<<    Домой    Вверх   >>                                      Скачать

Социо-культурная и этно-экологическая адаптация учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности

Близнюкова Н.В., педагог дополнительного образования ГОУ ЦВР «Раменки»

 Право - Экономика – Профориентация: Инновационные аспекты молодежной политики: Сборник материалов участников экспериментальной площадки «Молодежная политика средствами образования». Выпуск 9. / Отв. ред. Ю.С. Самохин. — М.: ГОУ ЦВР «Раменки» 2012. — 42 с.


В нашем современном городе смешались многие этносы и народности, наши традиции дополнили друг друга, что-то в них добавляется из других религий: например уже никого не удивишь проведением праздник Святого Валентина – католического праздника, или когда в нашей Масленице участвуют представители других религий, достаточно спокойно видим на улицах буддистов. Мы заимствуем друг у друга элементы одежды, прически, жесты, национальные блюда - можно есть хачапури, запивая его кумысов или отведать суши с нашим лимонадом «Буратино».

Современный ритм жизни большого города не оставляет времени вспомнить кто были твои предки - кто они, где жили, как работали, семейные традиции отходят на задний план, и уже человек сам не знает кто он и чем он живет. Взрослому человеку легко потеряться в этом разнообразии взглядов, традиций и обычаев, народностях и этносов, религий, что уж говорить о детях? А подросткам, когда они всерьез задумываются о себе, как о личности?

Отвечая на эти и множество других подобных вопросов, мы рассмотрим в данной статье вопросы социокультурной и этно-экологической адаптации детей и подростков, как процессы становления личности ребенка в современном мире.

Социо-культурная адаптация - это процесс и результат интеграции личности в современный ему природные, социальные, культурные и политические условия для комфортного существования и успешного взаимодействия с социумом. И от того насколько успешно этот процесс пройден, зависит жизнь человека. Социо-культурная адаптация ребенка начинается с рождения и продолжается всю жизнь, но наблюдаются особые кризисные этапы, когда особенно остро проявляются противоречия общества и личности и/или оказывает влияние на дальнейший сценарий жизни.

Одним из таких кризисных периодов принято считать подростковый возраст, когда ребенок отстаивает свою личность и свои убеждения, взгляды перед самим собой и обществом, и юношество, когда определяется профессиональная направленность и начинает реализовываться жизненный сценарий.

Надо отметить, что в городе и на данном временном отрезке «подростки» помолодели, сюда уже относят детей с 10-11 лет. Дети в городе быстрее оказываются на арене общественного взаимодействия, у него множество социальных связей вне школы и семьи, ему более доступны достижения информационных технологий, что значительно упрощает взаимодействие и образование новых контактов, у него шире сфера интересов и возможностей их реализовать.

Конечно, здесь же мы видим и обратную сторону: дети и подростки меняют реальную жизнь на жизнь в «сети», появляется все большее количество детей с синдромом аутизма, с желанием уйти от проблем, погрузившись в виртуальный мир, не желанием строить прочные социальные связи с реальными людьми, обходясь мимолетными знакомствами в Интернете.

Мало кто из представителей подросткового и юношеского возраста могут без потерь и искажений личностных качеств пройти эти кризисное для него время. Хорошо, когда рядом оказывается взрослый/ родитель/наставник/старший товарищ, который выслушает, направит, объяснит, часто им приходится самим пробираться сквозь нормы, правила, законы общества, узнавать чужие взгляды и мнения на общественные явления, осознавать ценность того или иного предмета- в итоге совершаются ошибки, которые могут исковеркать всю жизнь или повернуть ее в совершенно другую сторону.

А современный мир предоставляет для неоформившейся личности спектр политических взглядов, общественных мнений, поликультурность общества, природных объектов и явлений, событий в мире и стране, общественный резонанс на них. Как же тут определится? Как ввести ребенка/ подростка/юношу в социум?

Эти вопросы рассматривает целый ряд научных дисциплин: социальная педагогика, социальная психология, педагогика подростков и т.д. Есть множество статей и научных работ на данную тему, но мы рассмотрим данную проблему через возможности туристско-краеведческой деятельности в условиях дополнительного образования.

Как говорилось в предыдущей статье возможности дополнительного образования гораздо шире, чем у школы, которая жестко ограниченна рамками образовательных стандартов и планов, и у семьи, которая имеет ограниченные ресурсы и возможности развития способностей ребенка. Поэтому потенциал дополнительного образования в социо-культурной адаптации ребенка достаточно высок - есть ресурсы (образовательные, воспитательные, творческие), есть материально-техническая база, педагоги и воспитатели, методические разработки, ориентация на способности и желание ребенка.

Особой универсальностью среди направлений дополнительного образования детей отличается туристско-краеведческая деятельность: добровольная основа посещений занятий по туризму и краеведению, учет индивидуальных особенностей каждого участника объединения, трансляция опыта, норм и правил через коллектив, комфортный психологический климат и творческая атмосфера, безоценочное отношение к ребенку, насыщенный план мероприятий. Так же каждый участник имеет возможность внести свою лепту в общее дело, даже можно сказать, что без его участия это дело просто может развалиться; осознавать свою важность для коллектива. Каждый участник туристско-краеведческого объединения - это личность со своими особенностями, талантами, знаниям и опытом, со своим индивидуальным отношением к событиям, явлениям и людям.

Какой же вклад туристско-краеведческая деятельность вносит в социо-культурную адаптацию ребенка? Разберем подробно возможности основных форм работы в объединении данной направленности.

Туристско-краеведческая деятельность включает в себя следующие формы работы с детьми:
• - походы
• - экспедиции
• - экскурсии
• - туристские слеты
• - туристские соревнования
• - проектная деятельность, конкурсы.

Как известно, в поход идут не сразу - ему предшествует долгая подготовка, на 70% определяющая успешность этого мероприятия. В процессе подготовки затрагиваются множество социальных и культурных, экономических и правовых аспектов:

1. Выбор места и района похода - изучается транспортная сеть района, его культурно-историческое наследие, интересные краеведческие объекты, традиции и обычаи района похода, а так же геополитика региона, религиозный состав населения.

2. Подготовка документов к походу – необходимо научить участников группы правильному оформлению заявочных и маршрутных книжек, разрешений на выход, запросов в МЧС района похода. В процессе оформления документов необходимо взаимодействовать с Маршрутно-квалификационной комиссией, отделами МЧС и Поисково-спасательной службой в месте района похода, получить разрешение от Управления образования- взаимодействие административно-правового уровня. Получение страховых полисов- взаимодействие с страховыми фирмами- представление услуг.

3. Снаряжение - закупка и подготовка его к походу. С первого взгляда обычное дело - но несет в себе ряд взаимодействия экономических характера- поиск, выбор по цене/качеству/ эксплуатационным характеристикам, покупка- то есть участник волей не волей начинает вникать в разнообразие фирм и брендов туристского снаряжения, историю его создания и совершенствования, технологические особенности, разнообразие снаряжения для различных эксплуатационных условиях. Правовой аспект - правовые основы сделки «Купля-Продажа», условия обмена (права потребителя). Поиск сопряжен с использованием информационных технологий.

4. Транспорт, переезды - нормы и правила поведения в общественном транспорте, в поезда пригородного и дальнего следования, правовые основы пользования транспортом, приобретение билетов и прохождения транспортного контроля, условия возврата билетов, права потребителей. Ценообразование на билеты.

5. Продукты питания - выбор и закупка продуктов в соответствии с составленным меню необходимо уметь отличать качественный продукт, знать , что такое ГОСТ, права потребителя, условия возврата и обмена продуктов. Правила и нормы хранения продуктов.

6. И конечно же в каждом походе есть свое экспедиционное задание- он чаще всего касается исследования в области истории и культуры района/ региона похода.

Сам поход формирует у участников группы навыки взаимодействия и норма, правила поведения и социальных отношений с другими участниками похода и руководителями, взаимоответственность, происходит обмен опытом социализации внутри группы и взаимное проникновение социо-культурных форм общения, взаимодействия, восприятий.

Экспедиция - форма туристско-краеведческое деятельности с главной целью - исследование. Это исследование, так же как и поход, формирует основные знания по историко-культурному, социальному и политическому, экономическому и правовому аспекту, но более широко. Так проведение экспедиции на конкретном объекте требует разрешение от местной администрации или ведомства, к которому относится объект, согласование с органами власти и отделениями МВД, определяется политика общения с местными жителями, так как во время экспедиции контакты с жителями более интенсивны, чем в походе.

Цели в экспедиции могут самые разнообразные – от изучения состава воды в источнике до глобального влияния конкретного района на мировую экономику. Но часто область исследования лежит в районе истории, культуры, геополитики, изучается уникальный объект или явление, природные объекты района. Но, все равно, что-то конкретное изучать можно только в комплексе всех аспектов прошлого, настоящего и будущего, выявляя причинно-следственные связи событий или явлений. Проводя исследования в означенной теме экспедиции, группа погружается в целый ряд исторических событий, социальных процессов, политических решений, этнокультурных особенностей, топонимики, влияний природы и рельефа региона, традиционные виды деятельности и экономики.

Следующая форма работы – это экскурсия. Экскурсия в этой направленности - не пассивное получение знаний, а мотивированная и активная форма. Это выражается в том, что перед экскурсией они получают задания, выполнение которых возможно только на объекте экскурсии, а так же готовят отчетные материалы по итогам - делают презентации, участвуют в конференциях, готовят краеведческие проекты, участвуют в конкурсных программах. То есть идет активное освоение экскурсионного материала – социо-культурный опыт передается от старших участников группы к младшим, формируется индивидуальное отношение к полученному материалу, к происходящему вокруг объектов экскурсии - например, снос исторических памятников, переоценка событий, поступки и распоряжения исторических лиц, решение администрации. Особой опыт- участие в конкурсах и защита проекта- показ своей осведомленности, ширины кругозора, владением материала и демонстрация своего взгляда и мнения.

Экскурсия проводится также не только с позиции экскурсовод-взрослый и экскурсанты-дети, но и такой вариант, когда дети сами проводят экскурсии. То есть они с помощью руководителя готовят материал, вникают во все вышеперечисленные аспекты, выделяют главное (то есть рассказывать надо кратко, ярко и интересное, но всегда могут задать вопрос, касающийся более глубоких слоев знаний), подбирают раздаточный или наглядный материал - фотографии, рисунки, портреты. Затем проходит маршрут на местности с руководителем и проговаривает материал, то есть учиться вести экскурсию, удерживать внимание аудитории, учится грамотно говорить и показывать, получает навык публичных выступлений, тренируется внимание, память, образное мышление, приветствуется творческих подход к подаче информации. Пусть все начнется с 2-3 фраз о конкретном объекте, постепенно увеличивая объем подаваемого материала.

После экскурсии проводится «разбор полетов»: что было хорошо, над чем надо еще работать - формировать мотивацию на дальнейшее совершенствование навыков экскурсоведения, дать положительную оценку в целом - укрепить уверенности ребенка и подростка в себя, важна позитивная поддержка группы. Поэтому желательно на экскурсионный маршрут выставить несколько человек со своим кусочком материала- то есть все по очереди становятся объектом внимания- то есть группа переживает одни и те же эмоции. В роли экскурсовода ребенок/подросток вынужден подстраиваться под группу, с которой он работает: возраст, уровень образования, настроение группы - он через это получает социальный опыт общения с разными людьми, после серии экскурсий появляется ряд коммуникационных навыков, что облегчает адаптивные процессы в дальнейшем.

В этой форме работы наиболее ярко представлена историческая, культурная и социальная составляющая современной жизни.

Туристские слеты и туристские соревнования дают возможность знакомства с другими группами - из других районов, округов, даже городов. Такие соревнования и слеты дают детям и подросткам широкий опыт взаимодействия и общения, условия для перенимания опыта и культурных традиций: например кухни, организации быта в лагере, навыки туристско-краеведческой деятельности. При организации и проведении туристских соревнования и слетов группа учится внутренней саморегуляции и создается определенный туристско-краеведческий социум, объединенный общими целями и интересами.

Интересны также и такая форма работы как проектная деятельность и конкурсы. Когда группа или/и отдельный участник туристско-краеведческого объединения готовится к конкурсу или создает проект- то приходится изучать и анализировать массу материала и проверять данные, сравнивать. Невозможно изучать заявленную тему без знания причинно-следственных связей, без знакомства с деятелями науки, культуры, истории и изучения их трудов, относящихся к данной теме, исследования историко-культурной и социальной, политической жизни изучаемого периода. Часто темами конкурсов и проектов становится события и явления, которые стали поворотными для нашей страны- Великая отечественная война 1941-1945, Отечественная война 1812, Изгнание поляков в 1612 году, время революции 1917. Следующие лидирующие темы - это работы по культуре: изучение биографии, деятельности писателей, художников, архитекторов деятелей науки (проект «Космос»); изучение объектов религиозного значения (проект «Монастыри Москвы») изучение определенного отрезка времени и эпохи; социальным темам - влияние тех или иных факторов на жизнь и восприятие детей и подростков, явлений на жизнь страны, города, одной семьи (проект «Родословная»). Темы экологии и природоохраны - создаются проекты по изучению конкретных природных объектов, планов мероприятий по очистке, сохранению и развитию национальных парков, заказников, водоемов.

Проектная деятельность требует хорошего знания предмета изучения, причинно-следственных связей, сопутствующих тем. В процессе подготовки ребенок/подросток получает знания не только по заданной теме, но и учится как и где найти те или иные ответы на поставленные вопросы- зачастую ведь само сложное не рассказать, а найти информацию. Задействуются личные связи, формируются новые социальные взаимодействия- с очевидцами, с представителями научных и культурных направлений, с библиотеками, музеями, архивами. При этом транслируются морально-нравственные установки, правила поведения, нормы и формируется личностное отношение к событиям, явлениям.

На конкурсы в туристско-краеведческой деятельности тоже имеют свою специфику - чаще всего это конкурсы по итогам экскурсий, экспедиций и походов, например боевых листов, отчетов, фотографий. Группа или представитель команды готовит и защищает свою работу- то есть не только сам усваивает материал конкурсной работы, но и знакомит с ней других - передает опыт. Так же участники конкурсов различных уровней получают знания по тому, как готовится к конкурсам, какие условия являются общими для всех, а публичное выступление – это еще один этап освоения коммуникативных навыков. Формируется понятия «честных соревнований», «спортивное поведение».

При подготовке к конкурсам, так же как и проектной деятельности ребенок/подросток берет не просто тему - а интересную для него лично, в которой он заинтересован непосредственно, он хочет рассказать о свое работе и деятельности- личное отношение к данному вопросу обогащает его внутреннюю культуру, формирует самостоятельность мышление и собственное мнение.

Так же в процессе туристско-краеведческой деятельности выявляется профессиональная ориентация. Палитра профессий представлена не только теми, что непосредственно связана с туризмом и краеведением: краевед, историк, геолог, археолог, инструктор по туризму, педагог, альпинист, проводник, лесник, эколог и т.д. Но и более далекими по своему функционалу: медик (первые мед. знания как медика в группе), повар, ремесленное дело, профессии связанные с изготовлением снаряжения, биолог, метеоролог, гид- экскурсовод, менеджер по туризму, а так же те профессии, с которыми они ознакомились в процессе экскурсионной деятельности на предприятия и в учреждения. Многие выпускники туристско-краеведческого объединения, даже учась и работая дальше по не туристской специальности, туризма не бросают и регулярно присоединяются к мероприятиям, даже пусть в качестве судий или инструкторов.

Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что возможности туристско-краеведческой деятельности для социо-культурной адаптации достаточно широки, и охватывает почти спектры жизни общества: историко-культурное наследие, социальную и политические динамику, многообразие религий, спортивно-оздоровительный комплекс, навыки бытового самообслуживания, формирует множество общественных связей, формируется знания, умения, навыки в сфере права, экономики, первичная профессиональная ориентация, совершенствуются коммуникативные навыки, расширяется кругозор и география жизни ребенка/подростка.

Второй раздел нашей статьи - этно-культурная адаптация учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности.

Этно-экология - это наука, изучающая взаимоотношения человека с окружающим миром и представления о нем в рамках традиционной культуры, а также влияние культурных установок на современные взаимоотношения с природой и окружающим миром в целом. В России существует множество культур, сформировавшихся под влиянием определенного рельефа, климата, исторических событий, природных явлений, влиянии других культур, религии – они известны своими традициями, обычаями, ремеслами, укладом жизни, фольклором. В том числе большое значение в этих культурах предается природным объектам- рекам, озерам, лесам, полям, животным и растениям, как правило это направленность на сохранение, рациональное пользование ресурсами, охрана и восстановление природных ресурсов. То есть в жизни определенной этно-культурной группы природа определяет ряд традиций и обычаев, имеет свой образ и значение в ее жизни.

В современном же мире все больший темп набирает процесс урбанизации, что разрушает внутрикультурные связи, традиционный уклад жизни. В этом процессе урбанизации формируется некая массовая культура города - в нее принимаются достижения информационно-технологического направления, нормы, правила, традиции и обычаи других народов и стран (например День Св. Валентина, Хэллоуин и т.д.), тех кто проводит достаточно агрессивную пиар-компанию традиций и культуру своих стран, уклад жизни мегаполиса стремительный, безликий, и в чем-то равнодушный. Даже в такую сторону жизни как кулинария - в обиход входят восточные блюда индийской, азиатской и арабской культуры, фаст-фуды, в язык все больше вкраплений иностранный слов, пользующихся массовой популярностью, культура становится все более массовой.

При такой «городской» культуре природа и ее пользование приобретается характер потребительского отношения к ее ресурсам, старые традиционные установки по отношению к природе отметаются как не актуальные для современной жизни, но новых никто не дает. Как то уже даже стыдно порой признаться, что любишь лес, веришь в леших и природную силу озера, и как то уже не хочется сообщать о том, что в твоем селе или крае важным является сельское хозяйство или рыболовство, то есть начинается отрицание части своего Я, своей культуры и этнической принадлежности. Это процесс умалчивания может дорасти до состояния стыда за культурное наследие своего этноса, и показательно равнодушное отношение к тому, что этот этнос считает важным, в том числе отношение к природе и экологии.

Некоторые организации и педагогические сообщества уже обратили внимание на эту проблему, и составили ряд программ по включению детей в активное изучение этно-культурной составляющей жизни, проработки связи традиций и культуры этноса с природными условиями, где сформировался данный этнос, изучение и использования фольклора при работе в группах. Данные программы главной целью ставит воспитание гордости и уважения к своей традиционной культуре и природе, как к неотъемлемой части этнического самосознания человека.

В туристско-краеведческой деятельности специальных программ по этно-экологии нет, все те же задачи которые ставятся перед этой дисциплиной, вполне решаемы средствами туризма и краеведения. Кто еще как не туризм в целом зависит от природных объектов, экологии? Какое еще направление так активно знакомится с этно-культурами разных городов, областей, регионов и даже стран?

Средствами туризма и краеведения этно-экологическая адаптация ребенка/подроста достаточно успешно, так как ребенок включен это процесс активно, с поддержкой группы и руководителя, он сам проводит исследование, делает выводы, вырабатывает свое видение мироздания, точку зрения и отношения к самому себе, как части природного комплекса и представителя определенной этнокультуры.

Туристско-краеведческая деятельность во всех формах работы предписывает бережное отношение к природе, овладения минимальными знаниями о растениях, животных, природных явлениях и процессов, знание законов о природопользовании и природосбережения, основы экологических знаний, формирование ценностного отношения к природным ресурсам. Конечно, одно дело говорить об этом на занятии, другое дело - выполнять это на практике. Здесь большое значение имеет авторитет педагога и его осведомленность, личный пример для воспитанников.

Когда группа отправляются в поход или экспедицию, конечно, изучается природы и культура района похода. Группе необходимо знать какие животные водятся в том месте и как себя вести при встрече с ними (например весной нельзя кричать в лесу - спугивает птиц с гнездовий, или необходимо громко топать при прохождении «змейной местности»), какие растения и грибы, лекарственные травы здесь растут.

Например, при установке бивуака в походе педагог должен требовать соблюдения экологических требований от группы - по устройству костровища, по рубке дров, расположению палаток и не допускать поломки зеленых насаждений, нанесения вреда окружающей природы без веской на то причины. Уборка места стоянки - важный элемент общей тактики- по первому разу это обычно происходит с нытьем, то уже на 10 день даже вопроса не встает- убирать банки или бросить их так. Часто на популярных у местных жителей полянах проводится «экологический патруль». И дальнейший этот опыт транслируется и на других участников группы, и на людей, окружающих воспитанника в жизни вне группы.

Экспедиции и проекты предполагает изучение тем, так или иначе связанных с данной местностью и этнокультурой, событий, здесь происходивших,- и неважно изучают ли это где-то в поселки Удмуртии или Поклонную гору в Москве.

В процессе работы туристско-краеведческого объединения необходимо учитывать, что сюда приходят разные дети по возрасту, этническим и культурным взглядом, религией. С одной стороны - это усложняет внутренние отношения в группе, приходится изучать этнокультурные особенности данного представителя, а с другой стороны это обогащает внутри групповой мир, при этом почти каждая традиционная культура огромное значение отводит природе и транслирует уважительное к ней отношение.

На занятиях по разделу «Природа и экология» и в походных условиях дети сами рассказывают о том, какой культурный груз им достался от семьи - рассказывают предания, страшилки, сказки, поговорки, придуманные истории, в них они, порой неосознанно, выдают информацию о своем эколого-этническом наследии. Педагог должен понимать это, анализировать, объяснять, если это требуется. Не говоря уже о том, что сам педагог должен владеть некими наработками по данной теме - знать эколого-этнический фольклор, уметь объяснить то или иное явление не только с точки зрения науки, но и как это видели предки. Интересные рассказы о живой природе и объектах, о местности, рассказы легенд о происхождении озера или горы гораздо живее находят отклик в детях, чем сухие статистические данные.

Таким образом этно-экологическая адаптация учащихся проходит внутри туристско-краеведческой деятельности, являясь ее неотъемлемой частью, и насколько она будет успешна и продуктивна для детей и подростков во многом зависит от руководителя, и его заинтересованности. Но минимальный уровень этно-экологической адаптации участник группы получает, уже просто приходя на занятия в туристско-краеведческом объединении.

В заключении я хочу сказать, что такие два разных вопроса как социо-культурная адаптация и новое для нас понятие этно-экологической адаптации, оказались тесно связанными и имеющими ряд сходных процессов, явлений. Можно сказать, что эти два процесса взаимодополняют друг друга, и кто из них более важен для успешной жизни и формирования полноценной личности ребенка и подростка трудно сказать. Туристско-краеведческая деятельность просто снимает этот вопрос, как и многие другие - она просто уже изначально несет в себе эти два процесса, гармонично их распределив по всем темам и формам работы, а так же осуществляет ряд образовательных, воспитательных, развивающих задач, задач по формированию полноценной, разносторонне развитой личности ребенка.

Как говорилось в статье за прошлый год - туристско- краеведческая деятельность - уникальное и универсальное направление в социализации личности и является одним из эффективных форм дополнительного образования детей.


Hosted by uCoz