на главную страницу   ГлавнаяТуристско-краеведческие мероприятия > 2011-2012 учебный год

Совместный поход в Снегири. 30 октября 2011 года
Н.А. Костерев,   Ройтман Михаил (1238 школа),   Евгений Попов  (1726 школа),                   фотоальбом

30 октября 2011 года сотрудники Центра внешкольной работы «Раменки» провели совместный туристский поход по местам, связанным с Битвой за Москву в декабре 1941 года (руководитель похода — Костерев Николай Александрович). Мы прошли 12 километров по маршруту от станции Миитовская через село Рождественно в поселок Снегири.

Мы — это туристские группы Центра внешкольной работы «Раменки», Дома детского творчества «Кунцево», Центра детского творчества «Матвеевское», детской общественной организации «Школа мужества», школ Западного округа №№ 98, 914, 1238, 1455, 1498, 1726. Всего — 86 человек.

От станции Тушино на электричке мы приехали на окраину города Дедовска – станцию Миитовскую. Зимой 1941 года здесь проходил рубеж обороны 9 гвардейской дивизии, дальше которого фашисты пройти не смогли. Через лес мы вышли на поле, окружающее село Рождествено и подошли к памятнику морякам—дальневосточникам, погибшим здесь в боях с немцами. Возложили цветы, послушали рассказ о боях на этом участке.

Надо сказать, что, несмотря на прошедшие 70 лет, в лесу еще можно различить остатки окопов и блиндажей. А выйдя в поле, мы встретили поисковиков с металлоискателем, которые показали нам найденные гильзу от 45-мм пушки, осколки, гильзы от винтовки. Все это сохранилось с 1941 года!

В селе Рождествено около восстановленной церкви Рождества Христова находятся братские могилы погибших советских воинов и памятник жителям села, не вернувшимся с Великой Отечественной войны. Поражает количество погибших: по 4— 6 человек из каждой семьи. Возложив цветы, почтив память погибших, продолжили свой путь.

Между Рождествено и деревней Жевнево, в лесу, хорошее место для обеденного привала. Здесь много сухих дров, а питьевую воду мы принесли с собой. На привале прошли конкурсы. В конкурсе «меткий стрелок» лидировали ребята из «Школы мужества» (руководитель Легостаев С.Н.), а в конкурсе на лучший бутерброд — команда из школы № 1238 (руководитель Афанасова Г.В.). Перед уходом с привала юные экологи из Центра «Матвеевский» проверили чистоту лагеря, потушенные и засыпанные землей костры, отсутствие мусора. Всё оказалось сделано на отлично!

После обеда за два перехода дошли до поселка Снегири и оказались на территории Ленино-Снегиревского военно-исторического музея. Чего здесь только нет! Это целый мемориальный комплекс, посвященный защитникам Москвы и воинам—интернационалистам. Мы возложили цветы к Вечному огню около памятника воинам—сибирякам, вдоволь полазили по военной технике, выставленной около музея.
Усталые (все-таки прошли целых 12 километров), но довольные; полные впечатлений и фотографий от станции Снегири мы вернулись в Москву.

Следующий совместный поход — 27 ноября в Красногорск с посещением музея немецких антифашистов. Присоединяйтесь!!!

Н.А. Костерев, руководитель похода

Группа школы № 1726 в походе!

30 ноября мы пошли в поход. От нашей школы № 1726 было 10 человек. Это был большой поход совместно с другими школами.

Цель похода: пройти путь, который прошли войска советской армии во время Великой Отечественной войны на Волоколамском направлении, держали оборону, защищая Москву.

Сначала мы от станции «Тушинская» на электричке доехали до станции «Миитовская», затем наш путь проходил через лес, мы все распределились по школам, руководители школ распределили, кто за кем идет, и выбрали первых, которые нас вели по карте и компасу. На пути мы увидели много воронок от снарядов. Когда мы прошли через лес, вышли и увидели большое поле, вблизи села Рождествено. В середине поля стоял памятник морякам дальневосточникам. Они воевали в этих местах во время московской битвы и многие погибли. Подойдя к памятнику, все возложили цветы и почтили память воинов минутой молчания.

Руководитель похода нам рассказал, что мы сейчас пройдем через поле к селу Рождествено, проделывая такой же путь, как и наши солдаты. Из леса воины по полю совершили марш-бросок и освободили деревню от немцев. На этом поле до сих пор находят предметы, оставшиеся со времён московской битвы. Пройдя через деревню, мы вышли к церкви, около которой находилась братская могила, там были выгравированы фамилии погибших воинов защищавших эти места.

После мы немного прошлись вдоль шоссе, и зашли в лес, где устроили привал. Развели костёр, отдохнули.

Через час мы направились к конечной точке нашего похода «Снегири»: во время Битвы за Москву крайняя точка наступления немецко-фашистских войск на Волоколамском направлении. Здесь оборонялась и наступала 9 гвардейская дивизия 16 армии. На этом месте находится военно-исторический музей, экспозиция танков и артиллерии времен войны, мемориал советским воинам и погибшим жителям окрестных деревень, воинам—сибирякам, погибшим в Афганистане и в Чечне, братские могилы советских воинов, часовня Дмитрия Солунского. Здесь же могила дважды Героя Советского Союза генерала А.П. Белобородова, бывшего командира 9 гвардейской дивизии.

В парке много танков разных времён. В который каждый из нас мог залезть и увидеть, что находится внутри. Мне очень понравился этот поход, я узнал много интересного о тех событиях 1941 года. Я считаю, что всем надо ходить в такие походы по местам боевой славы, чтобы понимать, как нелегко досталась победа!

Попов Евгений,
7 «А» класс ГОУ СОШ №1726

Великой Победе посвящается

Раннее осеннее утро 30 октября 2011 года. Мы собираемся у школьного крыльца. Мы - это ребята из 5 «Б» класса. Что же заставило нас встать так рано?

Сегодня отправляемся в наш первый в школьной жизни совместный поход по маршруту: ст. Тушино (Рижское направление) – ст. Миитовская (г. Дедовск)– Рождествено – Жевнево – Снегири – музей – ст. Снегири — ст.Тушино. Общая протяженность маршрута — 12 км.

Вроде все как всегда: шутки, смех - но чувствуется какое-то легкое волнение. Что нас ждет? Мы ведь идем не просто в свой первый поход, а пройдем по местам боев декабря 1941 года. Боев великой войны советского народа с фашистами, когда решалась судьба не только нашей столицы, а всей страны.

В путь! Чем ближе мы к месту сбора команд туристов Западного округа, тем тише разговоры, на лицах появляется сосредоточенность. Как примут нас, новичков? Но что это? Знакомые лица ребят 5-Б из соседней школы 1456. «Это хороший знак»! – решили мы и выдохнули облегченно.

Перестук колес электрички приближает к цели: городу Дедовску, переднему краю обороны декабря 1941 г., к тем местам, где были остановлены фашисты.

«Готовность номер один!» - звучит команда руководителя совместного похода Костерева Николая Александровича. «Всегда готовы!» - отвечаем мы и с рюкзаками спускаемся вниз, строимся в колонну и начинаем движение. А лес обступает нас со всех сторон, как бы спрашивая: «А сможете пройти маршрут?» Да, сможем, ведь мы же команда!

Лес зовет и манит нас своей осенней красотой: только могучие ели как всегда горды и неприступны. Настроение лирическое, хочется остановиться и слушать, слушать этот прекрасный лес. Лесная дорога ведет в глубину леса, стараясь запутать и сбить с пути. Но «запутать» - это не про нас. У нас другая задача! Пройти по боевому пути 9 гвардейской дивизии 16 армии, которой командовал дважды Герой Советского Союза генерал А.П.Белобородов (это он со своими солдатами остановил здесь фашистов и не дал приблизиться к Москве больше ни на пядь). Вспомнить тех, кто отдал жизнь за свободу нашей Родины. Это благодаря им над нами мирное небо. В семье каждого из нас были участники Великой войны, и память о них передается из поколения в поколение. Разве можно забыть великий подвиг нашего великого народа? Это будет предательством по отношению к павшим и выжившим на фронтах. Этого никогда не будет! Поэтому мы здесь!

Склоняем головы у памятника на братской могиле села Рождествено, у мемориала советским воинам и погибшим жителям окрестных деревень, воинам—сибирякам в Снегирях. Какая-то особенна тишина наступает в такие моменты, невозможно ее передать словами.

Наш поход продолжается. Невольно убыстряем шаг, так хочется быстрее дойти до привала. А там дым костра с его веселым разговором, кан с душистым чаем, печеная картошка, жареный на огне хлеб. Все дружно собирают дрова для костра. И вот уже языки пламени охватили кан... А какой красивый «чайный стол» накрыли наши девочки! Как вкусен чай с дымком!

Вдруг объявляют конкурс на лучший бутерброд похода. Мы, конечно же, приняли в нём участие! С нетерпением ждали объявления результатов конкурса! Ура! Удача сегодня нам сопутствовала. Бутерброд Оли Доценко занял I место.

Быстро летит время. Пора в обратный путь. Немного грустно. Но впереди у нас еще много туристских троп.

Команда туристов 5 – Б класса ГОУ СОШ №1238.
Командир Ройтман Михаил
Классный руководитель Афанасова Г.В.