<<    Домой    Вверх   >>                                      Скачать

Туристско-краеведческая направленность в учреждении дополнительного образования в контексте профессиональной ориентации

Костерев Н.А., методист ГОУ ЦВР «Раменки»

 Право - Экономика – Профориентация: Педагогические технологии: Сборник материалов участников экспериментальной площадки «Молодежная политика средствами образования». Выпуск 8. / Отв. ред. Ю.С. Самохин. — М.: ГОУ ЦВР «Раменки» 2011. — 56 с.


Мне бы хотелось начать свое выступление с педагогической характеристики туристско-краеведческой деятельности. Как в советское время, так и сегодня педагоги-ученые обосновывают утверждение, что туризм как никакое другое направление дополнительного образования решает одновременно важнейшие педагогические задачи:
   - комплексного воздействия на ребенка: обучение, воспитание, оздоровление, профессиональная ориентация, социальная адаптация;
   - коррекция недостатков, традиционно сложившихся в системе образования; совершенствование взаимоотношений педагогов и учащихся.

Необходимо отметить важную специфику школьного туризма, а именно то, что на первую роль в этом многообразии задач, должна выходить именно педагогическая задача, которая легче всего решается с использованием активных, самодеятельных форм туризма.

Как же эти потенциальные возможности туристской деятельности реализуются в повседневной жизни детского туристско-краеведческой группы, объединения?

Посмотрим типовой набор учебных тем образовательной программы туристско-краеведческой направленности.

Таким образом, в туристско-краеведческих объединениях происходит обучение навыкам оказания первой доврачебной помощи, приготовлении пищи, ремонта снаряжения, ориентирования на местности, преодоления препятствий на маршруте, навыкам выживания в экстремальных условиях. Изучаемые знания и навыки отрабатываются и используются в многодневных походах, поездках, слетах и соревнованиях. Как видно, при проведении теоретических и практических занятий по этим темам ребенок получает знания, дополняющие и конкретизирующие знания, полученные в школе по предметам география, биология, литература и физика, литература и история — все это позволяет нам—педагогам конкретизировать и актуализировать школьные знания.

Помимо традиционных форм обучения, активно используются компьютерные технологии. При подготовке дальних походов (сбор информации о районе похода, краеведческие объекты, использование компьютерной базы данных туристских отчетов и краеведческих объектов, работа с топокартами с помощью графического редактора). При подготовке отчета о походах дети сами набирают тексты, сканируют карты и фотографии. Помимо встреч на занятиях в Центре, происходит и общение, решение оперативных вопросов, передача информации через социальную сеть «В контакте», где зарегистрирована наша группа «Юные путешественники», в сети «АСКю», электронной почтой. Для ориентирования по маршруту в походе активно используется технология спутниковой навигации, — знания карты, системы координат.

 Элементы экономических знаний осваиваются при изучении тем, связанных с питанием и снаряжением, подготовкой к походам, изучением районной путешествий с экономической точки зрения. В наших походах по Байкалу и Кольскому полуострову ребята изучали рекреационные ресурсы края, обосновывали свои рекомендации по развитию регионов средствами туризма. Элементы правовых знаний рассматриваются при подготовке походов, изучении вопросов безопасности, изучения районов похода, посещением заказников, пересечения границы РФ и т.д.

 Профориентация на туристско—краеведческих занятиях

Таким образом, мы видим, что занятия в туристско-краеведческом объединении подразумевает в себе сочетание трудового воспитания с политехническим образованием, которое подростки получают, осваивая сложные туристские навыки. Каждый юный турист за несколько лет свой туристкой жизни в кружке обязательно будет выполнять совершенно разные походные должности: от метеоролога, ремонтного мастера — до командира. И такой перебор возможностей попробовать разные дела помогает в выборе будущей профессии. И даже пусть они не всегда станут специалистами - эти навыки будут полезны им и в дальнейшей жизни.

  Сочетание туризма и краеведения, изучение окружающей среды на примере родного края, позволяет получить представление и освоить простейшие методики из разных областей естественных и гуманитарных наук: ботанические и зоологические, метеорологические, геологические, история и литература. Это дает возможность самоопределиться молодому человеку своих предпочтениях.

 Туризм позволяет подростку на практике узнать о профессиях, с которыми вследствие их специфики и небольшого распространения он больше нигде не может познакомиться. Это профессии, связанные с трудностями полевой и неустроенной жизни, - геологи, археологи, геодезисты, пограничники и таможенники.

В процессе коллективной деятельности формируются организаторские качества ребят. Ведь для успешного прохождения маршрута необходима четкая организация работы, коллективный характер деятельности, наглядность результатов, необходимость принятия правильных решений в постоянно меняющейся обстановке, принятие ответственность за них. В течении нескольких лет занятий происходит постепенный перевод подростка в позицию помощника руководителя при обучении младших, проведении соревнований и праздников, организации совместных походов. Один из важнейших навыков, получаемых учащимися в ходе туристско-краеведческой работы, — навык общения с людьми. Эти навыки необходимы для многих профессий, особенно для педагогов, журналистов, тем более, что почти после каждого похода, слета, соревнований выпускаются туристские газеты, оформляются отчеты, статьи в местной прессе, тематических сборниках и Интернете.

  Наши выпускники готовы работать, в том числе и в туристской индустрии, в оказании туристских услуг: как гиды, экскурсоводы, организовывая отдых детей и взрослых. Возвращаясь к началу нашего разговора о туризме, надо заметить, что все эти замечательные возможности туризма удается реализовать, если есть грамотный педагог, владеющий методиками, знающий как использовать возможности туризма и краеведения.

 Одним из источников таких педагогов и являются наши воспитанники, пришедшие к нам же на работу. Другая возможность повышения мастерства и опыта – участие в совместной деятельности с нами. Уже несколько лет мы проводим для туристских и краеведческих групп округа совместные походы по Подмосковью, экскурсионные прогулки по Москве, тренировки по ориентированию и веревочной технике. Присоединяйтесь! Давайте заключать друг с другом договоры о совместной деятельности как в туристско-краеведческой работе так и в других направлениях.


Hosted by uCoz