Тема предусмотрена в учебных планах подготовки туристских организаторов и инструкторов. В основе рекомендаций - программа подготовки туристских организаторов.
Цель занятий: ознакомить слушателей с задачами, содержанием и организацией деятельности туристской секции коллектива физкультуры, дать представление о формах ее работы, начальную практику в планировании этой работы и в организации туристского
слета.
Форма, время и место проведения занятий: две лекции в аудитории (4 часа), практические занятия в помещении (2 часа) и на местности (3 часа).
Учебные пособия: плакат "Схема примерной структуры туристской секции", образцы печатных и рукописных материалов из практики работы секций и клуба туристов (планы работы, плакаты, извещения, афиши, памятки, стенгазеты, альбомы, условия конкурсов, формы учета и др.).
Содержание темы: см. учебную программу.
Рекомендации лектору. Тема вводит будущих туристских организаторов в курс практической работы, предстоящей им в коллективе физкультуры. Это требует возможно большего насыщения материала, практическими советами, примерами из опыта секций; в этом отношении лектору могут помочь и слушатели, имеющие некоторый опыт работы в секции.
Программный материал можно тематически распределить между двумя лекциями: "Организация секции и содержание ее работы" - 3 часа; "Организация работы секции" - 1 час.
Если лекция читается после того, как слушателей ознакомили с материалом темы "Советский массовой туризм", достаточно лишь напомнить о том, что самодеятельность туристов играет большую роль в развитии туризма и что секция в коллективе физкультуры - первичная организация туристского движения в СССР. В ином случае это положение должно быть развито, чтобы слушателям была ясна важная роль самодеятельного начала в развитии туризма.
В аудитории, которая состоит преимущественно из тех, кто еще только будет создавать туристскую секцию, надо разъяснить задачи секции, подробно рассказать обо всем, что необходимо для ее организация, и о наиболее эффективных формах ее работы на первом этапе. В этом случае следует привлечь к рассказу слушателей, которые уже имеют некоторый опыт в данной области.
Раскрывая содержание работы секции, особо подчеркивают, что главное в ее деятельности - это вовлечение трудящихся в туризм, и потому основное внимание она должна уделять массовым формам работы. В этой связи указывают на большое значение походов выходного дня: они наиболее доступны и способны удовлетворить разнообразные интересы, служат агитацией за туризм и дают материал для его пропаганды, выявляют актив. Совершенно обязательно разъяснить отличие таких походов от массовок и пикников, которые порой пытаются выдавать за туризм. Важно полнее показать разнообразие содержания походов и подвести аудиторию к пониманию того, что они не имеют ничего общего ни с бесцельным шатанием, ни с загородными прогулками ради выпивки.
Говоря об организации самодеятельных путешествий, надо указать, что секция должна контролировать подготовленность групп и нацеливать их на последовательное накопление туристского опыта.
Поскольку в работе секции большое место должна занимать пропаганда туризма, ее формы и приемы освещают обстоятельно, шире используя средства наглядного показа. При этом надо подчеркнуть основные направления пропаганды (содержательность, безопасность и оздоровительное значение туризма, туристские возможности родного края, туристские традиции).
Вопрос о туристских слетах и соревнованиях, имеющих большое агитационное значение, требуется рассмотреть с учетом того, что на семинаре будет проведен учебный слет. Надо дать слушателям ясное представление о всех этапах организации, подготовки и проведения слета и соревнований на нем. Особое внимание должно было привлечено к разработке Положения о слете, плана его проведения, программы соревнований, сметы, а также функциям штаба и комендантской группы. Можно подкрепить эти сведения примером какого-то интересно проведенного слета.
Значительное место в лекции необходимо отвести воспитательной работе. Напомнив социалистический принцип воспитания (в коллективе, с помощью коллектива, для коллектива), надо с этой точки зрения показать возможности секции. Например, при пропаганде туризма рассказывают о его ценных с общественной точки зрения сторонах, информируют о достопримечательных местах и людях родного края, рекомендуют темы для общественно полезной работы, интересные формы проведения досуга в походе, привлекают к участию в агитпоходах, популяризируют лучшие туристские песни, хорошие походы выходного дня и путешествия, рассказывают о проявлениях высоких морально-волевых качеств, осуждают поступки туристов, противоречащие нормам коммунистической морали и т.д.
Рассказ о возможных формах воспитательной работы не надо сводить к простому их перечислению: здесь необходимы примеры. При этом надлежит разъяснить, что, нельзя превращать секцию в обособленный кружок любителей путешествовать, оторванный от жизни всего коллектива. Секция должна принимать участие в мероприятиях местных общественных организаций. Живые примеры деятельности ее активистов также играют большую воспитательную роль.
Прежде всего, в этой лекции полагается разъяснить значение планирования. Рассказ о видах, форме и содержании планов секции ведется с учетом того, что на ближайшем занятии слушатели будут самостоятельно составлять план, и что на предыдущей лекции они уже ознакомились с содержанием работы секции. На конкретном примере можно помочь аудитории уяснить назначение каждого вида плана (годового, квартального, месячного) и дать представление о том, как их составляют. Следует указать на необходимость реального планирования, основанного на учете возможностей.
Говоря о финансировании деятельности секции, нужно обратить внимание слушателей на то, что источниками его служат не только средства, отпускаемые на туристскую работу советом ДСО и профсоюзным комитетом, но и личные средства самих туристов. В частности, можно использовать такую форму привлечения личных средств, как покупка снаряжения и инвентаря на деньги, заработанные членами секции на субботниках и воскресниках, проводимых специально с этой целью. Участвовать в создании материальной базы секции туристы могут и самостоятельно изготовляя походное снаряжение, а также некоторый нужный для секции инвентарь.
Рекомендуется напомнить о возможности привлечь администрацию к развитию туризма в коллективе. Для этого в коллективном договоре предусматривают соответствующие ее обязательства (например, выделять транспорт, материалы для самостоятельного изготовления снаряжения, материально обеспечить туристско-оздоровительный лагерь, создать пункт проката туристского снаряжения и т. д.).
Обязательно надо подчеркнуть необходимость рационально использовать средства, поступающие в распоряжение туристской секции. Все они должны расходоваться экономно, лишь на Нужды, связанные с развитием массового туризма, но не на удовлетворение личных потребностей любителей путешествовать за общественный счет. Соответственно этому и нужно называть возможные статьи сметы расходов.
Рассказывая об учете работы, проводимой секцией, следует не только пояснить его значение, но и сообщить показатели, учет которых помогает делать более эффективной деятельность секции.
Среди этих показателей можно назвать, например, такие: походы выходного дня с ночлегом в полевых условиях и без него; самодеятельные путешествия (по категориям сложности); путешествия по путевкам; число участников в каждом походе выходного дня и путешествии; общественно полезная работа, проведенная в путешествиях и походах выходного дня; значкисты и разрядники; актив, прошедший специальную подготовку; лекции, беседы на туристские темы, публикации в печати, выступления по радио и телевидению; тематические вечера, фотовыставки, фотоальбомы; мероприятия местных организаций, в которых приняла участие секция.
В туристских секциях крупных коллективов подобные показатели могут быть применены и для проведения заочных соревнований между секциями цехов, отделов. В этом случае разрабатывают шкалу оценок, чтобы по сумме баллов выявлять лучшие секции.