<<    Домой    Вверх   >>                                      Скачать

Организация туристско-спортивных мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья

Никонова Г.П., методист ГОУ ЦВР «Раменки»

 Право - Экономика – Профориентация: Инновационные аспекты молодежной политики: Сборник материалов участников экспериментальной площадки «Молодежная политика средствами образования». Выпуск 9. / Отв. ред. Ю.С. Самохин. — М.: ГОУ ЦВР «Раменки» 2012. — 42 с.


В наше время во всех странах мира, в том числе и в России, отмечается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблема инвалидности является социальной проблемой. Для её решения, хотя бы частичного, необходимо изменить подход к системе взаимоотношений ребенка с ограниченными возможностями и общества. Суть этого изменения состоит в следующем:
• ребенок с ограниченными возможностями – полноправный член общества, он хочет, может и должен участвовать в его многогранной жизни;
• главная проблема такого ребенка заключается в нарушении его связей с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда и к элементарному образованию;
• ребенок с ограниченными возможностями может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свой талант, развить его, приносить с его помощью пользу обществу ему часто мешает неравенство возможностей;
• ребенок с ограниченными возможностями – не пассивный объект помощи, а развивающаяся личность, имеющая право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве, достижениях.

Можно улучшить условия жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, облегчить интеграцию таких детей в общество, помочь им преодолеть комплекс неполноценности.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в нашем центре началась в 2007 году, кода Цыганова Т.А. обратилась к нам за помощью в организации и проведении туристского слета для детей с ограниченными возможностями здоровья школы 542. Этот слет мы провели на территории Тропаревского лесопарка, потому что этот лесной массив находится в 20-и минутной ходьбы от школы. Поскольку это мероприятие было в жизни детей впервые, а главное их возможности ограничены, этапы были самые простые. Например, «Змейка» – на земле в виде змейки выложена основная веревка (40 м). Команда, взявшись за руки, проходит по этой веревки приставным шагом (фото 1). Или «Лестница» – на земле лежит веревочная лестница, задача: пройти, не наступая на веревки и на палки. Сложность в том, что клеточки настолько малы, что нога помещается в ней с трудом. Без посторонней помощи пройти этап затруднительно (фото 2). Используя малые формы детской площадки, такие как горка, бревно и ранее описанные этапы, мы сделали небольшую дистанцию «Полоса препятствий». Задача: пройти все препятствия.

   

Любые соревнования или игра должны нести познавательный компонент, поэтому мы включили в соревнования этап «Знаешь ли ты свой район?». В районе, где находится школа и проживает большинство учащихся этой школы много улиц носящих имена Великих людей. Вопросы составлены в виде тестов, но если команда не знает правильный ответ, то судья подсказывает, т.е. дети в любом случае получают правильный ответ.

Всем это мероприятие очень понравилось. Поэтому мы стали проводить их регулярно один раз в четверть. Но погода не всегда нас баловала, и когда было невозможно проводить игру-соревнования на улице, мы проводили ее в помещении школы. Школа находиться на первом этаже жилого дома, спортивного зала практически нет, классы маленькие, узкий длинный коридор, но и в таких условиях можно провести мероприятие. Нельзя в помещении разжечь костер, но за, то можно выучить разные типы костров и научиться их складывать из заранее заготовленных дров (фото 3). Кочки нарисовать так, что без помощи своих товарищей пройти их не реально «Узлы», этот этап проходит в режиме мастер-класса, впрочем, как и все остальные этапы. Он не оставляет равнодушными ни кого и незаметно вовлекает в работу и преподавателей.

   

Сначала в соревнованиях принимала участие только начальная школа, потом первые – шестые классы, теперь вся школа выходит на старт. И не просто выходит, а усердно готовится. Каждая команда рисует эмблему, разучивает речевку, девиз и т.д. И очень заметно как ребята совершенствуют сое мастерство. И мы каждый раз понемногу усложняем задачу. Например: если раньше веревочная лестница была с маленькими квадратиками и маленькими палочками, где с трудом помещалась одна нога, то теперь большие квадраты и большие палки, если раньше нужно было пройти, наступая в середину квадрата не касаясь палок и веревок, то сейчас пройти по палкам не касаясь земли (фото 4). И всегда непременное условие, держась за руки, помогая друг другу. Вопросы по краеведению так же усложняются, если сначала нужно было в режиме теста сказать, кем был тот или иной знаменитый человек, имя которого носит улица или проспект, то теперь нужно рассказать коротко, чем этот человек знаменит. Какие еще есть достопримечательности в районе и в городе.

Этап «Медицина» проходит в два этапа теория и практика. Теория проходит в режиме тестов, а практика в режиме мастер-класс. Еще один из интересных этапов, причем дети очень легко справляются с ним. «Вертолетные спасательные знаки». Команде выдаются картинки со спасательными знаками, они изучают и запоминают их две – три минуты, затем выкладывают из основной веревки, по заданию судьи, определенный знак.

Этап «Собери рюкзак». На коврике выложены разные вещи. Например: кружка, миска, ложка – пластиковая одноразовая, металлическая и стеклянная тарелка; обувь – туфли, домашние тапочки и кроссовки и т.д. Задача команды по одной вещи, как эстафета, собрать рюкзак. Причем, после укладки рюкзака судья делает работу над ошибками, объясняя, почему надо брать или не надо брать ту или иную вещь.

Этап «Летающая тарелка». Это круглая доска или фанера толщенной от пяти миллиметров до двух сантиметров и диаметром от двадцати до тридцати сантиметров, в которой по кругу на одинаковом расстоянии просверлены восемь отверстий диаметром восемь миллиметров и к ним привязаны веревочки длинной от полутора до двух с половиной метров. На доске посредине лежит рулон скотча, а на нем – мяч, причем, чем мяч больше, тем труднее его переносить или в качестве пилота можно использовать пластиковую бутылку с водой. Задача: команда берется за концы веревочек, причем каждый участник за свою, если участников меньше восьми, то можно взять по две и по три, минимальное количество участников два человека. И переносит «летающую тарелку» на заданное расстояние, если мяч упал, начинают сначала. Чем длиннее веревочка, тем труднее переносить (фото 5).

   

Этап «Палатка». Этот этап присутствует практически на всех туристских соревнованиях. Устанавливать лучше каркасную палатку, так как она стоит на любой поверхности без растяжек. Этот этап пользуется особым успехом. Даже если опустить развитие мелкой моторики – сбор каркаса, пристегивание крючков, завязывание веревочек и т.д., залезть в палатку и ощутить себя туристом – колоссальное удовольствие для каждого ребенка и не только.

Этап «Карта». Большая (120 х 80 см) карта лучше ламинированная разрезана виде пазлов. Задача: команда собирает карту-пазл. Затем отвечают на вопросы судьи, показывая географические объекты.

Этап «Паутина». Вяжется репшнуром (4 – 6 мм) вертикально между двумя опорами в разном направлении создавая различные геометрические фигуры (прямоугольники, треугольники, трапеции и т. д.). Места пересечений репшнура закрепляются узлом или скотчем так, чтобы не скользили. Задача: команда должна пройти «паутину» насквозь. Можно усложнять этот этап: каждый участник проходит в разные геометрические фигуры, не касаясь «паутины». Можно повесить колокольчики (фото 6). Еще один способ натягивания «паутины». При тех же исходных данных репшнур натягивается не вертикально, а горизонтально и проходится командой, взявшись за руки непрерывной цепочкой. Если колокольчик зазвонил, движение начинается сначала (фото 7).

  

Этап «Лабиринт». Натягивается волчатник в хаотичном порядке за несколько опор виде большого завала. Затем к нему крепятся файлики с одной стороны буква, с другой цифра. Команде выдается за ранее заготовленную карточку, где написан набор цифр. Задача: команда, пролезая через волчатник, находит указанную в карточке цифру и списывает букву. Из найденных букв надо сложить слово.

Этап «Снежки» или «Меткий стрелок». «Снежки» делаются из листа бумаги А4. Мнется бумага в комок и заматывается скотчем. Можно использовать мяч для метания (он не прыгает в отличие от теннисного). Нужна корзина. Задача: команда выбирает хорошо координированного участника и вручает корзину, он будет ловить «снежки» или мячи. Остальные участники берут обозначенное судьей количество «снежков» или мячей и бросают в корзину с определенного расстояния, а участник с корзиной должен поймать.

Этап «Эх прокачу». Основная веревка (40 м) пропущена через блок. На конце веревки закреплена большая ледянка или санки. Задача: один участник садится на средство передвижения, а вся команда, выбирая веревку, катит его к точке опоры. Так команда катает всех по очереди (фото 8).

Этап «Параллельки». Натягиваются две основные параллельные веревки, нижняя не выше 50 сантиметров от земли, верхняя не выше полутора метров от нижней веревки. Задача: команда по одному проходят от одной опоры до другой скользящим приставным шагом, держась обеими руками за верхнюю веревку. Судья осуществляет гимнастическую страховку.

Этап «Острова». Выкладываются куски основной веревки (5 – 6 метров) в виде острова так, что бы команда спокойно поместилась на нем. Следующий остров чуть поменьше и на расстоянии от первого чуть больше одного шага. Следующий остров еще меньше, но чуть ближе и так далее пока команда с трудом будет помещаться на острове, и удерживаться только при поддержке товарищей. Задача: пройти все острова.

Этап «Собери ежей». Эстафета. Оборудование этапа: две столовые ложки и два мяча и шипами, да конуса. Задача: команда выстраивается в колонну по одному за первым конусом. Первый участник берет ложки, в которых лежат мячи, идет ко второму конусу, обходит вокруг него, возвращается к команде, передает ложки второму участнику. Цель не уронить «ежей», но если они упали нужно поднять их, не касаясь руками фото 9).

  

Это описание этапов, но как организовать и провести соревнования, с чего начать. Сначала нужно проговорить с администрацией, а главное с медицинским работником школы, о возможностях этих детей. Затем составить программу или план, по которому осуществляется работа. Наша программа называется «Равный среди равных». Для приобретения призов мы подключили Муниципалитет, но для этого они должны включить эти мероприятия в свой годовой план. Следующий этап подготовки это место проведения мероприятий. Методом проб мы пришли к выводу, что стадион школы № 14, который находиться в пяти минутах ходьбы, нам подходит лучше всего. Получили разрешение у администрации школы на проведение наших мероприятий. Далее составляем план-программу соревнований, главное, что бы каждый раз был хотя бы один новый этап. Приятно видеть, как дети меняют свое отношение к этим мероприятиям. Если они раньше приходили, потому что их привели, то сейчас они приходят, потому что хотят сами. Они ждут, они готовятся. И мы не имеем ни какого права их разочаровывать, потому что это особые дети. В конце каждого мероприятия общее фото на память (фото 10).


Hosted by uCoz