Тема: памятники архитектуры на маршруте Руководитель группы: Родина Оксана Викторовна, Дворец творчества детей и молодежи «Хорошево». Краеведческая информация |
Музей-усадьба Абрамцево
1. Вход в музей-заповедник
2. Касса
3. Людская (1870-е, реконструкция): экскурсии, сувениры.
4. Кухня (1870): коллекция произведений народного искусства.
5. «Скамья Врубеля» (начало XX в.)
6. Мастерская (по проекту В. А. Гартмана, 1873): изделия абрамцевской
керамической мастерской.
7. Усадебный дом (конец XVIII в., перестроен в XIX в.): экспозиции «Семья
Аксаковых и ее окружение» и «Мамонтовский художественный кружок».
8. Баня-теремок (по проекту И. П. Ропета, 1877–1878): изделия абрамцевской
столярной мастерской.
9. «Избушка на курьих ножках» (по проекту В. М. Васнецова, 1883)
10. Церковь Спаса Нерукотворного (по проекту В. М. Васнецова и В. Д. Поленова,
1881–1882)
11. Поленовская дача (1882): выставки.
12. Экспозиция «Русские художники XX века в Абрамцеве»: коллекция произведений
XX в.
13. Административные здания
14. Туалет
15. Верхний (Поленовский) пруд
16. Нижний пруд
17. Река Воря
Среди памятных мест Подмосковья одним из интереснейших и дорогих является Абрамцево, с которым связаны многие яркие страницы русской истории и культуры.
Первое упоминание об Абрамцеве (пустоши Обрамкова) относится к XVII веку. В середине ХVIII века на пустоши Обрамкова была устроена барская усадьба с большим господским домом, регулярным садом, разбитым на трех искусственных террасах, спускающихся к реке Воря.
Согласно документации, это небольшое имение, состоявшее из трех деревень с 480 десятинами земли, расположенное в 12 верстах от Троице-Сергиевой лавры (ныне город Сергиев-Посад) и в четырех верстах от Хотьковского монастыря, часто переходило к разным владельцам. В 1843 году усадьба Абрамцево стала собственностью замечательного русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. С этого периода и началась ее славная история.
С. Т. Аксаков принадлежал к числу образованнейших людей своего времени. Здесь он создал лучшие произведения, вошедшие в золотой фонд русской классической литературы. При жизни Аксаковых их дом в Абрамцеве посещали Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, М. С. Щепкин, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, М. П. Погодин, Н. М. Загоскин и многие другие видные представители литературы и искусства тех лет. После смерти С. Т.Аксакова имение пустовало недолго.
В 1870 году Абрамцево приобрел Савва Иванович Мамонтов — крупный промышленник и меценат, влюбленный в искусство. Увлекавшийся пением, музыкой и ваянием Мамонтов привлек к себе молодых талантливых художников, скульпторов, композиторов, музыкантов, актеров, певцов. В течение многих лет в его имении работали и отдыхали выдающиеся русские художники И. Е. Репин, В. И. Суриков, В.Д. и Е.Д. Поленовы, В. М. и А. М. Васнецовы, М. А. Врубель, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, И. С. Остроухов, К. А. Коровин и многие другие. В 1878 году здесь образовался Абрамцевский художественный кружок. Членов этого кружка объединяло общее стремление к дальнейшему развитию русского национального искусства, опиравшегося на народное творчество и его художественные традиции. Несколько десятилетий здесь кипела напряженная и плодотворная жизнь: создавались живописные полотна, строились здания по оригинальным архитектурным проектам, возрождалось старорусское гончарное производство, разрабатывались новые формы предметов быта, ставились новаторские спектакли. Абрамцевский художественный кружок сыграл большую роль в развитии национальной художественной культуры России к. XIX – нач. XX вв.
После Великой Октябрьской социалистической революции усадьба Абрамцево была превращена в музей. Вблизи усадьбы возник Ново-Абрамцевский поселок, где жили и работали выдающиеся советские художники П. П. Кончаловский, Б. В. Иогансон, В. И. Мухина, И. И. Машков и многие другие. Старинная усадьба до наших дней сохранила свой колорит.
Сейчас в фондах историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево» хранятся прекрасные коллекции предметов быта и мебели, принадлежащих семьям Аксаковых и Мамонтовых, живопись, графика, скульптура и эскизы членов Абрамцевского кружка (Поленова, Васнецова, Врубеля, Коровина, Нестерова, Серова и др.). По-прежнему прекрасен ландшафтный парк.
Церковь Ахтырской Божией Матери
Каменная церковь в честь Ахтырской иконы Божией Матери – единственное уцелевшее здание обширного подмосковного усадебного ансамбля Трубецких. Она была построена в 1821-1825 годах на средства князя И.Н. Трубецкого, также как и дворец, по проекту архитектора А.С. Кутепова. Освящал новопостроенную церковь Московский митрополит Филарет (Дроздов). И до революции, и в настоящее время Ахтырская церковь считается «перворазрядным произведением зодчества», выдающимся произведением московского ампира.
После страшного пожара в усадьбе Ахтырка пришла в запустение. В 1937 г. церковь была закрыта и опечатана, последний настоятель церкви игумен Лазарь был расстрелян 12 декабря 1937 г. Местные жители рассказывают, что храм был вскрыт и разгромлен лишь в 1941 году. Иконы сжигали на костре. Когда разгром закончился и все разошлись, дочка последнего псаломщика увидела в догоравшем костре какую-то доску, покрытую красками. Она вытащила ее и с изумлением увидела Ахтырскую икону, ту самую, для которой строился храм. Тайком девочка перенесла ее в дом. С тех пор она никогда с ней не расставалась. Прошло много лет, и икона хранила свою хозяйку, а затем и ее семью от многих бед, которые подстерегали в те годы жителей нашей страны. Умирая, хозяйка иконы передала ее сыну, завещая хранить как самую большую ценность в доме. И он свято хранит завет матери.
Церковь долгое время использовалась в качестве сельского клуба и даже овощехранилища. В 60-70-х годах лишь руины церкви с растущими на крыше деревьями напоминали о былой красоте. Да и эти стены хотели снести, использовать на щебенку.
К счастью, художники из Абрамцева выпросили развалины для своих целей, а здание бывшей церковно-приходской школы было приобретено скульптором Тавасиевым. Вскоре в здании церкви он начал ваять героя башкирского народа Салавата Юлаева. Огромная фигура верхом на коне разместилась под куполом храма. Но нет худа без добра. Может быть, если бы не она, то мы не имели бы сейчас и самой церкви. А сам памятник ныне стоит в Уфе на берегу реки Белой, а силуэт его украшает герб республики Башкоторстан.
Но были люди, помнившие былую красоту Ахтырки, мечтатели, верившие в невозможное. И самый большой мечтатель - Дмитрий Сергеевич Ганешин. Он стучал во многие двери, и было принято решение о реставрации церкви. Большую работу провели сотрудники Абрамцевского музея-заповедника во главе с директором И.А. Рыбаковым. Ими у вдовы Сергея Ивановича Матвеева, сына мирового судьи, были обнаружены несколько цветных слайдов начала этого века, на которых предстала дореволюционная Ахтырка.
В 1990-1991 годах церковь передали общине верующих. Первое богослужение в открытой церкви было совершено в 1991 году, в престольный праздник Ахтырской иконы Божией Матери, в присутствии членов семьи Трубецких.
Село Артёмово
Деревня Артемово, расположенная на севере Пушкинского района, по писцовым книгам известна с 1504 года. Во все времена население здесь было немногочисленным. Природа исключительно красива. Артемово стоит на возвышенности, под ней из леса "выбегает" чистейшая речка Сумерь, далее лес - Подмосковная тайга. Отсюда совсем недалеко до знаменитого Мураново и древнего, основанного в 1308 году Покровского Хотькова женского монастыря. В Артемово в 1841 г., пока строили дом в Мураново, жил с семьей поэт Е.А. Баратынский. До конца тридцатых годов XX в., за речкой Сумерью, в густом лесу стояла рубленая деревянная часовенка с намоленными за сотни лет иконами. За всю пятисотлетнюю историю Артемова, церкви здесь никогда не было. В сентябре 1996 года на сходе жителей всех близлежащих деревень (Артемово, Жилкино, Мураново, Луговая, Горенки) было решено - церкви быть. Зарегистрировали общину, местная администрация идею поддержала - общине выделили землю. Конечно, денег у населения на такое строительство не было, помогали многие организации Пушкинского района. Но основные труды по строительству легли на плечи одной рабы Божией. Женщина несколько лет ходила и собирала подаяния, пока не набралось нужной суммы на постройку деревянного храма. Строители подготовили место, завезли лес и приступили к работе. Церковь, сработанная в стиле северных храмов без единого гвоздя, без единой металлической стяжки, удачно вписалась в пейзаж. 26 августа 1997 года на праздник Страстной иконы Божией Матери при большом стечении народа в церкви была совершена первая служба. В 1998 году в храм был назначен настоятель иеромонах Феофан (Замесов Дмитрий Борисович), и начались регулярные богослужения.
Страстная икона Пресвятой Богородицы
Страстная икона Пресвятой Богородицы получила название от того, что около лика Матери Божией изображаются два Ангела с орудиями страстей Господних. О прославлении иконы известно следующее: одна благочестивая женщина, Екатерина, после вступления в брак стала подвергаться припадкам и беснованию: лишилась ума, убегала в лес и не раз покушалась на самоубийство. В минуты просветления она молилась Матери Божией и дала обет в случае исцеления поступить в монастырь. После выздоровления она вспомнила об обете лишь спустя долгое время, почувствовала страх и от душевного волнения слегла в постель. Трижды являлась ей Пресвятая Богородица, повелевая больной идти в Нижний Новгород и купить у иконописца Григория Ее икону для молитвы. Исполнив это, Екатерина получила исцеление, и с тех пор от той иконы начали совершаться чудеса. Празднество ради иконы совершается 13 августа по случаю перенесения ее в 1641 году из села Палицы в Москву; на месте встречи ее у Тверской заставы была выстроена церковь, а затем в 1654 г. Страстной монастырь. Вторично празднество ради иконы совершается в 6-е воскресение по Пасхе, в Неделю о слепом, в память чудес, бывших в этот день.