skal_12.pdf

<<    Домой    Вверх   >>                                      Скачать

Новое открытие Московских музеев: вопросы профессиональной ориентации

Скальская С.А., заместитель директора по воспитательной работе ГОУ ЦВР «Раменки»

 Право - Экономика – Профориентация: Инновационные аспекты молодежной политики: Сборник материалов участников экспериментальной площадки «Молодежная политика средствами образования». Выпуск 9. / Отв. ред. Ю.С. Самохин. — М.: ГОУ ЦВР «Раменки» 2012. — 42 с.


Большая часть нереализовавшихся людей не знает, что такое профориентация. Может быть, само это слово звучит не очень заманчиво? Да и тесты по профориентации почти все, на мой взгляд, примитивны! Количество профессий, а тем более жизненных путей, велико, а тесты по профориентации лишь примерно указывают область деятельности. Многие переживают, что провалили профотбор, а значит, лишились выгодного места работы. Но куда хуже так и не найти себя в жизни.

Так что же такое профориентация.

Профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — комплекс занятий, проводимый с целью выявить склонность человека к определённому роду деятельности, профессии - это одно из самых распространенных определений.

Другими словами, профориентация – это возможность ответить на вопросы:
- Кем Я хочу быть?
- Куда пойти учиться?
- Как выбрать учебное заведение?

Существует «формула выбора профессии». Хочу - это ваши интересы, склонности, желания, мечты. Могу – это ваши психофизиологические возможности, здоровье, способности. Надо – это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность вашей профессии. Если вы сумеете совместить свои «хочу», «могу» и «надо», то профессиональный выбор будет удачным.

Иными словами, задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:
1) интересна и привлекательна для вас;
2) соответствует вашим способностям;
3) пользуется спросом на рынке труда.

Современный ритм жизни несколько стремителен, а возможностей появилось так много, что сегодня важно задаваться не только вопросом: "Как выбирать профессию?” но и "Когда выбирать профессию?”

Разумеется, задуматься над выбором пути в жизни никогда не поздно, но лучше это сделать во время.

Эммерсон сказал: "Мечта всей нашей жизни — встретить человека, который поможет нам стать такими, какими мы хотим быть". Но где найти такого человека, где та «Палочка выручалочка?»

Естественно задача взрослого – помочь подростку взрослеть рядом с ним, быть нужным ребенку, а это значит, быть всегда настроенным "на его волну”, не уходить от трудных вопросов, чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады его эмоций. И взрослым и детям нужно всегда помнить, что человек "состоит” из души, тела и дела, которое его кормит, одевает, согревает. Выбирает он не профессию в чистом виде, а нечто большее – приемлемые условия и безопасность труда, его доход, среду и "климат” общения, то есть уровень и образ жизни.

Я не специалист по профориентационной работе, но с 1986 года работала в школе, а с 2007 работаю в центре внешкольной работы «Раменки» и мне известны проблемы учащихся 8-11 классов. Нужно отметить, стандартная профориентация не поможет, поскольку, отвечая на вопросы анкет, человек выдаёт не своё мнение о себе, а мнения, посеянные в его голову другими людьми. Уверена, что такой работой должны заниматься, грамотные специалисты. Профориентация не должна включать в себя только тестирование или ответы на вопросы, а обязательно должен пройти разбор тестирования со специалистом, в форме личной беседы. Почему акцент делается на личную беседу, так как сами по себе тесты по профориентации являются лишь основой для грамотного определения профессиональных склонностей человека. Комплекс позволяет провести анализ интересов, личностных качеств и способностей учащихся.

Отмечу, влияние родителей на выбор профессии их детьми безусловно есть. Опросы школьников показали, что для них советы родителей относительно выбора профессии и учебного заведения имеют большее значение, чем рекомендации школы, учителей.

Нет родителей, которые бы не желали детям добра. Они волнуются за будущее детей, искренне желают им счастья и хотят помочь в выборе профессии.

Но родители могут ошибаться. И эти ошибки порой весьма неприятно сказываются на судьбе детей. Поэтому тандем: ученик, родитель, учитель, специалист, есть та сила, которая может помочь ребенку в выборе профессии.

Моя статья называется: «Новое открытие Московских музеев: вопросы профессиональной ориентации». Думаю, что может мое предложение поможет учителям, родителям дать толчок учащимся найти свое место в жизни. Или хотя бы рассмотреть иную возможность окунуться в интересные профессии через музеи и театры. Пока дети учатся в школе, у них есть возможность посетить большое количество музеев как, с родителями, так и с педагогами.

В Москве столько музеев, что, если каждый день ходить в новый, то на посещение всех музеев понадобится полтора года. Вам остается только выбрать музей «по вкусу» на сегодня – и можно отправляться в поход.

Музей Океанариум

Для тех, кого интересует — увлекательная, но весьма редкая профессия океанолог можно предложить первый в Москве музей Океанариум – в торгово-развлекательном центре «Рио» на Дмитровском шоссе Ежедневно: 10.00-22.00

Океанологи занимаются изучением вод, морей и океанов, состоянием дна и шельфа, наблюдением за развитием водной флоры и фауны. Анализ физических, химических и биологических процессов, происходящих в глубине вод, дает возможность ученым прогнозировать дальнейшее развитие экосистем. Главная задача океанологов экологическая: спасение природных богатств моря, предотвращение условий исчезновения того или иного вида подводной флоры и фауны. Исследования океанологов также используются в рыбном промысле, гидротехнической и военной сферах, палеонтологии и биологии. Большая часть исследований проводится со специально оборудованных кораблей, подводных лодок, батискафов и других технических приспособлений. Для первичного сбора информации или материала океанологам приходится спускаться на глубину. Готовят океанологов как правило кафедры, работающие на стыке изучения географии, геологии и физики. В России растят будущих исследований океанов только лучшие университеты: МГУ, МФТИ, СПбГУ, РГГМУ, специализированные университеты Ростова-на-Дону и Владивостока, институты ВМФ России

Места работы:
• научно-исследовательские институты,
• подводные и береговые лаборатории,
• гидрографические службы,
• океанографические суда.

Военные музеи

Эти музеи не бывают скучными. Их можно разделить на две категории – исторические и технические. К первым можно отнести помпезный Центральный музей Великой Отечественной Войны и панораму «Бородинская битва». Ко вторым – Центральный музей вооруженных сил, Бронетанковый музей, музей - подводная лодка, Музей ВВС. Особым списком идут два музея-бункера: огромный Бункер-42, построенный на случай ядерной войны и небольшой, но таинственный настоящий бункер Сталина.

Военные музеи нравятся не только школьникам младшего и среднего возраста, но и старшеклассники с большим удовольствием откликаются на предложение посетить эти музеи, особенно если они расположены в военных частях. Там юноши и девушки могут не только наблюдать за четкими действиями военнослужащих, но и сами поучаствовать в разборке и сборке автомата Калашникова, пострелять по мишеням, съесть настоящую солдатскую кашу. Многие мои ученики закончили военные училища и Академии МЧС, ФСБ. В моей практике был опыт экскурсионной поездки в Тульскую десантную дивизию с учащимися 9-11 классов школы № 1973 в 2002 году. Мы прожили с солдатами трое суток в одной казарме, ели в одной столовой, участвовали во всех их показательных выступлениях. Это ли не профессиональная работа.

Музей космонавтики

В нем можно ознакомиться с выдающимися достижениями науки и техники нашей космической державы. К большому сожалению нынешнее поколение редко мечтает стать космонавтом.

После реконструкции площадь Мемориального музея космонавтики увеличилась в три раза и сейчас составляет 8,5 тысяч квадратных метров. Теперь это не просто экспозиции за стеклом, а как бы, диалог посетителя с космосом. Подобно космонавту можно немного пережить его чувства на старте или поучаствовать в системе управления полетов. При помощи компьютерного тренажера совершить виртуальное путешествие по космической станции или попробовать себя в роли космонавта, работающего в открытом космосе. Среди интерактивных экспонатов — Центр управления полетами в миниатюре.

Посетители могут наблюдать международную космическую станцию в реальном времени, слушать переговоры космонавтов с Землей, наблюдать фото- и видеосюжеты работы экипажа. Думаю дефицит информации.

По опыту необходимо не только посещать музеи, но и встречаться с интересными людьми той или иной профессии. Так в 2009 году была проведена совместная встреча учащихся Московской школы № 1973 и воспитанников ГОУ ЦВР «Раменки» с Героем России космонавтом Волковым Сергеем Александровичем. Встреча затянулась, ребятам было очень интересно слушать космонавта, держать в руках пакетики с пищей, что используют космонавты в полете.

Важно, то, что в последнее время открывающиеся музеи отличаются тем, что каждый посетитель может не только посмотреть экспонаты на определенном расстоянии, но и потрогать руками, влезть внутрь, ощутить себя участником того спектакля который предлагают работники музея, театра и это здорово.

Умные люди давно просчитали, какие профессии будут в цене в ближайшие десять лет. Представляю топ-десятку профессий будущего десятилетия!
1. Специалисты по информационным технологиям.
2. Экологи.
3. «Хед-хантерс» или « охотники за головами». Они находят нужных специалистов, в основном менеджеров высшего звена, переманивая их из других компаний или перехватывая в момент перехода с одного места работы на другое.
4. Биотехнологи. Это люди, которые с помощью живых организмов и их компонентов) генов, ферментов, белков) создают то, чего раньше не было в природе,- совершенно новые организмы, растения и продукты.
5. Ландшафтные дизайнеры. Область их деятельности – садово-парковое искусство .
6. Психоаналитики. Это «доверенные лица» политиков, звезд кино, шоу-бизнеса, бизнесмена. Им люди рассказывают то, в чем не признаются даже самим себе! В обществе потребления всегда есть страх потерять то, что имеешь, не суметь добиться новых высот, не успеть, не достичь, что вызывает неврозы и депрессии. И только психоаналитик способен помочь вернуть человеку душевное равновесие.
7. Логистики. Они отвечают за все процессы, где можно сэкономить: поставки транспортировка, связь с таможней и государственными органами. Логистик не позволяет долго лежать на складе, грузовику - ехать длинной дорогой, а магазину – ждать завоза продукции. Экономия от работы логистиков составляет миллионы условных единиц.
8. Аудиторы. Основная задача аудитора – окончательная проверка финансовых отчетов компаний, например перед началом налоговой проверкой.
9. Телепродюсcеры. Они придумывают сами или находят подходящую идею для программы или фильма и воплощают ее в жизнь.
10. Имиджмейкеры. Превратиться из Золушки в принцессу сегодня можно и без волшебной палочки доброй феи – с помощью имиджмейкера.

Но это не означает, что другие профессии менее интересны или менее востребованы. В каждой профессии есть своя «за» и свои «против», каждая профессия по-своему хороша, интересна, значительна. Любая работа требует полной отдачи. Только в этом случае она приносит удовлетворение человеку, она дает радость творчества в самом монотонном и рутинном деле.

Профориентация – шаг в сознательную жизнь!
Я за то, чтобы вы делали осознанный выбор!


Hosted by uCoz