И.В. Васильев В помощь организаторам и инструкторам туризма |
Общественные туристские кадры готовят в основном на семинарах и учебных сборах.
На семинарах (их иногда называют школами, курсами) занятия происходят по вечерам - один раз в неделю, и в выходные дни - раз в две недели. Обучение на них не отрывает туристов от работы или учебы и длится несколько месяцев. Его общую продолжительность определяет объем программного материала (например, семинар подготовки туристских организаторов рассчитан примерно на 11 недель).
Без отрыва от работы или учебы нужно проводить и длительный учебно-тренировочный поход, включенный в планы подготовки некоторых категорий актива, например инструкторов. Для этого нужно комплектовать семинар целиком из туристов, имеющих возможность пойти в учебный поход во время очередного отпуска или каникул.
С отрывом от основной работы актив готовят на учебно-тренировочных сборах (их подчас тоже именуют семинарами, хотя не во всех случаях это можно считать правомерным). Тут занятия идут ежедневно по 7-8 часов, и потому продолжительность обучения значительно сокращается; как установлено Центральным советом по туризму и экскурсиям, длительность сбора подготовки, например, инструкторов, не должна превышать 20 дней. Когда учебный сбор проводят в пригородной местности или в городе, часть лекторов можно привлекать, не отрывая их от основной деятельности.
Оба вида подготовки - с отрывом и без отрыва от работы - в отдельных случаях комбинируют. Если значительная часть слушателей семинара не имеет возможности идти в длительный учебно-тренировочный поход во время отпуска или каникул, большую часть программного материала дают на вечерних занятиях и в выходные дни. С отрывом от работы слушатели участвуют лишь в учебном походе (естественно, по согласованию с администрацией предприятия, учреждения, в котором каждый из них работает).
Семинар имеет существенные преимущества: он идет параллельно с основной работой слушателей, требует значительно меньшей затраты средств и не только не прерывает связь обучаемых с их коллективом физкультуры, но при правильной постановке дела способствует оживлению в нем туристской работы.
Учебные сборы проводят, как правило, в тех случаях, когда нужно в короткий срок подготовить кадры одновременно для нескольких городов или для ряда районов, областей, краев, республик. В основном это касается кадров высокой квалификации (инструкторов-методистов, руководителей путешествий).
Таким образом, для подготовки самых массовых категорий актива - туристских организаторов и инструкторов более всего подходят семинары без отрыва слушателей и преподавателей от их основной деятельности.
И семинар, и сбор имеют одинаковую структуру: руководство, учебная часть, учебная группа. Назначение и функции этих подразделений в обоих случаях также однозначны.
Возглавляет семинар начальник, которого назначает организация, проводящая подготовку актива. Он руководит всей работой семинара (не только организационно-хозяйственной стороной), представляет его в нужных случаях в соответствующих учреждениях и отчитывается в его деятельности. В состав руководства входит также заместитель начальника, назначаемый одновременно с ним и ведающий учебной частью. Кандидатуры руководителей, как правило, рекомендует местная комиссия по общественным туристским кадрам; в других случаях обе кандидатуры должны быть утверждены этой комиссией после того, как она проверит их соответствие требованиям.
Требования эти указаны в Положении об общественных кадрах по туризму. К руководству семинарами (сборами) следует привлекать в первую очередь инструкторов-методистов и старших инструкторов. При обучении будущих туристских организаторов допустимо поручать это и тем инструкторам, которые накопили опыт работы на нескольких аналогичных семинарах в качестве руководителя учебной группы.
Руководство семинаром подготовки инструкторов туризма в виде исключения можно доверять опытному инструктору, который уже поработал на двух-трех таких семинарах и руководил подготовкой туристских организаторов.
В помощь руководителям семинара (сбора) для проведения политико-воспитательной работы выделяется политрук из числа инструкторов или наиболее подготовленных слушателей (в последнем случае политрука избирают на собрании слушателей - коммунистов и комсомольцев).
Учебная часть подготовляет и ведет весь процесс обучения. Помимо заведующего, в нее входят инструкторы (преподаватели) и их помощники (стажеры).
Функции учебной части многообразны: она подбирает и разрабатывает все необходимые для работы учебно-методические материалы; определяет наиболее целесообразные в условиях данного семинара или сбора формы работы и методы обучения; разрабатывает маршруты учебных выходов на местность; обеспечивает единую педагогическую направленность обучения и соблюдение расписания занятий; договаривается с лекторами, оказывает методическую помощь инструкторам, стажерам, лекторам; контролирует качество преподавания; ведет учет посещаемости и успеваемости слушателей; учитывает всю выполняемую на семинаре учебно-воспитательную работу; организует экзамены; подготовляет выпускные документы; составляет отчет о выполнении учебного плана.
Инструкторы (преподаватели) участвуют в большинстве этих общесеминарских дел и одновременно ведут учебно-воспитательную работу - каждый в руководимой им учебной группе. В круг их обязанностей входит: подготовлять и проводить занятия; оценивать и учитывать успеваемость слушателей; проверять их конспекты, выполнение самостоятельных работ. Они следят за посещаемостью, организуют, если нужно, взаимопомощь среди слушателей, дают консультации и проводят физзарядку; руководят стажерами и дежурными слушателями; участвуют в экзаменах; составляют отчет о работе с группой. Кроме того, инструктор (преподаватель) по графику выполняет обязанности дежурного инструктора семинара. Он может быть привлечен и к проведению отдельных общесеминарских занятий (в том числе лекций, бесед и т. д.), и к выполнению работ, связанных с обеспечением материальной базы учебного процесса.
Все наиболее важные вопросы учебно-воспитательной работы рассматриваются в инструкторском совете - так называют совещательный орган при руководителе семинара (сбора). В совет входят заведующий учебной частью, все преподаватели, к участию в его работе привлекают также политрука, стажеров. На рассмотрение инструкторского совета выносят, в частности, такие вопросы, как организация и подготовка учебно-тренировочного похода, выпускного экзамена, консультаций для слушателей, применение новых форм работы, проведение общесеминарских практических занятий, серьезные нарушения дисциплины, туристских традиций, норм общественного поведения, итоговые оценки инструкторами успеваемости слушателей и т. д.
Текущие учебные вопросы (например, подготовка к ближайшим занятиям, итоги проведения занятий) рассматривают на методических "летучках", которые проводят обычно по окончании учебного дня.
Учебная группа формируется из слушателей в первый же день занятий на весь период обучения. К каждой группе прикрепляется определенный инструктор. Количество обучаемых в группе Положением об общественных кадрах по туризму определено в 7-11 человек, а при подготовке спелеологов-5-6 человек.
По назначению инструктора слушатели поочередно несут обязанности дежурного по группе. Кроме того, они выполняют, также по очереди, различные сменные обязанности во время учебных выходов на местность или в учебно-тренировочном походе (повар, костровой и др.). К постоянным относятся обязанности санинструктора и члена редколлегии стенгазеты семинара. Первого назначает инструктор, второго выбирают слушатели на организационном занятии.
К учебным группам рекомендуется прикреплять стажеров, чтобы дать им возможность приобретать опыт, необходимый для самостоятельной работы в качестве руководителя учебной группы. Стажеров следует шире привлекать ко всей учебной работе, постепенно усложняя для них задания, вплоть до поручений проводить занятие с группой (под наблюдением инструктора), руководить разборами дежурств в группе. Практику эту надо делать возможно более разнообразной и беспрерывной, создавая условия, позволяющие стажерам проявить инициативу и активность.
* * *
Деятельность семинара или сбора подготовки туристского актива подразделяется на три этапа: период организации, учебный процесс и заключительная стадия.
Он включает такие основные элементы: назначение руководства, обеспечение финансово-материальной базы, подбор инструкторского состава и лекторов, набор слушателей, подготовка учебного процесса, окончательное оформление семинара, формирование учебных групп. На все это требуется, как показывает практика, минимум два месяца для семинара и не менее трех месяцев для учебного сбора.
Создавая семинар, организация, проводящая подготовку актива, заблаговременно определяет, какие кадры и в каком количестве он должен готовить, и приближенно устанавливает срок его открытия. Одновременно она назначает руководителя семинара и заведующего учебной частью, поскольку вся работа организационного периода лежит в основном на них.
Смету расходов семинара составляет его руководство, а утверждает ее организация, проводящая подготовку актива. Средства выделяют из своего бюджета фабричные, заводские, местные комитеты профсоюзов, советы по туризму и экскурсиям, советы ДСО, совпрофы.
Необходимо помнить, что финансировать можно лишь определенный круг затрат и что во многих случаях подготовка актива может и должна происходить в значительной мере на общественных началах. Указания о видах и размерах допустимых затрат содержатся в соответствующих разъяснениях Центрального совета по туризму и экскурсиям.
Статьи сметы необходимо подкреплять обоснованным расчетом. Например, в основе расчета стоимости проката снаряжения и инвентаря должны лежать предполагаемое количество слушателей и инструкторов и число дней, отведенных на занятия, где это снаряжение потребуется; величина транспортных расходов для учебно-тренировочного похода зависит от района, где намечается его провести, и от характера маршрута.
Прежде чем включать в смету стоимость проката снаряжения, надо определить, что именно понадобится и для каких занятий, установить, сколько дней займут эти занятия и примерно в какие дни какого месяца они будут проходить, затем выяснить реальность проката, то есть, имеются ли необходимые предметы и возможно ли получать их именно тогда, когда они будут нужны семинару. Чтобы определить величину затрат на учебно-тренировочный поход, надо наметить не только район, но и маршрут, который отвечал бы задачам похода; а это, в свою очередь, требует, чтобы сначала были определены его учебные задачи. Заранее следует выяснить и вопрос о помещении для занятий, об условиях аренды, в частности, о ее стоимости.
Одновременно с утверждением сметы устанавливают порядок оплаты предусмотренных в ней расходов. Надо иметь в виду, что часть затрат понадобится произвести еще до начала занятий (например, приобрести учебные пособия, письменные принадлежности, медикаменты, внести аванс за лекции в отделение общества "Знание", оплатить аренду помещения).
Подбор инструкторов и лекторов лежит на обязанности начальника и заведующего учебной частью. Количество необходимых инструкторов-преподавателей определяется в соответствии с нормой нагрузки, указанной в Положении об общественных кадрах по туризму. Там же содержатся указания, и о том, кто может руководить учебными группами на тех или иных семинарах.
К подбору инструкторов руководители семинара приступают сразу после своего назначения. Помощь им в этом обязаны оказывать клуб туристов и местная комиссия по общественным туристским кадрам (они должны располагать картотеками инструкторов).
Чем раньше будут подобраны инструкторы, тем большее участие они смогут принять в работах подготовительного периода.
Со всеми кандидатами (приглашенными или кем-то рекомендованными) руководителям семинара нужно беседовать лично, чтобы иметь ясное представление о тех, вместе с кем предстоит работать. В беседе следует выявлять не только фактический опыт кандидата, но и его желание и возможность работать на данном семинаре; при этом надо как можно полнее знакомить его и с предполагаемыми формами обучения, и с обязанностями, возлагаемыми на инструктора, и с условиями, в каких будет протекать работа (периодичность, дни и часы занятий, время учебно-тренировочного похода, и пр.).
Подбор лекторов надо начинать одновременно с составлением учебного расписания, и после выяснения внутренних ресурсов (то есть, определив, какие лекции будут читать инструкторы и руководители семинара). Здесь также следует прибегнуть к содействию клуба туристов и комиссии по общественным туристским кадрам.
Количество слушателей семинара намечает организация, проводящая подготовку актива. Практика показывает, что оптимальным надо считать состав в 30-50 человек.
Набор слушателей нужно проводить только через общественные организации (профсоюзные, комсомольские и др.). Не позже чем за полтора месяца до начала занятий (лучше еще раньше), организация, создающая семинар, посылает письма в коллективы физкультуры, комитеты профсоюза и комсомола предприятий, учреждений или учебных заведений с приглашением направить своих представителей для обучения на данном семинаре. В письме указывают: задачи семинара, его продолжительность, дни и часы занятий, дату открытия, требования к слушателям, время и место работы приемной комиссии. Желательно тогда же рассылать аналогичные печатные извещения, чтобы они могли быть вывешены на видных местах, в том числе в клубе туристов. Для оповещения об организации семинара используют также радио, многотиражки.
Требования к обучаемым изложены в организационно-методических указаниях, сопровождающих учебные планы и программы. Требования эти обязательны, так как несоблюдение их отрицательно отражается на всем учебном процессе и снижает качество подготовки актива.
Общие условия для приема на семинар (сбор) - это направление от общественной организации (профсоюзной, комсомольской, спортивной), членство в добровольном спортивном обществе, активное участие в общественной работе. Другие требования (в частности, в отношении туристского опыта, опыта обучения) зависят от категории актива, подготовка которой организуется. Необходимый уровень общеобразовательной подготовки предусмотрен лишь применительно к будущим инструкторам туризма (в объеме не ниже средней школы).
Однако и при подготовке туристских организаторов нельзя не учитывать, что им предстоит выполнять работу, требующую определенного уровня общей культуры и образования: они должны будут пропагандировать советский туризм, квалифицированно готовить и проводить походы выходного дня, рассказывать об экскурсионных объектах, передавать начальные туристские знания и навыки. Малообразованный человек вряд ли сумеет возбудить интерес к туризму, привить вкус к такой форме отдыха.
Одновременно с направлением письма об организации семинара образуют приемную комиссию. В ее состав, кроме руководителей и инструкторов семинара, вводят представителей клуба туристов или комиссии по кадрам, а также туристских секций местных советов ДСО. Возглавляет комиссию руководитель семинара.
Приемная комиссия проводит с каждым кандидатом собеседование. Его цель - проверить, соответствует ли кандидат требованиям, имеет ли желание и возможность заниматься общественным делом, которому предстоит обучаться на семинаре, может ли посещать занятия в намеченные дни и часы, получить отпуск на время учебно-тренировочного похода.
На собеседование кандидат представляет, кроме направления общественной организации, личное заявление и заверенную анкету. Анкета должна содержать, помимо обычных пунктов, специальные вопросы, позволяющие судить об общественной деятельности кандидата, в том числе в туризме, и о его туристском и инструкторском опыте. В частности, обязательны вопросы: сколько и в качестве кого было совершено походов выходного дня и путешествий различных категорий сложности, имеется ли туристский значок или разряд.
При необходимости приемная комиссия вправе требовать документального подтверждения тех или иных анкетных данных.
Утвержденный комиссией кандидат представляет справку врача о состоянии здоровья и две фотокарточки, после чего его включают в список слушателей.
Для подготовки учебного процесса нужно до начала занятий как минимум проделать следующее: составить учебное расписание, подготовить методические указания к лекциям и групповым занятиям (если не на все дни, то самое меньшее на первую половину учебного периода), разработать маршруты учебных выходов на местность, договориться с лекторами, подобрать пособия, запастись бланками учебной документации и письменными принадлежностями (подробно элементы этой подготовки рассмотрены в следующей главе).
Ни один семинар не может приступить к занятиям до его окончательного оформления. Для этого надо зарегистрировать его в общественном органе, на котором лежит обязанность проверять подготовку туристского актива и оказывать семинарам методическую помощь. Таким органом является комиссия по кадрам при местном совете по туризму и экскурсиям или клубе туристов.
Для регистрации руководство семинара представляет в комиссию учебное расписание (с указанием мест проведения занятий, в том числе загородных), а также список инструкторов и руководителей. Если в типовые учебные планы и программу внесены какие-либо изменения (дополнения, уточнения), их мотивируют в отдельном документе.
Рассмотрев эти материалы, комиссия дает разрешение приступить к занятиям и, если необходимо, указывает, какие коррективы нужно внести в наметки руководства семинара.
К началу занятий всех слушателей распределяют по учебным группам, которые комплектуют на весь период учебы. Какие-либо перемещения слушателей из одной группы в другую нежелательны. Это можно допускать лишь в редких случаях, только по серьезным причинам.
По своему составу учебные группы должны быть возможно более равносильны между собой (в отношении возраста, пола, образовательного уровня, туристской и физической подготовленности, опыта общественной работы). Это поможет рациональнее организовать внутри групп взаимопомощь и обмен опытом, которые играют очень большую роль в повышении уровня подготовки и значительно ускоряют усвоение программного материала.
Иногда пытаются формировать учебные группы, резко различные по составу - "сильные" и "слабые". Мотивируют это тем, что иначе "сильным" не интересно учиться, а, "слабым" трудно. При таком подходе обучение идет фактически не по одной, а по разным программам. Это лишает одних возможности перенимать опыт более подготовленных, а других - приобретать практику передачи своих знаний и умений, навыки работы с людьми. В таких условиях крайне осложняется организация взаимопомощи слушателей. А приучать к взаимопомощи - одному из основных принципов туристской работы - прямая задача семинара.
Неудачным надо признать и комплектование учебных групп по признаку землячества. Иногда, если на семинаре оказывается несколько слушателей из одного коллектива физкультуры (на сборе - из одного города), их включают в одну группу. Такое комплектование также приводит к обособлению, может породить своего рода местничество, нездоровое соперничество; при этом слушатели не приобретают на практике весьма необходимое инструктору умение работать с незнакомыми людьми, различными по характеру, опыту, интересам, культуре
и т. д.
Формируя учебные группы, надо стремиться и к тому, чтобы между ними были равномерно распределены слушатели со специальной подготовкой, например медработники.
Они связаны преимущественно с тем, что на учебный сбор привлекают слушателей (а иногда инструкторов-преподавателей) из различных городов или областей и он может проводиться целиком вне городских условий.
На сборе приобретают большее значение вопросы материального обеспечения (например, питание, жилье и др.). Многое в этом отношении зависит от того, как будет проводиться сбор: целиком в полевых условиях (то есть, опираясь только на свое "хозяйство" и самообслуживание), с опорой на туристскую базу либо дом отдыха (то есть, используя их помещения, хозяйственные службы, медперсонал и др.) или в городских условиях. Каждый вариант имеет свои достоинства и недостатки. Для подготовки, например, инструкторов наиболее целесообразным надо считать второй вариант при условии, что район расположения опорной базы позволяет выбрать приемлемый с учебной точки зрения маршрут учебно-тренировочного похода.
Для сбора подготовки инструкторов-методистов лучшим будет третий вариант. Сбор повышения квалификации руководителей путешествий рациональнее всего проводить, комбинируя второй или третий вариант с первым.
Перед набором слушателей предварительно составляют разнарядку, то есть намеченное количество их ориентировочно распределяют по городам и областям, где есть потребность в подготовляемой категории актива. Так как отбор кандидатов будет происходить по переписке и потому займет больше времени, чем на семинаре, письма местным организациям надо рассылать не позже чем за два месяца до начала работы сбора.
Кроме информации, сообщаемой при создании семинара, письма должны содержать: указание о количестве мест, выделяемых данной организации; условия командирования слушателей (в том числе обеспеченность личным снаряжением), просьбу выслать в приемную комиссию сбора к определенному сроку заверенную анкету кандидата, справку о здоровье, характеристику. Срок представления документов надо рассчитывать так, чтобы: а) организация имела время отобрать кандидатов и оформить их документы; б) приемная комиссия - рассмотреть документы и сообщить фамилии отобранных товарищей; в) утвержденный комиссией слушатель - приехать к месту проведения сбора в назначенный день.
Приемная комиссия в данном случае знакомится лишь с документами кандидатов, а не с ними лично. Поэтому в письмах надо особо обратить внимание на необходимость подбирать только тех товарищей, от которых можно ждать общественно полезной отдачи. Следует предупредить и о том, что на сбор не принимаются лица, не утвержденные приемной комиссией.
Для сбора, проводимого полностью в полевых условиях, где нет возможности привлекать лекторов со стороны, надо подбирать таких инструкторов, чтобы их силами можно было прочесть все необходимые лекции. К началу такого сбора требуется подготовить конспекты лекций и методические указания ко всем занятиям. Сделать это сколько-нибудь удовлетворительно на месте не позволит обстановка: там будет возможно лишь внести уточнения и исправления применительно к конкретным условиям.
В оформление сбора дополнительно входит утверждение маршрута учебно-тренировочного похода (на семинаре это делают обычно в ходе учебного процесса). Маршрут этот, разработанный руководством сбора, рассматривает и утверждает маршрутно-квалификационная комиссия местного совета по туризму и экскурсиям.
Если сбор проводится с опорой на туристскую базу (дом отдыха и т. д.), руководителям следует, выехав на место за несколько дней до начала занятий, проверить, все ли готово к его проведению.
Семинар и учебный сбор должны работать в условиях четкого распорядка, который обеспечивал бы деловую обстановку, организованность и помогал вести учебную работу в нормальном темпе, ритмично.
Помимо расписания занятий, необходимо еще разработать твердый режим учебы, а на сборе и в учебно-тренировочном походе, кроме того, режим всей жизни коллектива. Он предполагает ряд правил, выполнять которые одинаково обязаны и слушатели, и обучающие.
Как показала практика, в число этих правил целесообразно включать следующие: четкий распорядок дня точное соблюдение его; обязательное выполнение распоряжений руководства и инструкторов; поверочные построения и физзарядка; недопустимость опозданий на занятия, поверочные построения, физзарядку, а также дисциплинарных нарушений.
Необходимость регулярно проводить физзарядку и поверочные построения понимают, к сожалению, не всюду, хотя они играют немалую роль в создании нормальных условий для учебы. Физзарядка перед началом вечерних занятий на семинаре снимает утомление, повышает работоспособность; утренняя зарядка на сборе или в учебном походе "заряжает" бодростью, энергией на предстоящий учебный день. Кроме того, зарядка имеет еще и учебное значение: она дает слушателям практику, необходимую им в предстоящей деятельности. С этой точки зрения полезно привлекать к проведению зарядки по очереди всех слушателей.
Общие поверочные построения - один из организующих и дисциплинирующих факторов. Их не напрасно называют "линейкой готовности": на них дежурные учебных групп рапортуют дежурному инструктору о числе слушателей, присутствующих на занятиях; на линейках зачитываются распоряжения руководства, тут же происходит передача дежурства от одного инструктора другому. Такие линейки перед началом занятий сразу вводят слушателей и инструкторов в учебный ритм.
Вечерние проверки нужны главным образом в учебном походе или на сборе, проходящем в полевых условиях. Их цель - установить, все ли слушатели находятся на месте перед отбоем. Вечернее построение иногда заменяют поверкой через дежурных групп.
Руководители семинара (сбора) должны строить свою работу так, чтобы их основное внимание сосредоточивалось на подготовке к тому, что предстоит делать в последующие дни. Заботу же о текущих делах следует возлагать на дежурного инструктора.
Дежурный инструктор несет в день дежурства такие обязанности: контролирует соблюдение установленного режима; проводит поверочные построения (с рапортом о числе присутствующих на занятиях и чтением распоряжений руководства); обеспечивает выполнение общесеминарских текущих дел, в частности материальную подготовку к общим занятиям (помещение, учебные пособия, снаряжение, инвентарь); при выезде на местность организует посадку в поезд или автобус; ведет журнал учета работы семинара за день дежурства. Дежурят инструкторы по очереди.
Каждому из них помогает руководимая им учебная группа. Желательно, чтобы дежурный инструктор имел отличительную нарукавную повязку.
На некоторых учебных сборах дежурные инструкторы ведут свой общий дневник. В нем они отмечают за каждый день своего дежурства, фактически проведенные занятия (тема, количество часов); вопросы, рассмотренные инструкторским советом и на летучках, а также принятые там решения; как был организован досуг слушателей; приводят состав спасательного отряда. Кроме того, в этот дневник вносят, если в том есть необходимость, замечания об отдельных слушателях и деловые советы следующему дежурному инструктору.
<< Глава 1 Оглавление Глава 3 >>