Тема предусмотрена учебными планами подготовки туристских организаторов, младших инструкторов, инструкторов, руководителей путешествий, судей туристских соревнований. Содержание темы, указанное в учебных программах, во всех этих случаях в значительной степени совпадает, как совпадают и цели занятия, его форма, продолжительность и место проведения.
Цель занятия: дать будущим туристским организаторам правильное представление о значении, задачах, содержании и основных формах советского туризма, а также о его организации в нашей стране.
Форма, время и место проведения занятия: лекция (2 часа) в аудитории.
Содержание лекции: см. учебную программу.
Рекомендации лектору.
Лекция носит установочный характер: от того, как слушатели уяснят ее материал, во многом зависит в верном или неверном направлении будет протекать на практике деятельность туристского организатора. Нужно помочь слушателям понять серьезность задач советского туризма и большое общественное значение дела, которым им предстоит заниматься.
Знакомя с понятием "туризм", необходимо привлечь внимание аудитории к содержательности и разносторонности этого вида активного отдыха, подчеркнуть, что они в сочетании с оздоровлением делают туризм весьма полезной для человека и ценной для общества формой досуга миллионов.
В лекции должна быть четко проведена мысль, что советский туризм - одно из средств коммунистического воспитания. Он помогает осуществлять указание Программы партии о том, что "в период перехода к коммунизму возрастают возможности воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство".
Характеристику воспитательного воздействия советского туризма следует увязывать с нравственными принципами морального кодекса строителя коммунизма. Используя конкретные примеры, надо рассказать, как походная жизнь, проходящая в коллективе и сопряженная с преодолением различных трудностей, помогает формировать и развивать высокие моральные и волевые качества, в том числе товарищескую солидарность и взаимопомощь, любовь к труду, мужество, дисциплинированность и др.
Раскрыть, как туризм содействует духовному развитию и эстетическому воспитанию, можно, давая представление о разнообразных знаниях и впечатлениях, которые получают туристы, готовясь к походам выходного дня и путешествиям и совершая их (в частности, о знаниях в области географии, истории, этнографии, экономики, искусства, гигиены, топографии, ботаники, минералогии и т. д., о впечатлениях от встреч с новыми людьми, ознакомления с народным творчеством и др.).
Нужно непременно рассказать, как походы выходного дня и путешествия расширяют политический кругозор туриста, знакомят его с созидательным трудом народа, с его революционным и боевым прошлым и тем самым воспитывают советский патриотизм.
Содействие туризма физическому совершенствованию человека можно раскрыть, показав как в походах выходного дня и путешествиях, проводимых с помощью активных средств передвижения, формируются и развиваются различные двигательные навыки, повышается тренированность и выносливость, развиваются сила и ловкость. Здесь же надо указать на оздоровительный эффект, какой дает длительное использование сил природы (воздуха, воды, солнечной радиации) в сочетании с двигательными действиями.
Воспитательное значение имеет и то, что активный туризм дает прикладные навыки, полезные для разного рода практической деятельности и в быту (ориентировка на местности, умение оказывать доврачебную помощь, передвигаться в разных условиях местности, ремонтировать одежду и обувь и т. д.).
С традициями советского туризма, которые также играют немалую воспитательную роль, лучше всего знакомить на конкретных примерах их соблюдения. Среди традиций непременно должны быть упомянуты: забота о полной безопасности любого похода выходного дня и путешествия, товарищеская взаимопомощь, в том числе помощь другим туристским группам, общественно полезная работа в пути, бережное отношение к природе и народному достоянию, уважение к обычаям и культуре местного населения, помощь ему, активное участие в борьбе со стихийными бедствиями и в поисково-спасательных работах.
При разъяснении места туризма в советской системе физического воспитания можно ограничиться указанием на то, что она рассматривает его как одно из средств физической культуры наряду с гимнастикой, спортом, играми, что некоторые формы туризма требуют использования других средств физкультуры, пробуждают интерес к ним и вовлекают в занятия спортом, гимнастикой.
Рассказ о современной организации туризма в СССР следует начать с напоминания о том, что партия и правительство придают большое значение развитию этого вида активного отдыха миллионов советских людей. Указав, что руководство туризмом в нашей стране возложено на самую мощную организацию трудящихся - профсоюзы, сжато информируют о деятельности созданных повсеместно советов по туризму и экскурсиям, которые возглавляет Центральный совет по туризму и экскурсиям, работающий под руководством ВЦСПС, сообщают о туристской работе, проводимой в профсоюзных и ведомственных физкультурных организациях (ДСО).
Непременно надо отметить роль комсомола в развитии массового туризма. Слушателям предстоит заинтересовать комсомольские организации в самом широком вовлечении молодежи в этот вид активного отдыха: он для них - один из важных каналов воспитательной работы среди молодых рабочих и учащихся.
Необходимо подчеркнуть важность общественного (самодеятельного) начала в деле развития массового туризма, назвать формы организации туристов: секции в коллективах физической культуры, при советах добровольных спортивных обществ, клубы туристов, секции и комиссии при советах по туризму и экскурсиям; желательно при этом вкратце охарактеризовать их функции.
Информацию о Правилах организации самодеятельных путешествий на территории СССР можно ограничить сообщением, что в этих правилах отражен многолетний туристский опыт, и что они призваны помочь туристам хорошо подготовлять и проводить путешествия.
Говоря о видах туризма, достаточно сообщить кратко об их основных особенностях (достоинствах, недостатках), при этом больше внимания уделяется тем видам, которые в местных условиях наиболее доступны (в том числе непременно пешему туризму). Для более подробного ознакомления с видами туризма рекомендуют литературу (в частности, различные "Спутники туриста").
При рассказе о значке "Турист СССР" и туристских разрядах подчеркивают агитационное и пропагандистское значение массового значка и разъясняют, что разряды служат свидетельством определенной туристской квалификации и помогают планомерно накапливать опыт путешествий. Необходимо подчеркнуть обязательность постепенного, а не рывками, повышения туристской квалификации и предостеречь от переоценки туристами своих сил и опыта.
Будущим туристским организаторам в первую очередь надо знать, за что награждают значком и присваивают III туристский разряд. На конкретном примере следует показать, что любой турист может на протяжении года выполнить нормативы III разряда.
* * *
При подготовке инструкторов содержание этой темы дополняется несколькими учебными вопросами. Время на их освещение изыскивают, более сжато излагая ряд положений, разъясненных при обучении на семинаре подготовки туристских организаторов, либо лишь напоминая о них. В лекции надо ознакомить будущих инструкторов с такой формой туристских путешествий, как походы по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа, пояснить их патриотическое и прикладное значение, порядок организации, рассказать о всесоюзных слетах, проводимых для подведения итогов таких походов.
Значительное место в лекции должны занять вопросы культуры советского туризма и борьбы с извращениями в нем. Здесь требуется объяснить, что под культурой нашего туризма следует разуметь высокий уровень всего, что связано с путешествием-с его подготовкой, проведением и завершением, что в основе ее лежит правильное понимание сущности и воспитательной роли туризма.
Надо на конкретных примерах показать, что культура туризма предполагает, прежде всего, стремление и умение делать путешествие содержательным, оздоровляющим, безаварийным, помогающим человеку развиваться физически и духовно. Ее характеризует желание и умение туристов вести себя, как подобает носителям высокой коммунистической морали, хозяевам своей страны, хранителям ее богатств. Она требует блюсти созданные за многие годы хорошие традиции, делиться с другими познанным в пути. Нужно отметить, что к проявлениям ее относится также высокий уровень обслуживания туристов во всех звеньях деятельности туристских организаций, включая секции и комиссии, работающие на общественных началах.
Извращения в туризме, с которыми обязан бороться актив, тоже можно иллюстрировать примерами. Непременно надо сказать, в частности, о стремлении некоторых путешествовать лишь за общественный счет (иными словами, иждивенчестве), погоне за туристскими разрядами ради самих разрядов, при которой пренебрегают познавательной и оздоровительной сторонами туризма, а подчас искусственно нагромождают трудности в путешествии. Слушателям следует рассказать о такой вредной тенденции, как рекордсменство (речь идет о тысячекилометровых, многомесячных путешествиях, отрывающих от работы или учебы и превращающихся в бродяжничество). Дикарское отношение к природе и памятникам культуры, пренебрежение правилами безопасности (лихачество, авантюризм) также должны вызывать решительное осуждение со стороны туристского актива.
Лекция дополняется кратким сообщением о роли семинаров и учебных сборов в пропаганде традиций советского туризма, при этом подчеркивают большое значение для слушателей примера, который должен показывать им преподавательский состав и руководители, строго соблюдая эти традиции как в организации работы, так и в самом процессе обучения.
* * *
Аналогичное содержание имеет эта лекция и, на сборах (семинарах) повышения квалификации руководителей путешествий. Из нее только исключается вопрос о роли семинаров в пропаганде традиций советского туризма. Дополнительно включается в лекцию краткое разъяснение Положения об общественных туристских кадрах, системы их подготовки (на семинаре подготовки инструкторов этот вопрос рассматривается в другой теме учебного плана). Рассказ здесь не следует сводить к перечню "специальностей" актива. Важно отметить, что и в области подготовки общественных кадров предусматривается строгая постепенность и последовательность в накоплении знаний и опыта.
Необходимо сказать и о том, что в деятельности руководителя путешествия и инструктора немало общего, и потому руководителям путешествий, которых интересует работа с людьми, можно порекомендовать подготовить себя и к получению квалификации инструктора туризма (хотя бы в порядке экстерната).