<<    Домой    Выше    >>

МосгорСЮТур

Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. «Общий сбор. Полвека в детском туризме». - Москва, 2006

Разработка системы организации туристкой деятельности с учащимися на уровне школы и района к этому времени была завершена. Все аспекты этого дела были понятны, изучены. Опыт обобщен, получил положительное заключение коллегии Главного управления народного образования Мосгорисполкома (ГлавУНО), Министерства просвещения РСФСР, был заслушан на республиканском совещании директоров областных станций юных туристов.

Осенью 1978 г. начальник ГлавУНО Георгий Леонидович Асеев и его первый заместитель Леонид Петрович Шило предложили мне занять вакантную должность директора Московской городской станции юных туристов (МосгорСЮТур). От налаженного дела уходить было трудно, и, чтобы не рвать связи с районом, оговорил с Г.Л. Асеевым, что базовым районом будет оставаться Люблинский, и клуб я буду продолжать вести на базе Люблинского РДПиШ. Мой предшественник на посту директора Станции Валентин Михайлович Куликов, человек преданный делу, служил ему верой и правдой, и многое сделал для развития туризма в системе образования. Но ключевые вопросы управления школьным туризмом еще не были решены.

По нашей инициативе ГлавУНО утвердил новое «Положение о МосгорСЮТур», а Министерством просвещения РСФСР для МосгорСЮТур было утверждено новое штатное расписание, которое больше отвечало интересам дела. Были утверждены функционалы всех работников, с четко определенными обязанностями. В этом вопросе мы шли не от персоналий, от интересов дела.

Вместе со мной на Станцию пришли работать клубовцы Афанасьев Г. И., Афанасьева А.В., Борисов Ю.П., Варшавский И.К., Каражас В.А., Кошкина И.В., Стрельников О.М., Шешенина Н.Б. Структурные подразделение возглавили: Алексеев В.Д., Волков С.Н., Гайлит И.Т., Губанкова Г.А. Это значительно облегчило работу, так как все эти специалисты раньше трудились вместе со мной. На обучение этих сотрудников не нужно было много времени. Люди понимали, что от них требуется.

Нужно было во многом с нуля начинать выстраивать новую систему руководства туристской работой на уровне города. С 1979 г. была изменена система проведения Первенства по туризму среди школьников г. Москвы. Для Первенства было введено типовое «Положение», которое из года в год не менялось. Не нужно было его ежегодно согласовывать во всех инстанциях, заново утверждать. Это значительно облегчало работу, как для городских учреждений, так и для районов. С тех пор Первенство проводится по трем возрастным группам «А», «Б» и «В».

В соответствии с новыми требованиями районы должны были вместо проведения туристских слетов для старшего и младшего возраста перейти на систему проведения слетов-соревнований по параллелям классов с 5 по 10. Для этих соревнований мы разработали типовые положения. Победители районных слетов 6 и 7 классов (две команды от района) могли участвовать в городском Первенстве соответственно по группам «В» и «Б». Участником Первенства становилась не сборная команда, а класс. По группе «А» могли участвовать команды с опытом не ниже 1 к.с. Для этих команд тогда впервые в систему Первенства были включены сложные туристские походы 2-3 к.с. Это значительно расширило возможности районов в деле воспитания квалифицированного детского туристского актива.

Обеспечить качественное руководство новым содержанием туристской работы в городе и реализацию заявленных задач городского Первенства могли лишь подготовленные педагогические кадры. Для их массового обучения с 1979 г. в Москве заработали регулярные школы начальной (НТП «А» + «Б»), средней туристской (СТП) и средней инструкторской (СИП) подготовки для педагогов города. Многие учителя получали и более высокую квалификацию в школах высшей туристской и инструкторской подготовки (ВТП и ВИП). Этот участок работы возглавляла заведующая туристским отделом МосгорСЮТур И.Т. Гайлит. Подготовленные в эти годы кадры до сих пор продолжают успешно трудиться на туристской ниве.

Но главное, что нужно было совершенствовать, это система управления туристской деятельностью школ и туристских кабинетов (отделов) районных внешкольных Учреждений. Еще в 1974 г. после безобразных событий на районном туристском слете в Советском районе, когда из-за халатности и разгильдяйства грязной водой было отравлено несколько сотен детей, я обратился к руководству города с предложением утвердить единые подходы к организации туристской работы в системе городского образования. ГлавУНО встретило это предложение без энтузиазма. Но второй секретарь МГК КПСС Р.Ф. Дементьева настояла на принятии такого документа и 13 мая 1975 г. коллегией ГлавУНО были утверждены «Единые требования к проведению туристско-экскурсионной и краеведческой работы со школьниками». В этом документе были определены:
- основные показатели планирования туристско-краеведческой деятельности;
требования к руководству детско-юношеским туризмом и необходимость назначения в школе туристского организатора;
- требования к определению цели работы детских туристских объединений в школе (отмечалось, что основной задачей работы туристского кружка должна быть подготовка и переподготовка пионеров-инструкторов и младших инструкторов по туризму - помощников руководителей туристских походов, подготовка разрядников по туризму);
- формы проведения туристско-краеведческой работы, и, в частности, требования к организации туристских слетов-соревнований;
- требования к туристской подготовке классных руководителей, то есть определено содержание профильной подготовки непосредственных организаторов туристско-краеведческой деятельности в классах;
- требования к качеству материально-технической базы школьного туризма и краеведения;
- основные показатели туристской работы школ: проведение походов и путешествий, подготовка значкистов «Юный турист», «Турист СССР», разрядников, инструкторов.

Прогрессивные по содержанию и целям, инициированные низовыми структурами управления туристско-краеведческой деятельностью, «Единые требования...» были широко подхвачены туристской общественностью и государственными структурами управления и внедрены в ряде регионов, например в Ставропольском крае.

Этот документ сыграл положительную роль потому, что позволил в то время на основе положительного практического опыта упорядочить управление школьным туризмом и краеведением, а именно:
- совершенствовать методику планирования и контроля;
- проводить смотр на лучшую организацию туристской деятельности в образовательных учреждениях и использовать его как метод мотивации педагогических коллективов на развитие школьного туризма и краеведения и инструмент контроля показателей результативности туристско-краеведческой деятельности;
- ввести в городе единые формы учета и отчетности;
- систематизировать учебу классных руководителей и учителей предметников - непосредственных организаторов туристско-краеведческой деятельности.

Но «Единые требования...», по сути, были декларацией, так как не был определен механизм их внедрения и система контроля. Подобное отношение работников ГлавУНО к воспитанию школьников было явлением типичным. Они не желали возлагать на себя никаких обязанностей и практически пускали дело на самотек. Такое положение затрудняло мою деятельность еще в районе. И, придя на работу в МосгорСЮТур, в 1979 г мы разработали основные управленческие показатели, систему учета и отчетности по выполнению «Единых требований...». До районов и школ они были доведены приказом по ГлавУНО № 146 от 22.05.1980 г. «Об организации туристско-краеведческой и экскурсионной работы с учащимися школ г. Москвы».

Еще одним документом, где были определены меры по развитию дела на перспективу, стал приказ № 182 по ГлавУНО от 24.06.1981 г. «О мерах по дальнейшему развитию туристской, краеведческой и экскурсионной работы с учащимися общеобразовательных школ г. Москвы».

«Единые требования...» и два этих приказа были базой, основой туристско-краеведческой деятельности с учащимися города. В их разработке принимали самое непосредственное и заинтересованное участие учителя, турорги и директора школ, районные работники, многие из которых прошли клубную подготовку. Значительную роль они играли и в проведении городского туристского Первенства. Без опоры на своих учеников, единомышленников, как штатных, так и общественных работников, невозможно было в такие короткие сроки внести столь кардинальные изменения во всю систему управления туристской работой в городе.


Буду признателен за Ваши материалы по истории детско-юношеского туризма в г.Москве. Мой адрес: kos_nik@mail.ru