(ПЛАН-КОНСПЕКТ)
ЧАСТЬ I
1. Форма проведения - методический инструктаж по проведению пробного занятия.
2. Цель занятия - определение уровня методической подготовки слушателей и пропаганда единой методики обучения туристов технике вязки узлов.
3. Продолжительность занятия - 6 час.
4. Состав и подготовленность участников - 8 человек, слушатели семинара инструкторов горного туризма; все окончили семинар руководителей путешествий
I - III категорий сложности и имеют опыт руководства путешествиями III категории сложности.
5. Место проведения - в помещении.
6. Занятие проводит инструктор учебною отделения.
7. Необходимые учебные пособия и снаряжение:
а) личное: вспомогательная веревка (репшнур)
1 х 4,5 м; провода в хлорвиниловой изоляция диаметром 3 мм, белого цвета
1 х 0,5 м и красного цвета - 1 х 0,5 м;
б) групповое: основная веревка - 1 х 20 м, репшнур -
1 х 4,5 м.
8. Форма одежды - спортивный костюм.
ЧАСТЬ II
№ этапа занятия | Наименование и краткое содержание этапа занятия | Продолжительность этапа | Указания инструктору по организации этапа занятия |
1.1. |
Вступительная часть: цель пробного занятия - выявление пробелов в методической подготовке слушателей для оказания им помощи; активное участие слушателей и строгое соблюдение регламента - основа качественной организации занятия |
25 мин | Беседа 3. Беседа проводится накануне пробного занятия. Планы-конспекты разделов выдаются сразу же после беседы. |
1.2. | Особенности пробного занятия | ||
1.2.1. | Порядок подготовки к занятию: · изучение программы; · просмотр записей, сделанных на занятиях по темам: "Учебная работа инструктора туризма", "Техника вязки узлов"; · изучение и детализация порученного раздела плана-конспекта занятия; · изучение литературы, рекомендованной к занятию; · подготовка вопросов, по которым необходима консультация; · самостоятельная "репетиция" своего раздела занятия |
||
1.2.2. | Организация консультации: · инструктор отвечает только на записанные и четко сформулированные вопросы; · степень подготовки слушателей к пробному занятию не контролируется |
||
1.2.3. | Порядок проведения пробного занятия: · присутствующие не вмешиваются в ход занятия (возникающие вопросы, замечания, рекомендации записываются); · каждый раздел занятия завершается его разбором; · организация занятия, поддержание интереса, дисциплины и соблюдение регламента возлагается на слушателя, проводящего раздел занятия; · после окончания работы по двум разделам - перерыв |
||
1.2.4. | Последовательность и направленность разбора занятия: разъяснения участника, проводившего пробное занятие (не более 2 мин.) по следующим вопросам: · логическая последовательность объяснений, которыми сопровождался каждый раздел этапа и четкость их формулировок; · психологическая ситуация, обусловившая выбор слушателей, к которым ведущий обращался в процессе занятия; · использованный темп работы; · оптимальность числа повторений приема проводящим занятие и участниками;· организационные и методические приемы, использованные проводившим этап занятия. Вопросы, замечания, рекомендации присутствующих (не более 2 мин.) Заключение инструктора отделения (не более 4 мин): · анализ раздела занятия в соответствии с перечнем вопросов, которые разъясняются участником, проводившим этап занятия, оценка высказанных замечаний и рекомендаций, индивидуальные рекомендации и задание проводившему занятие |
||
1.2.5. | Последовательность общего разбора пробного занятия: · высказывания слушателей (2 мин.); · подведение инструктором общего итога занятия; · оценка активности присутствующих; · оценка методической подготовки слушателей (учитывается качество организации разделов замятия, активность при разборе и ценность высказанных замечаний); · рекомендации по устранению пробелов в методической подготовке слушателей; · рекомендуемая литература. |
3. За соблюдением регламента следит дежурный слушатель; протокол разбора пробного занятия ведется поочередно всеми слушателями, затем дорабатывается дежурным, проверяется и подписывается инструктором отделения | |
2. | Консультация | 40 мин | 3. Консультация проводится в присутствии слушателей накануне занятия после перерыва на самоподготовку. Рекомендовать слушателям записывать ответы на вопросы и разъяснения, которые дает инструктор |
3. | Пробное занятие | 4,5 час | |
4. | Общий разбор пробного занятия | 25 мин | 3. Рекомендовать слушателям записывать фамилии выступающих и краткое содержание выступлений |
ЧАСТЬ III
I. Общие методические указания.
1. Пробное занятие проводить после зачета по темам: "Техника вязки узлов", "Учебная работа инструктора туризма".
2. Литература:
"Спутник альпиниста", М., ФиС, 1970,
"Учебная работа инструктора туризма", тезисы лекций, Сходня, Центральные туристские курсы, 1975 (имеется в библиотеке Центральных туристских курсов),
"Приемы обращения с веревкой и техника вязки узлов", методическая разработка,
сборник "Пособие по составлению методических разработок для проведения практических занятий", Сходня, Центральные туристские курсы, 1973-11974.
3. Всесоюзный семинар инструкторов-методистов горного туризма в 1975 г.