Маршрут похода:
ст. Луговая - д. Шолохово — п.Федоскино — ст. Лобня
Протяженность - 7 км Тема: Битва за Москву (1941 г.) Составила: Сухарева Г.Ю., Центр детского творчества «Ново-Переделкино» |
Краеведческий материал |
Описание маршрута :
Начался поход от станции Луговая Савеловской ж/д., куда мы добрались электричкой
с Савеловского вокзала.
Спустившись с платформы, группа направилась на В. по асфальтированной дороге
через д. Луговая. Через 20 минут х.в. в сторону Дмитровского шоссе подошли к
музею «Истории танка Т-34».
У входа на пьедестале - Т-34 1942 г. выпуска. Передним — танковый парк:
торжествен выстроился ряд боевых машин - танки Т-34-85, Т-55А, 64АК, Т-72, Т-80Б
и самоходная артиллерийская установка СУ-100.
Ознакомившись с экспозицией музея и танкового парка перешли Дмитровское шоссе.
Пройдя 500 м на С.-В., вошли в смешанный лес. На поляне развели костер и
устроили перекус. Дров много, воду натопили из снега.
По проложенному уже нами следу вышли из леса и его краем направились на С.-В.
Через 500 м повернули на В. Путь прокладывали по целинному снегу различной
глубины от 10 до 60 см. Каждые 15 мин. меняли уставших впередиидущих. Через 500
м перешли поле все в том же направлении..
Через 1 ч. 20 мин. х.в. спустились к притоку реки Уча в направлении В.-Ю.-В.
Перешли его по мостику и вышли к нахоженной тропе. Прошли еще около 1 км на
Ю.-В. до села Федоскино, известного своим художественным промыслом - миниатюрной
живописью на изделиях, покрытых черным лаком.
К сожалению, из-за позднего времени, не смогли попасть в музей фабрики
миниатюрной живописи. В селе осмотрели действующую деревянную Никольскую церковь
1875 года постройки.
Пройдя до конца села, посмотрели деревянный дом 19 века купца П.В. Лакутина
- основателя промысла, памятник односельчанам, погибшим в 1941-1945 гг., памятник
матросу Железнякову, родившемуся здесь.
Далее автобусом доехали до ст. Лобня - крайнюю точку наступления
немецко-фашистских войск на Дмитровском направлении.
В декабре 1941 года наступающие немецкие танки были остановлены здесь советскими
зенитчиками, которые три дня удерживали рубеж обороны.
Отсюда электричкой вернулись в Москву.
Краеведческий материал к походу,
полученный при знакомстве с музейным комплексом «История танка Т-34».
Много оружия Второй
мировой войны стоит на дорогах и в городах разных стран мира, но больше всего
танков-памятников Т-34.
«Чудо технической мысли». «Ласточка в танковых войсках». «Грозное оружие
Победы». «Лучший в мире танк». Как только ни называли «Тридцатьчетверку» -
гордость танкостроителей и любимицу танкистов!
Музейный комплекс «История танка Т-34» не случайно возник на Дмитровском шоссе
Подмосковья.
В этих краях жил и работал один из первых русских изобретателей танка
В.Д.Менделеев. На лесной поляне под Дмитровом испытывался в 1917 году первый
русский тяжелый танк Н.Н.Лебеденко. В дачных поселках этих мест после Великой
Отечественной войны жили знаменитые танкисты и танкостроители: М.Е.Катуков,
П.А.Ротмистров, В.М.Баданов, А.А.Бурдейный, Н.А.Кучеренко, А.М.Парчинский,
П.С.Антонов, С.А.Иванов и др. Но главное, 6 декабря 1941 года с того самого
рубежа, где сегодня стоит музей, танки Т-34 в составе отдельного танкового
батальона пошли в наступление на Лобню и занятую врагом Красную Поляну. При
входе в музейный зал репродукции двух картин: слева -(танкостроители, справа -
танкисты, В истории танка они неразлучны: создатели боевой машины и те, кто
воевал на ней.
Экспозицию первого этажа музея открывает стенд «Предки танка». Веками люди
искали средство для защиты и нападения во время боя. Рыцарь в латах и шлеме -
древнейший предок танкиста. Дальше поиски шли по трем направлениям: броня,
двигатель, гусеничный движитель. Лишь к концу XIX века с бурным развитием
промышленности танк стал реальностью.
Первые танки. Они появились к началу Первой мировой войны в разных странах.
Царская Россия, охваченная революциями, не сумела реализовать идеи
В.Д.Менделеева, А.А.Пороховщикова, Н.Н.Лебеденко.
Первые советские танки. «Борец за свободу товарищ Ленин» и 14 таких же машин, а
также танки типа МС-1 («Малый сопровождения») были основными боевыми машинами в
1920-х годах.
Хорьков. Рождение КБ. С ростом индустриализации в конце 1920-х (годов на
Ленинградском заводе «Большевик» и Харьковском паровозостроительном заводе им.
Коминтерна (далее - ХПЗ) началась работа (над новыми проектами танков.
Конструкторская группа И.Н.Алексенко создала средний гусеничный танк Т-24.
Инженер С.М.Махонин (представил образецТ-24 командованию Рабоче-Крестьянской
Красной Армии (далее - РККА) в Москве. Танк был отправлен в Харьков на
доработку.
Быстроходные танки БТ. Высшее руководство РККА всерьез рассматривало
производство в СССР легких колесно-гусеничных танков. В США было закуплено два
таких танка типа «Кристи». Один экземпляр отправили на ХПЗ. Начальник
конструкторской группы И.Н.Алексенко, не согласный с производством легкого
танка, уволился с завода. В 1931 году на базе танка типа «Кристи» под
руководством военного инженера Н.М.Тоскина был создан легкий колесно-гусеничный
танк БТ-2.
В декабре 1931 года начальником КБ стал А.О.Фирсов. С ним молодые конструкторы
прошли огромную техническую школу и получили опыт работы. Под руководством
Фирсова были созданы танки БТ-5 и БТ-7.
В 1936 году А.О.Фирсов, обвиненный во вредительстве из-за неполадок в [коробках
передач танков БТ-7, был отстранен от руководства, в 1937 году - арестован.
Танки БТ в войсках. Танкисты любили быстроходные танки, ласково называли их «Бетушками».
В сравнении с другими танками, БТ были значительно маневренное, но именно
поэтому водить их было труднее. Испытатель танков Е.А.Кульчицкий, не жалея сил и
таланта, учил танкистов тонкостям управления. В его руках танк БТ становился
«летающей крепостью».
Ряд усовершенствований в конструкцию танков внесли сами танкисты. Среди них
воентехник танковой роты Н.Ф.Цыганов (БТ-ИС) и адъюнкт Академии механизации и
моторизации РККА А.Я.Дик (БТ-20).
Великий организатор. 28 декабря 1936 года начальником КБ ХПЗ был назначен
М.И.Кошкин — человек с большим опытом организационной и партийной работы.
Быстро разобравшись в сложной производственной ситуации, Кошкин поставил задачу:
сохранив сотрудников и не оставляя работ по улучшению конструкции танков,
выпускаемых серийно, создать танк нового поколения.
В результате после показа чертежей и макетов новых типов танков А-20
(колесно-гусеничный) и А-32 (гусеничный танк нового типа) было принято решение
изготовить их в металле и всесторонне испытать. 19 декабря 1939 года на
заседании Комитета обороны СССР было принято постановление о принятии танка А-32
на вооружение РККА с присвоением ему названия Т-34.
Победа и беда. В ночь с 5 на 6 марта 1940 года из ворот ХПЗ своим ходом в Москву
отправляются два танка Т-34. Вместе с опытными и надежными
водителями-испытателями - главный конструктор М.И.Кошкин.
Пройдя тяжелый заснеженный путь, оба танка прибывают в Москву, отлично проходят
испытания. 31 марта 1940 года их утверждают к производству на заводах Харькова и
Сталинграда.
Пробег двух танков Харьков-Москва-Харьков стоил Кошкину жизни: он сильно
простудился в пути, и 26 сентября 1940 года за 9 месяцев до начала Великой
Отечественной войны его не стало.
Душа танка После смерти М.И.Кошкина обязанности главного конструктора продолжил
выполнять А.А.Морозов, а начальником КБ был назначен Н.А.Кучеренко, Британский
премьер-министр У.Черчилль в 1945 году сказал: «Во Второй мировой войне было три
лучших оружия: английская пушка, немецкий самолет «Мессершмитт» и советский танк
Т-34. Но если в первых двух случаях я знаю, кто их создал и как, то я ничего не
знаю про Т-34: кем и как было сделано это чудо!»
Имена и судьбы М.И. Таршинова, В.Г.Матюхина, Я.И.Барана и многих других
запечатлены в материалах о 12 группах конструкторов и инженеров, создавших танк
Т-34. Сердце танка. Дизель В-2 - великое изобретение времени, основанное на
лучших достижениях мировой технической мысли. В музее его можно увидеть «вживую»
и узнать его историю.
Война 22 июня 1941 года гитлеровские войска переходят границу СССР и
устремляются в глубь страны.
Подвиг танкостроителей. Харьковский завод № 183 и Сталинградский тракторный
завод продолжают выпускать танки Т-34 (с начала 1941 года было выпущено 1066
«Тридцатьчетверок»). Харьковский завод № 183 готовится к эвакуации. Первый
эшелон уходит в середине сентября 1941 года, за ним идут еще 40 эшелонов. Путь
лежит на Урал, в Нижний Тагил, куда на Уралвагонзавод должны прибыть 5 заводов,
эвакуированных из европейской части страны.
Всё для фронта, всё для победы! Начинается то, что позднее назовут чудом: в
невероятно тяжелых условиях жизни и работы, в цехах под открытым небом мужчины,
женщины и подростки выпускают первые уральские «Тридцатьчетверки». Танки идут на
фронт. Великий ученый-сварщик, академик Е.О.Патон - на Уралвагонзаводе. Его
метод автоматической сварки стали позволяет ускорить техпроцесс, а значит
увеличить количество выпускаемых танков. КБ-520 продолжает работу по
модернизации Т-34: совершенствуется башня, усиливается вооружение (пушка была 76
мм — стала 85 мм).
12 апреля 1942 года Советом Народных Комиссаров СССР за создание танка Т-34
присуждается Сталинская премия 1 степени М.И.Кошкину (посмертно}, А.А.Морозову,
Н.А.Кучеренко.
Союз тыла и фронта. Вся страна помогает производству «Тридцатьчетверок». На
народные деньги создаются танковые колонны.
Т-34 - совершенная машина. Ее можно чинить даже на передовой. Это помогает
танкистам быстро возвращать в строй поврежденные боевые машины.
Танковые заводы - фронту. Еще на пяти заводах страны, кроме Уралвагонзавода, по
чертежам КБ-520, внося свои дополнения и усовершенствования, работают люди,
выпуская танки Т-34. До последнего действует Сталинградский тракторный, находясь
во вражеском окружении.
Экспозиция второго этажа
Танки Т-34 получают боевое крещение в боях под Москвой, осенью и зимой 1941
года, на полях сражений заставляют оккупантов отступать от столицы. На советской
медали «За оборону Москвы» не случайно изображена «Тридцатьчетверка». Именно она
сыграла не только тактическую, но и стратегическую роль в обороне столицы.
Танковый кошмар Гитлера. На третий день войны с Советским Союзом фюреру
докладывают о двух захваченных танках: тяжелого КБ и среднего Т-34. Гитлер в
шоке: до сих пор он ничего не знал об их существовании.
Не внимая уговорам своих генералов, в конце августа 1941 года Гитлер приказывает
повернуть на Харьков 2-ю танковую группу генерала X. Гудериана, находящуюся
всего в 300 км от Москвы, говоря: «Мне Харьков важнее, чем Москва». Фюрер хочет
уничтожить завод, производящий танки Т-34. Лишь осенью, осознав ошибку, фюрер
вновь отправляет танки Гудериана в сторону Москвы, но время потеряно -советский
фронт укреплен и осенняя распутица не благоприятствует гитлеровским войскам.
В центре экспозиции второго этажа диорама «Лобня. Наступление. 1941 год».
Автор - заслуженный художник России, лауреат Государственной премии Е.А.Корнеев
- в художественной форме рассказывает о реальных событиях 6 декабря 1941 года.
Участник боев, командир артиллерийского расчета Гайк Шадунц поставил свою пушку
вблизи дома Евдокии Ивашенковой, матери пятерых сыновей. Он рассказывая: «От
леса и до другого леса по всей местности шли войска. И танки, танки Т-34».
Танкисты - солдаты, офицеры, генералы, маршалы бронетанковых
войск - всех их объединяли танки, среди которых «Тридцать-четверка» была любимой
машиной. Каждый из этих людей достоин внимания и светлой памяти: они защитили
мир. Многие - ценой собственной жизни.
Среди командующих танковыми армиями был тот, кого современники называли «Генерал
Хитрость». Потомки называют - «Великий танкист XX века». Михаил Ефимович Катуков
- командир Первой гвардейской танковой бригады, а затем и армии, маршал
бронетанковых войск, дважды Герой Советского Союза. В экспонатах музея,
посвященных ему, он сам рассказывает о боях под Москвой, о своей дуэли с
немецким генералом Гудерианом, об однополчанах. Внимательно прочитайте "Три
танкиста, три веселых друга, экипаж машины боевой» - популярной песни дали имя
стенду «Три танкиста». Из разных экипажей боевых машин эти трое. Не были они
друзьями - вообще не встречались. Их объединяет одно - любовь к «Тридцать-четверке»,
История жизни и строки из писем Дмитрия Кабанова. С 19 лет он в танке. Какими
только именами не называет свою машину: Таня, Татьяна, Коломбина, Аргентина...
Он и водил Т-34, и ремонтировал их, и погиб в «Тридцатьчетверке».
Сергей Орлов. Знаменитый советский поэт был танкистом в годы Великой
Отечественной войны. Дважды горел в танке. Из его стихотворений, посвященных
танкам и танкистам, можно составить отдельную книгу. В мирное время он написал
сценарий известного фильма «Жаворонок», где главный герой - танк Т-34. Леонид
Карцев. Прошел войну на Т-34. После окончил бронетанковую академию, был
распределен в КБ нижнетагильского Уралвагонзавода. Стал главным конструктором.
Под его руководством создавались такие танки, как Т-55, Т-55А, Т-62.