Состояние туристско-краеведческой
работы в школах округа |
В декабре 2010 - январе 2011 года заместителям директора по учебно-воспитательной работе школ Западного округа была предложена анкета о состоянии и перспективах туристско-краеведческой работы в школе. Мы получили 89 заполненных анкет с материалами о положении в школе, анализ которых и предлагаем Вашему вниманию.
К нашему сожалению, нам не удалось собрать анкеты у следующих школ :
14, 29, 37, 41, 55, 56, 74,
75, 97, 256, 261, 323, 379, 389, 587, 590, 591, 665, 696, 700, 732, 816, 1002,
1014, 1114, 1119, 1127, 1130, 1214, 1248, 1293, 1306, 1308, 1347, 1376, 1434,
1436, 1437, 1448, 1455, 1467, 1471, 1485, 1543, 1588, 1593, 1741, 1933,
1941, 1953 (всего 56 школ).
Если у Вас есть возможность и желание поделиться с нами Вашими наблюдениями на
эти теми - присылайте заполненную анкету.
Итак, вот что получается:
1 вопрос: какие виды туристско-краеведческой деятельности используются для занятий с детьми и кто их организует.
Виды деятельности |
школа использует, % | школа не использует, % |
-экскурсия по Москве | 99 | 1 |
-экскурсия по Подмосковью | 80 | 20 |
-дальние экскурсии | 55 | 45 |
-поход выходного дня | 40 | 60 |
-многодневные походы | 14 | 86 |
-туристские слеты | 37 | 63 |
-краеведческие конференции | 35 | 65 |
-турист -краев. смены в Смоленске | 24 | 76 |
- другие формы туристско-краеведческой
деятельности: - разработка экскурсионных маршрутов - археологические экспедиции; - этнографические экспедиции; - поисковая экспедиция; - краеведческая работа в школьном музее; - летние лагеря - программа "школьные обмены"; - спортивное ориентирование; - прогулки в лесопарки Москвы; - туристский клуб - игра "Зарница"; - день здоровья в форме турслета |
Вопрос 2. Есть ли в Вашей школе туристско-краеведческое объединение (кружок):
% |
|
- есть | 45 |
- нет | 55 |
Вопрос 3. Какие виды туристско-краеведческой деятельности Вы хотели бы
развивать в Вашей школе
Вид деятельности | хотели бы развивать, % |
Ничего |
25 |
экскурсии | 17 |
туристские слеты | 15 |
походы выходного дня | 15 |
многодневные походы | 10 |
туристско-краеведческие группы | 4 |
краеведческая работа, конференции... | 4 |
поисковые экспедиции | 3,5 |
тур-краев. смены в лагере | 2 |
проекты, творческие работы | 1,5 |
виртуальные экскурсии | 1 |
альпинизм | 1 |
спортивное ориентирование | 1 |
Вопрос 4. Какими потенциальными возможностями для развития
туристско-краеведческой деятельности есть в Вашей школе:
Возможности школы | в школе есть, % |
- желание | 85 |
- люди | 40 |
- контакты | 20 |
- специальное снаряжение | 15 |
- другое | |
- ничего нет | 16 |
Вопрос 5. Какие проблемы организации и развития туристско-краеведческой
деятельности Вы считаете первоочередными (поставьте цифры по степени важности от
1 до 6 )
Проблема | Место | Итого, среднее | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
кадры |
35 |
20 |
11 |
6 |
8 |
3 |
1 |
безопасность |
25 |
18 |
16 |
16 |
3 |
7 |
3-4 |
материальная база |
22 |
31 |
19 |
4 |
5 |
4 |
2 |
методическая помощь |
1 |
10 |
17 |
32 |
14 |
3 |
3-4 |
информационная поддержка |
2 |
1 |
9 |
17 |
39 |
0 |
5 |
другое: |
|||||||
- опасения родителей за безопасность |
|||||||
- материальные возможности детей |
|||||||
- сотрудничество с другими ОУ |
|||||||
- не желания у детей |
|||||||
- высокая занятость детей |
|||||||
- нет свободных помещений в школе |
Вопрос 6. Что, на Ваш взгляд, мешает развитию туризма в Вашей школе
Варианты ответов | % | Рейтинг ответов |
Отсутствие кадров | 35 | 1 |
Нет материальной базы | 25 | 2 |
Нет желания у педагогов | 20 | 3 |
Большая загруженность детей | 15 | 4 |
Большая загруженность педагогов | 10 | 5 |
У детей нет желания | 5 | 6-10 |
Опасения, связанные с возможной безопасностью | 5 | 6-10 |
Не позволяет здоровье детей | 5 | 6-10 |
Нет финансовой поддержки | 5 | 6-10 |
Мало детей в школе | 5 | 6-10 |
Вопрос 7. Какие инструктивно-методические материалы Вы хотели бы видеть
на сайте Методического цента по туризму (tyr-zo.narod.ru)
Варианты ответов | % | Рейтинг ответов |
Документы по технике безопасности | 15 | 1 |
Нормативные документы | 10 | 2-3 |
Методика проведения туристских мероприятий | 10 | 2-3 |
Методика работы кружка | 5 | 4-6 |
Обобщенный положительный опыт | 5 | 4-6 |
Информацию о деятельности других образовательных учреждений | 5 | 4-6 |