2. Цель занятия: обучить детей технике глазомерного измерения высоты
дерева по тени и при отсутствии солнца - с помощью угломера.
3. Место проведения занятия: улица, сквер.
4. Продолжительность занятия: 2 часа.
5. Состав участников: пять микро групп по три человека в каждой.
6. Форма занятия: практическое занятие.
7. Кто проводит: практикант.
8. Материальное обеспечение: угломер или лист бумаги, альпеншток,
(рулетка).
9. Литература: Энциклопедия туриста. - М.: БСЭ;
"Карманная книга натуралиста и краеведа".
10. Ход занятия:
1 этап:
Учебный вопрос. Вводная беседа: что такое глазомерная съёмка; применение
глазомерного измерения высоты дерева при переправе через реку;
применение
глазомерного измерения высоты скалы для определения длины верёвки при
передвижении по ней.
Действия педагога: доводит информацию в виде лекции (рассказа), поясняя
каждый пункт.
Действия группы: слушает.
Время: 5 - 10 мин.
2 этап:
Учебный вопрос. Определение длины своего шага.
Действия педагога: отмеряет на местности с помощью рулетки расстояние
равное
10 м. и просит детей пройти это расстояние и посчитать их количество
шагов.
Действия группы: считает количество шагов, запоминает.
Время: 10 мин.
3 этап:
Учебный вопрос. Измерение высоты дерева по тени. Действия педагога:
измеряет длину тени альпенштока (или собственного роста) шагами, затем
измеряет шагами длину тени дерева (переводит полученное в метры) и
составляет пропорцию: высота альпенштока относится к высоте дерева, как
длина тени альпенштока относится к длине тени дерева. Из полученной
пропорции выводит формулу: Высота дерева = (высота альпенштока х длина
тени дерева) :
длина тени альпенштока.
Действия группы: каждый учащийся наблюдает, записывает формулу,
проделывает такие же операции с заданными им деревьями, показывает
результат педагогу. Время: 40 мин.
4 этап:
Учебный вопрос. Измерение высоты дерева с помощью угломера в случае если
нет солнца.
Действия педагога: Находит такое место, чтобы вершина дерева совпадала с
верхним углом треугольной линейки (угломера), отмеряет шагами расстояние
до дерева от этого места, а затем считает по формуле: Расстояние до
дерева (в метрах) + длина своего роста до глаз = высота дерева.
Действия группы: каждый учащийся наблюдает, записывает формулу,
проделывает такие же операции с заданными им деревьями, показывает
результат педагогу. Время: 50 мин.
Подведение итогов:
1. Подвести итог занятия.
2. Напомнить чему научились.
3. Указать характерные ошибки.
4. Похвалить отличившихся.
5. Отметить работу каждого, указав, на что нужно обратить внимание.
Время: 10 мин.
11. Обеспечение безопасности на занятии.
• Руководитель заранее проверяет чтобы место было безопасным во
избежание каких-либо травм.
• Группа имеет аптечку.
Педагог
дополнительного образования Н.А. Костерев
|