Васильев И.В. "В помощь организаторам и инструкторам туризма", ч. 1

<<    Домой    Список литературы    >>

 

И.В. Васильев

В помощь организаторам и инструкторам туризма

Оглавление


Глава 1. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТУРИСТСКИЙ АКТИВ

Туризм стал у нас одной из самых доступных и эффективных форм содержательного и оздоровляющего отдыха. Туристское путешествие, правильно подготовленное и хорошо проведенное, благотворно влияет на здоровье - развивает физически, укрепляет организм. Вместе с тем оно обогащает человека знаниями, вырабатывает чувство коллективизма, дисциплинированность, организованность, развивает волю, инициативу, стремление преодолевать трудности.

Всем этим и обусловлено крупное общественное значение, которое приобрел в наши дни туризм.

Чтобы развивать его, повышать его культуру, необходимо постоянно вести большую и многообразную работу. Надо умело пропагандировать этот вид активного отдыха, создавать в коллективах физкультуры туристские секции, расширять сеть туристских клубов, баз, лагерей, регулярно проводить походы выходного дня, экскурсии, путешествия, созывать слеты, устраивать соревнования. Надо помочь туристам путешествовать интересно, безопасно, с наибольшей пользой. Для этого организуют разносторонние консультации, обмен опытом, тщательно проверяют подготовленность к путешествию, налаживают снабжение снаряжением и инвентарем, заботятся о выпуске разнообразной литературы, пособий. Для туристской работы готовят квалифицированные кадры, в том числе общественные.

Немалую часть всей этой работы выполняет преимущественно на общественных началах туристский актив. 


Специализация и система подготовки актива

В многолетней практике сложилась некоторая специализация туристского актива. Вполне четко выделились, например, такие общественные "специальности", как организаторы туристской работы в коллективах физкультуры, руководители туристских групп (в путешествиях, походах выходного дня), консультанты разного профиля (в том числе актив маршрутно-квалификационных комиссий), судьи соревнований, инструкторы различной квалификации.

В учебных планах и программах подготовки или повышения квалификации отдельных категорий актива четко определены объем и характер необходимых для каждой категории знаний, умений и навыков. Однако недостаточно обладать только ими. Нужны еще и высокие моральные качества, достаточный уровень общей культуры, умение работать с людьми и любовь к этой работе, осознание своей ответственности за дело, за людей, которыми руководишь, которым помогаешь интересно и полезно использовать досуг. Требования, предъявляемые к представителям любой туристской общественной "специальности" в отношении их деловых и моральных качеств сформулированы в Положении об общественных кадрах по туризму.

Подготовкой туристского актива занимаются различные общественные организации: советы коллективов физкультуры, клубы туристов, советы добровольных спортивных обществ, советы по туризму и экскурсиям.
Советы коллективов физкультуры предприятий, учреждений и учебных заведений готовят туристских организаторов, судей соревнований, инструкторов. Клубы туристов, помимо того, могут вести подготовку клубного актива, в том числе консультантов по родному краю.
Областные, краевые, центральные советы ДСО, советы по туризму и экскурсиям готовят инструкторов и инструкторов-методистов, руководителей путешествий, судей соревнований, а также клубный актив, включая консультантов более широкого профиля. Некоторые советы по туризму и экскурсиям, чтобы помочь коллективам физкультуры, организуют на своих базах попутную подготовку туристских организаторов силами инструкторского аппарата баз.

На семинарах (сборах) Центрального совета по туризму и экскурсиям происходит подготовка инструкторов-методистов, повышение квалификации руководителей путешествий и некоторых других активистов, в частности консультантов, составляющих маршрутно-квалификационные комиссии.

Иногда организации готовят общественные кадры на кооперативных началах. Там, где одному коллективу физкультуры не под силу самостоятельно организовать обучение, он кооперируется с другими коллективами, объединяя с ними средства и преподавательские кадры. Так же могут поступать в аналогичных случаях советы ДСО и советы по туризму и экскурсиям.

В некоторых местах участие в подготовке туристского актива принимают дома и университеты культуры, школы (факультеты) общественных профессий: они готовят преимущественно туристских организаторов.
Все эти организации должны быть заинтересованы в подготовке достаточного количества активистов нужных общественных профессий. Крайне важно, чтобы актив в максимальной мере отвечал требованиям, был способен квалифицированно вести работу, к которой его готовили.
Достигнуть же этого можно лишь при рациональной организации дела, свободной от существенных недочетов, которые порой еще сопутствуют подготовке общественных туристских кадров.

Недостатки в подготовке актива

Обучение актива идет уже давно. Тем не менее, во многих местах ощущается острая нехватка хорошо подготовленных кадров, в первую очередь самых массовых "специальностей" - туристских организаторов, инструкторов. Дело в том, что значительная часть обученных не приступает к общественной работе в туризме или через очень короткий срок оставляет ее. Но и среди работающих активистов, прошедших обучение, немало подготовленных слабо, с большими пробелами в знаниях и умениях. Работа их малоэффективна, а подчас приводит к печальным последствиям, вплоть до аварий, которые, как убеждает жизнь, возможны даже в походах выходного дня. Когда из-за нехватки квалифицированных кадров таких людей привлекают к обучению актива, происходит своего рода цепная реакция - выпуск новых неполноценных кадров. В итоге полезная отдача от подготовки оказывается несоразмерно малой по сравнению с усилиями и средствами, которые затрачиваются на нее.

Все это прямой результат того, что на местах еще не всегда серьезно относятся к организации подготовки актива, недостаточно заботятся о высоком качестве обучения.

Порой подготовку планируют без точного учета реальных возможностей и действительной потребности в обученных кадрах, а исходя лишь из стремления увеличить численность актива. Отсюда - нетребовательность к комплектованию семинаров и сборов.

Квалификация руководителей и обучающих во многом определяет уровень подготовки актива и тем самым степень полезной отдачи от нее. Между тем нередко к руководству семинаром, сбором, к преподаванию на них привлекают людей, знакомых с делом лишь поверхностно. И отнюдь не всегда это объясняется отсутствием кадров нужной квалификации. Просто не уделяется внимания деловому подбору, который требует времени, а главное, знания кадров и работы с ними.

Не менее серьезны и упущения при подборе контингента обучаемых. На семинары и учебные сборы принимают не только тех, кто проявил себя в коллективе способным организатором, хорошим общественником, кто обладает необходимой подготовкой (общеобразовательной, туристской) и имеет влечение к работе с людьми. Зачастую среди слушателей оказываются люди, не отвечающие установленным требованиям, кого на семинар или сбор привело не желание работать в туризме, а эгоистичные соображения - за общественный счет побывать в путешествии и повысить личную туристскую квалификацию, приобрести новую компанию и т. п.

Пребывание на семинаре, а особенно на сборе лиц случайных и неподготовленных дезорганизует учебный процесс. Его приходится "подстраивать" к пониженному уровню таких людей и обучать их элементарным вещам в ущерб тем слушателям, на которых ориентированы учебный план и программа. Присутствие людей, не настроенных учиться, отрицательно сказывается на работе семинара (сбора) и в другом отношении: преимущественно именно они нарушают порядок и дисциплину, мешают товарищам на занятиях.

Организации, готовящие актив, должны тщательнее и строже контролировать набор слушателей. В то же время организациям, посылающим людей на учебу, следует более ответственно относиться к подбору кандидатов, не рекомендовать на семинары и не командировать на сборы тех, кто явно бесперспективен. Ведь дело не в том, чтобы "пропустить" через обучение как можно больше "единиц". Главное - общественно полезная отдача, ради которой и проводится учеба.

Качество подготовки актива далеко не всюду находится на нужном уровне. Еще довольно часто встречаются серьезные упущения в постановке учебного процесса. Одна из основных причин - недостаточное знакомство руководителей и обучающих с педагогическими требованиями, с правильной организацией учебной работы, слабое использование таких ее форм и приемов обучения, которые уже проверены многолетним опытом. Об этом подробно рассказано ниже, в главе, посвященной организации, подготовке и проведению учебного процесса.

Другая причина заключается в том, что руководители семинаров и сборов подчас недооценивают роль программного материала, касающегося основных сторон деятельности, которую предстоит вести слушателям - будущим организаторам и пропагандистам туризма, руководителям туристских коллективов, инструкторам. Относится это в первую очередь к воспитательной работе, ко всему тому, что связано с познавательной стороной туризма, работой секции, общественно полезной деятельностью туристов, охраной природы, а при обучении инструкторов, кроме того, с методической подготовкой. Материал на эти темы зачастую дают в урезанном виде, менее квалифицированно, без достаточного подкрепления практикой.

В то же время непропорционально большое значение часто придают технике туризма, то есть средству для достижения цели. Разумеется, техническая подготовка нужна, особенно в сложных путешествиях, но это не значит, как полагают некоторые товарищи, что она в туризме самое главное. Нельзя забывать и о том, что чрезмерное увлечение техникой как бы подталкивает слушателей на опасный путь переоценки своих возможностей. Бывает, что руководители обучения сами нарушают обязательное правило: последовательно, без скачков, основываясь на постепенном накоплении опыта, повышать квалификацию туристов. Еще нередко обучаемых, особенно будущих инструкторов, отправляют в учебно-тренировочный, поход по маршруту, сложность которого значительно превышает как потребности обучения, так и туристский опыт слушателей.

Серьезным недостатком надо считать и то, что еще мало где налажен индивидуальный учет подготовленных общественных туристских кадров и контроль за их использованием. Из-за этого в поле зрения общественных организаций, призванных заниматься развитием туризма, оказывается только незначительная часть туристов, получивших общественную "специальность". Как прямое следствие этого - крайне узок круг инструкторов, привлекаемых к обучению актива, к работе в туристско-оздоровительных лагерях, на туристских базах.

Основная задача подготовки туристского актива - создать полноценные общественные кадры, способные квалифицированно вести туристскую работу и развивать советский туризм в правильном направлении. Поэтому забота о качестве обучения, о полезной отдаче от этой подготовки должна находиться на первом месте. 

<<   Оглавление             Глава 2   >>


<<  Домой     Список литературы  >>

Hosted by uCoz