СЛОЖНЫЕ ТУРИСТСКИЕ ПОХОДЫ |
ТЕХНИКА И ТАКТИКА ПОХОДОВ. ВОДНЫЙ ТУРИЗМ
ТЕХНИКА И ТАКТИКА ВОДНОГО ПОХОДА
Техника
и тактика плавания в водном походе зависят от показателей, которые
характеризуют реку. К технике относится умение грести, управлять судном,
садиться в лодку и выходить из нее, приставать и отходить от берега,
проходить пороги и другие естественные препятствия. Умение своевременно
и правильно выбрать путь судна, разбить маршрут на участки и построить
график движения с полным учетом особенностей реки — составляет тактику
плавания.
Остановимся на некоторых, чаще всего встречающихся ошибках в технике и
подробно рассмотрим естественные и искусственные препятствия и способы
их преодоления.
Садиться в байдарку можно лишь в том случае, если она находится на
плаву. Для того чтобы пристать к берегу, нужно развернуть лодку носом
против течения. Нельзя подходить к берегу с большой скоростью, ударяясь
штевнем, ибо можно повредить судно — его корпус, обшивку или оболочку.
Неправильное использование внутреннего пространства судна мешает
удобному размещению вещей и создает неудобства для гребли. Чаще всего на
байдарках в кокпите ставят большие, высокие рюкзаки, почти не используя
пространства под декой, в форпике и ахтерпике. Ноги приходится ставить
между рюкзаками и бортами, а это мешает грести, управлять байдаркой и, в
случае необходимости, своевременно выскочить из лодки. Пространство
кокпита надо занимать возможно меньше. Для этого все мягкие вещи
помещаются в узкие длинные мешки из непромокаемых тканей, которые
подвешиваются под декой. Посуду, топоры, инструменты, упакованные в
мешок из непромокаемой ткани, помещают в ахтерпике. Основной запас
продуктов помещается в форпике и тоже упаковывается в мешок из
непромокаемой ткани. Если внутреннее пространство байдарки использовать
таким образом, то удастся один рюкзак полностью освободить, а второй,
оставляемый впереди, сделать очень небольшим.
На лодках вещи размещаются под банками, в корме и на носу.
На плотах — обычно на их середине или около стойки (подгребицы) кормовой
греби. Вещи укрываются непромокаемой тканью, плащ-палаткой. Нередко
туристы помещают вещи в палатку из серебрянки, используя ее в качестве
большого мешка. Закрытые вещи нужно привязывать к судну во избежание
утери.
К естественным препятствиям на реке относятся мели и перекаты,
завалы, заломы, отдельные подводные камни, пороги и водопады. При
прохождении большинства естественных препятствий судно должно иметь
скорость, отличную от скорости водного потока, и обязательно сохранять
управляемость. Обычно этого стремятся достичь за счет увеличения
абсолютной скорости судна, но это не всегда применимо, особенно при
преодолении естественных препятствий на реках с большим уклоном и
большой скоростью течения. На подобных реках скорость течения такова,
что если стремиться увеличивать скорость судна в потоке, то не будет
времени даже рассмотреть препятствие.
Просмотреть препятствия с берега на горных и таежных реках не всегда
удается, так как нередко можно встретить загроможденное камнями на
многие километры русло. Управляемость лодки можно сохранять на
отрицательной разности скоростей потока и судна. В этом случае судно
должно иметь абсолютную скорость меньше, чем скорость потока. Табаня,
добиваются разницы в скоростях. Замедленное приближение к препятствию
позволяет определить его сложность и опасность, наметить путь движения.
Такой прием проводится на расстоянии, с которого уже просматривается все
препятствие. При прохождении препятствия управлять судном приходится
обычными способами.
В данной книге предлагается техника прохождения естественных препятствий
на байдарках. Для лодок приемы остаются те же, хотя их применять
труднее, учитывая меньшую маневренность.
Мели образуются в результате перемещения водным потоком частиц
грунта и отложения их в местах со слабым течением. Мели обычно
появляются на поворотах реки около выпуклых берегов, на расширениях
русла. Если мель протянулась почти через всю ширину реки, она называется
перекатом. Мель обычно полого опускается к той части потока, где
больше течение, и здесь образуется корыто переката, т. е. наиболее
глубокая его часть, промытая течением. За гребнем переката глубина резко
увеличивается и образуется подвалье переката.
Мели и перекаты, состоящие из песка и других мелких частиц, безопасны.
Некоторую трудность представляют собою перекаты из мелких камней. Во
всех случаях мели в виде отмелей (тянется от берега), банок (образуется
где-то посередине реки) нетрудно обойти там, где река имеет большую
глубину. Перекат нужно проходить его корытом.
Отличить более глубокое место обычно бывает нетрудно. Вода над мелким
местом светлее, над песчаными отмелями и перекатами она имеет желтый
цвет. В тихую, безветренную погоду над мелью — зеркальная поверхность
воды, а рядом, на более глубоком месте — легкая рябь. При ветре над
мелью можно увидеть беспорядочную, мелкую волну, а над глубокими местами
видна длинная, более крупная и ровная волна. Легко заметить, что в более
глубоких местах скорость течения больше.
Быстрины представляют собою сужение русла потока. Вода здесь
течет с большей скоростью. Быстрины отличаются от переката и порога тем,
что уклон на участке быстрины меняется незначительно по сравнению с
уклоном всего плеса. Быстрины образуются в местах, где русло реки бывает
сжато выходами коренных, пород. Русло реки на быстрине, как правило,
бывает чистым, без камней или обломков скал. Для прохождения на лодке
или плоту быстрины сравнительно безопасны, можно идти серединой потока.
Известную трудность для прохождения представляют собою быстрины на
поворотах русла. На таких местах вода устремляется к вогнутому берегу и
есть опасность навала судна на него. Быстрины на повороте нужно
проходить ближе к выпуклому берегу, в стороне от стремнины. При навале.
бывает очень трудно отгрестись, обшивка или оболочка могут быть
повреждены. Для того чтобы отойти от берега на быстрине в случае навала,
необходимо либо сильными движениями, упираясь веслами в берег,
оттолкнуть лодку и при первой же возможности начать грести и набрать
скорость, либо, если позволяет глубина, выпрыгнуть из лодки и отвести ее
к стремнине, держась руками за борта.
Завалы — это нагромождение, перекрывающее русло реки, из подмытых
и упавших деревьев, сучьев и прочего хлама. Как правило, завал
перекрывает лишь верхние слои потока,, но при этом уменьшении сечения
русла заметно увеличивается скорость воды и все плывущее по реке с
большой силой подтягивается под бревна завала. На реках со средней
скоростью течения около 5—7 км в час не следует подходить близко к
завалу, так как лодка ударится о бревна, возможна и поломка корпуса,
обшивки. При. подходе к завалу, если издалека не виден проход,
необходимо подойти к берегу и расчистить путь. Иногда приходится
пользоваться пилой и топором.
Топляком называют затонувшие деревья. Они особенно опасны, так
как их сучья порою торчат против течения. Топляки лучше обойти. Если
случилось, что топляк уже под лодкой, то можно, дав крен на другой борт,
пройти препятствие на малом ходу.
Заломом называется скопление бревен молевого сплава, движение
которого приостановилось. Заломы чаще всего образуются на поворотах
русла, между островами. Длина заломов достигает иногда нескольких
километров. Разобрать такие заломы не просто, и не всякая группа сможет
это сделать. Преодолеть их можно, лишь обнося байдарки или волоком
протаскивая лодки, а при сплаве на плоту можно сделать попытку разобрать
залом либо придется бросать плот. Следует также иметь в виду, что на
лесосплавных реках постоянно следят за движением молевого леса, и
бригады сплавщиков разбирают такие заломы. Сплавляясь на плоту, имея
резерв времени, можно сделать дневку и, дождавшись сплавщиков, помочь им
разобрать залом.
Отдельные подводные камни или камень-одинец встречаются в руслах
как равнинных, так и горных рек и представляют собою известную
опасность. Лодка или байдарка при посадке на камень могут перевернуться,
может быть повреждена обшивка и оболочка, а у байдарок случается и
поломка частей корпуса. Плот может сильно накрениться, часть его
окажется под водой.
Первым признаком подводного камня являются неисчезающие круги над ним.
Такой камень располагается глубоко и над ним при небольшой осадке можно
пройти. Другим признаком является бурун, поднимающийся всегда ниже
камня, а водный поток, проходя над камнем, выглядит как бы приглаженным,
поверхность остается чистой и ровной. За большими камнями можно заметить
имеющуюся перед гребнем впадину у поверхности воды. Если подводный
камень расположен близко к поверхности, то над ним видна вершина
треугольника, образуемого двумя струями потока. Такие камни нужно
обходить. Надо помнить, что опасность не в гребне, а перед ним, и
соответствующим образом направлять лодку. Ни в коем случае нельзя
допускать, чтобы судно двигалось лагом, т. е. бортом на камень. Это
верный способ перевернуть лодку.
Если одинокий подводный камень заметен издалека, то даже опытному
воднику лучше заранее изменить направление. Если же камень просмотрели и
он сказался почти под несом лодки, то нужно попытаться принять камень
хотя бы подводным бортом, а не килем. Для этого следует резко затабанить
одним-двумя гребками с борта, противоположного тому, которым готовы
встретить камень, а затем также резко развернуться на прежний курс и
снова направить лодку вниз по течению. Проходя над камнем, можно дать
небольшой крен на наружный по отношению к препятствию борт. При посадке
на камень необходимо немедля попытаться столкнуть лодку, упираясь
веслами в камень или дно. Иногда бывает достаточно, опираясь на весла,
немного выжаться и тем самым разгрузить лодку. Если позволяет глубина, —
лучше всего выскочить из лодки и столкнуть ее с камня. Нельзя допускать,
чтобы лодка развернулась лагом на камне.
Сложнее проходить по руслу, в котором подводные камни встречаются часто
и расположены так близко, что заранее наметить линию движения судна
трудно и приходится все время маневрировать. Рассмотрим здесь технику
прохождения в нескольких наиболее характерных случаях при условии, что
обход любой группы камней исключен.
Два подводных камня расположены
на одной
линии поперек русла. Если расстояние между
камнями (между бурунами) немного меньше ширины лодки по миделю (среднему
шпангоуту), то все же можно пройти на плаву. Подводная часть лодки уже,
и надводные борта пройдут над камнями. Подходя к проходу, нужно сбавить
ход, несколько потабанить и плавно, с малой скоростью, войти в
пространство между камнями. Такой осторожный вход обезопасит оболочку от
повреждений при возможном ударе подводной части о препятствие. Если
впереди, за камнями, пространство чистое — нужно смело набирать
собственную скорость.
Два камня расположены один ниже
другого, а расстояние
между камнями по фронту
меньше ширины судна.
При подходе к камню лодку следует провести в непосредственной близости к
нему. Пройдя на треть корпуса ниже буруна, сразу же за камнем резко
подтабанить слева, направить лодку между камнями, и как только рулевой
поровняется с буруном, можно снова направить лодку строго по течению
(рис. 26, а).
В случае если два камня расположены один за другим на одной линии, приходится начинать тот
же маневр при прохождении около первого и лишь позднее поворачивать по
течению. В этом случае, поровнявщись скулой судна с камнем, надо
«прижиматься» к нему, т. е. проходить возможно ближе (рис. 26, б).
Препятствие из трех подводных камней. Возьмем тот случай, когда камни образуют треугольник. Здесь приходится применять и комбинировать технику прохождения, описанную выше (рис. 27).
В точке
1, в нескольких метрах от камня или рядом с ним — это зависит от
скорости течения, слегка табанят справа. Когда кормовой гребец пройдет
камень — точка 2, лодку направляют по течению, потабанив слева. В точке
3 — передний гребец вышел на траверс камня — табанят слева и делают
справа сильные гребки. В точке 4, как только примерно второй шпангоут (у
байдарки) выйдет за камень, резко табанят справа и направляют лодку вниз
по течению.
Маневрируя около камней, нужно помнить, что скорость течения в
непосредственной близости у камня всегда несколько больше, чем рядом, на
плесе. Это обязывает работать интенсивнее, гребки должны быть короткими,
резкими и сильными, научиться проходить между камнями значит на 50%
освоить технику прохождения порогов.
Наибольшую трудность и одновременно наибольший спортивный интерес
представляют собою естественные
препятствия — пороги. Порогами называются короткий участок реки,
сложенный из камней и других плохо размываемых пород, на котором река
имеет значительно большее падение, чем на обоих соседних плесах. Водный
поток, стесненный в своем русле, резко увеличивает свою скорость и
образует буруны над камнями и стоячие волны от сходящихся струй. Большая
скорость, камни и стоячие волны создают,
трудность прохождения порогов. Основные опасности порогов следующие:
столкновение с подводным или надводным камнем; положение «лагом» по
отношению к течению, что чаще всего ведет к опрокидыванию; опасность
быть залитым стоячей волной.
Степень трудности прохождения порогов определяется устройством русла
порожистого участка реки. Прохождение усложняется в тех случаях, когда
русло имеет изгибы или делает крутой поворот. Для сопоставления
сложности порогов имеется их спортивная классификация по категориям
трудности прохождения. Установлено пять категорий трудности прохождения
— легко проходимые (I), проходимые (II), трудно проходимые
(III), опасно
проходимые (IV) и непроходимые (V). Ниже рассматриваются условия
возникновения порогов разной категории трудности, их внешние признаки и
техника прохождения.
Наиболее простые пороги представляют собою участок расчищенного русла.
Порог напоминает быстрину с той лишь разницей, что река здесь идет с
заметно большим уклоном, чем на обоих соседних плесах. Это означает, что
сидящему в лодке видна лишь верхняя часть порога и не просматривается
весь треугольник, буруны и его нижняя часть. Такие пороги образуются на
участках реки, где на большом протяжении естественные препятствия редки.
При просмотре с берега легко заметить, что русло не загромождено
камнями. Отдельные подводные камни обнаруживаются по бурунам. Может
возникнуть опасение, что камни скрыты в стоячих волнах ниже вершины
треугольника. Так ли? Это выясняют, понаблюдав несколько минут за
стоячими волнами. Буруны за камнями имеют определенное место своего
гребня, высота гребня более или менее постоянна. Стоячие же волны
постоянно как бы перемещаются по поперечному разрезу потока и вдоль
него. На одном и том же месте можно видеть волны разной величины.
Конечно, для подобных наблюдений необходим достаточный опыт. Подобные
пороги классифицируются как пороги I, II и III категории трудности.
Первая категория трудности — прямое русло порожистого участка и высота
стоячих волн около 0,5 м; вторая категория — русло делает поворот;
третья категория — появляются стоячие волны в один и более метров
высотой.
Сложнее пороги, в русле которых имеются отдельные подводные и надводные
камни, но все же есть проходы достаточной ширины между ними различимые
по треугольникам сходящихся струй. Такие пороги с уклоном 4—6 м На
километр сравнительно коротки, не более 100 м, путь движения по ним
можно просмотреть и легко запомнить — есть хорошие ориентиры на берегу,
при прохождении надо будет сделать — самое большее —3—4 поворота. Эти
пороги классифицируются по II и III категории трудности. Принимается во
внимание прямолинейность или извилистость русла, высота стоячих волн.
Короткие, с большим перепадом пороги образуются часто на поворотах русла
рек, около обнажений коренных пород, которые резко сокращают ширину
потока.
Нередко приходится также встречать на маршруте пороги, образующиеся на
выходах плит и скал коренных пород непосредственно в русле реки. В этих
случаях ширина потока почти не уменьшается. Эти пороги близки по своему
•уклону к водоскатам и даже водопадам. Водоскатом называется перепад
воды, на котором поверхность падающей воды образует с горизонталью угол,
близкий к 45°. Более крутое падение, вплоть до вертикального, именуется
водопадом. Такие пороги относятся к порогам III, IV и V категории
трудности (классификация зависит от крутизны уклона, от высоты падения,
от чистоты русла под порогом). Из опыта походов можно сказать, что при
высоте падения порога. 1,5 м его можно преодолеть прыжком. Техника
прыжка будет рассмотрена ниже. Многие пороги на реках Карелии,
Архангельской области, Кольского полуострова представляют собою именно
такие падуны в русле, образованном плитами.
Четвертый случай — длинные более 100 м порожистые участки с уклоном в
4—6 и более метров на километр со множеством камней и выходов коренных
пород. На таких порогах линия фарватера петляет между отдельными камнями
и бывает очень трудно, даже и с предварительным просмотром, наметить,
запомнить, а тем более увидеть с воды весь путь.
Обычно подобные пороги входят в IV и V категории трудности. Примером
порогов IV категории трудности являются порог Кинский на Водле,
Кебезенский, Саракокшинский, Кузенский на Бие, Гордей на Абакане и
другие. К V категории трудности относятся пороги Волчий на Водле,
Пыжинский на Бие, многие пороги Чулышмана на участке, выше устья Чульчи.
На крутых поворотах русел рек, в теснинах, на подводных грядах, идущих
под острым углом к потоку, образуются наиболее сложные пороги. Эти
пороги возможны для прохождения после тщательного просмотра.
Техника прохождения порогов на малых и больших реках различна, хотя до
сих пор было довольно широко распространено мнение, что на пороге всегда
нужно идти в вершину треугольника, образуемого сходящимися струями
потока. Опыт показал, что это правило верно для малых рек и непригодно
для рек больших — таежных и горных. Причины этого в том, что слишком
велики различия в силах водного потока.
По средней линии треугольника глубина всегда больше, а русло чище. Ось
длинной полосы стоячих волн, идущих вниз от вершины треугольника, также
расположена по наиболее расчищенному участку русла, поскольку именно она
является направлением главной, самой мощной части водного потока. Но
плыть в вершину можно лишь на малых реках треугольника. Здесь, как бы ни
была велика скорость течения, всегда есть возможность при необходимости
выйти из главного потока, нет опасности навала на берег или опасности
оказаться залитыми стоячей волной.
На порогах больших рек, а главное на порогах с прямолинейным руслом
возникает реальная опасность быть залитым стоячей волной. Замечено, что
при высоте стоячих волн около 1 м байдарка и гребцы покрываются волной
полностью, и только на короткие промежутки времени можно видеть
отдельные части лодки и людей. Дальнее плавание с наглухо задраенным
фартуком опасно, так как фартук мешает оставить байдарку в случае
необходимости. Пройдя по бурунам 100—150 м, приходится подходить к
берегу и откачивать 1—1,5 ведра воды.
Если русло порога имеет изгиб или крутой поворот, то возникает опасность
навала на берег, к которому устремляется главная часть потока, который
часто имеет в этом месте вращение в отношении продольной оси. У
приглубых берегов направление этих сил всегда идет ко дну реки. Эти силы
также затрудняют отход от приглубого, навального берега. Как правило,
подобные берега на порогах образуются обломками скал или просто
вертикальными, скальными стенами.
Из всего сказанного вытекает, что на порогах многих больших рек сам
треугольник служит, лишь воротами. Однако входить нужно ближе к одной из
его сторон. Далее, пройдя основной спад, т. е. перевалив через верхний
гребень порога и поравнявшись с обломками скал и камней, суживающих
поток, необходимо брать направление на выход из треугольника через одну
из его сторон.
Поток с силой тянет судно в вершину треугольника и приходится делать
прыжок через струю, образующую сторону треугольника. Лодку направляют
под углом 40—50° к этой струе и сильными гребками выводят из
треугольника. Как только лодка переваливает струю потока серединой
корпуса, необходимо ее снова направить параллельно главной струе. При
этом, конечно, есть небольшая опасность, что лодку все же затянет к
вершине треугольника. Но если гребцы хорошо понимают маневр и работают
веслами в полную силу, то это случается редко. Когда такая опасность
станет реальной, необходимо немедленно направить судно вдоль главного
потока с тем, чтобы войти в стоячие волны носом, а не лагом, а потом
идти в бурунах.
Если порог расположен на повороте русла, то для входа выбирается сторона
треугольника, расположенная ближе к выпуклому берегу.
На порогах больших рек нет серьезной опасности налететь на подводные
камни, расположенные в стороне расчищенного русла главного потока. Как
правило, большие камни можно заметить, а мелкие убраны с дороги силами
воды. Выйдя из главной струи, приходится пробираться между отдельными
камнями (рис. 28).
Движение по линии главного потока всех порогов больших рек имеет смысл
лишь как спортивное прохождение дистанции на время и допустимо в
туристском походе в том случае, если судовой ход возможен лишь по
главной струе.
Общее правило прохождения порогов на многоводных, с большой скоростью
течения реках приходится иногда нарушать и проходить порог через вершину
треугольника. Такой прием применяется на порогах, у которых основание
треугольника составляет 2--4 ширины байдарки, а высота треугольника
весьма значительна. Русло порога настолько завалено камнями, что остался
лишь узкий и длинный проход. Подобные пороги чаще всего образуются в
каньонах или там, где каменистое ложе реки глубоко врезается в дно
долины. Примером могут служить многие пороги Чулышмана, Катуни, Нарына.
Здесь обязателен просмотр порога, выбор пути и ориентиров, выбор берега
и места, к которому, вероятно, придется подойти после прохождения
порога, чтобы отлить воду.
Такой порог преодолевается через вершину треугольника, среди самых
высоких стоячих волн, и поэтому требуется очень интенсивная работа
веслами. Нужно строго придерживаться намеченного курса. Имеет смысл
проходить порог одному, кормовому, гребцу. Это облегчает нос и дает
возможность байдарке легче идти на волну, входить в стоячие волны
порога, как бы поднимаясь на них. Кокпит задраивается фартуком. Однако
кормовому гребцу лучше протянуть фартук по кокпиту до себя, не влезая в
специальный вырез для гребца. Перед входом в порог второе весло берет
другой гребец или его помещают в кокпит. Нужно проверить расположение
спасательных средств и бухту носового конца. Последняя должна быть
уложена так, чтобы ее легко можно было взять и размотать. Прохождение
таких порогов возможно лишь при наличии большого опыта.
При выходе из треугольника через одну из его сторон необходимо учитывать
возможность наличия обратных течений непосредственно под порогом.
Обратные течения образуются в зависимости от строения ложа и
конфигурации берега. Наличие достаточно сильного обратного течения, а
оно идет ближе к берегу, видно при прохождении порога. В этом случае,
сделав «прыжок» через одну из сторон треугольника, нужно идти ближе к
главной струе и стоячим волнам.
Большую опасность представляют «кружала». Они образуются тогда, когда
конфигурация берега сообщает вращательное движение потоку вокруг
вертикальной оси. Такие места лучше просмотреть при подходе. На
«кружалах» поток устремляется на вогнутый берег и какая-то масса воды
получает вращательное движение. Часть потока течет с замедленной
скоростью вдоль другого берега. Туда и надо направлять судно. Иногда
вращение захватывает верхние слои потока по всей его ширине. В этом
случае лодка направляется вдоль того берега, где встречная скорость
меньше. Это чаще всего бывает у берегов, где меньше глубины.
При прохождении порогов прыжком они. предварительно просматриваются с
берега, определяется путь, намечаются и запоминаются ориентиры. Прыгать
на лодке можно лишь на порогах, у которых нижняя часть русла чиста, в
ней не видно камней. Целесообразнее для прыжка выбирать ту часть слива,
которая идет более полого. Особенности русла на водоскатах и водопадах в
том, что обычно подпорожье представляет собою глубокую воронку, в
которой . вода совершает вращательное движение в вертикальной плоскости.
Опасность заключается в том, что кормовая часть судна может оказаться
под ударом мощного, почти вертикального потока. Единственный выход —
большая скорость. Подходя к порогу, обычно плывут несколько замедленно,
проверяя курс. Но как только гребцы замечают, что их с силой втягивает в
перепад порога, они усиливают гребки и работают веслами во всю силу до
выхода из бурунов.
На порогах IV и V категории трудности часто применяется проводка или
обнос судов (волок лодок). Нередко сложный V категории трудности порог
можно преодолеть, сделав проводку в его верхней части. Простейший случай
— проводка лодки вдоль берега, придерживая ее руками. Группу байдарок
можно проводить следующим образом; впереди у носа идет один участник
похода, корму первой и нос второй байдарки держит другой и т.д., в
конце идет замыкающий. Если глубина, обрывистый берег, большие скалы не
позволяют таким образом вести лодки, то проводку можно делать с помощью
2 длинных веревок. Одна из них крепится к носовой части, вторая — к
кормовой. Маневрируя длиной веревок, можно проводить лодки. С байдаркой
может справиться один человек. Отметим попутно, как нужно крепить
веревки. Ни в коем случае нельзя крепить за кольцо в штевне
— это очень
ненадежно. Крепление делается в виде петли, составляющей часть беседки
(беседочный узел), надевается на носовую часть примерно в 20—25 см от
штевня. Коренную веревку пропускают через волнорез и, натягивая,
закрепляют на бимсе второго шпангоута. Ходовой конец веревки, длиною
примерно 15 м, укладывается в бухту и лежит в треугольнике волнореза.
При необходимости ее всегда легко взять. Если прохождение и проводка
невозможны или слишком опасны, остается обнос или волок. Лодки
разгружаются и поочередно переносятся.
При прохождении порога большое значение имеет выбор
пути. Лодки
оставляются выше порога на расстоянии, с которого можно будет при
необходимости пересечь реку и подойти к другому берегу. Просмотр
коротких порогов — первых трех типов — можно сделать, выйдя к верхней их
границе. Нужно обращать внимание на отдельные камни и помнить, что если
с берега хорошо видно препятствие, то на воде его труднее заметить, и
поэтому следует запомнить вспомогательные ориентиры. Путь и ориентиры
должны уяснить все находящиеся в лодке.
Просматривая пороги длинные и каменистые, пороги на поворотах и в
теснинах, нужно запоминать не только трассу, но и места для подхода к
берегу в случае аварии или необходимости просмотра дальнейшего пути.
Всегда ли нужно просматривать путь, можно ли проходить пороги «с ходу»
Опыт показывает, что без предварительного изучения можно проходить
пороги I и II категории трудности. Но это допустимо лишь для тех групп,
в составе которых имеются гребцы с большим опытом прохождения порогов.
Важным условием для прохождения порога «с ходу» является характер реки.
Если русло хорошо разработано, имеет заметный, непрерывный уклон, т. е.
не идет террасами, что было известно при подготовке похода и
подтвердилось на месте, то преодоление порога «с ходу» возможно.
Подробнее об этом говорится в тактике плавания по таежным и горным
рекам.
Успешность прохождения порога также зависит от уверенности гребцов в
своих силах и знаниях, от энергичной работы веслами; гребки на пороге
должны быть короткими, резкими и сильными; смотреть нужно перед собой,
не оглядываться; команды следует выполнять без промедления, без
обсуждения и голосования; войдя в порог, придерживаться намеченного
направления; в групповом плавании первым входит в порог старший группы,
и только когда он прошел его, порог преодолевает следующая лодка; пройдя
порог, старший должен оглянуться и посмотреть, как идут остальные.
Искусственными препятствиями являются плотины, шлюзы, мосты,
паромы, запани, рыболовные сооружения, молевой сплав.
При подходе к плотинам с воды осматриваются оба берега и
выбирается тот, к которому проще подойти, высадиться, разгрузить лодку и
сделать волок. Нельзя близко подходить к самой плотине, так как течение
может увлечь через нее лодку. Высадившись, осматривают берега ниже
плотины, определяют ее высоту, толщину слоя воды, текущей через
плотину, и чистоту русла под плотиной. В отдельных случаях, когда
указанная толщина слоя воды достаточна, русло чистое, высота падения не
превышает 1,5 м, — можно прыгать, предварительно разгрузив лодки. Однако
чаще всего приходится их обносить.
В шлюзах, на прохождение которых нужно иметь разрешение, нельзя стоять
близко к большим судам или между судов, к стенкам и воротам шлюзов.
Лучше оставаться на свободных пространствах, ближе к середине. Весла
следует держать наготове.
Мосты, по трудности прохождения, можно разделить на три вида: мосты,
перекрывающие одним пролетом всю реку, мосты, имеющие опоры на быках, и
мосты наплавные.
В первом случае мосты не представляют опасности и нужно лишь определить,
позволяет ли высота моста проплыть под ним на судне. Если мост невысок,
но все же высота позволяет провести лодку, можно, подойдя к мосту, лечь
на дно судна и пройти под мостом, опираясь руками о его балки. Весла
убираются на деку или протягиваются вдоль берега. Такой прием возможен
лишь при скорости течения до 5—6 км/час. При большой скорости течения
низкий мост лучше обнести.
Протоки около мостов с опорами в реке представляют собою известную
трудность для прохождения. Кроме высоты моста, имеют значение ширина
пролетов и чистота русла протока. Проток, стесненный опорами,
превращается в быстрину. Если есть сомнение относительно чистоты русла,
то лучше осмотреть протоки. В протоках под мостами могут оказаться
спиленные сваи, остатки материалов и Приспособлений, которыми
пользовались при строительстве моста. Такие предметы выявляются так же,
как и подводные камни. Проходи под Мостом, необходимо так же, как и на
быстрине, иметь собственную скорость судна.
Наплавные мосты преодолеваются двумя способами: лодки обносят или
временно разводят мост для пропуска судов. Не представляет особой
трудности перенос лодки через узкий пешеходный мостик. В таких случаях
можно весом нескольких человек немного «утопить» мост и провести суда,
приподнимая их руками. На малых реках мост из нескольких бревен иногда
удается отвести около берега и образовать достаточное пространство для
проводки судов. Наибольшую трудность представляют наплавные мосты,
опирающиеся на целую цепь судов — барж, лодок. Как правило, суда
занимают значительную часть всей ширины реки, и поэтому вода с большой
скоростью устремляется между ними, образуются быстрины. Расстояние между
опорами наплавного моста часто настолько ограничено, что трудно пройти,
работая веслами. Кроме того, высота самого моста также затрудняет
движение. К таким наплавным мостам не следует подходить близко, чтобы
иметь возможность пройти на веслах к любому из берегов, не будучи
втянутым в быстрины. Проходить под подобными мостами можно лишь в том
случае, если расстояние между судами-опорами позволяет работать веслами,
а высота достаточна для сидящих гребцов.
Паром сам по себе не является большой помехой для
движения на лодке, плаванию мешает канат парома, который протягивают
через всю реку. На лодке можно пройти вдоль берега под канатом или над
ним в середине реки.
Запани сооружаются на реках для задержки молевого
сплава и его переработки. Препятствием для водника. является
лесоудерживающий бон, состоящий из цепочки бревен, которая тянется через
реку. Чаще всего запани располагаются под острым углом к потоку, и в
нижней части находится либо устройство для выемки леса из воды, либо,
ворота для пропуска бревен в кошели или плоты. Подходя к запани,
заполненной лесом, нужно найти ее верхний (по отношению к течению) конец
и там либо обносить лодки, либо переваливать их, как через пешеходный
наплавной мост.
Рыболовные сооружения
делаются
в виде язов или сежей и чаще всего перегораживают реку во всю ее ширину,
хотя это и запрещается законом. Яз — это забор из камней или кольев с
подвешенными за них деревянными решетками или ветками. В язах всегда
имеется узкий проход, в который помещается верша. Преодолевая яз,
приходится разбирать кладку из камней, раздвигать колья или временно
убирать вершу. Сеж — это забор, заканчивающийся сетью, поставленной
между берегом и каменной кладкой. Ширина такого пространства обычно
около 2 м, что вполне достаточно для прохождения судна. Помехой являются
мостки, которые часто кладутся над сетью. Пройти можно, лишь разобрав
мостки и убрав сеть.
Из всех искусственных препятствий
молевой сплав представляет наибольшую трудность. Свободно
плывущие бревна могут затереть лодку, раздавить байдарку. Опасно
оказаться в центре большого скопления молевого леса. Лодку, выскочившую
штевнем на бревно, бывает очень трудно снять, управляемость при этом
теряется. Плывя вниз по реке, можно сделать попытку обогнать. плывущий
лес, удлиняя для этого дневные переходы. Проходя среди бревен молевого
сплава, следует придерживаться той части потока, где имеется наибольшее
течение. Здесь реже образуются скопления бревен. Идти нужно, отталкивая
бревна шестом, веслом или руками. Двигаясь против течения, можно идти
лишь в том случае, если по реке плывут отдельные бревна. Если же молевой
лес идет густой, большой массой, то лучше переждать.
Тактика плавания зависит прежде всего от естественных и
искусственных препятствий. Тактика плавания различна для малых и больших
рек, для рек таежных и горных, для движения по течению и против течения.
Рассмотрим вначале тактику плавания по равнинным рекам при условии
движения по течению.
Линией движения судна на малых реках является главный поток. Судно идет
ближе к вогнутым берегам там, где больше глубина. Естественные и
искусственные препятствия преодолеваются также по линии фарватера. На
малых реках пороги проходят по широко известному правилу — идти в
вершину треугольника и далее плыть среди гребней стоячих волн.
Составление графика движения, разбивка маршрута по переходам на малых
реках сложности не представляет.
На больших таежных и горных реках, где масса воды обладает огромной
силой, судно направляется от одного мыса к другому, пересекая на плесах
фарватер и оставляя его в стороне на поворотах русла и долины. Основное
правило движений по таким рекам заключается в том, Что на прямолинейных
участках плесов плывут в главном потоке или рядом с ним, а на подходах к
естественным препятствиям и при их преодолении на подходах к поворотам
реки плывут вне главного потока. Нужно помнить, что легко войти на лодке
в главный поток, а выйти из него вблизи естественных препятствий и
поворотов значительно труднее.
Можно плыть и в главном потоке. Но в дальних походах, находясь на
расстоянии нескольких сот километров от населенных пунктов, приходится
думать не о лихом полете в бурной воде, а о многодневном и успешном
плавании, не рассчитывая на помощь в спасательных работах. Некоторые
утверждают, что лоцманы или кормщики, специализировавшиеся на сплаве по
таежным рекам, всегда идут в главном потоке. Это утверждение не верно,
так как не учитывается знание лоцманом реки и каждого ее участка, а
кроме того, на поворотах реки и около бомов лоцманы выводят плоты и
лодки из главного потока, предупреждая навал и возможную аварию. Турист
же должен идти самостоятельно, без подсказки со стороны лоцмана. Верно
лишь то, что лоцманы, хорошо зная каждый порог, идя, как правило, на
плотах или больших карбасах, проходят прямолинейный порог по стремнине.
Направляя судно указанным выше образом, мы обеспечиваем наибольшую
безаварийность плавания. Совершенно очевидно, что в этом случае на
поворотах русла исключается возможность навала на крутой каменистый или
скалистый берег. Бороться с течением и вращательным движением потока на
полноводных с большим уклоном реках чрезвычайно трудно. Подходя к
повороту вдоль выпуклого берега, глубина и течение у которого всегда
меньше, имеется возможность своевременно подойти к нему, если
обнаруживается на повороте или сразу за ним порог, теснина или другое
серьезное препятствие. Такая тактика обеспечивает возможность
использования описанной выше техники безаварийного прохождения порогов.
Рассмотрим применение этой тактики плавания на примерах и проследим за
линией движения судна и направлением фарватера по схеме (рис. 29).
1.
Порог расположен на прямолинейном участке русла посредине реки. Можно
проходить по обе стороны от вершины треугольника и от главной части
порога.
2. Тот же порог, но впереди виден поворот русла реки направо. Есть ли
там порог — неизвестно. Здесь единственно правильный выход идти правой
стороной порога с тем, чтобы к повороту подходить вдоль выпуклого с
меньшими глубинами берега.
3. При прохождении порога на повороте русла ближе к выпуклому правому
берегу выясняется, что впереди слышен или даже виден порог также у
правого берега. В этом
4. Где-то ниже по течению виден поворот русла влево, слышен шум порога.
Естественно, что лодку приходится направлять вдоль главной части ближе к
левому берегу. У самого поворота обнаруживается, что ниже река через
короткий промежуток делает крутой поворот вправо, чего не было видно
раньше. В этом случае, если поворот обнаружен после того, как вы уже
направились в левую часть ближайшего порога и пересечь треугольник к его
правой стороне нет времени, нужно идти по прежнему направлению. Пройдя
основной спад и самые высокие буруны, надо переходить к правому берегу.
Если же нижний порог и поворот замечены вовремя, то следует переходить к
правому берегу без промедления. Этот способ эффективнее, хотя и очень
трудно пересекать главную часть потока на подходах к порогу.
5. При просмотре обнаружено, что на пороге поток разбивается на
несколько частей и образуется несколько треугольников. В этом случае
лучше входить в треугольник, расположенный ближе к выпуклому берегу.
Из опыта походов можно сказать, что описанная выше тактика плавания на
полноводных реках с уклоном до 2 м на километр позволяет опытным
водникам проходить «сходу», без предварительного просмотра, пороги I, II
и даже III категории трудности. Но многоступенчатые пороги, лежащие на
поворотах рек, нужно просматривать даже опытным водникам.
Следующими вопросами тактики плавания являются разбивка маршрута по
участкам и организация дневных переходов. Разбивка маршрута необходима
для того, чтобы правильнее и экономнее распределить свои силы и время по
участкам разной сложности. Маршрут надо разбивать так, чтобы каждый
участок имел примерно одинаковую трудность прохождения.
Это позволяет сделать без дневок 4—6-дневный переход по сравнительно
простому участку реки. На границе более сложного участка, где река
прорезает хребет, идет в скалистых ущельях или часто встречаются сложные
пороги, много крутых поворотов, общее падение значительно больше, чем в
среднем на пройденном участке, — целесообразно сделать дневку, во время
которой просмотреть ближайшие пороги, выбрать способ их преодоления,
подготовить лодки. Полезно описать и сфотографировать пороги. Если же
группа .построила график иначе, то на более сложном участке почти
наверное придется делать дневку. Сосредоточение резерва времени на более
трудный участок позволит легче, организованнее провести весь поход.
Так, например, река Бия может быть разделена по сложности прохождения на
два участка: исток Бии — устье реки Лебедь и далее от устья реки Лебедь
до слияния с Катунью. На первом участке длиною около 80 км — большой
уклон, здесь сосредоточены все пороги Бии, долина идет в предгорьях. На
втором участке — плавание по широкой реке с простыми естественными
препятствиями. Реку Чулышман от Кату-Ярыка до устья можно разбить на два
участка по трудности их прохождения. Первый участок от Кату-Ярыка до
устья правого притока Чулышмана — река Чульча. Здесь происходит большое
падение, уклон местами достигает 7—8 м/км при среднем уклоне 3,5 м/км.
На 50-километровом участке имеется 34 порога, в том числе один водопад,
река идет в довольно узкой долине, и ложе глубоко врезалось в дно
долины. На этом участке потребуется затрата времени на просмотр порогов,
на проводку и обнос. Второй участок — от Чульчи до Телецкого озера —
проще. Река идет в более широкой долине, уклон уменьшается, пороги
редки, появляются длинные плесы, берега в большинстве удобны для
высадки.
Пример расчета времени по отдельным участкам можно видеть из похода
одной группы по реке Абакан.
На участок от кордона до устья Малого Абакана, протяженностью в 120 км
со средним уклоном 1,9 м на километр, группа запланировала 3 дня.
Планируя, исходили из того, что при уклоне в 1,9 м на километр
обязательно встретятся пороги (описания порогов этого района еще не
было, и топографическими картами группа не располагала). Скорость
течения была неизвестна. Группа лишь представляла себе характер долины
— примерную крутизну склонов, наличие террас и материал ложа реки. Имея
в виду необходимость просмотра порогов на этот участок, было
запланировано 20 чистых ходовых часов. Весь участок был пройден за 12
ходовых часов(исключая время на просмотр порогов). На наш взгляд, при
первом знакомстве с рекой, сведения о которой были, в общем, скудными,
этот расчет вполне оправдался.
Немалое значение имеет и организация дневного перехода. Особенно надо
следить за распорядком дня, хотя на сложных маршрутах все же иногда
приходится его ломать. Это происходит потому, что на пути часто
возникают неожиданные препятствия. Иногда имеет смысл организовать
ночевку на час-полтора раньше обычного, если группа подошла к порогу, на
котором придется обносить лодки. При таком решении будут исключены
лишняя разгрузка и погрузка. Отставание в графике наверстается в
ближайшие дни.
При организации дневного перехода важно правильно выбрать берег для
разбивки лагеря. На сложных маршрутах приходится руководствоваться не
только удобством площадки для лагеря, удобством выгрузки судов и т. п.
Выбирая место для лагеря вблизи порогов, теснин и других сложных
естественных препятствий, нужно предусмотреть возможность разведки их с
берега.
Сплав на плотах
отличается
по технике и тактике от плавания на лодках и т.п. тем, что плот не
имеет собственной скорости в потоке. Отсюда следует сделать вывод, что
основная задача техники и тактики движения на плоту, — это умело
находить ту часть потока, которая поможет благополучно миновать
различные препятствия, и умело направить свой плот по этой части потока.
Техника управления здесь состоит в том, чтобы с помощью довольно простых
приемов сместить плот в потоке по его ширине, направляя плот в
соответствующую часть течения. К управлению плотом относятся также
приемы отхода от берега и подхода к нему, снятие с мели камня, проводки
и предупреждения аварий.
Плот можно сместить по ширине потока с помощью шестов или гребей.
Упираясь шестами в дно или работая обеими гребями, перемещают судно
поперек потока. Можно также, поставив вначале плот под углом к течению,
смещать его относительно ширины потока, используя действие силы воды на
подводную часть плота и греби. По известному закону эта сила продолжает
двигать плот вниз по течению и одновременно смещать его относительно
потока по ширине.
Кормовая гребь при этом используется как руль, а носовой гребью лишь
изредка подправляют положение плота относительно направления течения.
Носовая гребь обычно поднимается над водой. Работая шестами, следует
выносить шест как можно дальше от плота и поднимать его при приближении
плота к точке упора шеста в дно. По достижении той части потока, к
которой намечено плыть, судно направляется по течению. Кормовой гребью
удерживают плот в нужной части потока.
Отход от берега, после того как удалось столкнуть плот с прибрежных
камней или мели, осуществляется всеми имеющимися средствами — гребями и
шестами. Особенно важно как можно быстрее отойти от берега на чистую
воду. Приходится работать обеими гребями, а участники похода, свободные
от работы на гребях, должны помогать шестами. Сначала нужно отводить от
берега ту часть плота, которая находится ниже к течению, и под углом
продолжать отводить плот.
Подход к берегу состоит в том, чтобы, смещая плот относительно потока,
постепенно приблизиться к берегу, затем, прижимая к нему судно, посадить
его на камни или дно около берега. При сильном течении носовую часть
плота немного отводят от суши и, работая гребями, сажают один из
кормовых углов плота на берег. Один из участников с длинной веревкой,
закрепленной на корме, прыгает на берег. Он должен оставить свободной
часть веревки, равную полутора-двум расстояниям от плота до берега, а
остальную часть сложить в бухту и взять в руку. Спрыгнув на берег,
необходимо немедленно закрепить плот, если он остановился, или
попытаться его подтянуть вплотную до полной остановки. В некоторых
случаях приходится двигаться вместе с плотом, постепенно подтягивая его
к берегу.
При недостаточном знании потока и признаков естественных препятствий
можно посадить плот на камни. В этом случае нужно срочно попытаться
столкнуть его с препятствия.
Правильно снаряженный плот садится на камень, как правило, своей
передней частью. Если камень оказался под одним из средних бревен, плоту
с помощью гребей сообщается вращательное движение вокруг камня. Как
только корма плота развернется, нужно попытаться сняться с камня при
помощи шестов. Находящиеся на плоту люди в этот момент передвигаются
ближе к корме. Если плот сел на камень одним из крайних бревен, людей
перемещают ближе к другому краю плота и пытаются столкнуть плот шестами.
Если глубина и скорость потока невелики, русло сравнительно безопасное и
температура воды позволяет находиться в воде хотя бы несколько минут, то
стоит большей части команды спрыгнуть в воду и
держаться за плот.
Оставшиеся 2—3 человека быстрее столкнут облегченный плот. На мелких
местах, при глубине до 1 м, снятие плота с камня больших затруднений не
представляет.
При посадке плота на мель нужно немедленно спрыгнуть в воду и вывести
плот на более глубокое место. Приходится помогать шестами, применяя их в
качестве рычагов.
Серьезные затруднения представляет проводка плота на сложных порогах,
где сплав имеет известный риск. Целесообразнее снять с плота людей и
груз, прочно закрепить снятые с подгребиц греби и пустить плот по
течению. Самое удобное в этом случае — пускать плот на длинной веревке,
с помощью которой направляется движение судна. Во время прохождения
порога лучше пускать плот свободно. Место пуска плота и направление его
вероятного движения нужно тщательно разведать. Палки, брошенные в поток,
покажут это направление. На нижнем плесе плот подтягивается к берегу.
Тактика сплава на плотах — выбор линии движения, разбивка маршрута на
сходные по трудности участки и построение графика движения — имеет
много общего с тактикой плавания на лодках. Некоторое отличие имеется
только в выборе линии движения.
Линия движения плота лежит в непосредственной близости к главной струе
потока. При прохождении порогов плот направляется в стремнину. Однако
сказанное не означает, что главная струя потока — это единственная линия
движения плота. Так же, как и лодки, плот приходится выводить из главной
струи в тех случаях, когда она идет вдоль вогнутого, ярового берега,
идет с навалом на боны и отдельные крупные камни в русле на поворотах
реки. Во всех этих случаях плот смещают по ширине потока и выводят ближе
к более мелкому берегу. Следует помнить, что лодку легче вывести из
главного потока, и поэтому на плоту начинают грести,
направляя плот от
препятствия на большем расстоянии, чем это требуется для лодки. Таким
образом, линия движения плота идет то в главной струе, то по соседству с
ней.
При сплаве на плотах разбивка маршрута на участки и составление графика
движения выполняются так же, как и при плавании на лодках. Скорость
движения плота всегда заметно меньше скорости течения, если приходится
просматривать пороги.
Плавание против течения
организуется одинаково как на малых, так и на больших реках. Линией
движения является линия наиболее слабого течения в потоке. Поднимаясь по
реке, лодку направляют всегда ближе к выпуклым с меньшими глубинами
берегам. Целесообразнее центральную, наиболее сильную часть потока
пересекать на плесах, а не под порогом и перекатом. Здесь больше
скорость и, следовательно, нужно больше затратить сил.
При движении против течения большинство естественных препятствий
преодолевается с помощью проводки или обносом (волоком) по берегу.
Нет необходимости рассматривать преодоление всех указанных выше
естественных препятствий при движении против течения. Приведем здесь
лишь основное правило -преодоления естественных препятствий и рассмотрим
преодоление порога.
Подходят к естественному препятствию вдоль берега, около которого
глубина меньше. После преодоления препятствия отходят к тому же берегу,
вдоль которого шли, не пересекая главного потока. Это основное правило.
Допустим, препятствием является порог, образованный сужением потока
двумя грядами камней, идущих от берега. Если позволяет глубина, один из
гребцов движется в воде вдоль гряды, удерживая лодку за штевень или за
фалинь. В обоих случаях свободный конец фалиня следует взять в руку,
имея, кроме того, в ней два-три шлага фалиня. Если глубина под грядой
велика, то, придерживая лодку за фалинь, двигаясь по берегу, ведут ее
вдоль гряды. В это время другой гребец проходит на самый мыс гряды,
становится возможно ближе к воде и дожидается гребца с лодкой.
Последний, подведя лодку, передает фалинь стоящему у воды, и сам,
страхуя лодку, старается отвести ее дальше от препятствия на руках.
Другой гребец тянет ее против течения. Гребцы могут поменяться ролями.
Тот, кто вел в подпорожье, тянет лодку и на стремнине, а второй лишь ее
отводит от берега.
После проводки в стремнине следует, продолжая страховать лодку, вывести
ее вдоль гряды снова к берегу. Здесь есть опасность, что вода вынесет
лодку на камни, и поэтому ее нужно обязательно проводить на руках.
Попытка пересечь стремнину приведет лишь к «потере высоты» и возможной
аварии.
Обнос или волок делаются там, где береговая терраса чище, где удобнее
место для выхода из воды и спуска судна на воду.
Движение против течения на веслах, как уже указывалось, имеет смысл лишь
на реках или на плесах рек, где средняя скорость течения не превышает
2—3 км/час. При большей скорости течения тянут лодку бечевой или
продвигаются с помощью шестов.
Движение на бечеве.
В
качестве бечевы берется веревка длиной 50—70 метров, тонкая и прочная.
Веревка должна выдерживать на разрыв нагрузку, равную весу тянущих лодку
по берегу, т. е. не менее 70—80 кг, если тянет один человек. Кроме того,
необходимо иметь некоторый запас прочности на случай динамических
нагрузок при буксировке. Этот минимум составит еще 50—70 кг. Итого, для
буксировки байдарки нужна бечева, выдерживающая нагрузку примерно в 150
кг. Бечеву лучше пропитать водооталкивающим составом.
Бечева крепится к топу мачты высотой 1—1,5 м, которая устанавливается на
кильсоне, крепится к бимсу второго шпангоута. От топа мачты идут четыре
оттяжки. Две оттяжки в виде вант идут на борта, а две — в виде бакштагов
— крепят мачту сбоку и с кормы одновременно. Крепление мачты и бечевы
показано на рис. 30. От носа лодки на бечеву идет поводок, который
свободно может скользить по ней. Длина поводка равна примерно высоте
мачты. Поводком может служить носовой конец — фалинь, закрепленный на
кольце в штевне. Лучше на носовую часть байдарки закрепить веревку
беседочным узлом по вышеуказанному способу (рис. 31). Это крепление
надежнее, ибо кольца часто вырываются вместе с фалинем. Свободный конец
бечевы перекидывается через плечо идущего по берегу. Для удобства лучше
сделать двустороннюю рогатку из фанеры, доски или использовать спинку
байдарки и закрепить на ней свободный конец. По мере надобности идущий
по берегу либо наматывает бечеву, либо потравливает.
Тянущий должен идти ровным шагом, не ослабляя и не натягивая веревку. В
лодке остается один человек, который веслом направляет ее вдоль берега.
Следует направлять лодку так, чтобы, идя по местам с достаточной
глубиной, бечева имела наименьший угол относительно диаметральной
плоскости судна. Если приходится дальше отходить от берега, то идущий по
берегу потравливает бечеву, не ослабляя ее натяжения.
При подходе к повороту реки сидящий в лодке заранее направляет ее к
берегу, противоположному тому, по которому тянут бечеву. Это позволит
легче преодолевать повороты, не выскакивая из байдарки в воду.
Сидящий в лодке может помогать движению веслом. Это особенно важно на
быстринах. Нередко приходится выскакивать из байдарки и проводить ее на
руках. Если тянущий судно на бечеве переходит на другой берег, то
сначала он должен смотать веревку на рогатку, и только после этого
гребцам можно переплывать реку. Следует переходить с берега на берег на
плесах.
Во время буксировки нужно стремиться, чтобы бечева была всегда над
водой, не цеплять ею за траву и кусты. Идущему по берегу иногда
приходится, приподнимая рогатку над головой, обходить препятствия.
Сидящий в лодке должен помогать, направляя лодку так, чтобы бечева была
хорошо натянута и не волочилась в воде. На стоянках целесообразно бечеву
навешивать на камни, кусты и деревья для просушки.
Подготавливая поход, необходимо выяснить наличие бечевника (тропы, по
которой можно двигаться по берегу и тянуть за собой лодку), который
имеется на многих таежных реках. Если такая тропа есть, то надо идти по
ней. Попытки отклонитья от бечевника в поисках пути чаще всего
заканчиваются большой потерей времени.
Движение на шестах
требует большой опытности в наблюдении за потоком, за подводными
препятствиями, в технике самого движения. Здесь приходится на ходу,
балансируя и работая шестом, имея возможность лишь в течение короткого
времени быстро просматривать ближайший отрезок пути, выбрать направление
и снова толкать лодку.
Для движения на шестах пригодны легкие местные лодки грузоподъемностью
до 1000 кг. Такую лодку поднимают против течения 4—5 человек. Туристы
используют лодки меньшей грузоподъемности — на 2—3 человека с обычным
походным грузом, т. е. грузоподъемностью в 250 — 350 кг.
Шесты делают из сухого дерева, лучше их делать из ели. Длина шеста —
2,5—3,5 м с наибольшим диаметром 4— 5 см. Нижняя половина шеста обычно
утолщена. На комель надевается железный наконечник. Наконечник
обеспечивает хороший упор и сцепление на камнях и других предметах с
большими, относительно гладкими поверхностями. На верхнюю часть шеста
иногда набивают небольшую поперечную планку, которая дает некоторые
удобства в работе.
Если с шестами работают двое, то они располагаются на носу и на корме
лицом к ближайшему берегу. Удобна работа на шестах втроем. В этом случае
двое передних гребцов работают с разных бортов, а кормовой должен
работать с борта, ближайшего к берегу, вдоль которого идет лодка. Такое
расположение поможет своевременно предупредить разворот лодки по течению
и поможет ее держать вдоль берега в той части потока, где глубина
позволяет двигаться, а течение слабее. Работая втроем, можно меняться
местами каждые 20 минут и такая последовательность позволяет попеременно
нагружать одни группы мышц и давать отдых другим.
Для толчка шест заносится вперед с таким расчетом, чтобы в момент, когда
он примет вертикальное положение, начать толчок. Сначала нажимают на
шест руками, затем с поворотом и наклоном туловища шест проводят назад
насколько это. возможно. Далее, без промедления, в выработанном для себя
темпе, шест снова заносится вперед. Здесь очень важна согласованность в
работе обоих работающих шестами.
Размещение людей и груза должно обеспечить правильную дифферентовку носа
и кормы, т. е. корма должна сидеть в воде чуть-чуть глубже, чем нос, и
это облегчит управление лодкой.
Техника и тактика плавания по открытым водным пространствам —
морям, озерам, водохранилищам — отличается целым рядом особенностей.
Даже в видимости населенных берегов плавание по открытым пространствам в
сравнительно спокойных условиях труднее, чем при плавании по таежной, со
средним уклоном, реке. На море и больших озерах действует множество сил
природы. Здесь меньше приходится рассчитывать на помощь и своевременную
высадку на берег.
При плавании по открытым водным пространствам турист - водник должен
владеть техникой отхода от берега к высадки на него.
Перед отходом от берега около воды складываются крупные вещи, а мелкие
размещаются в лодке еще на суше. Затем, прикрыв фартуком кокпит,
байдарку выносят в море на такую глубину, чтобы при откате волны она
оставалась на плаву. Передний гребец остается у носа лодки или около
второго шпангоута и удерживает байдарку носом против волны. Когда
подходит волна, то нос байдарки приподнимают. Кормовой гребец начинает
укладывать вещи. Вначале загружается корма, затем нос и в последнюю
очередь кокпит. Весла лежат на деке, вдоль фальшбортов.
Погрузив вещи, выжидают менее высокую волну, и после того как гребень
прошел уже под носом байдарки, носовой гребец садится, закрывается
фартуком и немедленно начинает грести. Кормовой гребец толкает байдарку
вперед в момент, когда носовой гребец уже сел и взял весло в руки. Вслед
за этим кормовой гребец садится на ходу, закрывается фартуком и начинает
грести. Вначале байдарку направляют от берега, в разрез волнам.
И только миновав бурную воду, создаваемую откатной и набегающими
волнами, можно ложиться на нужный курс.
Высадка на берег начинается с выбора места. Лучшим местом для высадки
является песчаный или галечный пляж. Когда место выбрано, поворачивают
лодку носом к берегу, медленно продвигаются вперед или стоят на месте,
дожидаясь очередной волны. Как только гребень волны подхватил корму,
необходимо, интенсивно работая веслами, постараться удержаться на этом
гребне и так идти к берегу.
Далее высадку на берег можно сделать двумя способами. При первом способе
оба гребца на небольшой глубине около берега выпрыгивают в воду и
немедленно схватывают байдарку за фальшборты. Если сзади уже подходит
следующая волна, то байдарку немного приподнимают. Выходить из байдарки
лучше на разные борта. Затем кормовой гребец удерживает судно на
глубине, носом к берегу и приподнимает корму при подходе очередной
волны. Носовой гребец разгружает его. Разгрузку начинают с кормы.
Разгруженная байдарка выносится на берег.
Второй способ заключается в том, что, «сидя» на гребне волны
выбрасываются на берег. Оба гребца выскакивают из байдарки и кормовой
гребец страхует ее от следующей волны, приподнимая корму. Носовой гребец
разгружает байдарку. При применении этого способа может случиться, что
на берег выскочили на гребне сравнительно низкой волны, а следом идет
более высокая.
В том случае кормовой гребец, следящий за байдаркой и волнами, подает
команду и оба гребца, приподнимая байдарку за фальшборты, выносят ее
дальше на берег на гребне высокой волны.
При подходе к берегу и при выгрузке недопустимо ставить байдарку лагом
(бортом) к волне. Если это все-таки случилось, то бросают все и ставят
судно как следует.
Основные трудности и опасность плаваний по открытым пространствам — это
течения, прибой, отдельные подводные и надводные камни, ветер.
Течения бывают постоянные, по своему направлению и Скорости, переменные,
т. е. приливно-отливные, и течения в направлении сильных ветров.
Подготавливая поход по морю, необходимо собрать сведения о течениях и
учитывать это как при построении маршрута, так и во время движения.
Постоянные течения можно использовать, если они совпадают с маршрутом,
наличие приливно-отливных течений нужно учитывать, строя суточный график
перехода. С отливом сниматься с лагеря, с приливом идти на берег. Нужно
также учитывать колебание уровня вследствие приливов и отливов и
соответственно выбирать место стоянки.
Прибой создает трудность при отходе от берега и при высадке на него.
Волна, безопасная вдали от берега, становится в полосе прибоя круче,
короче, ее значительно труднее преодолевать.
Большую опасность представляют крутые беспорядочные волны, образующиеся
от столкновения волны, идущей к берегу, с откатной волной. Это особенно
заметно около мысов. Такие места следует обходить. Отдельные подводные и
надводные камни, как бы малы они ни были, — опасны для байдарки. Гребень
волны может легко бросить байдарку на камень. Без опыта трудно бывает
отличить барашек на гребне волны от буруна около камня. Камни
рекомендуется обходить.
Ветер может помогать или сильно мешать. На открытых пространствах нужно
самым внимательным образом следить за его направлением и силой, за
появлением облаков, их видом, направлением движения. Опасны также ветры,
дующие из ущелий и горных долин. Такие ветры бывают чаще всего сильными
и для ненаблюдательного человека неожиданными.
Во время движения по открытым водным пространствам вблизи берегов
необходимо наблюдать за берегом и оценивать его с точки зрения
пригодности в качестве убежища. Если известно, что на данном участке
моря или озера возможно резкое изменение силы и направления ветра, то
надо идти вдоль берега, направляя судно от одного возможного убежища к
другому.
Морские плавания обязывают также при выборе места для обеда или ночлега
помнить об источниках пресной воды.