<< Домой    Вверх  >>


С.А. Афанасьева, А.В. Квитка, И.В. Левина, Я.Н. Легостаева, А.В. Лунева, А. В. Москинов, Н.А. Рамберг, Е.А. Шершебнева

ШКОЛЬНЫЙ ТУРИСТСКИЙ СЛЕТ
часть 3

Туристские конкурсы на слетах

Туристские конкурсы проводятся для проверки туристских навыков участников. Некоторые из них могут стать этапами туристских дистанций (КТМ, ориентирование и др.), а могут составить отдельную программу (входящую или не входящую в общий зачет слета при подведении итогов). При включении какого-либо конкурса в туристскую дистанцию подведение итогов сводится, в основном, к подсчету штрафных баллов, набранных командой на этапе. А при включении их в конкурсную программу подведение итогов может быть самым разнообразным: подсчет премиальных баллов, сумма времени работы на конкурсе и штрафного времени, сумма штрафных баллов и даже субъективная оценка жюри. При этом место в общем зачете конкурсной программы может складываться из суммы мест на каждом конкурсе.

Возможные конкурсы

1. Постановка палатки

Оборудование: палатка, колышки, стойки, секундомер.

Задание: команда должна как можно быстрее и правильнее поставить палатку.

Подведение итогов: судья засекает время постановки палатки. При подведении итогов к этому времени прибавляется штрафное время за ошибки при постановке палатки. Побеждает команда, имеющая наименьшее общее время.

Штрафное время (1 балл = 30 секундам):

1. Палатка перекошена 3 балла

2. Стойки палатки стоят неровно 1 балл

3. Стенки и крыша палатки " провисают" 3 балла

4. Дно палатки плохо растянуто 1 балл

5. Не все растяжки закреплены колышками 1 балл

6. Вход в палатку не закрыт 1 балл

2. Укладка рюкзака

Оборудование: рюкзак, спальник (одеяло), 1 пара обуви, кружка, ложка, миска, 1 пакет с набором одежды, 4 банки консервов, 2 пластиковые бутылки с водой, секундомер.

Задание: один представитель от команды должен как можно быстрее и правильнее собрать рюкзак.

Подведение итогов: судья засекает время укладки рюкзака. При подведении итогов к этому времени прибавляется штрафное время за ошибки при укладке рюкзака. Побеждает участник, имеющий наименьшее общее время.

Штрафное время (1 балл = 30 секундам):

1. Рюкзак не стоит на земле, а валится на бок 1 балл

2. Если рюкзак потрясти- он начинает греметь 1 балл

3. Острые и жесткие вещи лежат там, где

рюкзак будет соприкасаться со спиной 3 балла

4. Рюкзак " кривой" 1 балл

5. Не застегнуты стяжки, карманы 1 балл

6. Рюкзак не завязан или не застегнут 1 балл

3. Конкурс " Костер"

Оборудование: костровые ямы со стойками и укрепленными на них проволокой и ниткой, секундомер.

Задание: команда из 2-х человек должна разжечь костер, используя природные средства, и пережечь нитку. Уровень дров в костре должен быть не выше проволоки. Команда приходит на конкурс со своими спичками и средствами для разжигания и поддержания костра.

Подведение итогов: судья засекает время выполнения задания. Побеждает команда, которая быстрее других справится с заданием.

4. Залезь в спальник

Оборудование: спальник, туристский коврик, секундомер.

Задание: один представитель команды должен как можно быстрее снять обувь, развернуть спальник, залезть в него, лечь на коврик, застегнуть спальник.

Подведение итогов: побеждает участник, выполнивший задание за наименьшее время.

5. Конкурс туристской песни

Задание: команда выставляет на конкурс 2 туристские песни по своему выбору.

Подведение итогов: итоги подводит жюри (не менее 3 человек). При подведении итогов учитывается:

1)   качество исполнения;

2)   соответствие песни туристической теме;

3)   массовость;

4)   самостоятельный аккомпанемент;

5)   авторство песни.

Каждый член жюри выставляет свою оценку команде в каждой номинации по пятибалльной системе, подсчитывается общая сумма баллов у каждого члена жюри, затем суммируется с оценками других судей. Победитель определяется по наибольшей сумме баллов.

6. Конкурс обедов

Задание: команда выставляет на конкурс 1 блюдо, которое можно приготовить в походе.

Подведение итогов: итоги подводит жюри (не менее 3 человек). При подведении итогов учитываются:

1)   вкусовые качества блюда;

2)   оформление и подача блюда;

3)   наличие рецепта;

4)   возможность приготовления данного блюда в походе;

5)   реклама блюда.

Каждый член жюри выставляет свою оценку команде в каждой номинации по пятибалльной системе, подсчитывается общая сумма баллов у каждого члена жюри, затем суммируется с оценками других судей. Победитель определяется по наибольшей сумме баллов.

7. Конкурс биваков (мест расположения групп на поляне слета)

Задание: постановка бивака за определенное время.

Подведение итогов: итоги подводит судейская бригада в количестве 2—3 человек. Побеждает команда, имеющая наименьшую сумму штрафов за допущенные ошибки.

Штрафы:

1. Мусор на поляне или в палатках 3 балла

2. Не снят дерн с кострового места 5 баллов

3. Расстояние от деревьев до костра менее 3-х метров 3 балла

4. Крона деревьев нависает над костром 5 баллов

5. Не соблюдаются правила хранения дерна 3 балла

6. Порубка или причинение ущерба зеленым насаждениям 10 баллов

7. Отсутствие удобного обеденного места, несоблюдение правил хранения продуктов, чистота используемой посуды 5 баллов

8. Отсутствие места для рубки дров, нарушение правил техники безопасности при рубке дров, разделке сушины, хранении колющих и режущих предметов 5 баллов

9. Отсутствие оформления бивака (ограждение, название и т.д.) 1 балл

10. Неудобное расположение палаток, нарушения в их постановке, разбросанные вещи 3 балла

8. Глазомерное определение расстояний

Оборудование: разноцветные флажки, рулетка для измерения расстояний.

Задание: одному представителю от команды необходимо на глаз определить расстояние до каждого из указанных флажков.

Подведение итогов: судья заранее ставит флажки на определенных расстояниях от данной точки (12 м, 23 м, 37 м и т.д.). За каждый метр ошибки участник получает 1 штрафной балл. Побеждает участник, набравший наименьшее количество штрафных баллов.

9. Определение азимута при помощи компаса

Оснащение: 10 разноцветных флажков, компас.

Задание: одному представителю от команды необходимо при помощи компаса определить азимут на каждый из указанных флажков.

Подведение итогов: судья заранее ставит флажки под определенным азимутом от данной точки ( 30 градусов, 45 градусов, 75 градусов и т.д.).

За каждые 5 градусов ошибки участник получает 1 штрафной балл. Побеждает участник, набравший наименьшее количество штрафных баллов.

10. Глазомерное определение высоты предмета

Оснащение: разноцветные предметы, рулетка для измерения высоты. В качестве предметов могут служить деревья, высота которых заранее определена.

Задание: одному представителю от команды необходимо на глаз определить высоту, на которой укреплены указанные предметы (или высоту деревьев).

Подведение итогов: судья заранее развешивает предметы на определенной высоте. За каждый метр ошибки участник получает 1 штрафной балл. Побеждает участник, набравший наименьшее количество штрафных баллов.

11. Топографические знаки

Оборудование: карточки с топознаками, ручки (карандаши).

Задание 1: каждый участник команды тянет карточку с топографическим знаком, он должен его расшифровать.

Подведение итогов: за правильный ответ участник получает 3 балла, за ответ с помощью команды 1 балл. Сумма баллов команды суммируется, победитель определяется по наибольшей сумме баллов.

Задание 2: команда получает карточку с несколькими топографическими знаками, которые необходимо расшифровать или нарисовать.

Подведение итогов: за каждый неправильно расшифрованный или нарисованный знак штраф 1 балл. Победитель определяется по наименьшей сумме штрафных баллов.

Количество знаков и их сложность определяется судьями.

12. Азимут (прочитай слово)

Оснащение: карточки с зашифрованными словами, стенд — ключ.

Задание: участнику команды предлагается расшифровать слово при помощи стенда — ключа, на котором каждой букве соответствует определенный азимут.

Подведение итогов: судья засекает время работы каждого участника. Победителем является участник, правильно определивший слово за наименьшее время.

Слет школы № _____

Азимут

Команда ________Карточка № ______

Азимут

Буква

1

45

 

2

285

 

3

255

 

4

210

 

5

75

 

6

60

 

Слово:

 

13. Туристские узлы

Оборудование: веревки для завязывания узлов, карточки с названием узла, секундомер, кроме того необходимо вывесить на поляне слета до начала конкурса "узлов" листок с информацией о возможных узлах и способах их завязывания.

Задание: участники команды вытягивают карточки с названием узла, который необходимо завязать. Количество карточек определяется по количеству участников команды, а узлы могут повторяться.

Подведение итогов: команда вяжет узлы одновременно. Судья засекает время работы всей команды. Победитель определяется по наименьшей сумме времени работы команды и штрафного времени. Правильность оценивает судья.

Штрафы (1 балл = 30 секундам):

Неправильно завязанный узел 3 балла

Отсутствие контрольных узлов 1 балл

Отказ от завязывания узла 5 баллов

14. Определение азимута на карте при помощи компаса

Оборудование: карточки с заданиями, компас.

Задание: одному представителю от команды необходимо при помощи компаса определить азимут на карте из указанной точки на указанные ориентиры.

Подведение итогов: судья заранее указывает на карте точку, от которой нужно определять азимут, и несколько ориентиров, на которые необходимо определить азимут. Контрольные азимуты определяет судейская бригада из 3 человек. За каждые 2 градуса ошибки участник получает 1 штрафной балл. Побеждает участник, набравший наименьшее количество штрафных баллов.

15. Оказание медицинской помощи

Оборудование: кроссворды по количеству участников или команд, ручки (карандаши), секундомер.

Задание: решить кроссворд как можно быстрее.

Подведение итогов: победителем является участник, правильно решивший кроссворд за наименьшее время; за каждое неразгаданное слово команда получает 3 штрафных балла.

По горизонтали: 1. Чем необходимо обработать царапину?

По вертикали: 2. Что необходимо удалить пинцетом? 3. Что необходимо нанести на раздраженную поверхность кожи? 4. Что необходимо удалить при укусе пчелы? 5. Что необходимо положить на поврежденное место при растяжении или ушибе? 6. Перевязочный материал. 7. Что поможет при насморке? 8. Чем обеспечить неподвижность суставов при переломе?

2

 

 

 

 

 

 

8

 

3

4

 

6

 

 

 

 

 

5

 

 

 

1

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ответы. По горизонтали: 1. Зеленка

По вертикали: 2. Заноза 3. Крем 4. Жало 5. Лед 6. Бинт 7. Капли 8. Шина

Участники 13—15 лет

Оборудование: карточки с вопросами, ручки (карандаши).

Задание: команда получает карточку с вопросами и несколькими вариантами ответов. Напротив каждого правильного ответа необходимо поставить какую-либо пометку (галочку, крестик, нолик).

Подведение итогов: подсчитывается общее количество правильных ответов. Победителем является команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Примерные вопросы:

1. Как правильно надеть на пострадавшего рубашку при повреждении предплечья?

2. Как правильно выбрать место наложения жгута на конечности при активном кровотечении яркокрасного цвета?

3. Как оказать помощь при кровотечении из носа?

4. Для чего применяется 5 %-ный раствор йода?

5. Что необходимо сделать при укусе пчелы?

6. Как оказать помощь при закрытом переломе лучезапястного сустава?

7. Для чего применяется раствор аммиака?

8. Как оказать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе?

9. Как оказать помощь при попадании постороннего предмета в глаз?

10. Как правильно выбрать место наложения жгута на конечности при пассивном кровотечении темно-красного цвета?

11. Как оказать помощь при обморожении 1-й степени?

12. Как оказать помощь при ожоге 2-й степени?

Участники 14—16 лет

Оборудование: карточки с описанием травмы

Задание: участник вытягивает карточку с описанием травмы и рассказывает судье порядок действий при оказании первой медицинской помощи.

Подведение итогов: конкурс должен оценивать компетентный судья. Он оценивает рассказ участника или команды, отмечает ошибки, допущенные ими, задает наводящие вопросы. По окончании беседы он может поставить штрафные баллы:

Участники 16—18 лет

Оборудование: карточки с описанием травмы, медицинская аптечка, кроме того перед стартом команды должны ознакомиться со списком состава судейской медицинской аптечки.

Задание: участник вытягивает карточку с описанием травмы или заболевания и показывает все препараты, которыми он будет пользоваться при оказании первой медицинской помощи.

Подведение итогов: конкурс должен оценивать компетентный судья. Он оценивает набор медикаментов, собранный участником или командой, отмечает ошибки, допущенные ими, задает наводящие и уточняющие вопросы. По окончании беседы он может поставить штрафные баллы:

Не забудьте, что судье каждого конкурса понадобится ручка (карандаш) а также судейский протокол конкурса, в который заносятся все результаты. Кроме того, необходимо заранее подготовить табличку с названием конкурса и необходимое оборудование для его проведения.

Необходимо раздать участникам заранее условия конкурсной программы, а также вывесить их на стенд информации на поляне слета. Также необходимо заранее оговорить, является ли конкурсная программа обязательной или предлагается по желанию.

При использовании конкурса как этапа КТМ или ориентирования необходимо согласовать систему его оценки с общими условиями дистанции.

Можно провести конкурсную программу в виде веселой игры или эстафеты.

В условия каждого конкурса вы можете внести изменения в соответствии с местом и временем проведения, особенностями школы, возрастом участников. Кроме того, вы можете сами придумать другие конкурсы туристско-спортивного характера.

<< часть 2    содержание  часть 4  >>


<<  Домой   Вверх  >>

Hosted by uCoz