Брыксина-Лямина Лада Маратовна - ветеран детско-юношеского туризма

<<    Домой    Выше    >>

БРЫКСИНА-ЛЯМИНА  ЛАДА  МАРАТОВНА

Родилась 26 марта 1963 года в Москве. В 1987 году окончила МГПИ им. В.И. Ленина по специальности «Преподаватель истории и обществоведения».

В 1999 году, работая учителем школы № 653 в Южном округе Москвы, была слушателем школы инструкторов детско-юношеского туризма в ДДЮТиЭ Южного округа. Там встретилась с замечательными педагогами-туристами (с Алексеем Фёдоровичем Харченко, с Сергеем Владимировичем Устиновым, с Еленой Александровной Котляровой и др.), которые стали не только наставниками на всю жизнь, но и очень близкими людьми. В ДДЮТиЭ с того времени познакомилась с огромным количеством единомышленников.

С 2001 года руководит Лада Маратовна походами (пешими и лыжными) и краеведческими поездками со школьниками. Около 10 лет работала в ДДЮТЭ Южного округа в должности педагога дополнительного образования (высшая квалификационная категория), обучала детей по программе «Историческое краеведение», вела курс по истории Москвы для воспитанников объединений ДДЮТЭ. Группы под её руководством совершили множество пешеходных, лыжных и экспедиционных походов, а также краеведческих исследовательских поездок и экспедиций. Участвовали в окружных и городских соревнованиях и конкурсах, в Первенстве Москвы по лыжному и экспедиционному туризму, занимали высокие места.

Инструктор детско-юношеского туризма. Награждена нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации», грамотами и дипломами Южного окружного управления образования, Департамента образования Москвы, Московской городской стации юных туристов, Федерации спортивного туризма Москвы и другими

В настоящее время Лада Маратовна работает в Центре образования № 1450 (в прошлом школа № 653) на юге Москвы учителем истории и обществознания. Она основатель и один из руководителей туристско-краеведческого клуба «Берендей» в ЦО № 1450. Клуб создан в 2001 году. Его члены – школьники с 5 по 11 класс и выпускники школы, и нередко приходят их младшие братья и сёстры, которые ещё учатся в начальных классах. В качестве заместителей руководителя часто работают выпускники.  В настоящее время в руководстве клубом участвует О.Ф. Подгузова, педагог той же школы, известный специалист в московском детско-юношеском туризме.

На занятиях клуба ребята изучают необходимые в походе вещи: вязку узлов, постановку палаток, ориентирование и т.п.; готовятся к творческим заданиям по краеведению. Регулярно проходят школьные слёты и соревнования с выездом на 1-2 дня, с широким охватом учащихся. Проходя цепочку разнообразных этапов, ребята могут почувствовать себя в условиях похода, проверить и усовершенствовать свои навыки. Особенно интересно, что в организации слётов участвуют почти все(!) учителя-предметники, каждый вносит свою изюминку.

И несколько раз в год «Берендеи» отправляются в спортивные походы (пешком или на лыжах) или в поездки. Совершили уже множество путешествий по всей России, по ближнему зарубежью, по местам, связанным с памятью Отечества в зарубежье. В любом походе и в любой поездке участники изучают на практике чуть ли не все предметы школьной программы!

Как им это удаётся? Каждый участник имеет свою должность в группе: (завпит, медик, реммастер, метеоролог, летописец, художник, библиотекарь, краевед, специалист по игротеке, представитель по связям с общественностью, главный артист оператор, сценарист (обязательно разыгрываются легенды, пьесы), режиссер фильма... И каждый самостоятельно выбирает себе тему для микроисследования. Таким образом, изучается одновременно ряд аспектов: одни делают исследование по истории того или иного памятника, другие о выдающихся людях, связанных с этим местом, третьи из области военного дела, четвёртые о народных праздниках… А в конце мероприятия представляют всё, что смогли узнать по выбранной теме во время похода или поездки, а также дают интересные личные отзывы о путешествии. Каждый из участников клуба становится сопричастным к истории своей страны. В Москве не так уж много объединений, работающих с детьми столь содержательно и на столь высоком уровне.

По мнению старших ребят, членов клуба «Берендей», особо ценна атмосфера доверия и свободы, создаваемая руководителями клуба. Такой нестандартный подход преподавателей: они дают детям полную свободу для творчества. И происходит обыкновенное чудо! В этой обстановке ребята быстро понимают, что должны отвечают за свои поступки самостоятельно – и перестают злоупотреблять свободой, начинают относиться к ней ответственно.

Безусловно, такое возможно только там, где установились тёплые, доверительные отношения между педагогами и детьми. К преподавателям можно обратиться не только с вопросом по какому-либо предмету, но и по личной проблеме – и всегда встретишь понимание и поддержку, всегда знаешь, что тебе помогут. Так и становятся настоящими друзьями взрослые и юные, и не прерывается связь поколений.

Новых добрых дорог, новых стирающих границы исследований нашим юным «Берендеям» и их творческим, вечно молодым руководителям!

(По материалом книги "Детский туризм в Москве. История и современность" - М., МосгорСЮТур, 2013 )


Фотоальбом

   


Присылайте свои воспоминания, фотографии и т.п. о ветеранах детско-юношеского туризма в г.Москве. Мой адрес: kos_nik@mail.ru