Цель занятия: научится измерять компасом азимут на заданный предмет и определять
направление по заданному азимуту.
Форма проведения: практическое занятие на местности или в помещении.
Время занятия: 1 час
Ход занятия:
1. Вводная
беседа:
Напомнить детям устройство компаса и правила измерения азимута на предмет.
Проводится опросом наиболее подготовленных участников.
2. Основная часть:
1. часть: измерение азимута на предмет
Участники разбиваются на пары, встают друг напротив друга в круг диаметром 15—20
метров. Напарники определяют азимут друг на друга и называют его. Их азимуты
являются обратными и должны отличаться на 180 градусов. Если разница другая –
значит, допущена ошибка.
Руководитель группы наблюдает за правильностью действий участников, за
полученными результатами, помогает в случае необходимости.
Успешно справившиеся пары переходят на новое место и повторяют упражнение.
Всего каждый участник должен сделать не менее 5 измерений в разные стороны.
2 часть: определение направлений по заданному азимуту:
Вводная беседа с напоминанием о правилах определения направления по компасу.
Участники строятся в шеренгу лицом к руководителю. Руководитель называет
какой-либо азимут (от 0 до 360 градусов). Каждый участник должен, используя
компас, повернуться лицом в указанное направление. В конечном итоге вся шеренга
должна смотреть в одну сторону.
Руководитель слетит за правильностью действий участников, помогая тем, кто не
справляется.
Подведение итогов:
В конце занятия проводится соревнование на точность измерения азимута по заранее
промеренным руководителем направлениям. Для этого используются призмы,
развешиваемые в конце занятия.
Обеспечение безопасности:
Площадка для проведения занятий должна быть открытой, позволяя наблюдать за всей
группой.
Необходимое оборудование:
Компас на каждого участника, призмы.
Педагог
дополнительного образования Н.А. Костерев
|