<<    Домой    Вверх   >>                                Скачать

КОНКУРС «ВЕКОВЫЕ КОЛЬЦА РОССИИ»: ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ВОСПИТАНИЮ
(по итогам конкурса краеведческих проектов)

Богданова Н.В., социальный педагог ГОУ ЦВР «Раменки»
Самохин Ю.С., кпн, методист ГОУ ЦВР «Раменки»
 

  Право - Экономика – Профориентация: Инновационные аспекты молодежной политики: Сборник материалов участников экспериментальной площадки «Молодежная политика средствами образования». Выпуск 1. / Отв. ред. Ю.С. Самохин. — М.: ГОУ ЦВР «Раменки» 2010. — 48 с.


В Западном округе города Москвы уже три года проводится окружной Конкурса краеведческих проектов «Вековые кольца России». Проектные работы при широком разнообразии тем и направлений объединяются логикой краеведческого подхода ко всем вопросам и явлениям жизни.

Необходимость краеведческих исследований и исследовательских проектов в учебно-воспитательной работе современного общего и дополнительного образования представляется очевидной, однако акцент собственно на исследовании нередко искажает смысл основной идеи краеведения. Также идея краеведения ускользает, с одной стороны, за региональной трактовкой (край), а с другой стороны, за пафосом выражения «малая Родина», в духе индивидуализма и разделенности.

Но если все-таки приподняться в понимании краеведения до настоящего осмысления, опираясь на феномен краеведения во всех его проявлениях, на всем пути его развития в России, то становится очевидным, что краеведение начинается там, где вступает в полную силу преемственность поколений.

Что же мы ждем от юного исследователя, если понимать краеведение как путь преемственности поколений? Речь, думаю, идет не столько о методологической грамотности и наличии в работе исследовательского аппарата, сколько об отношении юного исследователя к изложенным фактам, явлениям и событиям. В этом ключе, без краеведения невозможно воспитание. Именно на воспитывающий потенциал краеведения и направлен конкурс «Вековые кольца России»

Чтобы осмыслить краеведение как феномен воспитания, необходимо вдуматься, о чем здесь идет речь?

Понятие «краеведение» обладает значительной собирательной силой, несет в себе время и пространство, историю и географию России. Школьное краеведение, по сути, это пространство, на котором не тесно исследователю природы и человеку, чьи интересы лежат в плоскости культурных феноменов, здесь легко найти приложение естественным и социальным наукам, здесь смыкаются интересы педагогов и родителей, людей преклонного возраста и юношества.

Краеведческие исследования позволяют, при соответствующем научно- методическом обеспечении, дополнить педагогическую практику отработкой исследовательских методик, активно способствовать профессиональной ориентации школьников. Школьное краеведение закладывает во взаимоотношениях наставника и воспитанника, научного руководителя и юного автора настоящую сущностную связь поколений, в логике преемственности лучших традиций русского народа и их трансляции в будущее, в следующие поколения.

Организаторы Третьего конкурса исследовательских и проектных работ по школьному краеведению «Вековые кольца России», защита которых состоялась в апреле 2010 г., и на стадии подготовительной работы, и в ходе проведения конкурса, последовательно стремились решать изложенные выше задачи. Это была не просто защита исследований и проектов, на наш взгляд конкурс превратился в диалог поколений.

В Конкурсе приняли участие 42 проекта представителей учебных заведений Западного округа г. Москвы и Краснодарского края (Туапсинский район).

Жюри конкурса, анализируя проектную и учебно-педагогическую деятельность участников этого года, отмечает, что Конкурс приобретает все более значительный масштаб: выросло количество проектов и их тематическое разнообразие, расширяется, благодаря традиции ГОУ ЦВР «Раменки» по широкому применению информационных технологий, география конкурсных работ. Нынешний учебный год связан с юбилеем Победы, поэтому отметим, что в Конкурсе приняли участие 11 работ, посвященных Великой Отечественной войне, в разных номинациях. Конкурс обогатился по количеству номинаций; добавились номинации: «Педагогический проект», «Социальный туризм» и «Краеведческий кинопроект».
В номинации «Педагогический проект» лауреатами стали школы № 262 и № 1003 с работами «С чего начинается Родина?» (авторы Скрипник Л. Ю., Колесов Д. Б.) и «Малые города как историческое наследие Древней Руси» (авторы Синицына О.Е., Тимофеева Н.А.). Смысл педагогических проектов, участвующих в конкурсе, обусловлен возможностями краеведения в учебно-воспитательной работе образовательного учреждения. В общем виде оба проекта направлены на реализацию механизма преемственности поколений средствами педагогически организованной деятельности.

Особого внимания заслуживает краеведческая работа, которая ведется в школе № 714 под руководством Котовой И.А., Кошеляевой С.Л., Митина М.И., проекты, которых приняли участие в Конкурсе по номинации «Москва краеведческая» и «Юные исследователи». Очевидно, что руководство школы № 714 широко использует поддержку педагогических инициатив в рамках неформального взаимодействия школы, педагогического коллектива, семьи и ребенка. Об этом свидетельствует содержание и тематическое разнообразие проектов:

–«История улицы Толбухина»,
–«Из истории семьи предпринимателей и книгоиздателей Сабашниковых»,
– «Метро Маяковская»,
–«Мой вариант воссоздания старинного памятника 300 воинам на территории ЗАО города Москвы».

Три работы, из выше перечисленных проектов, стали лауреатами Конкурса.

Жюри с большим интересом заслушало защиту проектов, получивших звание лауреатов в номинации «Юные исследователи». Перечислим их.
– Центр образования № 1437 (руководители Неткачева О.И., Овдиенко Е.А.) «История страны в названиях улиц»;
– Центр образования № 1485 (руководители Казначеева Е.В., Шарова М.Ф.) «Малое Золотой кольцо в Тропарево-Никулино»;
– Семейный клуб «Колобки» ГОУ ЦВР «Раменки» (руководитель Никонова Г.П.) «Поход по местам битвы за Москву».

В этой номинации необычно и мощно выглядел, уже упомянутый выше, проект Феоктистова Ивана из школы 714 «Мой вариант воссоздания старинного памятника 300 воинам на территории ЗАО города Москвы». Макет памятника ополченцам 1812 года никого из членов жюри не оставил равнодушным.

В номинации «Родословие» были отмечены званием лауреатов проекты Вербовской Юлии из школы № 384 (руководитель Григоренко А.С.) и проект отрядов РДОО «Юный путешественник» под руководством Скальской С.А. под названием «Аллея героев» - плакаты с воспоминаниями ветеранов своих семей.

Серьезное научно-исследовательское наполнение проекта представила Бровченко Валерия в своей презентации «Камчатка. Видовое разнообразие» (руководитель Мичурин Д.В.) из ДДТ «Кунцево» Проект стал лауреатом в номинации «Природное наследие».

Одной из самой популярных в Конкурсе оказалась традиционная номинация «Туристское краеведение», в которой участвовало 7 проектов, а лауреатами стали отчеты о туристских путешествиях по Валдаю из школы № 384 (руководитель Григоренко А.С.), и по Камчатке из ДДТ «Кунцево» (руководители Мичурин Д.В.)

В номинации «Социальный туризм» лауреатами стали проекты ГОУ ЦВР «Раменки» «Воробьевы горы как экскурсионный проект» (руководитель Богданова Н.В.) и «Рекреационные возможности Хибин и Ловозерских тундр» (руководитель Костерев Н.А.).

Основываясь на идее виртуальности конкурса с использованием информационных технологий, неожиданно для организаторов конкурса, получила развитие номинация «Кинопроект в краеведении», в котором лауреатами стали кинопроекты из школ № 914 (руководитель Кречинина В.И.), № 816 (руководитель Хоботов Г.Ю.), № 875 (руководитель Никонова Г.П., Козлова И.С.), школы-интерната № 44 (руководитель Гончарова Л.Н.).

Все участники конкурса получили дипломы лауреатов и дипломантов конкурса «Вековые кольца России» Управления образования Западного округа г. Москвы.
Результаты конкурса размещены на сайте Методического центра по туризму ГОУ ЦВР «Раменки», а конкурсные проекты находятся в стадии подготовки.

Можно сделать вывод, что конференция как очная форма подведения итогов конкурса краеведческих проектов, стала удачным добавлением к заочному конкурсу краеведческих проектов. Как перспективу на следующий год хотелось бы запланировать призовой фонд для лауреатов конкурса. Форма проведения конкурса и подведение итогов не изменятся. Статистика показывает, что конкурс «Вековые кольца России» привлекает внимание педагогов не только в Западном округе города Москвы, но также и других округов столицы, а также ряда территорий Российской Федерации.


Hosted by uCoz