренних отношений в группе - самый благодатное время для их разрешения. Вечерние беседы у костра — один из методов преодоления разногласия в группе, даже в таких ситуациях как межнациональная неприязнь. Беседы – это шанс урегулировать конфликт в самом его начале.

Следующий аспект похода как формы воспитания толерантности — это необходимость учитывать возможности и интересы других участников похода. Здесь уже не важно, что ты думаешь о представителях той или иной национальности и местности — у вас есть общая цель, достижение которой будет результатом работы не киргизы или армянина — а коллектива в целом. Тем более, что дети, приехавшие из сельской местности могут многому научить городских детей: навыкам выживания — построить укрытие, очистить воду, развести огонь, они лучше знают о лекарственных свойствах различных растений, знают съедобные и не съедобные грибы и ягоды, лучше различают птиц и животных. И у каждой народности есть свои секреты приготовления тех или иных блюд, оборудования костровища, целесообразное для данного климата или местности — и данные знания не будут бесполезными в походной жизни.

Кстати — о еде. Здесь тоже есть свои особенности: ведь известно, что иудеи и мусульмане не едят свинину, а туристы в походе используют консервированную свиную тушенку — на это надо обращать внимание при подготовке похода, и заменить ее на говяжью, если в группе есть дети, исповедующие эти религии. Иначе очень трудно объяснить детям почему, например, Айтан не ест вместе с остальными.

Неплохо на привале, у костра провести беседу на тему «Обычаи и традиции разных народов» — обсудив например, как кто празднует Новый год, дни рождения и другие примечательные праздники.

Еще тема для беседы — «Многообразие религий в мире», для этого нужно, что бы педагог, как направляющий течение беседы, сам знал достаточно об этих религий и мог доступным языком объяснить те или иные тезисы разных религий. Важно свести беседу к мысли о единстве божественного начала, не смотря на разночтения и различия в религиях.

В походе, когда льет дождь и костер не хочет разгораться, когда промокло все что могло, а спички отсырели - ведь будешь рад сухому коробку или растопке, которую тебе подаст товарищ по группе, не зависимо от его цвета волос, кожи, языку или имени. И утром — выйдя из палатки и принимая миску со сладкой кашей и бутерброды из рук дежурных – ведь говоришь «спасибо», не задумываясь о национальности готовившего. В походе и экспедиции всякие национальные вопросы уходят на такой далекий план, что им не остается места в жизни туристкой группы. Конечно бывают исключения - но чаще позитивные, когда национальная особенность является не поводом для шуточек или чувства неполноценности, а поводом к гордости и самоуважения — например, казахи — прирожденные наездники, или мальчик, приехавший из Мурманска знает больше узлов, чем рядовой воспитанник туристско-краеведческого объединения.

В своей группе я встречала такие высказывания от мальчика: «Да она только в этом году приехала сюда, ничего не знает. И чего едут сюда из своего Н-ска?». Меня этот вопрос немного возмутил, ибо ведь коренными предками — москвичами могут похвастаться немногие. Мальчик так же был удивлен, что и мои родители тоже родились не в этом городе. Так было положено начало достаточно долгой беседе, где выяснилось что родители данного мальчика тоже живут в Москве не с рождения — а так же как тысячи граждан СССР приехали сюда учится, работать или служить, и далее по группе выяснилось, что примерно такая же ситуация наблюдается 70% воспитанников группы. Так что смысла негативно относится к приезжающим просто нет — и тебе в жизни тоже ведь когда-нибудь выпадет роль приезжего в другую страну или город. И ведь понятно, что дети транслирует такое ханжеское отношение к вновь приехавшим от своих родителей. А по поводу того, что он/она не знают города — весьма спорный вопрос— есть москвичи в седьмом поколении, которые  зачастую не знают Москвы — вспомните серию «Ералаша».

Недостаток знания Москвы как столицы и культурно-исторического центра восполняют экскурсионные прогулки по Москве и краеведческие игры — тоже одни из форм работы туристско-краеведческого кружка. Экскурсия по Москве и окрестностям – это не только возможность узнать историю города, его культурную насыщенность и знакомство с искусством и технологиями, но прекрасная возможность продемонстрировать многонациональный характер России, отношения и взаимосвязи с другими странами и народами: например — византийское влияние в зодчестве старой Москвы, татарские узоры и элементы украшений в дворянских усадьбах, французские и английские парки, названия улиц — например Ордынка, Немецкая слобода, посольства стран, расположены в зданиях особняков 18-19 века или боярских палат, католические костелы, мусульманские мечети, православные храмы, иудейские синагоги- все это можно увидеть в Москве.

Знаменитые князья Юсуповы, князья Багратионы, князья Голицыны, князья Суворовы, князья Трубецкие и т.д. —  известные люди, которые участвовали в свершении истории — литовцы, татары, грузины, шведы, тоже когда-то волей случая оказавшиеся и прижившиеся в России. Стены и башни Кремля, выполненные по проекту итальянских зодчих, О.И.Бове — сын неаполитанского художника, отстраивал Москву после пожара 1812 года, а в современной Москве все знают памятник Петру 1 на Москве–реке, которую выполнил грузинский скульптор Церетели. И таких примеров очень много. Как при таком огромном наследии и взаимопроникновении истории и культуры разных народов, стран и религий можно отторгать то, что они могут дать человеку для его развития и совершенствования?

Экскурсионные прогулки и посещение музеев раскрывает взаимосвязь культур разных народов, расширяет кругозор и позволяют понять всю сложность взаимоотношений культур и национальных традиций, обычаев, снижает негативное отношение к «чужакам» и «иноземцам».

Экскурсии также способствуют социализации детей и подростков, не являющихся коренными жителями Москвы — они знакомятся с нашей культурой, историей, узнают наши традиции и обычаи, учатся проявлять терпимость и уважение к Православной церкви, как неотъемлемой части жизни, истории и культуры страны, и нормам морали и правилам поведения, принятых здесь и сейчас.

Еще одной формой туристско-краеведческой деятельности является туристские соревнования и туристские слеты. Эти формы туристско-краеведческой деятельности имеет широкое использование, как в работе учреждения дополнительного образования, так и школ и образовательных центров, ценно своей универсальностью проведения — в принципе базовый набор этапов туристского слета и соревнований под силу любому учащемуся.

Главное при участии в соревнованиях и туристских слетах – не грамоты и дипломы за победу в том или ином этапе, а само участие и то отношение в команде, которое привело их к этому результату. Без согласия в своих действиях, без уверенности в надежности товарища по команде и взаимоуважения не то, что соревнования не выиграешь — каши не сваришь. Сама ситуация соревнований создает условия для разрешения конфликтов в группе и нормализации психологического климата. Если есть конфликт- то скорее все его в напряженных условиях соревнований и конкурса он созреет и вскроется в процессе — тем самым мы имеем возможность его разрешить, а ситуация успеха – пусть и не во всем, приводит к сплочению и позитивной оценки каждого члена команды «Мы все молодцы!», не зависимо от пола, возраста, национальной принадлежности и вероисповедания.

При наблюдении за устоявшимися туристско-краеведческими группами установлено, что конфликтных инцидентов, основанных на межнациональной розни и разницы в вероисповедании или места рождения, а так же высказываний и ситуаций не толерантного поведения вне и внутри команды, не зафиксировано.

Таким образом, соревнования и туристские слеты как форма работы по воспитанию толерантности у детей и подростков дает педагогу широкий спектр действий и возможностей установления взаимоуважения и позитивной, творческой атмосферы в группе, повышение уровня командного сознания.

Наличие явления многонациональности внутри группы так же дает богатый спектр тем в научно — исследовательских, туристско-краеведческих проектах и конкурсах творческих работ. Например, на окружном конкурсе «Вековые кольца России» были представлены проекты «Партизанский край» (о партизанах Белоруссии), «Тамбов», «Путеводитель по Кавказу» — авторами проекта являлись учащиеся школ, которые родились или жили в тех краях. А в творческих конкурсах представляются ремесла, традиции и культура, эпос различных народностей, местности или профессии.

Таким образом, участвуя в различных конкурсах туристско — краеведческих проектов, творческих конкурсах и фестивалях, можно и нужно активно использовать культурологический потенциал группы как многонационального сообщества — дать возможность группе узнать о своей уникальности, о своем товарище и его наследии традиций, обычаев и истории, а так же каждому члену группы возможность об этом рассказать, и может быть, лучше узнать о самом себе.

Но как говорилось в начале статьи – дети часто просто транслируют отношение взрослых к тем или иным вопросам и проблемам, не вдаваясь в подробности и не осознавая причин данного отношения. Педагог - это авторитетный взрослый в жизни ребенка, имеющий определенное влияние на формирование его личности, его суждений и отношений в жизни, и надо всегда об этом помнить. Педагог в силу своей профессии, принципов педагогики и принятой педагогической этике не может быть поборником национализма в его категоричном проявлении, тем более направленное на детей. Такой педагог просто профнепригоден.

Поведение педагога, его слова и отношение к миру и людям — все это дети видят и впитывают (возрастная психология отмечает особую восприимчивость детей к влиянию из вне, их доверчивость и категоричность). Так же не стоит забывать, что дети и подростки отлично чувствуют фальшь в словах или поведении, так что пропаганда толерантности и терпимости, не подкрепленная делом — приведет лишь к потере авторитета и доверия к педагогу.

Личный пример педагога не только в туристско — краеведческой направленности, но и в любой другой — основополагающее в воспитании толерантности у детей и подростков. Индивидуальный и дифференцированный подход; в коллективе и через коллектив; воспитание — в процессе деятельности; сочетание высокой требовательности к воспитуемым с уважением их личного достоинства и заботой о них; опора на положительное в личности и группе; единство, согласованность, преемственность воспитания; гуманизация воспитания — это основные принципы современной педагогики, которые лежат в основе воспитания ребенка.

Воспитание толерантности у ребенка и подростка основывается на тех же принципах, что и воспитание в целом, и требует комплексного подхода — невозможно воспитать толерантность только средствами туристско — краеведческой деятельности, это должна быть целенаправленная работа с ребенком, семьей, школой и социумом в общем. Так появилось новое направление педагогической науки — «Педагогика межнационального общения», «Педагогика толерантности». Есть ряд учебников и методических пособий А.Н.Джуринского, И.Л. Набок, Байбакова А.М., Кукушкина В.С., Рожкова М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А., Солдатовой Г.У., Шайгеровой Л.А., Шаровой О.Д. Фопель К. посвященные данному разделу педагогики.

Таким образом, можно сказать, что туристско-краеведческая деятельность дает педагогу широкие возможности и разнообразие средств по воспитанию толерантности у детей и подростков, как наиболее гибкая, широкоформатная, доступная для детей система, но особое внимание следует уделить личности педагога, который личным примером может даже без слов многому научить и привить определенные нормы и правила. А может опять же личным примером уничтожить все те ростки уважения и толерантного отношения, которые уже есть у ребенка.

Так же важными принципами являются принцип преемственности школы — дополнительного образования – семьи и принцип целостность воспитывающей системы, когда ребенка окружает единая логичная система ценностей и нормы.

Воспитание толерантности в современной России и мире является актуальным направлением педагогики и выделено уже в отдельный раздел педагогической науки, и следует не только изучить данный материал и сценарии тренингов, но и по возможности активно его использовать в работе с туристско-краеведческими объединениями, приспосабливая к особенностям данного вида дополнительного образования. Благо для этого в туристско-краеведческой деятельности есть и возможности и ресурсы.


 

Hosted by uCoz