Примерный тематический
план занятий для учащихся 1 класса
№ |
Наименование разделов, подразделов и тем | Количество часов | |||
всего | беседа | практика | |||
помещение | местность | ||||
РАЗДЕЛ 1. Всестороннее развитие учащихся в процессе туристско-краеведческой деятельности |
|||||
1. | Какую пользу человеку приносят экскурсии и прогулки | ||||
· Прогулки и экскурсии в природу укрепляют здоровье | 0,3 | 0,3 | - | - | |
· На прогулке, экскурсии узнаешь много нового, интересного | 0,3 | 0,3 | - | - | |
· На прогулках и экскурсиях приобретаешь ценные для жизни знания | 0,3 | 0,3 | - | - | |
· Прогулки и экскурсии этого года | 0,6 | 0,6 | - | - | |
2. | Законы, правила и традиции туристско-краеведческой деятельности учащихся | ||||
· Первоклассники готовятся стать туристами | 3 | 1 | 1 | 1 | |
· Первоклассники-туристы знают зеленую зону вокруг своей школы и на ближайшей улице, берегут природу, участвуют в ее улучшении | 6 | 1 | 2 | 3 | |
· Первоклассники-туристы хорошо знают свою школу, свою улицу, любят их, заботятся о них | 6 | 1 | 2 | 3 | |
· Первоклассники-туристы — хорошие товарищи. Они не ссорятся, дружно делают общее дело, помогают друг другу | 4 | 1 | 1 | 2 | |
· Первоклассники-туристы стараются хорошо выполнить порученное им дело | 6 | 1 | 2 | 3 | |
· Первоклассники-туристы, знакомясь со своей школой и ее окружением, учатся видеть красоту окружающего мира | 4 | 1 | 1 | 2 | |
· Первоклассники-туристы выполняют девизы: "В здоровом теле — здоровый дух", "Чистота — залог здоровья" | 18 | 2 | 8 | 8 | |
РАЗДЕЛ 2. Туристско-краеведческие навыки и умения. (Что должен знать и уметь юный турист-краевед) |
|||||
3. |
Краеведческие навыки и умения | ||||
·Замечать, что тебя окружает | 4 | 1 | - | 3 | |
·Нарисовать то, что увидел на прогулке или экскурсии по своей школе, на школьном дворе, ближайшей улице | 6 | 1 | 4 | 1 | |
·Рассказать о том, что увидел на прогулке или экскурсии по своей школе, на школьном дворе, ближайшей улице | 6 | 1 | 3 | 2 | |
·Не мусорить на природе, не нарушать ее покоя | 2 | 0,5 | - | 1,5 | |
·Играть в простейшие игры на знание того, что увидел на прогулке или экскурсии | 4 | 0,5 | 2,5 | 1 | |
4. |
Туристские навыки и умения | ||||
·Что одеть на прогулку или экскурсию | 5 | 1 | 2 | 2 | |
·В чем и как носить необходимые для питания не прогулке или экскурсии, продукты и вещи | 2 | 1 | - | 1 | |
·Как правильно ходить на прогулке и экскурсии | 3 | 1 | - | 2 | |
·Как правильно расположиться на месте отдыха (привале) для питания, игр, бесед | 4 | 1 | 1 | 2 | |
·Как ориентироваться в своей школе и на рядом расположенных улицах | 3 | 1 | 1 | 1 | |
5. | Правила безопасности на прогулках и экскурсиях и на рядом расположенных улицах | ||||
·Главное правило — слушаться старших и хорошо себя вести | 2 | - | 0,5 | 1,5 | |
·Правильно перейти улицу | 2,5 | 1 | - | 1,5 | |
·Правильно пользоваться городским транспортом | 1 | 0,5 | - | 0,5 | |
·Быть внимательным и осторожным на прогулке и экскурсии | 1,5 | 1 | - | 0,5 | |
6. |
РАЗДЕЛ III. Туристско-краеведческие навыки и умения. (Что должен знать и уметь юный турист-краевед) |
||||
Краеведческие навыки и умения | |||||
· Замечать, что тебя окружает | 4 | 1 | - | 3 | |
·Нарисовать то, что увидел на прогулке или экскурсии по своей школе, на школьном дворе, ближайшей улице | 6 | 1 | 4 | 1 | |
·Рассказать о том, что увидел не прогулке или экскурсии по своей школе, на школьном дворе, ближайшей улице | 6 | 1 | 3 | 2 | |
·Не мусорить на природе, не нарушать ее покоя | 2 | 0,5 | - | 1,5 | |
·Играть в простейшие игры на знание того, что увидел на прогулке или экскурсии | 4 | 0,5 | 2,5 | 1 | |
7. | Туристские навыки и умения | ||||
Что одеть на прогулку или экскурсию | 5 | 1 | 2 | 2 | |
В чем и как носить необходимые для питания на прогулке или экскурсии продукты и вещи | 2 | 1 | - | 1 | |
Как правильно ходить на прогулке и экскурсии | 3 | 1 | - | 2 | |
Как правильно расположиться на месте отдыха (привале) для питания, игр, бесед | 4 | 1 | 1 | 2 | |
Как ориентироваться в своей школе и на рядом расположенных улицах | 3 | 1 | 1 | 1 | |
8. | Правила безопасности на прогулках и экскурсиях | ||||
·Главное правило — слушаться старших и хорошо себя вести | 2 | 0,5 | - | 1,5 | |
·Правильно перейти улицу | 2,5 | 1 | - | 1,5 | |
·Правильно пользоваться городским транспортом | 1 | 0,5 | - | 0,5 | |
·Быть внимательным и осторожным на прогулке и экскурсии | 1,5 | 1 | - | 0,5 | |
РАЗДЕЛ III. Организация туристско-краеведческой деятельности учащихся |
|||||
9. |
Подготовка к прогулкам и экскурсиям | 3,5 | 1,5 | 1 | 1 |
·Обязанности знатоков-туристов | 5 | 1 | 2 | 2 | |
·Обязанности знатоков-краеведов | 8 | 2 | 3 | 3 | |
10. | Проведение прогулок и экскурсии (основной в туристском цикле или учебной четверти) | 25 | 1 | - | 24 |
11. | Подведение итогов прогулок или экскурсий | 10 | 2 | 8 | - |
Всего: |
144 | 29 | 42,5 | 72,5 |
На освоение и
закрепление материала программы во время
прогулок и экскурсий отводится 72,5 часа. На
практические занятия в спортивном зале или
классе отводится 42,5 часа. Итого 115 часов
практических занятий.
Приложение
к программе 1 класса
Примерные
туристско-краеведческие циклы учебного
года (принимают участие дети совместно с
родителями).
1.
Осенний
Темы цикла: "Наша
школа", "В гости к осени", "Основной
закон нашей страны" и другие темы.
2.
Осенне-зимний
Темы цикла: "Территория
нашей школы", "Что окружает нашу школу",
"Поздняя осень", "Здравствуй, гостья
зима!" и другие темы.
3.
Зимне-весенний
Темы цикла: "Красная
Армия всех сильней", "Наша улица",
"Зимняя сказка", "Встречаем весну"
и другие темы.
4.
Весенний
Темы цикла: "Награды
в моем доме", "День Победы", "Красавица
весна" и другие темы.
ПРОГРАММА ТУРИСТСКО–КРАЕВЕДЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел I.
Всестороннее
развитие учащихся в процессе туристско-краеведческой
деятельности
1. Какую пользу
человеку приносят прогулки и экскурсии
Прогулки
и экскурсии в природу укрепляют здоровье.
Чистый воздух лесов и полей полезен
организму человека. Движение на прогулке и
экскурсии укрепляет не только мышцы, но и
сердце, легкие, другие органы человека.
На
прогулках, экскурсиях узнают много нового,
интересного, знакомятся с окружающим миром:
объектами природы, объектами и предметами,
созданными руками человека; приобретают
ценные для жизни умения: правильно ходить
по местности, обслуживать себя и своих
товарищей (на переходах и привалах),
наблюдать и зарисовывать интересные места,
предметы, эпизоды туристской
жизни.
На
прогулках и экскурсиях этого года
познакомимся со своей школой, окружающей ее
территорией, улицей, на которой живем, с
ближайшим парком, бульваром или другой
зеленой зоной.
2. Законы,
правила и традиции туристско-краеведческой
деятельности учащихся первых классов школы
Первоклассники
знакомятся с историей и делами юных
туристов, стремятся выполнять некоторые
правила на экскурсиях и прогулках.
Первоклассники-туристы
знают зеленую зону вокруг своей школы и
ближайшей улицы, берегут природу, участвуют
в ее улучшении.
Они
знакомятся с растительностью школьной
территории и ближайшей улицы, животным
миром (птицы, насекомые и т. д.), с предметами
неживой при роды (песок, глина, щебень и
другие). Знакомятся с растительным,
животным миром и неживой природой на
прогулках и экскурсиях в ближайшем парке, в
другой природной зоне. Они узнают, что нужно
сделать, чтобы сохранить и увеличить
растительный и животный мир, чтобы сделать
школьный двор и свою
улицу более зеленой и красивой.
Первоклассники-туристы
знают свою школу, свою улицу, берегут и
заботятся О них. На экскурсиях и прогулках
более подробно знакомятся со своей школой и
улицей: когда школа была открыта, сколько
классов и кто учит детей, когда застроена их
улица и почему она так называется, какие
дома на их улице и для чего они
предназначены, кто в них живет или работает,
удобна ли улица для пешеходов и машин и т. д.
Первоклассники-туристы
— хорошие товарищи. Они не ссорятся, дружно
делают общее дело, помогают друг другу.
Первоклассники-туристы
все вместе готовят и совершают прогулки,
экскурсии. Стараются, чтобы каждая прогулка
и экскурсия были хорошо подготовлены и
проведены, а затем красиво оформлены ее
результаты. По окончании каждого
туристского дела они доброжелательно
обсуждают работу друг друга. Достижения
каждого для всех большая радость.
Первоклассники-туристы
стараются хорошо выполнять порученное им
дело.
Каждый
член коллектива готовит и проводит данное
ему коллективом или старшими задание по
экскурсии или прогулке, а после экскурсии
или прогулки • рисунках и поделках
оформляет их результаты. Каждый
первоклассник-турист
старается, чтобы любое
порученное ему дело было выполнено вовремя,
полностью и хорошо.
Первоклассники-туристы
учатся видеть красоту окружающего мира.
Они
учатся находить красоту в окружающих
предметах школы, на ее территории, на своей
улице, учатся видеть красоту в своих
поступках и поступках своих товарищей, они
вежливы и уважительны к старшим,
заботливо относятся к младшим и слабым.
Замечают
хорошее и плохое, доброе и злое, слушают
рассказы и сказки, легенды о родных местах,
музыкальные произведения о природе,
рассматривая картины художников о природе,
сельской и городской жизни, сами рисуют,
поют, декламируют, танцуют на своих
утренниках-отчетах.
Первоклассники-туристы
выполняют девизы: "В
здоровом теле — здоровый дух", "Чистота
— залог здоровья".
Они
ежедневно делают утреннюю зарядку, каждую
неделю (не менее часа) занимаются
подвижными играми в спортивном зале или на
воздухе, на спортивной площадке; часто
гуляют на территории своей школы,
ближайшего парка, бульвара, сквера или
другой зеленой зоны.
Ежемесячно
совершают и более длительные прогулки и
экскурсии в зеленую зону. Следят за
чистотой своего тела и одежды.
II раздел.
Туристско-краеведческие навыки и умения
(Что
должен знать и уметь юный турист-краевед)
1.
Краеведческие навыки и умения
Юный
турист-краевед должен:
·
знать состав своей
семьи (начало родословной);
·
запомнить и
нарисовать то, что увидел в своей школе,
школьном дворе, на ближайшей улице не
прогулке и экскурсии;
·
нарисовать свой
класс, школьный этаж, в целом школу,
школьный двор, свою улицу и свой дом на ней,
растения и животных, которые имеются при
школьном дворе, улице;
·
рассказать о том,
что увидел на прогулке или экскурсии по
своей школе, пр.
школьном дворе, ближайшей улице,
·
что находится в
твоем классе, на этажах, как внешне выглядят
школьный двор, улица, что интересного можно
там увидеть, каков растительный и животный
мир,
·
Рассказать об
учителях и учениках своей школы.
·
Находясь на
природе, не оставлять после себя мусора, не
нарушать ее покоя. В прогулках и экскурсиях
вокруг школы, не засорять территорию двора,
ближайшей улицы, зеленую зону, по которым
проходят маршруты; не
рвать, не ломать растений, не пугать
животных, не причинять им вреда.
·
Играть в
простейшие игры на знание того, что увидел
не прогулке или экскурсии, проводить
викторины: "Знаешь
ли ты свою школу?", "Знаешь
ли ты свою улицу?" и т.п.
2. Туристские навыки и умения.
Что
одеть на прогулку или экскурсию.
Одеваться
так, как скажет учительница и родители, они
всегда учитывают погоду. Важно, чтобы тело
было защищено от холода, ветра, действия
солнечных лучей, дождя.
В чем
и как носить необходимые для питания на
экскурсии или прогулке продукты
и вещи.
Походной
сумкой может быть любая сумка, которую
можно надеть через плечо и носить на боку
или спине. Она может служить для ношения
вещей и продуктов питания на экскурсии или
прогулке. Одна сумка может быть на двух
человек. Первоклассник должен знать как ее
носить и как в нее укладывать вещи и
продукты.
Как
правильно расположиться на месте отдыха (привале)
для питания и игр.
Каждая
группа располагается на отведенном для нее
учителем месте. Складывает свои вещи.
Играет в подвижные игры. Раскладывает на
скатерти-кленке принесенные с собой
продукты и все вместе едят. Заслушиваются
рассказы родителей и знатоков. Перед уходом
собирается с места привала весь мусор.
Как
ориентироваться в своей школе и ив рядом
расположенных улицах.
Что
находится на каждом этаже школы. Как короче
пройти от своего класса до столовой,
спортивного и актового зала, учительской,
библиотеки, пионерской комнаты и т. д., где
находится твой дом, если смотреть от школы
или из окна класса.
Как
правильно ходить на прогулке или экскурсии.
Правила
поведения в строю. Выполнение строевых
команд. Хождение в колонне по двое.
3. Правила
безопасности на прогулках и экскурсиях
Главное
правило: слушаться старших и хорошо себя
вести.
Первоклассники-туристы
слушаются старших: сразу выполняют их
требования, напоминают своим товарищам о
требованиях взрослых. Стараются на
прогулках и экскурсиях по территории своей
школы, близлежащих улиц и зеленой зоны
соблюдать порядок и тишину; выполняют любые
дела только с разрешения взрослых. На
остановках и привалах, а также в движении не
ссорятся, не устраивают возни. Оказывают
помощь девочкам и слабым.
Правила
перехода улицы: по
какой части улицы и по какой стороне должен
ходить пешеход, чтобы
не мешать другим
пешеходам;
правила перехода улицы со
светофором, регулировщиком, без светофора и
регулировщика. Пользование городским
транспортом.
Как
быстро и организованно сесть в городской
транспорт для проезда на прогулку или
экскурсию в ближайшую зеленую зону или
другое достопримечательное место, быстро и
организованно выйти из транспорта, как надо
себя вести в общественном транспорте.
Осторожное
поведение на прогулке и экскурсии — это
внимательное наблюдение за дорогой и
аккуратное преодоление встречающихся
препятствий (канавка, рытвина, куст и т.д.).
Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ
ТУРИСТСКО–КРАЕВЕДЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
(Проведение
туристско-краеведческих циклов)
Подготовка к
прогулке и экскурсии
Для
выполнения задач прогулки и экскурсии надо
хорошо подготовиться. Для этого каждый
участник выполняет определенную работу по
его походной должности
"знатока". Эти
должности в каждом походе у ребят новые, так
что освоив их, все, можно стать "знатоком
туризма и краеведения".
Обязанности
знатоков-краеведов.
Обязанности
знатоков природы: деревьев, кустарников,
трав, птиц, животных, насекомых, погоды,
рельефа местности, водоемов и так далее.
Обязанности
знатоков искусства: стихотворений, музыки,
рисунков о природе, своем доме, школе;
поделок из природного материала и так далее;
Обязанности
знатоков своей школы, улицы.
Другие
должности знатоков и их обязанности (в
зависимости от необходимости, местных
условий).
Обязанности
знатоков-туристов: командиров, физоргов,
культоргов, санитаров, дежурных поваров.
Проведение прогулки или
экскурсии
(основной в учебной четверти).
Сбор
к началу маршрута. Рапорт командира.
Постановка задач на прогулку или экскурсию.
Построение группы для движения по маршруту,
Соблюдение
правил движения в строю на маршруте и
отдыхе на больших и малых привалах.
Наблюдение окружающих объектов природы и
искусственной среды.
На
большом привале: игры, рассказы знатоков о
природе, о своей улице, школе, выступления с
номерами художественной самодеятельности.
Обед, уборка места привала. Переход к
начальному пункту маршрута. Роспуск ребят
по домам.
Подведение итогов
основных прогулок и экскурсий учебной
четверти.
Первоклассники-туристы
рассказывают и зарисовывают то, что узнали
и увидели на маршруте; готовят выставку
рисунков и фотографий, отчет о прогулке (экскурсии),
готовят утренник-отчет.
Первоклассники-туристы
проводят утренник-отчет о прогулке (экскурсии)
с рассказами знатоков, показом слайдов,
номерами художественной самодеятельности.
Награждаются все ребята, участвовавшие в
прогулках (экскурсиях) и выполнившие свои
обязанности знатоков. Перед
первоклассниками-туристами ставятся
задачи на следующую экскурсию (прогулку) в
новой четверти.
<< Объяснительная записка Содержание 2 класс >>