<<    Домой    Вверх    >>

И.В. Васильев

ПРОВЕРКА НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ

Цель занятия: помочь слушателям проверить уровень личной наблюдательности.

Форма, место, продолжительность занятия: общесеминарское практическое занятие в помещении и на местности - 1 час.

Содержание занятия: кратковременная прогулка по заранее намеченному маршруту и последующая запись увиденных в пути объектов наблюдения.

Пособия: вопросник, составленный учебной частью. 

Подготовка к занятию. По заданию учебной части инструкторы групп подбирают небольшой маршрут прогулки по пересеченной местности (протяженностью 600-700 м). К нему предъявляются два требования:

а) он должен проходить в непосредственной близости от места проведения сбора или семинара, чтобы подход к его началу и возвращение занимали как можно меньше времени (для этого лучше всего делать маршрут круговым); если семинар проводится в городских условиях, маршрут прогулки подбирают в районе одного из предстоящих учебных выходов на местность;

б) наличие разнообразных объектов из числа тех, которые туристу следует фиксировать в памяти как для ориентировки, так и для описания пути. Такими объектами могут быть, в частности, характерные проявления рельефа (овраг, холм), водные преграды (речка, ручей и др.), переправы через них, дороги (проселок, тропа и т. п.), дорожные знаки и указатели, линии связи и электропередач, лесные просеки, лесохозяйственные знаки, строения и т. д.

Инструкторы в ходе рекогносцировки записывают все заслуживающее внимания с точки зрения наблюдательности и затем отбирают 10-12 объектов для включения в вопросник. Его составляет учебная часть, формулируя в нем вопросы так, чтобы ответы на них могли быть вполне конкретными. К примеру: "Какие Вы видели в пути водные преграды?", "В каких направлениях идут дороги от развилки?", "Какова глубина оврага в таком-то месте?", "Какие цифровые обозначения имеет квартальный столб на лесной просеке?", "Чем занят участок земли у такого-то ориентира?" и т.д. После каждого вопроса записывают правильный ответ на него.

Ход занятия. Дежурный инструктор объясняет цель и порядок проведения занятия, рассказывает, какое значение имеет для туриста наблюдательность, указывает на практическую необходимость в ней для успешного проведения путешествия, на интерес, который она представляет в познавательном отношении. При этом он обращает внимание слушателей на то, что очень часто человек переоценивает свою наблюдательность, так как не имеет представления о ее действительном объеме и направленности. Хорошо бы привести из туристской практики характерные примеры, когда неумение наблюдать привело к нежелательным последствиям (допустим, в смысле ориентирования на местности) или когда нетренированный глазомер вводит туриста в заблуждение. Слушателям поясняют, что проверка необходима каждому из них и потому не следует во время прогулки отвлекать внимание товарищей расспросами и советами.

Затем весь состав семинара во главе с одним из инструкторов отправляется по намеченному маршруту. Темп движения должен быть несколько замедленным по сравнению с обычным (не больше 3 км в час).

После возвращения с прогулки слушателям предлагают письменно ответить на ряд вопросов об увиденном в пути. Для этого каждый на отдельном листке надписывает номер своей учебной группы (фамилию указывать не обязательно, так как индивидуальные результаты проверки нужны лишь самому слушателю; ответы же учебная часть анализирует и суммирует для общего сведения независимо от того, кто их автор). Затем ведущий занятие задает один за другим вопросы, включенные в вопросник; между ними выдерживают интервал, чтобы дать возможность припомнить нужные данные. Слушатели могут не записывать текст вопроса, достаточно указать его порядковый номер и следом за ним писать ответ. Заполненные листки сдают ведущему занятие.

Итоги проверки подводит учебная часть. Для этого сличают записи слушателей с правильными ответами; выявляют резкие расхождения, а также долю верных ответов на каждый вопрос. Такой анализ позволяет информировать о суммарных выводах из проверки и дать обучаемым представление о том, в чем они достаточно наблюдательны, а в чем им следует работать над собой, чтобы развить наблюдательность.

Эту информацию делают во внеучебное время, предварительно вывесив на видном месте вопросник с правильными ответами и раздав по учебным группам листки слушателей. Желательно приводить при этом примеры наиболее резких отклонений от правильного (не указывая, однако, их авторов, даже если их фамилии значатся на листках).

<< Домой    Вверх >>

Hosted by uCoz