Детско-юношеский туризм основной своей целью всегда ставил воспитание
патриотизма. Мы рассматриваем его как эффективную форму вовлечения школьников в
гражданско-патриотическое воспитание. И основным средством для этого являются
походы по родному краю и по необъятным просторам нашей Родины.
Вот и сейчас в преддверии 65-летия Победы юные туристы нашего округа проложили
свои маршруты по различным местам боевой славы Подмосковья. При этом в походе
педагоги не только знакомят детей с событиями войны, но и дают возможность им
прочувствовать и прожить эти события в тех местах и в тех условиях, в которых
они происходили.
Нашими ребятами пройдены маршруты по местам Битвы за Москву в самых разных
местах Подмосковья. Причем, это не только однодневные походы, но и многодневные.
Группа школы № 712 под руководством С.Н. Легостаева в рамках традиционного
первенства города Москвы среди школьников совершила многодневный поход от
Тучково через Петрищево в Бородино, учащиеся 384 школы под руководством А.С.
Григоренко знакомились с местами боев в Долине Славы в Можайском районе.
Для увеличения количества таких походов и количества детей, их совершающих, нами
проводятся совместные походы к памятным местам Подмосковья, подготовлен сборник
маршрутов по местам боев, ведется подготовка юных туристов в лагере Смоленск
Сокол.
Одной из новых форм работы по привлечению образовательных учреждений к
туристским походам стало организация и проведение Центром внешкольной работы
«Раменки» совместных походов. В этом учебном году все такие походы были
посвящены 65-летию Победы, были проведены совместные походы в октябре – в
Красногорский музей немецких антифашистов, в ноябре – на родину песни «В
землянке» в деревню Кашино Истринского района, в декабре – состоялась поездка в
Клин, в январе — поход на рубежи обороны в районе Звенигорода, в феврале – поход
по местам, связанным с Виктором Талалихиным, в марте — выходы на 4 рубеж обороны
Москвы в Битцевском лесопарке. На таких маршрутах юные туристы знакомятся с
историей боевых действий в этих местах, посещают музеи, возлагают к памятникам
цветы.
Еще одним фактором, способствующим увеличению количества походов по местам боев,
стало проведение вот уже в течение трех лет туристско-краеведческих смен в
окружном лагере «Смоленск Сокол Тур». В этих сменах предусмотрено обязательное
знакомство с городом-героем Смоленском, однодневный поход с посещением памятника
погибшим воинам, знакомство с памятными местами на всем протяжении от Москвы до
Смоленска.
Таким образом, сложилась система организационной и методической помощи школам в
проведении походов по местам боев: это и консультации по выбору маршрутов и
краеведческих объектов, использование сайта, посвященного туристской работе в
нашем округе; участие в совместные походы, обучение в Смоленском лагере актива,
выпуск сборника маршрутов по местам боев.
Дальние многодневные походы позволяют показать детям единство и разнообразие
нашей страны. На маршрутах в местах сражений Великой Отечественной войны всегда
есть возможность познакомить юных туристов с боевыми подвигами, посетить
памятные места, отработать и военно-прикладные навыки по работе с картой,
оказанию первой помощи, преодолению препятствий, навыков жизни в природе.
За последние годы юные туристы нашего округа совершили многодневные походы по
местам боев: по Калужской области (школа № 914, ЦВР «Раменки»), Псковской
области (ДДТ «Кунцево»), Тверской области (школа № 384), Ленинградской области
(школа № 1973, ДДТ «Кунцево», ЦВР «Раменки»), Калининградской области (ЦВР
«Раменки»), Мурманская область (ЦВР «Раменки», ЦДТ «Ново – Переделкино»),
Краснодарскому краю (школы 262, 1119, ДДТ «Кунцево», ЦВР «Раменки»),
Ставропольскому краю (ДДТ «Кунцево», ЦВР «Раменки»), Одесской области (школа
816), Крымской области (школы 1119, ЦВР «Раменки»).
Материалы наших походов пополняют школьные музеи (школы № 384, 816, 914),
используются в оформлении выставок (ДДТ «Кунцево», ЦВР «Раменки»); представлены
в окружном конкурсе краеведческих проектов «Вековые кольца России», на страницах
районной газеты «Раменки. Голос молодых», в сборниках «Юный путешественник», на
страницах Интернет-ресурса «Методический центр по туристско-краеведческой
работе».
По результатам своих походов по местам боев 284 стрелковой дивизии педагог школы
№ 816 Хоботов Геннадий Юрьевич выпустил книгу «Касторное в огне».
Для широкого использования походов выходного дня в учебно-воспитательной работе
изданы описания маршрутов и краеведческих объектов памятных мест Московской
области.
Набирает популярность окружной конкурс краеведческих проектов «Вековые кольца
России». В этом учебном году большинство детских работ на окружном конкурсе
«Вековые кольца России» посвященных Великой Отечественной войне.
Можно отметить работы, ставшие лауреатами конкура, посвященные Великой
Отечественной войне.
Это проекты «Приозерский район в годы войны» школа 914, рук. Кречинина В.И.,
«Военная история в названиях наших улиц» ДДТ «Кунцево», рук. Марченко Л.П.,
Мичурин Д.В., Флагман Российского Флота ГБОУ ЦО 1465, История улицы Толбухина
(714) , «Мой вариант воссоздания старинного памятника 300 воинам на территории
ЗАО города Москвы» (714), «Мы хотим, чтобы о них помнили…» (1586), «Аллея
Героев» (ЦВР «Раменки»), Наро-Фоминск (РПО «Раменки»), Рубежи Славы (875), На
Смоленской земле (816), школы № 1119 «Сталинградская битва» (педагоги Федорин
И.К., Ярыгина Н. Ю.), «Экспедиция по местам боевых действий и гибели Веры
Волошиной» школа №1214 (педагоги Л.И.Семенова, И.Н. Родина), «История поселка
Рублево в истории улиц» ДДТ «Рублево (педагог Л.В.Волкова), «13 геройских улиц
Западного округа Москвы» ЦВР «Раменки» (педагог А.В.Корнеенков А.В.), «Подвиг
танкистов у деревни Нефедьево» ЦВР «Раменки» (педагог Н.В. Богданова), «Дмитров
– город воинской славы» школа № 1118, рук. Романова И.А.
Большое значение в подготовке к 65-летию имеет взаимодействие с детскими
общественными организациями.
Уже в течение 5 лет районная пионерская организация «Раменки» и региональная
детская организация «Юный путешественник» совместно проводят акцию «Рубежи
славы». В рамках этой акции проводятся конкурсы на лучшие социально-значимые
дела, отчеты о походах, кино и видеофильмы, фотографии, электронные презентации,
работы в области литературы и журналистики.
В нашем округе 10 детских коллективов объединились в региональную детскую
организацию «Юный путешественник». Участие в работе РДОО позволило привлечь
дополнительные возможности в патриотическом воспитании, принять участие нашим
воспитанникам в акциях, проводимых детским движением столицы.
Традиционными стало участие в городской туристско-краеведческой игре-слете
«Гвардия России», в автопоездах Памяти по местам боевой славы, лагерях актива
детского движения, возложение цветов к мемориалам.
Отряды «Юных путешественников» посетили музей Таманской дивизии, музей Героев
России, музеи Волоколамска и Дубосеково, участвуют в концертах для ветеранов
района, поздравляют ветеранов с праздниками.
Отряды «Юный путешественник» и сами организуют массовые туристско-спортивные
мероприятия в районах «Раменки» («Сыны Отечества») и «Тропарево-Никулино»
(«Партизанскими тропами»).
Вот это наши традиционные привычные дела, посвященные 65-летию Победы.
Одной из задач, решаемой программой «Растить гражданина. Растить патриота»
является поиск новых форм и направлений патриотического воспитания на основе
расширения круга социальных партнеров, взаимодействия с ветеранскими
организациями и детских общественных объединений, использование новейших
технологий в том числе информационных. У нас появился некоторый опыт решения
этих задач.
Связующим звеном в сотрудничестве между образовательным учреждением, детской
общественной организацией «Юный путешественник» с ветеранским движением стало
создание в Интернете виртуального музея 1 гвардейской танковой армии Катукова. В
этой армии воевал мой отец, и я собираю материалы о его боевом пути. Были
пройдены походы на родину маршала Катукова в Озеры, по боевому пути армии,
экскурсии в военные музеи Москвы и Подмосковья, встречи с ветеранами армии.
Сегодня к этому добавились поздравления ветеранов с праздниками, запись их
воспоминаний на видеокамеру.
В результате появился проект создания виртуального музея армии в Интернете.
Лозунг музея: «никто не забыт, ничто не забыто». Достоинством именно такой формы
размещения материалов является их доступность для всего мира. И мы в этом
убедились, когда прошлой осенью мне позвонил из Америки ветеран нашей армии
Иваненков, потом мы получили от него письмо с фотографиями и копиями наградных
документов для музея. Получаем также электронные письма от детей и внуков бойцов
армии, которые просят включить в список воевавших их родных, присылают материалы
для музея. Такие письма нас радуют, виртуальный музей становится для нас местом,
объединяющим разные поколения.
Только за февраль этого года наш виртуальный музей посетило свыше 2 тысяч
человек, было просмотрено 4 600 документов.
Совместная работа с Советом ветеранов, встречи и общение с самими ветеранами
позволяют сделать вывод о необходимости на современном этапе активизировать свои
усилия по сбору воспоминаний о войне, по размещению их в Интернет в свободный
доступ.
С другой стороны, наша миссия может состоять в том, что бы к каждой семье нашего
школьника сохранилась память именно о его предке (деде, прадеде), воевавшем в
Великой Отечественной войне.
Тем самым и мы сможем внести свой вклад в противодействие фальсификации событий
войны, вырастим патриотов своей Родины.