<<    Домой    Вверх   >>                                      Скачать

От экскурсии по Москве до исторической реконструкции

Близнюкова Н.В., педагог дополнительного образования ГОУ ЦВР «Раменки»

  Право - Экономика – Профориентация: Инновационные аспекты молодежной политики: Сборник материалов участников экспериментальной площадки «Молодежная политика средствами образования». Выпуск 1. / Отв. ред. Ю.С. Самохин. — М.: ГОУ ЦВР «Раменки» 2010. — 48 с.


Ситуация современного мира требует от ребенка ускоренного темпа освоение норм и правил жизни человека в обществе- уже фактически с пеленок ребенок учится взаимодействовать и общаться с окружением, родители стремятся уже с малых лет отдать ребенка в различные кружки и секции, чтобы обеспечить ему наибольшую вероятность успешного будущего, готовят к выбору будущей профессии.

Профессиональная ориентация – важный шаг в жизни будущего гражданина. Есть специальные центры профессиональной ориентации и подготовки для школьников, где им дают начальные навыки различных профессий и проводятся экскурсии на производства, в школе все чаще проводятся психологические тренинги по профессиональной направленности детей, ролевые игры по экономике и делопроизводству. Можно сказать, что решение проблемы профессиональной ориентации как составной части социализации ребенка имеет различные вариации решения.

Но многие эти программы направлены на получение профессиональных навыков управленческого (менеджерского) характера, что и понятно - мы живем на волне менеджмента во всем и везде. Но нельзя забывать о профессиях прикладного характера, направленных на получения конкретного предмета: кем будет управлять менеджер, если нет рядовых сотрудников? Умение делать что-то своими руками остается все такой же необходимостью в современном обществе.

В дополнительно образовании детей представлено достаточно широкие возможности для профессиональной ориентации детей - образовательные программы дают самые разнообразные знания, умения и навыки.

Одним из направлений дополнительного образования детей, дающий наибольший простор для получения профессиональных навыков является историческая реконструкция. Сейчас во всем мире существует сеть таких клубов, где дети изучают историю родного края, различных регионов и эпох, стран и народов. В России эти клубы стали появляться в начале 90-х годов, именно на базе учреждений дополнительного образования, сначала хаотично, затем стали объединятся в ассоциации, сейчас наиболее известны Ассоциация клубов исторического фехтования и Гранд-компания. Сейчас только в Москве действует больше 100 клубов, занимающихся разными направлениями реконструкции: военной, гражданской, культурологической. Я сама уже 8 лет занимаюсь в клубе исторической реконструкции и фехтования «Паладин» и на своем опыте знаю то разнообразие умений и навыков, которыми пришлось освоить.

Человеку, который хочет заниматься реконструкцией. вынужден осваивать различные инструменты и способы работы с ним, технологии обработки металлов, ткани, кожи, дерева и других материалов, учатся шить и кроить. Так же развивается абстрактный вид мышления, появляются конструкторские наработки, приходится все глубже и глубже изучать историю и культуру, находить взаимосвязи между различными регионами и эпохами.

При совсем серьезном подходе даже начинают осваивать умения и навыки ткачества, прядения, кузнечное дело, кожевенное дело, учатся делать предметы и атрибуты, необходимые для реконструкции. Но это в будущем.

Непосредственная работа с детской группой навела на мысль попробовать реализовать проект, посвященный 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года с элементами реконструкции военного обмундирования российского солдата. То есть соединить элементы московского краеведения, работу по исторической реконструкции и профориентационную подготовку воспитанников.

Москва предоставляет богатый материал по событиям той исторической эпохи, непосредственного времени Отечественной войны 1812 года. На первом этапе реализации проекта необходимо ознакомится с накопленным материалам и музейными фондами, ознакомится с объектами архитектуры и культурным наследием той эпохи.

В городе множество зданий и памятных мест, связанных с этим непростым временем:
  - Кремль, который был занят войсками Наполеона, и его башни, пострадавшие от взрывов, когда они же покидали Москву.
  - Александровский сад, разбиты по приказу Александра I, в честь победы в Отечественной войне 1812 года.
  - Храм Христа Спасителя – мемориал памяти воинам Отечественной войны 1812 года.
  - Грот «Руины» в Александровском саду, сложенный из осколков зданий, которые были разрушены , когда город был сдан армии Наполеона.
  - Музей-панорама Бородино - рассказывает нам обо всех этапах войны 1812 года, позволяет увидеть батальные сцены войны, познакомится с обмундированием и оружием того времени.
  - Воробьевы горы, с которых обозревал Наполеон Москву, ожидая ключи от города.
  - Фили, где принималось судьбоносное решение для Москвы и российской армии.
  - усадьба Воронцово, где разрабатывалось и собиралось секретное оружие против французских войск - огромный воздушный шар, с которого планировалось бомбардировать врага.

Еще много мест в Москве и Подмосковья, хранящие память тех времен - за первый год нам удалось ознакомиться с почти всеми вышеперечисленными объектами.

Отдельной темой можно выделить экскурсии по Смоленску - городу-герою Отечественной войны 1812 года. В Смоленск мы выезжаем по плану Западного окружного управления образованием в ходе реализации программы по профильным сменам.

В городе установлены памятники воинам-героям, есть аллея командующих российской армии. Смоленск героически сражался, боролся с иноземными захватчиками в войне 1812 года, пережил все тяготы осады, захвата и жизни в тылу врага.

Следующий этап нашей работы - посещение музеев с целью изучения элементов костюмов, вооружения, предметов быта эпохи Александра I и Отечественной войны 1812 года. Важно изучить этот материал не просто со стороны обывателя, а с точки зрения мастерового человека: как это делалось, что использовалось в качестве материала и отделки, какие инструменты они использовали при создании данного предмета, сколько времени они на это могли тратить, как было организованно производство в этой отрасли, для кого сей предмет предназначался. Узнать название профессий и понять, насколько важны и востребованы они сейчас, почему некоторые профессии канули в лету?

Возможно нам удастся посетить современные мастерские клубов исторической реконструкции - швейные, кожевенные, оружейные, шляпные, кузнечные мастерские. Несколько клубов по Москве занимаются конкретно эпохой войны 1812 года. Я думаю, детям будет интересно познакомиться с возможностями данных клубов и даже попробовать свои силы в самостоятельном исследовании данной темы.

Ведь не так то легко понять как они делали эти предметы и костюмы без современных технологий.

Третий этап реализации проекта, посвященный 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года – задумка, разработка и создание военного мундира армии Российской империи. Возможно, удастся создать костюм и для девушки.

Костюмы могут быть как ростовые (на рост юноши), так и на манекены (куклы).

Сроки исполнения: поэтапное выполнение проекта позволяет задействовать всю детскую группу и разбить выполнение работы равномерно на весь учебный год..

Этапы выполнения:
1. Задумка – какое время года, сословие, род войск. Поиск информации.
2. Разработка – конструирование выкройки, продумывание атрибутов обмундирования, поиск ткани и фурнитуры.
3. Пошив элемента костюма.
4. Отделка костюма, установка фурнитуры.
5. Обувь.
6. Имитация вооружения
7. Подготовка к презентации
8. Презентация костюма.

Таким образом, за три года мы приходим от пассивного изучения истории и культуры Москвы через экскурсии к активному исследованию и познанию выбранной тематики войны 1812 года. Не только познанию, но и непосредственного практического изготовление военного костюма Российской империи эпохи Александра I, с постепенным овладением необходимыми навыками и умениями некоторых ремесел.
В связи с трудностями, которые встанут перед участниками проекта в процессе его выполнения, и разноплановости мероприятий, которые должны подготовить группу к непосредственной реализации проекта, данная программа действий рассчитана на 3 года, что позволяет постепенно заинтересовать и мотивировать детей, привлечь их к исследовательской работе и наладить сотрудничество с представителями клубов исторической реконструкции.


 

Hosted by uCoz