На главную Программа 2011-2015

Окружная программа "Развитие туристско-краеведческой деятельности с обучающимися образовательных учреждений Западного округа города Москвы на 2012 - 2015 годы"

Скачать весь текст

Приказ ЗОУОДО      Паспорт программы        Программа      План реализации   Координационный Совет   Состав МКК


ПАСПОРТ
программы "Развития туристско-краеведческой деятельности
с обучающимися образовательных учреждений Западного округа города Москвы 2012 - 2015 годы"


Название:
Программа развития туристско-краеведческой деятельности с обучающимися образовательных учреждений Западного округа города Москвы.

Основание для разработки:

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 г. Пр-271

Постановление Правительства РФ «О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы» от 05 октября 2010 г. № 795.

Постановление Правительства Москвы «О государственной поддержке детского движения Москвы» от 2 июля 2002 г. № 488.

Постановление Правительства Москвы от 3 августа 2010 г. № 667-ПП «О Комплексе мероприятий по государственной поддержке развития детского общественного движения в городе Москве на 2011-2013 гг.»

Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ от 24.11.1996 г.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. № 1230-р «О Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)».

Приказ Ростуризма от 06.05.2008 № 51 «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года».

Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 17.12.1999 г. № 2090-р.

Государственный заказчик-координатор:
Западное окружное управление образования города Москвы.

Цель:
Развитие детско-юношеского туризма, краеведения и экскурсионной работы как комплексной учебно-воспитательной системы педагогически организованной деятельности, направленной на патриотическое воспитание, на всестороннее развитие личности и формирование здорового образа жизни.

Приоритетные задачи:
Создание условий для развития детско-юношеского туризма, краеведения и экскурсионной работы в Западном округе в современных условиях.

Повышение безопасности, качества организации и уровня педагогической эффективности проводимых туристско-краеведческих мероприятий со школьниками.

Расширение контингента детских объединений, использующих формы туристско-краеведческой деятельности в своей работе.

Обеспечение возможности участия детских коллективов с различным контингентом учащихся, в том числе, детей с ограниченными физическими возможностями и воспитанников детских домов и школ-интернатов, в туристско-краеведческих мероприятиях различного уровня.

Создание Окружного ресурсного центра по туристско-краеведческой работе со школьниками Западного округа г Москвы для укрепления системы поддержки, подготовки и переподготовки туристских и краеведческих педагогических кадров.

Обновление содержания туристско-краеведческих мероприятий в контексте культурно-образовательного и социально-педагогического проектирования и компетентностной модели образовательного процесса.

Широкое использование профориентационных возможностей туристско-краеведческих форм работы учащихся в области туристского менеджмента.

Расширения спектра технологических и образовательных компетенций учащихся в области экономики и права на примере туристско-краеведческих форм работы.
 

Сроки и этапы осуществления:
Программа рассчитана на период с января 2012 года по декабрь 2015 года.
Этапы реализация программы определяются значимыми для страны юбилейными датами: 70-летие Битвы за Москву, 200-летие Отечественной войны 1812 года, 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Результаты каждого этапа подводятся на окружной конференции участников конкурса «Вековые кольца России».

Адресаты программы:
Образовательные учреждения всех типов и видов Западного округа.
Детские и юношеские объединения образовательных учреждений, ведущие туристскую и краеведческую деятельность.
Детские общественные объединения, ведущие туристскую и краеведческую деятельность.

Источники финансирования:
Бюджет Западного окружного управления образования города Москвы.
Внебюджетные средства.

Основные исполнители программы:
Западное окружное управление образования города Москвы.
Образовательные учреждения Западного округа.

Ожидаемые результаты осуществления программы:
Обновление содержания туристско-краеведческих мероприятий, способствующих реализации поставленной в программе цели: развитие детско-юношеского туризма, краеведения и экскурсионной работы как комплексной учебно-воспитательной системы педагогически организованной деятельности.

Наращивание программно-методического оснащения туристско-краеведческой деятельности.

Рост материальной базы детско-юношеского туризма.

Контроль исполнения программы:
Осуществляет Западное окружное управление образования города Москвы.

 

ВВЕДЕНИЕ

Рыночные отношения, утвердившиеся в стране, требуют от человека умения ориентироваться в социально-экономической сфере жизни, инициативы, предприимчивости, способности мобильного принятия решений в экстремальных условиях, в условиях дефицита времени и поликультурности общения. Достижение этих целей невозможно без ранней социализации личности детей и подростков. Сегодня этот процесс в значительной мере происходит произвольно, без участия профессиональных педагогов, когда школьники разных возрастных групп вольно или невольно самостоятельно входят во взрослую жизнь. При этом нередко происходит смещение ценностных ориентиров, проявляющееся в стремлении достичь успеха любой ценой, в забвении нравственных норм поведения.

С этой точки зрения исключительно большими потенциальными возможностями обладает специально организованная туристско-краеведческая деятельность – давно сложившееся и самостоятельно существующее направление учебно-воспитательной работы, имеющее современное научно-методическое обоснование в структуре общего и дополнительного образования, имеющее богатый опыт, кадры, организационные формы, традиции и, в силу своей конструктивности, не претерпевшее серьезных структурных изменений в годы экономических и политических реформ последних лет.

Единство воспитания и обучения, направленность на всестороннее развитие личности и формирование здорового образа жизни, широкое использование оздоровительных и профориентационных технологий, то есть действительно комплексный подход к вопросам социализации учащихся достигается в условиях педагогически организованной деятельности средствами школьного туризма и краеведения.

Этим обусловлена необходимость создания условий для развития в современных условиях детско-юношеского туризма, краеведения и экскурсионной работы в учреждениях образования Западного округа города Москвы.

Пути развития должны быть обусловлены необходимостью обновления содержания туристско-краеведческих мероприятий в контексте культурно-образовательного и социально-педагогического проектирования, а также с учетом компетентностной модели современного образовательного процесса. Безусловно, туристско-краеведческая работа требует обеспечения безопасности, повышение качества организации и уровня педагогической эффективности проводимых туристско-краеведческих мероприятий со школьниками. Последовательно выстроенная работа позволяет расширить контингента детских объединений, использующих формы туристско-краеведческой деятельности в своей работе. Это в свою очередь является основой обеспечения участия детских коллективов с различным контингентом учащихся, в том числе, детей с ограниченными физическими возможностями и воспитанников детских домов и школ-интернатов, в туристско-краеведческих мероприятиях различного уровня.

Необходимо отметить, что туристско-краеведческая деятельность отличается необходимостью достаточно серьезным техническим, технологическим и методическим обеспечением, которое предполагается достигнуть через создание Окружного ресурсного центра по туристско-краеведческой работе, ГБОУ ЦВР «Раменки» ЗОУО г. Москвы для укрепления системы поддержки, подготовки и переподготовки туристских и краеведческих педагогических кадров.

Новым явлением туристско-краеведческой деятельности в условиях дополнительного образования является необходимость широкого использования профориентационных возможностей туристско-краеведческих форм работы учащихся в области туристского менеджмента. Правильно поставленная профориентационная деятельность является важным условием социализации, которая на сегодняшний день немыслима без расширения спектра технологических и образовательных компетенций учащихся в области экономики и права на примере туристско-краеведческих форм работы.

 
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ОБУЧАЮЩИМИСЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  УЧРЕЖДЕНИЙ  ЗАПАДНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ.

Программа развития туристско-краеведческой деятельности с учащимися Западного округа города Москвы на 2012—2015 г.г. является открытой: по мере реализации в состав ее субъектов принимаются новые участники, ведется анализ эффективности и корректировка отдельных компонентов и блоков программы. Участники могут расширять программу в ходе ее осуществления.

Программа развития туристско-краеведческой деятельности с учащимися Западного округа города Москвы определяет основные задачи ее реализации:
• Создание условий для развития детско-юношеского туризма, краеведения и экскурсионной работы в Западном округе в современных условиях.

• Повышение безопасности, качества организации и уровня педагогической эффективности проводимых туристско-краеведческих мероприятий со школьниками.

• Расширение контингента детских объединений, использующих формы туристско-краеведческой деятельности в своей работе.

• Обеспечение возможности участия детских коллективов с различным контингентом учащихся, в том числе, детей с ограниченными физическими возможностями и воспитанников детских домов и школ-интернатов, в туристско-краеведческих мероприятиях различного уровня.

• Создание Окружного ресурсного центра по туристско-краеведческой работе со школьниками Западного округа г Москвы для укрепления системы поддержки, подготовки и переподготовки туристских и краеведческих педагогических кадров.

• Обновление содержания туристско-краеведческих мероприятий в контексте культурно-образовательного и социально-педагогического проектирования и компетентностной модели образовательного процесса.

• Широкое использование профориентационных возможностей туристско-краеведческих форм работы учащихся в области туристского менеджмента.

• Расширения спектра технологических и образовательных компетенций учащихся в области экономики и права на примере туристско-краеведческих форм работы.
 

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Функции рабочего органа по реализации Программы развития туристско-краеведческой деятельности с учащимися Западного округа города Москвы возлагаются на отдел воспитания и дополнительного образования.

Головным исполнителем Программы является Западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы. Соисполнители мероприятий Программы – образовательные учреждения, общественные организации (объединения).

Западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы осуществляет следующие функции:
• обеспечивает реализацию Программы;
• осуществляет руководство процессом туристско-краеведческой деятельности в пределах своих полномочий.

Функции рабочего органа по реализации Программы развития туристско-краеведческой деятельности с учащимися Западного округа города Москвы возлагаются на отдел воспитания и дополнительного образования Западного окружного управления образования.
 

Поддержка и развитие направления «Многодневные туристско-краеведческие мероприятия»

Задачами на ближайшие 5 лет должно стать:

1. увеличение количества детских коллективов, постоянно занимающихся туризмом, т.е. увеличение сети туристских групп, объединений, кружков;

2. увеличение количества многодневных туристско-краеведческих мероприятий;

3. повышение уровня педагогической эффективности и результативности проводимых туристско-краеведческих мероприятий со школьниками через активизацию участия образовательных учреждений округа итоговых туристско—краеведческих конкурсов, фестивале «Юные таланты Московии», в городском Первенстве по туризму.

Для этого необходимо:

а) организовать на основе Ресурсного центра по туристско-краеведческой деятельности с использованием интернет—технологий систему постоянно действующих консультаций для педагогов, родителей, учащихся округа по туристским программам, работе туристских объединений, выбору маршрутов и краеведческих заданий, участию в слетах, выставках и т.п.;

б) продолжить переподготовку и повышение туристской квалификации руководителей походов, ежегодно организовывать и проводить курсы инструкторов детско-юношеского туризма, походы повышения квалификации для педагогов округа, курсы оказания первой доврачебной помощи по программе Международного Красного Креста;

в) выпустить сборник нормативных и методических материалов по туристско-краеведческой деятельности;

г) финансировать приобретение необходимого туристского снаряжения новым открывающимся туристским объединениям учащихся;

д) использовать систему поощрения руководителей многодневных походов, краеведческих поездок, показавших высокие результаты в окружных, городских мероприятиях и программах.
 

Поддержка и развитие направления «Культурно-образовательные и социально педагогические исследования и проекты краеведческой направленности»

Задачами на ближайшие 5 лет должно стать:

1. повышение уровня педагогической эффективности и результативности проводимых краеведческих исследований и проектных работ;
2. создание системы методического сопровождения участников окружных, городских и Российских краеведческих конкурсов.

Для этого необходимо:

а) активизировать участие образовательных учреждений в окружных и городских краеведческих конкурсах «Вековые кольца России», «Отечество», «Из дальних странствий возвратясь» и др.;

б) создать на основе Ресурсного центра по туристско-краеведческой деятельности с использованием интернет—технологий систему постоянно действующих консультаций для координации и оказания помощи образовательным учреждениям округа в участии в окружных, городских, Российских краеведческих конференциях, слетах;

в) издавать ежегодный сборник лучших краеведческих и проектных работ учащихся.

 

Поддержка и развитие направления «Туристско—краеведческая деятельность с детьми особой категории»

Задачами на ближайшие 5 лет должно стать:

внедрение опыта использования туристско-краеведческой деятельности с детьми с ограниченными физическими возможностями и воспитанников детских домов и школ-интернатов как опыта социализации и предпрофессиональной подготовки детей.

Для этого необходимо:

а) отработать методики проведения различных туристско-экскурсионных мероприятий для детей с ограниченными физическими возможностями, воспитанников детских домов и школ-интернатов, детей с девиантным поведением;

б) расширить сеть туристско-краеведческих объединений в учреждениях, работающих с детьми особой категории.

 

Поддержка и развитие направления «Актуализация туристско-краеведческой деятельности в образовательном пространстве Западного округа»

Задачами на ближайшие 5 лет должно стать:

- укрепление позиций туристско-краеведческой деятельности в образовательных учреждениях, широкое использование разнообразных форм туристско-краеведческой деятельности в учебно—воспитательном процессе.

Для этого необходимо:

а) создание Окружного ресурсного центра по туристско-краеведческой работе Западного округа г. Москвы для укрепления системы поддержки, подготовки и переподготовки туристских и краеведческих педагогических кадров;

б) широкое использование профориентационных возможностей туристско-краеведческих форм работы учащихся в области туристского менеджмента;

в) расширения спектра технологических и образовательных компетенций учащихся в области экономики и права на примере туристско-краеведческих форм работы;

г) совместные туристско-краеведческие мероприятия как путь обеспечения безопасности и обмена опытом руководителей и юных туристов в проведение массовых походов экскурсий;

д) для обеспечения безопасности и повышения педагогической эффективности туристско-краеведческих мероприятий продолжить деятельность Маршрутно-квалификационной комиссии и Общественного Совета по координации туристско-краеведческой деятельности в Западном округе.

е) активизировать работу Интернет-ресурса «Методический центр по туризму» по популяризации достижений и обмену опытом туристско-краеведческой деятельности образовательных учреждений Западного округа, города Москвы и Российской Федерации.

 

ЦИКЛОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ
по реализации Программы развития туристско-краеведческой деятельности
с обучающимися образовательных учреждений Западного округа города Москвы на 2012 — 2015 годы

 
Мероприятия Дата проведения Контингент участников Ответственный исполнитель, соисполнители
Проведение совместных туристских походов по Подмосковью ежемесячно, по отдельному плану Группы образовательных учреждений ГБОУ ЦВР «Раменки»
Проведение совместных экскурсионных прогулок по Москве ежемесячно, по отдельному плану Группы образовательных учреждений ГБОУ ЦВР «Раменки»
Проведение тренировок по технике туризма и ориентированию ежемесячно, по отдельному плану Группы образовательных учреждений ГБОУ ЦВР «Раменки»
Организация работы окружной экспертной туристской маршрутно-квалификационной комиссии по рассмотрению маршрутов походов в каникулярное время ежемесячно, по отдельному плану Группы образовательных учреждений  ГБОУ ЦВР «Раменки»,
ГБОУ ДДТ «Кунцево»
Пополнение сайта «Методический центр» инструктивно-методическими материалами по туристско-краеведческой работе ежемесячно Образовательные учреждения ГБОУ ЦВР «Раменки»
Туристский слет для детей с ограниченными физическими возможностями «Равные среди равных» Сентябрь Команды ГБОУ СОШ № 542 ГБОУ ЦВР «Раменки»
Организация краеведческой конференции «Лето — это маленькая жизнь» сентябрь Группы образовательных учреждений, клубов по месту жительства ГБОУ ЦВР «Раменки»
Туристско-краеведческая смена «Юный турист» в лагере «Спасатель» сентябрь - декабрь Образовательные учреждения ГБОУ ЦВР «Раменки»,
ГБОУ ДДТ «Кунцево»
Спортивно—оздоровительный праздник для детей с ограниченными физическими возможностями «Листопад добрых дел» октябрь ЦПМСС «Раменки» ГБОУ ЦВР «Раменки»
Организация окружного конкурса походов по местам боев «Фронтовыми дорогами» октябрь – февраль Группы образовательных учреждений ГБОУ ЦВР «Раменки»
Организация окружного тура фестиваля «Юные таланты Московии» (жанр «Туризм) ноябрь – февраль Группы образовательных учреждений ГБОУ ЦВР «Раменки»
Организация окружного конкурса краеведческих проектов «Вековые кольца России» ноябрь – апрель Группы образовательных учреждений ГБОУ ЦВР «Раменки»
Подготовка команд округа к Первенству города Москвы по туризму среди обучающихся январь-ноябрь Группы образовательных учреждений ГБОУ ЦВР «Раменки»
Туристско—спортивный праздник для детей с ограниченными физическими возможностями «Равные среди равных» март Классы ГБОУ СОШ № 542 ГБОУ ЦВР «Раменки»
Спортивно—оздоровительный праздник для детей с ограниченными физическими возможностями «Листопад добрых дел» март ЦПМСС «Раменки» ГБОУ ЦВР «Раменки»
Подготовка команд округа к соревнованиям «Школа безопасности» март-май Группы образовательных учреждений ГБОУ ЦВР «Раменки»
Организация и проведение районных соревнований «Школа безопасности» апрель – май команды районов «Проспект Вернадского», «Раменки», «Тропарево-Никулино» ГБОУ ЦВР «Раменки»
Организация краеведческой конференции участников окружного конкурса «Вековые кольца России» апрель Группы образовательных учреждений, клубов по месту жительства ГБОУ ЦВР «Раменки»,
ГБОУ ДДТ «Кунцево»
Организация курсов оказания первой доврачебной помощи по программе Международного Красного Креста апрель – май Руководители летних оздоровительных мероприятий ГБОУ ЦВР «Раменки»
Организация и проведение окружных соревнований «Школа безопасности» май Команды образовательных учреждений ГБОУ ЦВР «Раменки»,
ГБОУ ДЮЦ «Патриот»
Туристско—спортивный праздник для детей с ограниченными физическими возможностями «Равные среди равных» май Классы ГБОУ СОШ № 542 ГБОУ ЦВР «Раменки»
Спортивно—оздоровительный праздник для детей с ограниченными физическими возможностями «Листопад добрых дел» май ЦПМСС «Раменки» ГБОУ ЦВР «Раменки»


<< Выше    Домой >>