турклуб "Рокада". Поход по марщруту: Васильевское - Колюбакино - Васильевское

<<    Домой       Вверх  >>

Отчет о походе по Подмосковью, 
совершенном группой туристов турклуба «Рокада» (январь 2006 г.)

Маршрут: База отдыха «Васильевское» - д. Агафоново - д. Бережки - д.Хотяжи - с.Колюбакино - д. Высоково - р. Гнилуша - д. Поречье - Полушкинские карьеры - р.Москва - б.о.Васильевское

Протяженность: 22 км

продолжительность: 1 день

Схема маршрута 

 vas1.jpg (129050 bytes)

Карта маршрута 

  vas2.jpg (207007 bytes)

Описание маршрута похода.

Подъезды, отъезды. Поход проходил в районе широко известных среди туристов Москвы карьеров , называемых «Тучковскими» или «Полушкинскими» по названиям близлежащих станций ж.д. - Тучкове и Полушкино. Добраться до б.о. Васильевское, откуда начинался поход, можно несколькими способами:
1. На автомобиле. Из Москвы едем до ст. Тучкове по дороге М1 - Минское шоссе или Е 30 - Можайское шоссе. В Тучкове едем к мосту через Москва-реку, по дороге «на Поречье» она же и «на Звенигород». После моста первый поворот направо, 3 км по асфальтовой дороге, и перед д. Васильевское видим искомую базу отдыха. Этот способ может быть также рекомендован при движении общественным транспортом - от ст. Тучкове на автобусе до д. Поречье, далее пешком.

2. Зимой может быть реализован более короткий вариант «пешком» : до ст. Полушкино, далее до д. Григорово, переход по льду через реку - и вы как раз, где надо. Но этот вариант требует осторожности при пересечении реки по льду и возможен скорее ближе к середине-концу зимы. В начале зимы (в том числе в январе) р. Москва на стрежне может быть не замерзшей или лед окажется тонким.

3. Наверное, самый быстрый вариант с использованием общественного транспорта: до ст.Кубинка, далее автобусом или маршруткой до санатория им. Герцена (10-15 рублей), оттуда по подвесному мосту переходим реку, оказываемся в д. Васильевское и движемся куда нужно, например на базу отдыха Васильевское или к карьерам.

4. Можно идти пешком до подвесного моста от ст. Полушкино. Это 4 км и несколько дольше, чем ехать от Кубинки, зато бесплатно. Билет на электричку до этих станций стоит около 25 рублей школьный, 50 - взрослый. 
Отъезды - обратным порядком.

Активная часть.

От б.о. Васильевское пересекаем дорогу на Поречье, движемся по полю в направлении д. Агафоново (азимут 40, 3 км.). Попадаем в лес, форсируем овраг, справа оказывается русло Москва-реки. Движемся вдоль берега по лесу или по льду реки(соблюдая осторожность) в направлении д. Бережки (азимут 330, 3 км.). Оттуда по проселочной дороге до дер. Хотяжи (2 км), из д. Хотяжи берем азимут 280 на д. Высоково (предстоит пройти по лесу около 5 км). Если группа сильная и хочет ходить больше, можно обойти с севера с. Колюбакино и выйти к истокам р. Гнилуша у д. Неверове. Если же хочется сократить маршрут, можно выйти на дорогу Колюбакино-Тучково.

Пересекаем дорогу, форсируем р. Полнуша (узкая и замерзшая), достигаем д.Высоково, движемся еще около 500 м в прежнем направлении до р. Гнилуша. По ней вниз по течению идем вниз, совершенствуя умение перелезать на лыжах через поваленные бревна, около 1 км. Здесь сворачиваем на просеку на восток, по ней 500 м, поворачиваем на просеку на юг. Движемся порядка 1 км, далее берем азимут 100 и вновь выходим на дорогу Колюбакино-Поречье приблизительно перпендикулярно ей (преодолев еще 1 км), на середине пути минуя полузаброшенные строения непонятного предназначения. От точки выхода на дорогу берем азимут 110 и движемся до пересечения с ближайшей просекой, ведущей на юг. На просеке обычно есть лыжня. Здесь уже начинает действовать спортивная карта. По просеке идем до дороги Поречье-Васильевское, пересекаем ее и начинаем спускаться к карьерам, уточняя свое местоположение по крупномасштабной карте, чтобы сразу выйти к нужному месту - самому западному карьеру. Этот отрезок длиной примерно 3.5 км. Там проводим запланированные мероприятия (в том числе, возможно, обед), и либо сразу спускаемся на лед Москва-реки, либо проходим по тропке вдоль реки до следующих карьеров, если на них тоже хочется позаниматься. Отсюда до базы около 2 км. По льду или по тропе достигаем футбольного поля, от которого ведет подъем вверх к б. о. «Васильевское.

Общая протяженность указанного маршрута около 22 км. Скорость движения по лесу обычно не превышает 3 км/ч, по полю и по реке может доходить до 5 км/ч. Наша группа затратила на перемещение около 7 часов. Желательно наличие в группе одного-двух человек с хорошей технической и физической подготовкой для тропления лыжни. Снег для растапливания и приготовления пищи есть везде, дрова тоже фактически везде, но если предполагается уделить внимание карьерам, имеет смысл готовить обед в районе карьеров для экономии времени.

Выводы и рекомендации.

Поход проведен из загородного лагеря «Васильевское» в дни зимних школьных каникул 2006г.Поход проводился в рамках программы спортивно-тренировочного лагеря, проводимого там турклубом «Рокада» в содружестве с другими детскими объединениями. Детско-юношеский туристический клуб «Рокада» занимается различными видами туризма (пеший, водный, горный, парусный, велосипедный, спелеологический и лыжный), а также участвует в соревнованиях по технике туризма. Что касается лыжного туризма, то группы старших ребят из клуба совершают походы до 3-4 категорий сложности на Кольском полуострове, некоторые представители клуба вошли в состав детской сборной Москвы по лыжному турмногоборью. Однако все они с чего-то начинали... В описываемом походе участвовала младшая группа: ребята 10-12 лет, для большей части которых это был первый лыжный поход (плюс пара более опытных участников).

 При проведении похода ставились следующие цели:
-показать прелести зимнего путешествия, заинтересовать ребят лыжами;
- приобретение ребятами начального опыта зимнего путешествия, совершенствование навыков передвижения на лыжах, в особенности по лесу, по реке, по склонам;
- сплочение группы новичков клуба;
-знакомство с туристскими достопримечательностями маршрута в «зимнем варианте»: р. Москва, карьеры в Полушкино.
- совершенствование навыков ориентирования на местности, опять же в применении к зимним условиям (все участники группы имели дело со спортивным ориентированием осенью);
- ознакомление на практике новичков с элементами зимнего быта, снаряжения для приготовления пищи.

 Поскольку техника владения лыжами у ребят еще несовершенна, да и физподготовка, учитывая возраст, не очень высока, а также из-за предполагаемого движения в основном по целине километраж похода был выбран небольшим. В то же время из-за отсутствия ночевки на маршруте вес взятого с собой снаряжения невелик, что позволяло все-таки получить удовольствие от перемещения.

Характер рельефа на маршруте довольно разнообразный: поле, лес, овраги, склоны, занесенная снегом маленькая река, почти открытый лед Москва-реки, наконец, скальные стенки карьеров. Погода выдалась достаточно хорошая, умеренный мороз (приблизительно -10) не давал забыть о зиме, но и не слишком давил. Маршрут кольцевой, с широкими возможностями сокращения в зависимости от состояния группы (которое в случае новичков порой бывает сложно предсказать на пару часов вперед). В целом, лыжный туризм имеет некую специфику по сравнению, допустим, с пешеходным: разброс в технике владения лыжами и состоянии лыжного снаряжения обычно больше, чем в умении ходить. Поэтому часты ситуации, когда кто-то начинает отставать, сильно утомляться и страдать, при этом снизить темп движения не всегда желательно, поскольку остальные просто мерзнут. В нашем случае этого удалось избежать, группа передвигалась достаточно ровно. Так получилось, что более младшие ребята имели больший опыт владения лыжами, поэтому силы оказались приблизительно одинаковыми.
На часть маршрута имелась спортивная карта, что позволило провести некоторое занятие по спортивному ориентированию в районе карьеров.

Там же, в районе карьеров, было проведено небольшое занятие по зимнему скалолазанию, рассказ о богатом «спортивно-историческом прошлом» этих мест, в результате ребятам захотелось побывать здесь еще - в том числе в качестве участников туристских соревнований. В качестве эмоционально-эстетического пика было запланировано достижение карьеров, которое состоялось ближе к концу похода. Основная физическая нагрузка пришлась скорее на середину, при движении по лесу. Завершением похода явилась умиротворяющая поездка по ровному льду Москва-реки, с красивыми зимними видами. Такое распределение физических и эмоциональных нагрузок, как нам кажется, в общем совпадает с рекомендованным в туристской литературе графиком построения похода.


<<    Домой       Вверх  >>