<< Домой    Вверх  >>


С.А. Афанасьева, А.В. Квитка, И.В. Левина, Я.Н. Легостаева, А.В. Лунева, А. В. Москинов, Н.А. Рамберг, Е.А. Шершебнева

ШКОЛЬНЫЙ ТУРИСТСКИЙ СЛЕТ
часть
4

Краеведение

Краеведение — один из интересных и познавательных разделов, который в различных формах может использоваться при проведении слетов и соревнований. Краеведение может стать одним из этапов туристических дистанций, может быть включено в конкурсную программу, а также стать отдельным видом соревнований или увлекательной игрой. Задания по краеведению могут быть теоретическими (в виде викторин, кроссвордов, загадок), а также и практическими: описать и собрать гербарий растений, встречающихся в Подмосковье; изготовить скворечник; подготовить рассказ об истории своего района или рассказать о нем при помощи фотографий; собрать материал о военной судьбе своего района или его архитектурных, культурных, исторических памятниках; подготовить выступление агитбригады на тему "Охрана окружающей среды" и др. Главное, чтобы предложенное задание было интересным, была разработана методика его выполнения, а также система оценки выполненных заданий. Кроме того, хорошо бы заранее указать, как будут использованы материалы заданий (для оформления кабинета биологии, истории, литературы, коридора школы, школьного музея или пришкольного участка). Практические краеведческие задания необходимо выдавать задолго до проведения слета, так как к ним нужно готовиться и иметь достаточно времени на сбор и оформление материала.

Варианты краеведческих игр и заданий,

которые можно использовать непосредственно на поляне слета

Игра «Лесные тайны» (для детей 9—11 лет)

Игра проходит в виде соревнований по станциям. Детей делят на группы по 7—10 человек. На каждой станции ребят встречают ведущие, одетые в костюмы или имеющие атрибуты сказочных персонажей. Каждой группе детей выдается маршрутный лист, в котором обозначен порядок прохождения станций. Задания на каждой станции могут быть самые разнообразные. За каждый правильный ответ группа получает «шишку», «орех» или любой другой атрибут леса. В маршрутном листе ведущий фиксирует, сколько на его станции группой получено «шишек», «орехов» и т.п. Выигрывает та команда, у которой больше всего «атрибутов» леса. Названия станций должны быть загадочными, веселыми или интригующими.

Вот варианты заданий для некоторых станций, их можно сократить, дополнить или изменить, в зависимости от условий проведения игры.

1. «Лечебница Айболита»

Примерные вопросы:

2. «Старик лесовик»

Примерные вопросы:

3. «Дятел»

Примерные вопросы:

4. «Крот»

Примерные задания:

5. «Белка»

Примерные задания:

6. «Цветик-семицветик»

7. «Знайка»

8. «Песенная»

Ребятам предлагается пропеть строчки из песен, в которых говорится о лесе, цветах, деревьях, и т.п. Побеждает последний (или та группа, которая споет больше).

9. «Загадки»

(для детей 9—12 лет)

Золотист он и усат,
А в карманах сто ребят.

(Початок кукурузы)

Кругла, желта, да не луна,
Зелена, да не дубрава,
С хвостиком, да не мышь.

(Репа)

Весной я красный, как кумач.
А летом я похож на мяч.
А осенью в домишке
Живут мои детишки.

(Мак)

Над лугом парашютики
Качаются на прутике.
(Одуванчик)

Сто одежек и все без застежек.

(Капуста)

Я и в поле, и в саду
У прохожих на виду.
Голова моя бела,
Лепестками проросла.

(Ромашка)

Я цветочек бархатный.
Бываю желтым и лиловым,
Встречаюсь я и белым,
Но чаще фиолетовым.

(Анютины глазки)

В шубе летом, а зимой раздетый.

 (Лес)

Вверху зелено, внизу красно.

(Морковь)

Царицей цветов я зовусь,
На вид я прекрасна, нежна,
Но тронешь меня невзначай
Почувствуешь, как я сильна.

(Роза)

В желтеньком домишке
Черные детишки,
Среди них есть серые,
Но они незрелые.

 (Семена подсолнуха)

Стоит Егорка
В красной ермолке.
Кто ни пройдет
Всяк поклон отдает.

(Земляника)

Сам он алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.

(Арбуз)

Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет.

(Красная и черная смородина)

Не огонь, а жжется.

(Крапива)

Винный вкус, каменное сердце.

(Вишня)

Синий мундир,
Желтая подкладка,
А в середке вкусно,
А в середке сладко.

(Слива)

Сидит дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.

(Лук)

10. Кроссворд

(для детей 12—14 лет)

Впишите в свободные клеточки названия деревьев Подмосковья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д

е

р

е

в

ь

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы: дуб, ель, береза, клен, лиственница, ольха, рябина

11. Игра «Города»

(для детей 13—16 лет)

Для этой игры потребуются карандаши и бумага по числу участников (или команд). Ребятам предлагается написать за определенное время города, в названиях которых заключены названия цветов и растений. Участники этого соревнования должны перечислить города, в названиях которых содержатся названия растений, например: Астрахань. Петрозаводск. Макеевка, Ельня, Запорожье. Дубна. Тернополь, Хмельницкий, Мелитополь.

За правильно названный город ставится 10 баллов.

Биологические викторины

(для детей 2—16 лет)

При проведении викторины руководитель задает по очереди каждой команде вопрос, на который отвечает член команды, первым поднявший руку.

Если на этот вопрос не смогли ответить ребята из одной команды, то этот же вопрос задается другой команде. В случае, если ни одна из команд не смогла дать правильный ответ на поставленный вопрос, обе команды очков не получают, а руководитель в конце этого соревнования еще раз зачитывает вопрос и сам на него отвечает. Правильный ответ оценивается в 2 балла.

Если же викторина используется как этап туристской дистанции, то команде выдается лист викторины (с вопросами и местом для ответа) и оговаривается время работы, отвечать может вся команда или несколько участников.

Викторина «Из жизни цветов»

Примерные вопросы:

1. Какие цветы днем закрываются, а ночью открываются? (Душистый табак, маттиола)

2. Почему цветы, распускающиеся ночью, имеют светлую окраску? (Белые цветы лучше заметны ночью насекомым-опылителям)

3. Какие многолетние цветы вы знаете? (Флоксы, астры, дельфиниум и др.)

4. Назовите медоносные растения. (Липа, гречиха, акация, клевер и др.)

5. Из цветов каких растений изготавливаются эфирные масла? (Из розы, лаванды, жасмина, резеды и др.)

6. Соцветие какого растения в течение дня поворачивается вслед за солнцем? (Соцветие подсолнуха)

7. Какие луковичные растения растут в наших садах и цветниках? (Лилии, тюльпаны, нарциссы, гладиолусы и др.)

8. Какие цветы и как предвещают дождь или пасмурную погоду? (Крупные цветки белой кувшинки закрываются, цветки красного лугового клевера складываются, белые цветки сердечника лугового и венчики чистотела поникают)

9. Какие цветы используются в медицине для приготовления лекарств? (Ландыш, наперстянка, бессмертник и др.)

10. Какие цветы и растения очищают воздух в городах и поселках? (Бархатцы, ноготки, настурция, флоксы, сирень, жасмин, черемуха, шиповник и др.)

11. Из каких цветов варят варенье? (Из розы, одуванчика)

12. Какой цветок говорит о своем долголетии? (Столетник)

13. В каком цветке заключено название государства? (Настурция)

14. Какой цветок приходится дедушкой розе? (Шиповник)

Викторина «Все о сосне»

Примерные вопросы:

1. Как определить возраст дерева по спилу пня? (По числу годичных колец — слоев древесины, которые ежегодно отлагаются, образуя ствол)

2. Как определить возраст молодой сосны, не спиливая ее? (Возраст молодой сосны определяется по количеству мутовчатых веток плюс два, т.к. два года молодая сосна растет одним побегом)

3. Сколько лет живет иголка сосны? (Сосна меняет иглы через два года)

4. Стоят рядом сосна и ель. Кто кого обгонит в росте и заглушит? (Ель сосну, потому что сосна более светолюбива)

5. Какие музыкальные инструменты делают из сосны? (Скрипку)

6. Почему годичные слои древесины в разные годы имеют неодинаковую толщину? (Толщина годичного кольца зависит от питания, засухи, болезни, затененности соседями, лесного пожара, нападения вредных насекомых, паразитных грибов и т.д.)

7. Чем отличаются друг от друга сосны, растущие на опушке и в чаще леса? (У сосны, растущей на опушке, раскидистая крона, спущена она низко, ствол дерева конический; у деревьев в чаще леса нижние сучья отмирают, крона поднята высоко, ствол цилиндрический)

8. Почему под соснами можно увидеть молодые елочки, а под елями сосенки увидеть нельзя? (Ель — теневыносливое растение, которое может жить под соснами, а сосна под тенистой елью расти не может: она светолюбива)

9. Почему в сосновом лесу мы видим так много отмерших сучьев, а у деревьев зеленеют только верхушки? (Сосна светолюбива. Ее сучья, не получая в лесу достаточно света, отмирают и опадают)

10. Как деревья сами залечивают нанесенные им раны? (Деревья выделяют в месте раны сок — смолу (живицу), заливают ею рану, что мешает проникновению внутрь дерева насекомых, спор паразитных грибов)

Викторина «Природа»

Примерные вопросы (Из трех ответов — один правильный.)

1. Как называется пересадка отрезка побега одного растения на другое?

а) черенкование

6) прививка

в) пикировка

г) пасынкование.

2. Плодовые деревья обычно размножают...

а) клубнями

б) прививкой

в) корневищами

г) корнями.

3. Плод развивается из...

а) семязачатка

б) завязи пестика

в) пыльцевых зерен

г) тычинок.

4. К искусственным сообществам относится...

а) лес

6) луг

в) поле

г) болото.

5. Что такое ярусность?

а) сожительство организмов разных видов

б) форма взаимоотношений организмов

в) симбиотические отношения организмов

г) расчлененность растительного сообщества на горизонтальные слои.

6. Береза занимает верхний ярус, потому что она...

а) светолюбивое растение

б) теневыносливое растение

в) влаголюбивое растение

г) засухоустойчивое растение.

7. Приспособленность растений в лесу к опылению ветром проявляется в...

а) распространении растений с яркими цветками

б) ярусном расположении растений, раннем цветении до появления листьев

в) распространении растений с душистыми цветками

г) распространении растений с крупными белыми цветками.

8. Каково значение создания заповедников?

а) в них выращивают и размножают культурные растения

б) в них создают новые сорта растений

в) они способствуют сохранению редких и исчезающих видов растений, восстановлению их численности

г) они способствуют переживанию растениями неблагоприятных условий.

В качестве викторин можно использовать вопросы по Москвоведению, истории своего района, по литературной, военной или другой тематике, если слет посвящен какой-либо годовщине или имеет общую заданную тему.

<<  часть 3    содержание   часть 5  >>


<<  Домой   Вверх  >>

Hosted by uCoz