на главную страницу   Главнаяконкурс "Вековые кольца России" > 2009 - 2010 учебный год

Меркулова Маргарита

История станции метро «Маяковская»

ГОУ СОШ № 714, руководитель проекта: Митин Михаил Иванович


Как много скрыто от наших глаз в глубинах истории. И кажется, что невозможно в полной мере осознать те или иные события, ощутить дух эпохи и проникнуться до глубины души важностью, величественностью, загадочностью или противоречивостью событий.

Московское метро – один из многочисленных культурных объектов нашей страны. Этот транспортный узел перевозит ежедневно миллионы людей и в суете столичных будней мы совсем забыли, а многие даже никогда не знали о том, что любая станция метро, подобно человеку, растет и развивается, участвует в конкурсах и принимает гостей, у каждой станции столичной подземки своя история, своя биография.

В своей работе я попыталась изучить историю станции метро Маяковская в период Великой Отечественной войны и потом возникла идея сравнить ее с современным видом станции. После изучения материала я поняла, что не только сейчас, но и 65 лет эта станция играла очень важную роль. И если сейчас пассажирам на станции бывает дискомфортно от большого количества народа, то в военные годы людей заботили куда более серьезные вещи, а именно их жизнь и жизнь их близких.

Я постаралась передать ту связь эпох, которая вызывает самые положительные и яркие эмоции, постаралась чтобы все кто читал мою работу смогли сквозь времена полюбоваться станцией метро Маяковская, увидеть какой она была раньше, и которой москвичи очень многим обязаны.

Цель: Создание образа станции метро Маяковская как носителя эмоциональной и исторической памяти.

Задачи:
1. Изучить историю станции метро Маяковская
2. Соотнести два периода существования станции метро Маяковская
3. Визуализировать полученные результаты

Методы:
1. Работа с литературой
2. Анализ
3. Сравнение
4. Фотосъемка
5. Фотомонтаж

Станция метро "Маяковская"

Московский метрополитен сегодня - это 177 станций на 12 линиях, общей протяженностью 292,2 км, но из этого огромного количества станций хотелось бы выделить одну, открытую в составе второй очереди строительства Московского метрополитена 11 сентября 1938 года, названную в честь советского поэта Владимира Владимировича Маяковского,- станцию «Маяковская».

Почему именно она привлекла мое внимание? Потому что очень много событий в истории нашей Родины происходили на этой станцией. И я хотела показать, что забытые, ушедшие в прошлое моменты нашей истории, можно оживить и придать им новые краски.

«Маяковская» — станция Замоскворецкой линии московского метрополитена. Проектные названия станции — «Триумфальная площадь», «Площадь Маяковского», архитектором проекта был Алексей Николаевич Душкин. Маяковская стала первой в мире колонной станцией глубокого заложения. Свод станционного зала опирается на стальные колонны, покоящиеся на массивной железобетонной плите основания.

Конструкция подземного зала уникальна. Массивные пилоны заменены сравнительно тонкими колоннами, покрытыми рифленой нержавеющей сталью. Угловые части колонн на высоту человеческого роста выложены пластинами уральского камня «орлец» и садахлинского мраморовидного известняка. В оформлении вестибюля был использован светло-серый мрамор «уфалей» и шрошинский известняк из Грузии. Путевые стены станции облицованы мрамором «уфалей» (вверху) и диоритом (внизу). Пол выложен белым мрамором, серым и розовым гранитом. Свод центрального зала украшают овальные ниши, в которых размещены светильники и великолепные мозаичные панно из смальты, выполненные по эскизам Народного художника СССР Александра Александровича Дейнеки (1899-1969) на тему «Сутки страны Советов». Пол выложен белым мрамором и серым гранитом. Светильники находятся в 34-х овальных нишах свода центрального зала. При открытии станции было 35 колонных секций и 35 мозаик в куполах-кессонах. Но при установке гермозатвора у существующего эскалатора, одна мозаика оказалась закрыта металлоконструкциями, другая мозаика, в противоположном торце станции, долгие годы была скрыта от пассажиров декоративной стенкой, за которой размещались служебные помещения. После открытия второго выхода станции «Маяковская», которое состоялось 2 сентября 2005 года, многие пассажиры могут впервые увидеть мозаику Александра Дейнеки «Красное Знамя», украшающую свод центрального зала станции. Теперь для служебных и технических нужд построены новые помещения, а мозаика вновь открыта для обозрения.

Подземная архитектура станции принадлежит к знаковым образцам «сталинской неоклассики», которая, благодаря гармоничному сочетанию авангардных конструкций с более традиционным декором, сближается здесь с международным «ар деко».

В 1938 году уникальный проект станции получил Гран-при на Международной выставке в Нью-Йорке. С 1980-х станция имеет статус памятника архитектуры. А в 2001 году станция была включена в список памятников истории и культуры местного значения как один из ценнейших архитектурных объектов города Москвы.

В конце 80-х станция получила статус Памятника архитектуры. В 2001 году Правительство Москвы приняло решение включить станцию «Маяковская» в список памятников истории и культуры местного значения.

Во время Великой Отечественной войны на станции «Маяковская» располагался командный пункт московского штаба ПВО. Отсюда была налажена связь со всеми районами города и с фронтом, велось руководство обороной столицы.

Станцию «Маяковскую» как наиболее просторную и хорошо защищенную от авиабомбовых атак (станция глубокого заложения – 8м) выбрали местом проведения торжественного заседания президиума Верховного Совета и Совнаркома СССР, посвященного 24-й годовщине Октябрьской революции.

6 ноября 1941 года станция метро «Маяковская» была закрыта для пассажиров. Поезда проносились мимо неё. На станции шла спешная работа. Платформа превращалась в зал. В противоположном от входа конце перрона были оборудованы сцена и трибуна. На платформе расставили стулья. Станция была ярко залита электрическим светом. В вестибюле расположили гардероб.

Когда на станции подходили к концу последние приготовления, около двух тысяч человек бережно клали в карманы пригласительные билеты на торжественное заседание Московского Совета. Место заседания указывалось  устно: станция «Маяковская».

В 17 часов 6 ноября в Москве была объявлена воздушная тревога: 250 самолетов рвались к столице. Летчики и зенитчики не пропустили к городу ни одной вражеской машины. В 18.40 был дан отбой. А к семи часам участники заседания съезжались и сходились к темному подъезду.

Вход в метро не был освещен. Ручной фонарик милиционера на мгновение освещал билет, дверь открывалась – и посетителей встречали сияющие люстры, красный мрамор и нержавеющая сталь колонн, мозаика плафонов. В вагонах у платформы поместили буфет, где были чай, бутерброды и мандарины. В вагонах с занавешенными окнами переодевались артисты, был дан большой концерт.

На совещании присутствовали две тысячи человек. Сталин приехал на обычном поезде метро. В целях безопасности подали сразу четыре состава: два – на «Белорусскую» и два – на «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»). Никто не знал, на каком именно поезде поедет Сталин. Он приехал на машине на «Белорусскую» и отсюда в одном из приготовленных поездов прибыл на «Маяковскую». Большинство москвичей считало, что ни традиционного заседания Московского Совета, ни, тем более, парада на Красной площади не будет: нельзя сосредоточить массы людей, создать мишень для бомбежки.
 
Но 6 ноября 1941 года здесь на глубине восьми метров, по случаю 24-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции, на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы выступил с докладом Сталин, и снова были произнесены слова «Наше дело правое». Заседание транслировалось по радио, и вся страна слышала и знала: Москва стоит, в Москве праздник, народ Советского Союза не сломлен!

Станция также стала символом стойкости русского народа. Во время немецких авиа налетов она использовалась как бомбоубежище для сотен людей. Именно на этом полу проводили ночи, спали москвичи, спасаясь от бомбежек; здесь рождались дети, справлялись дни рождения, отмечались праздники. На станции Маяковская была организованна кухня и налажено питание, оказывалась медицинская помощь пострадавшим. По всей длине станции разместились спальные места. Сама фактура камня станции несет в себе глубину исторической памяти.

Также станцию «Маяковская» поистине можно назвать музыкальной, ведь её южный вестибюль станции встроен в здание концертного зала имени П.И.Чайковского. Всего у станции три наземных вестибюля.

Вот так одна станция метро за время своего существования смогла побывать госпиталем и убежищем, детским садом и школой, спальней и музыкальным классом, победителем международной выставки и памятником архитектуры, а также залом заседания Московского совета, на котором были произнесены слова, так необходимые москвичам. А небольшие усилия помогли нам воссоздать тот эмоциональный фон и атмосферу, царившую в те далекие времена.

В настоящее время на станции идут ремонтные работы, после реконструкционных работ мозаика "Красное Знамя" будет вновь открыта для обозрения. Реставрационные работы будут закончены в 2010 году, когда московский метрополитен отметит 75-летний юбилей.

      
   

Список работ

Hosted by uCoz