<<    Домой    Вверх    >>

А. Вирсис

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Методическая разработка - это план занятий, помогающий обеспечить методическое единство занятий, выбрать правильные формы и методы обучения и обеспечить передачу знаний всем слушателям.
При составлении методической разработки нужно ответить на следующие основные вопросы:
1. Какую цель преследует занятие?
2. Какие знания и умения следует дать слушателям, т. е. что должно входить в содержание занятия?
3. Как лучше всего достичь пели (т. е. где, какими приемами, с помощью каких средств, в какой последовательности вести занятие)?
4. Как обеспечить безусловную безопасность проведения занятия?
Методическая разработка составляется для инструкторов и стажеров, которые будут проводить занятие.
Методическую разработку можно излагать и в виде текста, и в виде таблиц, с любой требуемой степенью подробности (в зависимости от уровня подготовленности тех, для кого составляется методическая разработка).

Рекомендуемое содержание методической разработки следующее:
- тема занятия (ее обычно указывают в заголовке методической разработки);
- цель занятия;
- место проведения занятия;
- кто проводит занятие;
- ход занятия (указания о приемах обучения, последовательность их применения, примерный расчет времени);
- материальное обеспечение занятия (необходимые пособия, инвентарь, их количество);
- указания по обеспечению безопасности;
- литература.

Ниже приведены рекомендации по содержанию отдельных разделов методической разработки.
Тему и цель занятия определяет учебная часть, и они являются исходными для составления методразрабогки.
Место проведения занятия.
Место определяется, исходя из цели и формы проведения занятия и необходимости обеспечения требований безопасности.
При проведении занятия на местности необходимо добиваться максимальной приближенности к реальным походным условиям. Место для занятий на местности следует подбирать заранее, возможно даже предварительно обследовать его и подготовить.
Продолжительность занятия. В этом разделе указывается суммарное время всех приемов обучения, изложенных в разделе "Ход занятия".
Состав участников. Здесь следует указать какое количество слушателей (отделение, группа и т. д.) рекомендуется для наибольшей эффективности занятия.
Форма проведения занятия. Этот раздел должен базироваться на учебной программе и включать в себя: семинарское или практическое занятие, а также домашнее задание.
Кто проводит занятие. Раздел отвечает на вопрос "кем проводится данное занятие" - инструктором, стажером, приглашенными специалистами.
Ход занятия - это основная часть методической разработки. Данный раздел отвечает на вопрос: "во сколько этапов проводится занятие" и включает в себя следующие подразделы: содержание занятия и методические рекомендации.
Содержание занятия. Этот раздел основывается на учебной программе, но должен содержать более конкретное и детальное перечисление приемов и навыков, которым следует обучить слушателей.
Кроме перечисления приемов и навыков, в содержание занятия необходимо внести указания о практике их применения, демонстрацию этих приемов и упражнения в этих приемах.
При определении содержания занятия нужно отобрать необходимый материал (набор приемов и навыков, которые в первую очередь нужны слушателям в предстоящей деятельности).
Преподносимые сведения должны быть доступны, т. е. соответствовать опыту обучаемых. При определении содержания нужно исходить также из того, что занятие жестко ограничено во времени.
Примерный расчет необходимого времени для обучения конкретному приему (из перечисленных в разделе "содержание занятия"), следует выделить в отдельную колонку.
Методические рекомендации
В этом разделе даются указания о приемах и методах обучения, последовательности их применения.
Приемы и методы обучения должны обеспечить обучение всех слушателей каждому из навыков.
Здесь можно рекомендовать такие формы обучения:
- словесное изложение необходимого учебного материала;
- показ приемов, составляющих осваиваемое умение;
- начальная отработка этих приемов;
- упражнение для закрепления умения (тренировка).
Необходимо стремиться, чтобы методы обучения применялись в активной форме. С этой точки зрения и следует продумать методические указания. В этом разделе нужно определить:
- в какой последовательности излагать материал;
- к чему особо привлечь внимание;
- как показывать тот или иной прием;
- что отрабатывать и какими способами;
- как проверить усвоение материала;
- в какой форме подводить итог и разбор занятия;
- какую долю отведенного времени уделить каждому элементу занятия.

Материальное обеспечение занятия. В этом разделе следует подробно перечислить необходимые пособия, инвентарь (для проведения занятия и для страховки), и указать их количество в соответствии с разделом "состав участников".
Указания по обеспечению техники безопасности. Содержание этого раздела определяется целью и методом проведения занятия. Указания этого раздела должны предусматривать обеспечения безопасности при подъезде к месту занятия, во время занятия и при отъезде.
Литература. В этом разделе приводится перечень литературы, рекомендуемой инструкторам и слушателям, а также ссылка на материалы лекций, прочитанных по этой тематике инструкторами или приглашенными специалистами.

Рекомендуемая последовательность разделов методразрабогки, составленной в виде таблицы.
Методическая разработка к (практическому, семинарскому) занятию по теме: (тема занятия)
1. Цель занятия
2. Место проведения
3. Продолжительность
4. Состав участников
5. Кто проводит
6. Форма занятия
7. Ход занятия:
Этап
Содержание работы
Время
Методические рекомендации
8. Матобеспечение
9. Указания по обеспечению техники безопасности
10. Дополнения (если они необходимы) или пояснения
11. Литература

Составил (подпись)
Рецензировал (подпись)
Принял (подпись)

<< Домой    Вверх >>

Hosted by uCoz