<<    Домой    Вверх   >>           Скачать

Туристско-краеведческая деятельность с детьми с ограниченными физическими возможностями

Г.П. Никонова, педагог дополнительного образования ГОУ ЦВР «Раменки»

  Право - Экономика – Профориентация: Инновационные аспекты молодежной политики: Сборник материалов участников экспериментальной площадки «Молодежная политика средствами образования». Выпуск 1. / Отв. ред. Ю.С. Самохин. — М.: ГОУ ЦВР «Раменки» 2010. — 48 с.


В наше время во всех странах мира, в том числе и в России, отмечается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. По данным Департамента здравоохранения Правительства г. Москвы за 2002 год, в столице проживает более 40 тысяч детей со статусом «инвалид» и 120 тысяч – с заболеваниями, которые приведут страдающих ими детей по достижении совершеннолетия к признанию их инвалидами.

Инвалид... Уже само это слово оставляет ощущение отверженности человека, его «выключенности» из повседневной жизни. В России сложилось предвзятое мнение о месте инвалидов в жизни общества. Как известно, существует две «модели» инвалидности. Первая – социальная, она распространена в Европе и США. Согласно ей, инвалидность – не столько медицинское явление, сколько социальное, связанное с наличием у человека ряда факторов, осложняющих реализацию его жизненных потребностей. Соответственно этому, принимаются меры по компенсации или поддержке возможностей инвалида адаптироваться к социуму: создаются специализированные рабочие места, городская архитектура приводится в соответствие с нуждами инвалидов (например, подъезды и лестницы оснащаются пандусами для лиц, передвигающихся в колясках) и т. п.

К сожалению, в России распространена «медицинская» модель, в соответствии с которой инвалидность рассматривается, в основном, как болезнь. И большинство мер, предпринимаемых государством и обществом, направлено именно на медицинскую помощь инвалиду, будь то взрослый или ребенок.

Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка с ограниченными возможностями, обособляет от «нормального», «здорового» детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми.

«Медицинская» модель определяет и методику работы с инвалидом, которая имеет патерналистский (опекающий) характер и предполагает лечение, трудотерапию, создание социальных служб, помогающих человеку выживать, именно выживать, а не жить полноценной жизнью.
Следствием ориентации общества на «медицинскую» модель является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении или в собственной квартире, развитие у него пассивно-иждивенческих жизненных установок.

Проблема инвалидности не должна ограничиваться медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой. Для её решения, хотя бы частичного, необходимо изменить подход к системе взаимоотношений ребенка с ограниченными возможностями и общества. Суть этого изменения состоит в следующем:
   • ребенок с ограниченными возможностями – полноправный член общества, он хочет, может и должен участвовать в его многогранной жизни;
   • главная проблема такого ребенка заключается в нарушении его связей с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда и к элементарному образованию;
   • ребенок с ограниченными возможностями может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свой талант, развить его, приносить с его помощью пользу обществу ему часто мешает неравенство возможностей;
   • ребенок с ограниченными возможностями – не пассивный объект помощи, а развивающаяся личность, имеющая право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве, достижениях.

Приняв за основу данные принципы социальной работы с инвалидами, можно реально улучшить условия жизни детей с ограниченными возможностями, так как это облегчит интеграцию таких детей в общество, поможет им преодолеть комплекс неполноценности, иждивенческие установки.

Одной из важнейших проблем социальной адаптации детей с ограниченными возможностями является преодоление барьеров в их общении и взаимодействии со здоровыми сверстниками.

Интересный опыт соединения социальной работы со школьниками средствами туризма и краеведения на базе школы № 875. В совете самоуправления школы работает сектор по социальной работе, который занимается, в том числе и волонтерской деятельностью.

Волонтерское движение – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Деятельность добровольцев направлена в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим (старость, беспризорность, стихийные бедствия, социальные катаклизмы, люди с ограниченными возможностями – инвалиды). Волонтёры – не только альтруисты, они работают ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов. Волонтерская деятельность – это и путь к оплачиваемой работе, здесь всегда есть возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути.

В прошлом 2008 – 2009 учебном году нам было предложено работать с детьми с ограниченными возможностями в специальной коррекционной общеобразовательной школе-интернате VI вида № 44.

Обычная работа по программе туристско-краеведческой направленности начала приобретать новые свойства. При планировании мероприятий волонтерская деятельность потребовала включить дополнительную подготовку не только для детей – инвалидов, но и для волонтеров. Здесь надо сказать, что организация такого мероприятия, как туристский слет потребовало подготовку в течение достаточно длительного времени. На первом этапе подготовки волонтеры учили детей-инвалидов вязать узлы, знакомили с картой и топознаками, учили, как определять стороны света по компасу и без него. На втором этапе учились применять полученные знания на практике в виде игры «Найди клад» в помещении школы. И на конец, как финал, туристский слет в лесу.

Подобные мероприятия интересны не только детям-инвалидам, но и волонтерам, это мероприятие социализирует детей (общение, впечатления, взаимоподдержка и т.д.) не только освоение навыков работы со снаряжением, но и передача этого навыка. Ведь народная мудрость гласит, ничто так не объединяет, как общее дело. Педагоги и воспитатели интерната считают, что эти встречи необходимы и положительно влияют на адаптацию детей-инвалидов к современной жизни. Но главное в таких отношениях это постоянство. Мы посещаем интернат каждую среду и что очень важно и ценно то, что эти отношения не рабочие, а дружеские и уже давно вышли из стен интерната, дети обменялись телефонами, пишут друг другу письма, обмениваются подарками, ездят в гости, и мы знаем, что нас ждут, и мы не можем не приехать.

Учитывая повышенную утомляемость детей с ограниченными возможностями, наши встречи проходят многопланово и каждый раз по-разному. Как правило, разбиваемся на группы и работаем по станциям, например: одна группа вяжет узлы, другая знакомится с картой и топознаками, третья работает с компасом, четвертая занимается арт-терапией, т.е. ведут разговор через куклу, пятая – рисует и т.д. Затем через определенное время переходим, поэтому за полтора часа все группы проходят все станции, приобретая определенные знания и умения. Или разбиваемся на группы, и каждая группа сочиняет сказку или какую-нибудь историю, подбирает костюмы, а потом показывает. Или мы всегда делаем фотографии наших встреч, а потом все дружно делаем коллажи и организовываем выставку. Но что всегда является неотъемлемой частью наших встреч это общий круг, где мы поем песни, обмениваемся впечатлениями, читаем книги, стихи, в том числе и свои, нам было очень-очень приятно, когда Юля Гусева подарила нам более 30 своих стихотворений. Вот одно из них. Юли 20 лет.

Без надежды трудно жить, мы это знаем,
И она угаснуть не должна!
Ценим только лишь, когда теряем,
Но надежда каждому нужна.

Надежда путь нам ярко озаряет,
А рядом с ней есть вера и любовь.
Мы эти чувства столько раз бросаем,
Но, все же, возвращаемся к ним вновь.

А может, и не стоит так стараться
От чувств своих стремительно бежать?
Ведь сердце не умеет поддаваться,
Зато умеет сердце ждать.

Давайте чувства мы не будем прятать,
И будем мы их бережно хранить.
И если даже хочется нам плакать,
С улыбкой на лице давайте жить.

И вопреки всем горестям и бедам,
Мы верить в лучшее всегда должны.
И с поражением так же, как с победой,
Вперед, не поддаваясь трудностям идти.

Ценить нам надо каждое мгновенье,
Пускай разбиться нам придется в кровь.
Но не сумеем допустить затменья,
Где есть надежда, вера и любовь!
21.08.2009

Наши встречи – это особая форма взаимодействия ребят. Ведь главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связей с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда и к элементарному образованию. Ребенок с ограниченными возможностями может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющих проблем со здоровьем, но обнаружить свой талант, развить его, приносить с его помощью пользу обществу ему часто мешает неравенство возможностей. Ведь эти дети – не пассивный объект помощи, а развивающаяся личность, имеющая право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве, достижениях, полноправный член общества, он хочет, может и должен участвовать в его многогранной жизни.

Такая деятельность обогащает всех и помогает активнее взаимодействовать с ребятами в воспитательной работе. Время диктует необходимость включение в дополнительное образование новых форм образовательной деятельности. Одной из интересных форм работы с детьми направленной на социальную адаптацию, профориентацию средствами взаимодействия разных социальных групп и поколений является туризм и краеведение. Разумеется, речь не идет о спортивном туризме с многодневными походами высших категорий (хотя примеры участия в таких походах инвалидов не только известны, но и довольно многочисленны) Для решения наших задач наиболее подходят такие туристские мероприятия, как «поход выходного дня» и туристский слет, где группа находится в природных условиях продолжительное время, не совершает переходов, оставаясь, все время на территории однажды разбитого лагеря. Это облегчает контроль за состоянием здоровья участников мероприятия, позволяет доставлять на место проведения слета воду, продукты питания и необходимое снаряжение. Наконец, в случае необходимости, существует возможность немедленной эвакуации, как всей группы, так и отдельных её членов.

Вместе с тем, даже поход выходного дня, не говоря уже о турслете, переживается ребенком, никогда ранее не покидавшим собственного дома или, в крайнем случае, пределов района проживания, как захватывающее приключение. Он осознает свои возможности, приобретает навыки общения со сверстниками в непривычной для него обстановке. При этом обязанности и социальные роли в туристской группе настолько многочисленны, что педагогу не составит большого труда найти каждому члену группы работу, доступную для него, несмотря на его физические или интеллектуальные особенности. Главное, чтобы в группе не было «безработных» участников: обязанности должны быть у каждого, чтобы не давать поводов к возникновению неравенства и иждивенческих настроений.

Одной из главных целей при освоении всех навыков является последовательное освоение каждого этапа овладения ими, а также их регулярное многократное повторение. Без соблюдения этого принципа дети с ограниченными возможностями или не смогут освоить навык, или уровень усвоения будет поверхностным и недолговечным. Поэтому все наши занятия, во-первых, многогранны, а во-вторых, преподносятся в форме игры.


Hosted by uCoz