Лаборатория
педагогических проблем детско-юношеского
туризма
НИИ
теории и методов воспитания АПН СССР.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важнейшей
стратегической задачей современной школы
является всестороннее развитие
подрастающего поколения.
Туристско-краеведческая
деятельность учащихся является одним из
эффективных средств комплексного
воздействия на формирование их личности. В
ней при правильном педагогическом
построении интегрируются на личность все
основные стороны воспитания: идейно-политическое,
нравственное, трудовое, эстетическое,
физическое, значительно расширяется
кругозор учащихся — идет интенсивное
умственное развитие.
Некоторые
элементы этой деятельности дети получают
уже в детском саду в своих прогулках и
экскурсиях на природу, на занятиях и
уголках природы. Закрепить и продолжить эту
деятельность в начальной школе необходимо,
так как иначе потеряется и навык, и интерес
к этой деятельности в подростковом
возрасте, менее эффективным будет
воздействие природной и социальной среды
на развитие личности учащегося. А
специфичность туристско-краеведческой
деятельности (ТКД) как раз и заключается в
непосредственном "столкновении"
учащегося с окружающей его природной и
социальной средой, с действительностью, с
жизнью.
Романтика
туристско-краеведческой деятельности
позволяет привлечь и удержать в этой сфере
и самих детей, и их родителей, а широкие
педагогические возможности содействуют
как детского, так и взрослого коллектива (родители)
сплочению класса вокруг классного руководителя,
воспитателя группы продленного дня,
ведущих такую работу, вовлечению
родительского контингента в
педагогический процесс, облегчению
управлением детским коллективом и каждым
учащимся. Туристско-краеведческая
деятельность в начальной школе позволяет
создать единый коллектив: учитель, родители,
ученики, что во многом содействует усилению
воспитывающего воздействия на учащихся,
улучшению целенаправленности
педагогического воздействия.
Программа
туристско-краеведческой деятельности
учащихся начальных
классов разработана с учетом тесной связи
ее с учебно-воспитательной работой школы,
работой с объединениями учащихся. Она может
быть использована как в классе (полным его
коллективом), так и в группах продленного
дня, и в кружках школы и внешкольных
учреждений. Программа адресована классному
руководителю, воспитателю группы
продленного дня, кружководу, ведущему такую
работу в школе и во внешкольном учреждении,
а также родителям, участвующим вместе с
учителем и воспитателем, кружководом в
такой деятельности.
Полная
реализация программы в группах продленного
дня и туристско-краеведческих кружках в
классе, школе, внешкольном учреждении во
многом будет содействовать оптимизации
всего учебно-воспитательного процесса,
реализации стратегической задачи —
всестороннего развития учащихся. Это
потребует не менее 4 часов в неделю: 1 час —
беседы или рассказ учителя (воспитателя,
кружковода, родителя);
0,5 часа — физическая
подготовка; 1,5 часа — творческая
деятельность самих ребят; 1 час — прогулки и
экскурсии с туристско-краеведческими
задачами. Четыре раза в году (раз в учебную
четверть) проводятся многочасовые
экскурсии на природу и по микрорайону,
району, туристские прогулки или походы (4-й
класс) в родной край. Смотри прилагаемые
модели туристского цикла и модели годовые
туристско-краеведческой деятельности 1, 2, 3,
4 классов.
Полная
программа (144 часа) предназначается для
коллективов (классы, группы продленного дня,
кружки внешкольных учреждений),
использующих туристско-краеведческую
деятельность как основную внеучебную
деятельность учащихся, как главное
средство образовательно-воспитательного
воздействия на учащихся во внеурочное
время.
Там же, где туристско-краеведческая деятельность применяется как вспомогательное средство воспитательно-образовательного воздействия в комплексе с другими средствами образования и воспитания, используется эта же программа, но со значительным сокращением часов по каждой теоретической теме и практическим занятиям.