Окружная программа "Развитие туристско-краеведческой деятельности с обучающимися образовательных учреждений Западного округа города Москвы на 2012 - 2015 годы" |
Приказ ЗОУОДО Паспорт программы Программа План реализации Координационный Совет Состав МКК
ПАСПОРТ
программы "Развития туристско-краеведческой деятельности
с обучающимися образовательных учреждений Западного округа города Москвы 2012
- 2015 годы"
Название:
Программа развития туристско-краеведческой деятельности с
обучающимися образовательных учреждений Западного округа города Москвы.
Основание для разработки:
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная
Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 г. Пр-271
Постановление Правительства РФ «О Государственной программе «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы» от 05 октября 2010 г.
№ 795.
Постановление Правительства Москвы «О государственной поддержке детского
движения Москвы» от 2 июля 2002 г. № 488.
Постановление Правительства Москвы от 3 августа 2010 г. № 667-ПП «О Комплексе
мероприятий по государственной поддержке развития детского общественного
движения в городе Москве на 2011-2013 гг.»
Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ от
24.11.1996 г.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. № 1230-р «О
Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного
туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)».
Приказ Ростуризма от 06.05.2008 № 51 «Об утверждении Стратегии развития туризма
в Российской Федерации на период до 2015 года».
Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации»,
утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 17.12.1999 г. № 2090-р.
Государственный заказчик-координатор:
Западное окружное управление образования города Москвы.
Цель:
Развитие детско-юношеского туризма, краеведения и экскурсионной работы как
комплексной учебно-воспитательной системы педагогически организованной
деятельности, направленной на патриотическое воспитание, на всестороннее
развитие личности и формирование здорового образа жизни.
Приоритетные задачи:
Создание условий для развития детско-юношеского туризма, краеведения и
экскурсионной работы в Западном округе в современных условиях.
Повышение безопасности, качества организации и уровня педагогической
эффективности проводимых туристско-краеведческих мероприятий со школьниками.
Расширение контингента детских объединений, использующих формы
туристско-краеведческой деятельности в своей работе.
Обеспечение возможности участия детских коллективов с различным контингентом
учащихся, в том числе, детей с ограниченными физическими возможностями и
воспитанников детских домов и школ-интернатов, в туристско-краеведческих
мероприятиях различного уровня.
Создание Окружного ресурсного центра по туристско-краеведческой работе со
школьниками Западного округа г Москвы для укрепления системы поддержки,
подготовки и переподготовки туристских и краеведческих педагогических кадров.
Обновление содержания туристско-краеведческих мероприятий в контексте
культурно-образовательного и социально-педагогического проектирования и
компетентностной модели образовательного процесса.
Широкое использование профориентационных возможностей туристско-краеведческих
форм работы учащихся в области туристского менеджмента.
Расширения спектра технологических и образовательных компетенций учащихся в
области экономики и права на примере туристско-краеведческих форм работы.
Сроки и этапы осуществления:
Программа рассчитана на период с января 2012 года по декабрь 2015 года.
Этапы реализация программы определяются значимыми для страны юбилейными датами:
70-летие Битвы за Москву, 200-летие Отечественной войны 1812 года, 70-летие
Победы в Великой Отечественной войне.
Результаты каждого этапа подводятся на окружной конференции участников конкурса
«Вековые кольца России».
Адресаты программы:
Образовательные учреждения всех типов и видов Западного округа.
Детские и юношеские объединения образовательных учреждений, ведущие туристскую и
краеведческую деятельность.
Детские общественные объединения, ведущие туристскую и краеведческую
деятельность.
Источники финансирования:
Бюджет Западного окружного управления образования города Москвы.
Внебюджетные средства.
Основные исполнители программы:
Западное окружное управление образования города Москвы.
Образовательные учреждения Западного округа.
Ожидаемые результаты осуществления программы:
Обновление содержания туристско-краеведческих мероприятий, способствующих
реализации поставленной в программе цели: развитие детско-юношеского туризма,
краеведения и экскурсионной работы как комплексной учебно-воспитательной системы
педагогически организованной деятельности.
Наращивание программно-методического оснащения туристско-краеведческой
деятельности.
Рост материальной базы детско-юношеского туризма.
Контроль исполнения программы:
Осуществляет Западное окружное управление образования города Москвы.
Рыночные отношения, утвердившиеся в стране, требуют от человека умения
ориентироваться в социально-экономической сфере жизни, инициативы,
предприимчивости, способности мобильного принятия решений в экстремальных
условиях, в условиях дефицита времени и поликультурности общения. Достижение
этих целей невозможно без ранней социализации личности детей и подростков.
Сегодня этот процесс в значительной мере происходит произвольно, без участия
профессиональных педагогов, когда школьники разных возрастных групп вольно или
невольно самостоятельно входят во взрослую жизнь. При этом нередко происходит
смещение ценностных ориентиров, проявляющееся в стремлении достичь успеха любой
ценой, в забвении нравственных норм поведения.
С этой точки зрения исключительно большими потенциальными возможностями обладает
специально организованная туристско-краеведческая деятельность – давно
сложившееся и самостоятельно существующее направление учебно-воспитательной
работы, имеющее современное научно-методическое обоснование в структуре общего и
дополнительного образования, имеющее богатый опыт, кадры, организационные формы,
традиции и, в силу своей конструктивности, не претерпевшее серьезных структурных
изменений в годы экономических и политических реформ последних лет.
Единство воспитания и обучения, направленность на всестороннее развитие личности
и формирование здорового образа жизни, широкое использование оздоровительных и
профориентационных технологий, то есть действительно комплексный подход к
вопросам социализации учащихся достигается в условиях педагогически
организованной деятельности средствами школьного туризма и краеведения.
Этим обусловлена необходимость создания условий для развития в современных
условиях детско-юношеского туризма, краеведения и экскурсионной работы в
учреждениях образования Западного округа города Москвы.
Пути развития должны быть обусловлены необходимостью обновления содержания
туристско-краеведческих мероприятий в контексте культурно-образовательного и
социально-педагогического проектирования, а также с учетом компетентностной
модели современного образовательного процесса. Безусловно,
туристско-краеведческая работа требует обеспечения безопасности, повышение
качества организации и уровня педагогической эффективности проводимых
туристско-краеведческих мероприятий со школьниками. Последовательно выстроенная
работа позволяет расширить контингента детских объединений, использующих формы
туристско-краеведческой деятельности в своей работе. Это в свою очередь является
основой обеспечения участия детских коллективов с различным контингентом
учащихся, в том числе, детей с ограниченными физическими возможностями и
воспитанников детских домов и школ-интернатов, в туристско-краеведческих
мероприятиях различного уровня.
Необходимо отметить, что туристско-краеведческая деятельность отличается
необходимостью достаточно серьезным техническим, технологическим и методическим
обеспечением, которое предполагается достигнуть через создание Окружного
ресурсного центра по туристско-краеведческой работе, ГБОУ ЦВР «Раменки» ЗОУО г.
Москвы для укрепления системы поддержки, подготовки и переподготовки туристских
и краеведческих педагогических кадров.
Новым явлением туристско-краеведческой деятельности в условиях дополнительного
образования является необходимость широкого использования профориентационных
возможностей туристско-краеведческих форм работы учащихся в области туристского
менеджмента. Правильно поставленная профориентационная деятельность является
важным условием социализации, которая на сегодняшний день немыслима без
расширения спектра технологических и образовательных компетенций учащихся в
области экономики и права на примере туристско-краеведческих форм работы.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ЗАПАДНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ.
Программа развития туристско-краеведческой деятельности с учащимися Западного
округа города Москвы на 2012—2015 г.г. является открытой: по мере реализации в
состав ее субъектов принимаются новые участники, ведется анализ эффективности и
корректировка отдельных компонентов и блоков программы. Участники могут
расширять программу в ходе ее осуществления.
Программа развития туристско-краеведческой деятельности с учащимися Западного
округа города Москвы определяет основные задачи ее реализации:
• Создание условий для развития детско-юношеского туризма, краеведения и
экскурсионной работы в Западном округе в современных условиях.
• Повышение безопасности, качества организации и уровня педагогической
эффективности проводимых туристско-краеведческих мероприятий со школьниками.
• Расширение контингента детских объединений, использующих формы
туристско-краеведческой деятельности в своей работе.
• Обеспечение возможности участия детских коллективов с различным контингентом
учащихся, в том числе, детей с ограниченными физическими возможностями и
воспитанников детских домов и школ-интернатов, в туристско-краеведческих
мероприятиях различного уровня.
• Создание Окружного ресурсного центра по туристско-краеведческой работе со
школьниками Западного округа г Москвы для укрепления системы поддержки,
подготовки и переподготовки туристских и краеведческих педагогических кадров.
• Обновление содержания туристско-краеведческих мероприятий в контексте
культурно-образовательного и социально-педагогического проектирования и
компетентностной модели образовательного процесса.
• Широкое использование профориентационных возможностей туристско-краеведческих
форм работы учащихся в области туристского менеджмента.
• Расширения спектра технологических и образовательных компетенций учащихся в
области экономики и права на примере туристско-краеведческих форм работы.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Функции рабочего органа по реализации Программы развития туристско-краеведческой
деятельности с учащимися Западного округа города Москвы возлагаются на отдел
воспитания и дополнительного образования.
Головным исполнителем Программы является Западное окружное управление
образования Департамента образования города Москвы. Соисполнители мероприятий
Программы – образовательные учреждения, общественные организации (объединения).
Западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы
осуществляет следующие функции:
• обеспечивает реализацию Программы;
• осуществляет руководство процессом туристско-краеведческой деятельности в
пределах своих полномочий.
Функции рабочего органа по реализации Программы развития туристско-краеведческой
деятельности с учащимися Западного округа города Москвы возлагаются на отдел
воспитания и дополнительного образования Западного окружного управления
образования.
Поддержка и развитие направления «Многодневные туристско-краеведческие мероприятия»
Задачами на ближайшие 5 лет должно стать:
1. увеличение количества детских коллективов, постоянно занимающихся туризмом,
т.е. увеличение сети туристских групп, объединений, кружков;
2. увеличение количества многодневных туристско-краеведческих мероприятий;
3. повышение уровня педагогической эффективности и результативности проводимых
туристско-краеведческих мероприятий со школьниками через активизацию участия
образовательных учреждений округа итоговых туристско—краеведческих конкурсов,
фестивале «Юные таланты Московии», в городском Первенстве по туризму.
Для этого необходимо:
а) организовать на основе Ресурсного центра по туристско-краеведческой
деятельности с использованием интернет—технологий систему постоянно действующих
консультаций для педагогов, родителей, учащихся округа по туристским программам,
работе туристских объединений, выбору маршрутов и краеведческих заданий, участию
в слетах, выставках и т.п.;
б) продолжить переподготовку и повышение туристской квалификации руководителей
походов, ежегодно организовывать и проводить курсы инструкторов
детско-юношеского туризма, походы повышения квалификации для педагогов округа,
курсы оказания первой доврачебной помощи по программе Международного Красного
Креста;
в) выпустить сборник нормативных и методических материалов по
туристско-краеведческой деятельности;
г) финансировать приобретение необходимого туристского снаряжения новым
открывающимся туристским объединениям учащихся;
д) использовать систему поощрения руководителей многодневных походов,
краеведческих поездок, показавших высокие результаты в окружных, городских
мероприятиях и программах.
Поддержка и развитие направления «Культурно-образовательные и социально педагогические исследования и проекты краеведческой направленности»
Задачами на ближайшие 5 лет должно стать:
1. повышение уровня педагогической эффективности и результативности проводимых
краеведческих исследований и проектных работ;
2. создание системы методического сопровождения участников окружных, городских и
Российских краеведческих конкурсов.
Для этого необходимо:
а) активизировать участие образовательных учреждений в окружных и городских
краеведческих конкурсах «Вековые кольца России», «Отечество», «Из дальних
странствий возвратясь» и др.;
б) создать на основе Ресурсного центра по туристско-краеведческой деятельности с
использованием интернет—технологий систему постоянно действующих консультаций
для координации и оказания помощи образовательным учреждениям округа в участии в
окружных, городских, Российских краеведческих конференциях, слетах;
в) издавать ежегодный сборник лучших краеведческих и проектных работ учащихся.
Поддержка и развитие направления «Туристско—краеведческая деятельность с детьми особой категории»
Задачами на ближайшие 5 лет должно стать:
внедрение опыта использования туристско-краеведческой деятельности с детьми с
ограниченными физическими возможностями и воспитанников детских домов и
школ-интернатов как опыта социализации и предпрофессиональной подготовки детей.
Для этого необходимо:
а) отработать методики проведения различных туристско-экскурсионных мероприятий
для детей с ограниченными физическими возможностями, воспитанников детских домов
и школ-интернатов, детей с девиантным поведением;
б) расширить сеть туристско-краеведческих объединений в учреждениях, работающих
с детьми особой категории.
Поддержка и развитие направления «Актуализация туристско-краеведческой деятельности в образовательном пространстве Западного округа»
Задачами на ближайшие 5 лет должно стать:
- укрепление позиций туристско-краеведческой деятельности в образовательных
учреждениях, широкое использование разнообразных форм туристско-краеведческой
деятельности в учебно—воспитательном процессе.
Для этого необходимо:
а) создание Окружного ресурсного центра по туристско-краеведческой работе
Западного округа г. Москвы для укрепления системы поддержки, подготовки и
переподготовки туристских и краеведческих педагогических кадров;
б) широкое использование профориентационных возможностей туристско-краеведческих
форм работы учащихся в области туристского менеджмента;
в) расширения спектра технологических и образовательных компетенций учащихся в
области экономики и права на примере туристско-краеведческих форм работы;
г) совместные туристско-краеведческие мероприятия как путь обеспечения
безопасности и обмена опытом руководителей и юных туристов в проведение массовых
походов экскурсий;
д) для обеспечения безопасности и повышения педагогической эффективности
туристско-краеведческих мероприятий продолжить деятельность
Маршрутно-квалификационной комиссии и Общественного Совета по координации
туристско-краеведческой деятельности в Западном округе.
е) активизировать работу Интернет-ресурса «Методический центр по туризму» по
популяризации достижений и обмену опытом туристско-краеведческой деятельности
образовательных учреждений Западного округа, города Москвы и Российской
Федерации.
ЦИКЛОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ
по реализации Программы развития туристско-краеведческой деятельности
с обучающимися образовательных учреждений Западного округа города Москвы на 2012 — 2015 годы
Мероприятия | Дата проведения | Контингент участников | Ответственный исполнитель, соисполнители |
Проведение совместных туристских походов по Подмосковью | ежемесячно, по отдельному плану | Группы образовательных учреждений | ГБОУ ЦВР «Раменки» |
Проведение совместных экскурсионных прогулок по Москве | ежемесячно, по отдельному плану | Группы образовательных учреждений | ГБОУ ЦВР «Раменки» |
Проведение тренировок по технике туризма и ориентированию | ежемесячно, по отдельному плану | Группы образовательных учреждений | ГБОУ ЦВР «Раменки» |
Организация работы окружной экспертной туристской маршрутно-квалификационной комиссии по рассмотрению маршрутов походов в каникулярное время | ежемесячно, по отдельному плану | Группы образовательных учреждений | ГБОУ ЦВР «Раменки», ГБОУ ДДТ «Кунцево» |
Пополнение сайта «Методический центр» инструктивно-методическими материалами по туристско-краеведческой работе | ежемесячно | Образовательные учреждения | ГБОУ ЦВР «Раменки» |
Туристский слет для детей с ограниченными физическими возможностями «Равные среди равных» | Сентябрь | Команды ГБОУ СОШ № 542 | ГБОУ ЦВР «Раменки» |
Организация краеведческой конференции «Лето — это маленькая жизнь» | сентябрь | Группы образовательных учреждений, клубов по месту жительства | ГБОУ ЦВР «Раменки» |
Туристско-краеведческая смена «Юный турист» в лагере «Спасатель» | сентябрь - декабрь | Образовательные учреждения | ГБОУ ЦВР «Раменки», ГБОУ ДДТ «Кунцево» |
Спортивно—оздоровительный праздник для детей с ограниченными физическими возможностями «Листопад добрых дел» | октябрь | ЦПМСС «Раменки» | ГБОУ ЦВР «Раменки» |
Организация окружного конкурса походов по местам боев «Фронтовыми дорогами» | октябрь – февраль | Группы образовательных учреждений | ГБОУ ЦВР «Раменки» |
Организация окружного тура фестиваля «Юные таланты Московии» (жанр «Туризм) | ноябрь – февраль | Группы образовательных учреждений | ГБОУ ЦВР «Раменки» |
Организация окружного конкурса краеведческих проектов «Вековые кольца России» | ноябрь – апрель | Группы образовательных учреждений | ГБОУ ЦВР «Раменки» |
Подготовка команд округа к Первенству города Москвы по туризму среди обучающихся | январь-ноябрь | Группы образовательных учреждений | ГБОУ ЦВР «Раменки» |
Туристско—спортивный праздник для детей с ограниченными физическими возможностями «Равные среди равных» | март | Классы ГБОУ СОШ № 542 | ГБОУ ЦВР «Раменки» |
Спортивно—оздоровительный праздник для детей с ограниченными физическими возможностями «Листопад добрых дел» | март | ЦПМСС «Раменки» | ГБОУ ЦВР «Раменки» |
Подготовка команд округа к соревнованиям «Школа безопасности» | март-май | Группы образовательных учреждений | ГБОУ ЦВР «Раменки» |
Организация и проведение районных соревнований «Школа безопасности» | апрель – май | команды районов «Проспект Вернадского», «Раменки», «Тропарево-Никулино» | ГБОУ ЦВР «Раменки» |
Организация краеведческой конференции участников окружного конкурса «Вековые кольца России» | апрель | Группы образовательных учреждений, клубов по месту жительства | ГБОУ ЦВР «Раменки», ГБОУ ДДТ «Кунцево» |
Организация курсов оказания первой доврачебной помощи по программе Международного Красного Креста | апрель – май | Руководители летних оздоровительных мероприятий | ГБОУ ЦВР «Раменки» |
Организация и проведение окружных соревнований «Школа безопасности» | май | Команды образовательных учреждений | ГБОУ ЦВР «Раменки», ГБОУ ДЮЦ «Патриот» |
Туристско—спортивный праздник для детей с ограниченными физическими возможностями «Равные среди равных» | май | Классы ГБОУ СОШ № 542 | ГБОУ ЦВР «Раменки» |
Спортивно—оздоровительный праздник для детей с ограниченными физическими возможностями «Листопад добрых дел» | май | ЦПМСС «Раменки» | ГБОУ ЦВР «Раменки» |