<<    Домой    Вверх   >>                                      Скачать

Учебно – воспитательная работа в летнем туристском лагере

Антонова А.В., руководитель структурного подразделения ГОУ ЦВР «Раменки»

 Право - Экономика – Профориентация: Инновационные аспекты молодежной политики: Сборник материалов участников экспериментальной площадки «Молодежная политика средствами образования». Выпуск 9. / Отв. ред. Ю.С. Самохин. — М.: ГОУ ЦВР «Раменки» 2012. — 42 с.


Введение.

Учебно - воспитательная система летнего туристского лагеря – это система целостного социального организма, функционирующего при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

Учебно - воспитательная система туристского лагеря основана на таком взаимодействии педагога и ребенка, при котором с помощью педагога дети способны определять направление, средства и темп собственного развития. Педагог помогает ребенку приобрести необходимые знания и навыки, благодаря которым подросток может успешно исследовать, наблюдать, описывать и организовывать приобретаемый опыт. Иными словами, данная модель создает атмосферу, которая способствует проявлению индивидуальных способностей и развитию ребенка.

Основной деятельностью в туристском лагере школьников является проведение туристских походов.

Туристский поход — это прохождение группой учащихся определенного маршрута активным способом передвижения с целями познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития. Ведь поход обогащает знания детей, дает возможность проявить свои способности, учит самостоятельности, скрепляет группу дружбой, взаимовыручкой, взаимопомощью, способствует оздоровлению, дает возможность получить много новых навыков. По организации туристских походов нет четких стандартов, алгоритмов, но есть авторские методы, формы, системы, поэтому теоретическое осмысление различных педагогических практик и формирование на этой базе определенного алгоритма по организации туристского похода является актуальной задачей, так как это повышает эффективность похода, что положительно воздействует на личность ребенка. Таким образом, в организации туристского похода должны быть четко структурированы педагогически условия работы. На сколько туристский поход будет эффективен для ребенка, во многом зависит от того, при помощи каких методов и форм или их комплекса он организован, то есть должна существовать специальная система по его организации.

Организация подготовки туристов к походу.

Туристские навыки могут пригодиться не только в походе, но и в экстремальной ситуации. Владение навыками на практике имеют большее значение, чем в теории. В походе дети учатся самоорганизации, самостоятельности, умению принимать решение, ответственности за себя и окружающих людей. Немало важно умственное развитие, расширение кругозора, познавательный интерес.

Существуют различные формы туристско-краеведческой деятельности со школьниками: походы выходного дня, путешествие, экскурсия, туристские вечера, конференции, слеты. Одним из популярных является летние туристские лагеря. Туристский лагерь – это лагерь, в котором главным содержанием является туристско-краеведческая деятельность и по форме он, как правило, является полевым.

Преимущества полевых туристских лагерей перед стационарными – это то, что они не требуют финансовых затрат на содержание зданий, и всей обслуживающей инфраструктуры. Полевые лагеря имеют меньший по количеству штат, практически отсутствует обслуживающий персонал.

Цель проведения лагеря - это достижения одного, определенного в педагогическом и других планах результата.

Организация учебно-тренировочных занятий.

Во время подготовительного периода следует детально продумать организацию учебно-тренировочного процесса. В программе занятий для всех групп — и подготовленных, и групп новичков — в первую очередь обязательно надо запланировать занятия, посвященные правилам поведения в лагере, соблюдению мер безопасности в различных ситуациях: в быту, на учебных занятиях, при приготовлении пищи на костре или примусе, в походе, предпоходным тренировкам.

К началу работы лагеря инструкторы готовят места для занятий по технике туризма, полигоны для ориентирования. Прежде всего, эти места должны отвечать технике безопасности, а также располагаться недалеко от базового лагеря.

Программа туристского лагеря

В лагере ребята могут овладеть навыками грамотного поведения обитания в городской и природной среде. В обучение у детей формируются навыки и умения находить оптимальные решения; воспитание самостоятельности, воли, а также общности и коммуникабельности; развитие познавательного интереса.

Основная задача туристского лагеря - оздоровление детей в активной игровой и спортивной деятельности по освоению навыков безопасного обитания в природой среде, здорового образа жизни, умений отдыхать в коллективе сверстников. За время лагеря дети обучаются технике туризма, плаванию, управлению байдаркой и лодкой, разведению костров, основам ориентирования, оказанию первой медицинской помощи, основам экологии и т.д. Основными навыками являются: разведение костра, заготовка дров, приготовление еды, посуда, ориентирование, байдарки, лодка, медицинская помощь, веревочный тренинг.

Базовая схема туристского лагеря может быть основана на простых педагогических постулатах.

Погружение. Основная цель этого этапа - активизировать деятельность детей в направлении заданной темы. По сути – это мотивация учебного процесса и принятие цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Освоение - усвоение новых знаний и способов действий, а также применение этих знаний на практике. Основная задача этого этапа – дать участнику лагеря возможность овладеть практическими навыками осознанно, т.е. понимая назначение применения этих навыков.

Испытание - систематизация полученных знаний, их контроль и самоконтроль. На этом этапе применяют полученные знания в измененной ситуации.

Приключение – дополнительная активизация и мотивация учащихся на познавательную деятельность.

Рефлексия. Самостоятельная оценка пройденных этапов.

Примерная программа лагеря (3 отряда)

Программа написана по дням: 4 занятия до обеда, далее спорт игры и рукоделие, творчество и затем вечернее мероприятие. Здесь не описаны общережимные мероприятия, но данная программа легко вписывается в любое лагерное расписание деятельности.




  Заключение

Современные воспитательные системы детских туристских лагерей создаются на основе гуманистической концепции воспитания, где находят отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности ребенка.

Воспитательные системы детских туристских лагерей находятся на новом этапе своего развития, этому способствует возрастающая потребность в них. На сегодняшний день детские оздоровительные лагеря играют все большую роль в жизни общества. Основными целями и задачами в принципе любого лагеря являются на данный момент
 - максимальное развитие личности ребенка, раскрытие его способностей, удовлетворению интересов;
- приобщение детей к различному социальному опыту, создание в лагере стиля и тона отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества.


Hosted by uCoz