<<    Домой    Вверх    >>

И.В. Васильев

УЧЕБНАЯ РАБОТА ИНСТРУКТОРА 

Рекомендации к методической практике. В состав ее входят: разработка "методички" и пробное занятие, причем первое рассматривается как обязательная подготовка ко второму.

Составление слушателями методических указаний можно организовать следующим образом: на одном занятии проводят вводную беседу и выдают первые задания для домашней работы звеньями, в промежутке до Следующего занятия организуют взаимное рецензирование разработанных звеньями "методичек" и анализируют их для разбора. На другом занятии происходит разбор. После него выдают индивидуальные задания на составление методических указаний, по которым каждый автор будет проводить свое пробное занятие.

Чтобы обеспечить полное методическое единство всей этой работы, первое занятие рекомендуется делать общесеминарским с вводной беседой одного из руководителей семинара.

Вводная беседа должна дать слушателям четкое представление о содержании методической практики, организуемой на семинаре, а также о назначении методических указаний и их роли в подготовке и проведении занятия. Нужно рассказать, как составляют "методичку", привести примерную схему ее (весь необходимый материал по этим вопросам изложен выше), пояснить намеченный порядок работы и содержание первого задания, дать практические советы, в том числе о том, как рецензировать "методичку", составленную другим звеном.

Задание на дом (первое) выдают одно на нескольких слушателей (на звено из двух-трех человек), чтобы облегчить выполнение новой для них работы. Состав звеньев инструктор группы намечает заранее. В задании точно оговаривают: тему, цель и содержание занятия, к которому звено должно разработать методические указания; условия его проведения (длительность, на местности или в помещении, количество занимающихся) и срок выполнения. Под содержанием занятия здесь подразумевается не просто название учебного вопроса, а расшифровка его, показывающая, что именно требуется дать слушателям на данном занятии.

Задача звена - изложить в письменной форме, как провести такое занятие с туристами-новичками (какие и в какой последовательности применить методы обучения, какие использовать пособия, вспомогательный инвентарь и т. д.).

Звеньям следует дать некоторые советы о коллективной работе над "методичкой": например, сначала вместе обсудить, как провести занятие, и лишь затем писать текст. Пишут его либо совместно, либо кто-то один, в последнем случае написанное рассматривают (дополняют, изменяют) вместе, а если возникают разные суждения, их все вносят в текст. "Методичку" надо писать вполне разборчиво, оставляя широкие поля для замечаний рецензентов.

Раздавать звеньям задания лучше всего в учебных группах сразу после окончания вводной беседы.

Подготовка заданий. Необходимо, прежде всего, установить, сколько их понадобится. Зависит это от числа звеньев, которые предполагается создать в каждой учебной группе. К примеру, при звене из двух-трех человек группа будет иметь в среднем четыре звена, а весь семинар при четырех учебных группах - 16 звеньев, В этом случае потребуется восемь заданий, так как при взаимном рецензировании каждые два звена из разных учебных групп могут работать, над "методичками" одинаковых тем.

Затем определяют темы и цели занятий, для которых звенья должны составить методические указания. Желательно, чтобы темы предусматривали обучение практическим умениям, необходимым туристу-новичку. При этом надо учитывать, знакомы ли сами слушатели с предметом, можно ли достичь намеченной цели в задаваемое время (его лучше всего ограничивать одним учебным часом).

Составить задания поручают инструкторам групп. Учебная часть после совместного обсуждения и исправления отпечатывает подготовленные задания для раздачи звеньям. Попутно распределяют задания по учебным группам, указывая, кому из них и какие нужно рецензировать "методички". Одновременно устанавливают сроки сдачи работ, их рецензирования и разбора.

Взаимное рецензирование во многом помогает слушателям осмыслить суть работы над методическими указаниями и побуждает ответственнее относиться к методической практике. От рецензии надо требовать прежде всего ответа на вопрос: можно ли "методичку" (полностью или частично) использовать для проведения занятия? Все свои замечания и советы рецензенты должны обосновывать, а вопросы к авторам, вызванные неясностями, четко формулировать.

При передаче работ на рецензирование следует рекомендовать знакомиться с методическими указаниями коллективно (всем составом звена) и тут же обсуждать возникшие замечания и общую оценку.
Рецензировать "методичку" поручают звену другой учебной группы, работавшему над аналогичной темой, либо любому другому. Первое представляется более целесообразным, так как рецензенты уже будут иметь некоторый опыт работы над той же темой.

Хорошо, если позволяет время, дать авторам возможность ознакомиться с рецензией, доработать свой труд или объяснить несогласие с замечаниями.
Разбор работ может происходить в учебных группах, однако лучше проводить его опять на общесеминарском занятии, где вниманию слушателей может быть предложено больше полезных выводов, так как сделаны они будут из большего числа работ.

О том, каким должен быть разбор и как к нему подготовиться, можно судить по рекомендациям, приведенным ранее. Они вполне применимы и в данном случае. Необходимы лишь некоторые дополнения к ним. Анализируя "методички", надо обращать внимание на их соответствие всем условиям задания, а не только его теме. Анализ следует увязывать с основными положениями лекции и советами, приведенными в ней. При разборе желательно вкратце напомнить их, чтобы облегчить слушателям выполнение второго задания.

Вторые задания, выдаваемые после разбора первых, должны быть индивидуальными: каждому слушателю предстоит самостоятельно разработать методические указания к занятию, которое он будет проводить в своей учебной группе как пробное.

Для этих заданий нужно подготовить столько тем, сколько слушателей в учебной группе. Темы могут быть одинаковыми для всех групп, и подбирать их надо из числа уже знакомых слушателям учебных вопросов программы подготовки туристских организаторов. Лучше всего, если темами будут взяты очень небольшие учебные вопросы, помогающие углубить знания или закрепить умения, например определение местного магнитного склонения на местности, вязка узлов и т. п.

Вторые задания состоят из тех же элементов, что и первые. Здесь также необходимо обсудить в учебной части проекты заданий и затем размножить задания для раздачи слушателям.

Рецензирование выполненных работ в этом случае может быть заменено разбором пробных занятий.

Пробные занятия слушатели проводят каждый по собственной "методичке", имея перед собой в качестве аудитории весь состав своей учебной группы. Предназначены эти занятия не только для того, чтобы дать слушателям первоначальную практику обучения. Они служат также для проверки успеваемости в области методической подготовки и, что не менее важно, выявляют и помогают восполнять пробелы в знаниях. Всем таким занятиям обязательно должен сопутствовать обстоятельный разбор, проводимый сразу после окончания "пробы".

Таким образом, любое занятие, посвященное этому виду методической практики, включает два равно необходимых элемента - "пробу" и разбор. Оба их нужно уложить в определенное для занятия время, то есть максимально в один учебный час, Так как разбор, судя по опыту, требует лишь немногим меньше времени, чем сама "проба", последняя становится возможной лишь в сокращенном виде. Это означает, что слушателю надо поручить практически реализовать его методические указания не в полном объеме, а в какой-то их части, и рассказать, как он наметил провести остальное.

Тогда в одном случае будут реализованы, допустим, те разделы указаний, которые касаются объяснения материала и демонстрации приемов, и сжато рассказано, в каком порядке предположено провести отработку приемов и заключительную часть занятия. В другом случае, наоборот, слушатель кратко расскажет, что и как он наметил делать в начале занятия и затем наглядно проведет занятие по остальной части "методички". Возможны и другие варианты совмещения здесь наглядности, рассказа и действий обучаемых.

Не исключено, что некоторых слушателей можно будет освобождать от пробных занятий и тем самым немного сокращать потребность во времени на методическую практику этого вида. Применять это допустимо только к тем слушателям, кто хорошо выполнил второе задание (индивидуальная "методичка") и по поручению инструктора удачно провел часть обычного учебного занятия.

Подготовка инструктора группы к "пробам" состоит в следующем. Надо наметить очередность пробных занятий и информировать о ней слушателей. Желательно чередовать использование "методичек" более удачных и менее удачных. Это требует предварительного ознакомления со всеми методическими указаниями, которые разработаны слушателями. Оно необходимо также для того, чтобы определить, какие разделы каждой "методички" следует реализовать в ходе "пробы" и заранее наметить пункты, к которым следует привлечь внимание при разборе.

О том, сколько времени отводится на "пробу" и какую часть методических указаний надо реализовать, инструктор извещает слушателя заблаговременно, чтобы дать ему возможность лучше подготовиться (ведь это самое первое занятие, которое он будет проводить).

В ходе пробного занятия инструктор следит за по рядком в группе, чтобы не допустить превращения серьезного дела в игру (подчас слушатели бывают склонны к этому). Во всех случаях, когда это не противоречит правилам безопасности, во время "пробы" не рекомендуется поправлять ведущего: поправки могут смутить его, дезорганизовать занятие, помешать сделать намеченное. Желательно незаметно для ведущего следить по часам, насколько он укладывается в отведенное ему время, чтобы избежать резких отклонений от расчетных рамок.

Разбор пробных занятий проводится несколько иначе, чем при анализе выполнения первых заданий. Главное тут - привлечь слушателей к серьезному, конкретному обсуждению каждой "пробы". Нужны не односложные высказывания, а деловые, мотивированные замечания, поправки и оценки.

Пробное занятие следует разобрать не только целиком, а по элементам, обращая внимание и на пригодность примененных методов обучения, и на то, как слушатель владеет речью, как у него получаются объяснения и демонстрация приемов, как он руководит отработкой, как развивает активность у занимающихся и т. д.

Инструктор группы "дирижирует" обсуждением, направляя его по нужному руслу при помощи наводящих вопросов и удерживая от крайностей (вроде насмешек, резких оценок). Весь разбор ни в коем случае не должен носить характер разноса. Даже большая неудача первой "пробы" не должна вселять в слушателя неверие в свои силы. Наоборот, товарищескими советами, замечаниями нужно вызвать в нем желание учесть первый опыт и не повторять ошибок.

Итог занятий ("пробы" и разбора) подводит инструктор группы. Он делает выводы, дает конкретные рекомендации, разъясняет то, что было понято неправильно, отводит ошибочные советы и замечания.
По каждому пробному занятию следует выводить оценку методической подготовки слушателя.

* * *

При повышении квалификации руководителей путешествий цель всех занятий по теме "Учебная работа" та же, что при подготовке инструкторов туризма - дать знания и умения, необходимые для обучения участников своей туристской группы, применительно к условиям намеченного путешествия. Так же организуют в этом случае и методическую практику, но дают ее в несколько уменьшенном объеме за счет сокращения числа пробных занятий (соответственно времени, отводимому учебным планом).

Все работы, связанные с составлением "методичек", рекомендуется выполнять на сборе еще до выхода в учебно-тренировочный поход с тем, чтобы пробные занятия можно было проводить и в походной обстановке (например на дневках). Сокращение числа пробных занятий может быть компенсировано хотя бы так: чаще проводить общесеминарские показательные учебные занятия перед прохождением реальных естественных препятствий, шире привлекать наиболее подготовленных слушателей к проведению какой-то части учебного занятия в своей группе.
При подготовке инструкторов-методистов тема "Учебная работа" занимает почти половину всего учебного времени. Обусловлено это тем, что именно они призваны давать начальные педагогические знания и умения будущим инструкторам туризма и руководителям путешествий, то есть тем, кому в свою очередь предстоит заниматься обучением.

В лекции на эту тему в данном случае уделяют особое внимание разъяснению различий, существующих в обучении будущих инструкторов и будущих туристских организаторов (или туристов-новичков). Если туристского организатора достаточно, допустим, научить читать карту, то инструктор должен еще уметь обучить такому чтению. А для этого необходимо, естественно, обладать некоторыми педагогическими знаниями и умениями. Соответственно этому и строится обучение инструкторов-методистов.

Говоря о методических указаниях и о предстоящей разработке их, следует привести примеры соблюдения в них дидактических принципов (если они не были приведены в лекции об основах советской педагогики). Кроме того, необходимо предостеречь слушателей от таких погрешностей и ошибок, которые чаще всего допускаются при разработке "методичек". К ним относятся в частности, такие: некоторые авторы как бы забывают, что их рекомендации предназначаются не только для личного пользования (включают ссылки на неизвестные другим примеры, допускают понятные лишь им сокращения слов и т. п.); идет речь о передаче только туристских или организаторских умений, но не методических; в ущерб описанию хода занятия излишне подробно излагается его содержание и даже включается материал, выходящий за рамки темы; ограничен круг используемых приемов обучения, особенно когда дело касается отработки умения, применения средств наглядности, активизации слушателей; отсутствуют указания на то, кто выполняет ту или иную часть рекомендаций.

Методическая практика, рассмотренная нами выше, вполне применима и при подготовке инструкторов-методистов, но с поправками на повышенные требования к ним и на более высокий уровень подготовленности слушателей. Там, где речь идет о "методичках" для практических занятий в учебной группе, необходимо добиваться, чтобы слушатели полностью уяснили различия в обучении новичка и инструктора. Тут можно рекомендовать такой способ, как последовательное составление "методичек" к двум занятиям на одну и ту же тему: первое - с туристскими организаторами, второе - с инструкторами. В этом случае составитель на своих же разработках практически убеждается, что здесь необходимы различные методические рекомендации. Можно для большей наглядности посвятить одну из "проб" сопоставлению однотемных занятий с туристскими организаторами и с инструкторами.

Желательно дать слушателям возможность практиковаться и в составлении учебного расписания занятий для различных условий обучения (например, для семинара подготовки туристских организаторов, на предпоходный период работы семинара подготовки инструкторов). Это может быть выполнено как домашнее задание с последующим рецензированием и подробным разбором.

Большое значение в методической практике будущих инструкторов-методистов имеет анализ каждого ее вида: самостоятельных разработок слушателей, рецензирования, пробных занятий. К активному участию в анализе должны быть привлечены все слушатели. С этой целью можно давать им индивидуальные задания на анализирование тех или иных работ, а затем обсуждать их выводы в группах или на общесеминарских занятиях.

На семинарах (сборах) подготовки этой категории актива нужно как можно шире использовать знания и умения слушателей, учитывая, что все они уже имеют некоторый опыт обучения. Для этого устраивают специальные занятия, посвященные обмену опытом и требующие особой подготовки (о ней сказано выше). Тематически каждое такое занятие должно быть подчинено какому-либо одному учебному вопросу (применению различных форм и приемов обучения, подготовке занятий и т. п.). При этом важно, чтобы весь заслуживающий внимания опыт, выявленный на подобных занятиях, был обобщен для последующего использования его на семинарах и сборах.

<< Домой    Вверх >>

Hosted by uCoz