И.В. Васильев В помощь организаторам и инструкторам туризма |
Туризм стал у нас одной из самых доступных и эффективных форм содержательного и оздоровляющего отдыха. Туристское путешествие, правильно подготовленное и хорошо проведенное, благотворно влияет на здоровье - развивает физически, укрепляет организм. Вместе с тем оно обогащает человека знаниями, вырабатывает чувство коллективизма, дисциплинированность, организованность, развивает волю, инициативу, стремление преодолевать трудности.
Всем этим и обусловлено крупное общественное значение, которое приобрел в наши дни туризм.
Чтобы развивать его, повышать его культуру, необходимо постоянно вести большую и многообразную работу. Надо умело пропагандировать этот вид активного отдыха, создавать в коллективах физкультуры туристские секции, расширять сеть туристских клубов, баз, лагерей, регулярно проводить походы выходного дня, экскурсии, путешествия, созывать слеты, устраивать соревнования. Надо помочь туристам путешествовать интересно, безопасно, с наибольшей пользой. Для этого организуют разносторонние консультации, обмен опытом, тщательно проверяют подготовленность к путешествию, налаживают снабжение снаряжением и инвентарем, заботятся о выпуске разнообразной литературы, пособий. Для туристской работы готовят квалифицированные кадры, в том числе общественные.
Немалую часть всей этой работы выполняет преимущественно на общественных началах туристский актив.
В многолетней практике сложилась некоторая специализация туристского актива. Вполне четко выделились, например, такие общественные "специальности", как организаторы туристской работы в коллективах физкультуры, руководители туристских групп (в путешествиях, походах выходного дня), консультанты разного профиля (в том числе актив маршрутно-квалификационных комиссий), судьи соревнований, инструкторы различной квалификации.
В учебных планах и программах подготовки или повышения квалификации отдельных категорий актива четко определены объем и характер необходимых для каждой категории знаний, умений и навыков. Однако недостаточно обладать только ими. Нужны еще и высокие моральные качества, достаточный уровень общей культуры, умение работать с людьми и любовь к этой работе, осознание своей ответственности за дело, за людей, которыми руководишь, которым помогаешь интересно и полезно использовать досуг. Требования, предъявляемые к представителям любой туристской общественной "специальности" в отношении их деловых и моральных качеств сформулированы в Положении об общественных кадрах по туризму.
Подготовкой туристского актива занимаются различные общественные организации: советы коллективов физкультуры, клубы туристов, советы добровольных спортивных обществ, советы по туризму и экскурсиям.
Советы коллективов физкультуры предприятий, учреждений и учебных заведений готовят туристских организаторов, судей соревнований, инструкторов. Клубы туристов, помимо того, могут вести подготовку клубного актива, в том числе консультантов по родному краю.
Областные, краевые, центральные советы ДСО, советы по туризму и экскурсиям готовят инструкторов и инструкторов-методистов, руководителей путешествий, судей соревнований, а также клубный актив, включая консультантов более широкого профиля. Некоторые советы по туризму и экскурсиям, чтобы помочь коллективам физкультуры, организуют на своих базах попутную подготовку туристских организаторов силами инструкторского аппарата баз.
На семинарах (сборах) Центрального совета по туризму и экскурсиям происходит подготовка инструкторов-методистов, повышение квалификации руководителей путешествий и некоторых других активистов, в частности консультантов, составляющих маршрутно-квалификационные комиссии.
Иногда организации готовят общественные кадры на кооперативных началах. Там, где одному коллективу физкультуры не под силу самостоятельно организовать обучение, он кооперируется с другими коллективами, объединяя с ними средства и преподавательские кадры. Так же могут поступать в аналогичных случаях советы ДСО и советы по туризму и экскурсиям.
В некоторых местах участие в подготовке туристского актива принимают дома и университеты культуры, школы (факультеты) общественных профессий: они готовят преимущественно туристских организаторов.
Все эти организации должны быть заинтересованы в подготовке достаточного количества активистов нужных общественных профессий. Крайне важно, чтобы актив в максимальной мере отвечал требованиям, был способен квалифицированно вести работу, к которой его готовили.
Достигнуть же этого можно лишь при рациональной организации дела, свободной от существенных недочетов, которые порой еще сопутствуют подготовке общественных туристских кадров.
Обучение актива идет уже давно. Тем не менее, во многих местах ощущается острая нехватка хорошо подготовленных кадров, в первую очередь самых массовых "специальностей" - туристских организаторов, инструкторов. Дело в том, что значительная часть обученных не приступает к общественной работе в туризме или через очень короткий срок оставляет ее. Но и среди работающих активистов, прошедших обучение, немало подготовленных слабо, с большими пробелами в знаниях и умениях. Работа их малоэффективна, а подчас приводит к печальным последствиям, вплоть до аварий, которые, как убеждает жизнь, возможны даже в походах выходного дня. Когда из-за нехватки квалифицированных кадров таких людей привлекают к обучению актива, происходит своего рода цепная реакция - выпуск новых неполноценных кадров. В итоге полезная отдача от подготовки оказывается несоразмерно малой по сравнению с усилиями и средствами, которые затрачиваются на нее.
Все это прямой результат того, что на местах еще не всегда серьезно относятся к организации подготовки актива, недостаточно заботятся о высоком качестве обучения.
Порой подготовку планируют без точного учета реальных возможностей и действительной потребности в обученных кадрах, а исходя лишь из стремления увеличить численность актива. Отсюда - нетребовательность к комплектованию семинаров и сборов.
Квалификация руководителей и обучающих во многом определяет уровень подготовки актива и тем самым степень полезной отдачи от нее. Между тем нередко к руководству семинаром, сбором, к преподаванию на них привлекают людей, знакомых с делом лишь поверхностно. И отнюдь не всегда это объясняется отсутствием кадров нужной квалификации. Просто не уделяется внимания деловому подбору, который требует времени, а главное, знания кадров и работы с ними.
Не менее серьезны и упущения при подборе контингента обучаемых. На семинары и учебные сборы принимают не только тех, кто проявил себя в коллективе способным организатором, хорошим общественником, кто обладает необходимой подготовкой (общеобразовательной, туристской) и имеет влечение к работе с людьми. Зачастую среди слушателей оказываются люди, не отвечающие установленным требованиям, кого на семинар или сбор привело не желание работать в туризме, а эгоистичные соображения - за общественный счет побывать в путешествии и повысить личную туристскую квалификацию, приобрести новую компанию и т. п.
Пребывание на семинаре, а особенно на сборе лиц случайных и неподготовленных дезорганизует учебный процесс. Его приходится "подстраивать" к пониженному уровню таких людей и обучать их элементарным вещам в ущерб тем слушателям, на которых ориентированы учебный план и программа. Присутствие людей, не настроенных учиться, отрицательно сказывается на работе семинара (сбора) и в другом отношении: преимущественно именно они нарушают порядок и дисциплину, мешают товарищам на занятиях.
Организации, готовящие актив, должны тщательнее и строже контролировать набор слушателей. В то же время организациям, посылающим людей на учебу, следует более ответственно относиться к подбору кандидатов, не рекомендовать на семинары и не командировать на сборы тех, кто явно бесперспективен. Ведь дело не в том, чтобы "пропустить" через обучение как можно больше "единиц". Главное - общественно полезная отдача, ради которой и проводится учеба.
Качество подготовки актива далеко не всюду находится на нужном уровне. Еще довольно часто встречаются серьезные упущения в постановке учебного процесса. Одна из основных причин - недостаточное знакомство руководителей и обучающих с педагогическими требованиями, с правильной организацией учебной работы, слабое использование таких ее форм и приемов обучения, которые уже проверены многолетним опытом. Об этом подробно рассказано ниже, в главе, посвященной организации, подготовке и проведению учебного процесса.
Другая причина заключается в том, что руководители семинаров и сборов подчас недооценивают роль программного материала, касающегося основных сторон деятельности, которую предстоит вести слушателям - будущим организаторам и пропагандистам туризма, руководителям туристских коллективов, инструкторам. Относится это в первую очередь к воспитательной работе, ко всему тому, что связано с познавательной стороной туризма, работой секции, общественно полезной деятельностью туристов, охраной природы, а при обучении инструкторов, кроме того, с методической подготовкой. Материал на эти темы зачастую дают в урезанном виде, менее квалифицированно, без достаточного подкрепления практикой.
В то же время непропорционально большое значение часто придают технике туризма, то есть средству для достижения цели. Разумеется, техническая подготовка нужна, особенно в сложных путешествиях, но это не значит, как полагают некоторые товарищи, что она в туризме самое главное. Нельзя забывать и о том, что чрезмерное увлечение техникой как бы подталкивает слушателей на опасный путь переоценки своих возможностей. Бывает, что руководители обучения сами нарушают обязательное правило: последовательно, без скачков, основываясь на постепенном накоплении опыта, повышать квалификацию туристов. Еще нередко обучаемых, особенно будущих инструкторов, отправляют в учебно-тренировочный, поход по маршруту, сложность которого значительно превышает как потребности обучения, так и туристский опыт слушателей.
Серьезным недостатком надо считать и то, что еще мало где налажен индивидуальный учет подготовленных общественных туристских кадров и контроль за их использованием. Из-за этого в поле зрения общественных организаций, призванных заниматься развитием туризма, оказывается только незначительная часть туристов, получивших общественную "специальность". Как прямое следствие этого - крайне узок круг инструкторов, привлекаемых к обучению актива, к работе в туристско-оздоровительных лагерях, на туристских базах.
Основная задача подготовки туристского актива - создать полноценные общественные кадры, способные квалифицированно вести туристскую работу и развивать советский туризм в правильном направлении. Поэтому забота о качестве обучения, о полезной отдаче от этой подготовки должна находиться на первом месте.