<<    Домой       Вверх  >>

ВИКТОР ТАЛАЛИХИН


Виктор Талалихин родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка, Саратовской губернии. В 1933 году семья Талалихиных переехала в Москву. Виктор поступил учиться в ФЗУ при мясокомбинате, где начал работать его отец. В 1936 г. Виктора приняли в аэроклуб, а в 1938 г. в Борисоглебское авиационное училище. В училище Виктор получил хорошую теоретическую закалку, а также практические навыки по технике пилотирования на самолетах У-2, И-16, УТИ-4. Помимо летных знаний, Талалихин научился метко стрелять из винтовки, автомата, пистолета, отлично работал на гимнастических снарядах, сдал нормы ГТО, а потом стал спортсменом-разрядником. В училище полюбил Виктор и парашютный спорт, совершив немалое количество прыжков. С декабря 1938 года началась офицерская служба Виктора Талалихина. Зимой 1939-1940 года авиационный полк, в котором служил Виктор Талалихин, принимал участие в боях с белофиннами. За время боевых операций на финском фронте Виктор Талалихин совершил около 50 боевых вылетов, уничтожил несколько вражеских самолетов. За доблесть и мужество в борьбе с врагом он был награжден орденом Красной Звезды.

С весны 1941 года Виктор Талалихин служит в 177 истребительном авиационном полку командиром звена. В это время полк осваивал новые самолеты МИГ, Виктор был в числе тех, тогда еще немногих летчиков, которые летали за облака, несмотря на то, что истребители в то время не были оборудованы соответствующими приборами.
С началом войны 177 полк вошел в Московскую зону ПВО и охранял воздушные подступы к Москве. Талалихин осваивал ночные полеты и вскоре стал лучшим летчиком в полку. Первый воздушный налет на Москву немецкая авиация совершила 22 июля 1941 г. При отражении его участвовал и 177 истребительный авиационный полк. Самолеты противника были рассеяны, и только одиночкам удалось прорваться к городу. В этот массовый вылет фашистская авиация потеряла 22 самолета. Только в первый месяц боев Виктор Талалихин уничтожил 6 самолетов врага. Так 5 августа 1941г. луч прожектора нащупал вражеский бомбардировщик. Освещенный "Юнкерс-88" заметался по небу, пытаясь уйти в спасительную темноту и не заметил приближения советского истребителя. Подойдя вплотную, Талалихин ударил из пулеметов по мотору, по хвосту врага. "Юнкерс" вспыхнул и камнем полетел вниз.

В ночь с 6 на 7 августа 1941 года Виктор Талалихин совершил впервые в истории авиации ночной таран вражеского самолета. Патрулируя подмосковное небо, Виктор на высоте 4,5 км в отблеске луны заметил самолет противника, шедший по направлению к Москве. Талалихин быстро пошел на сближение с ним и зашел в хвост. Это был двухмоторный бомбардировщик "Хейнкель-111". Затаив дыхание, Виктор нажал на гашетку пулемета и дал очередь. Правый мотор "Хейнкеля" озарился пламенем. Но рана была не смертельной. Вражеский самолет, не открывая ответного огня, прибавил скорость и стал уходить. Истребитель сделал разворот и снова по "Хейнкелю" хлестнула пулеметная очередь. Враг, ошеломленный внезапным нападением, заметался из стороны в сторону, потом резко развернулся, изменил курс и пошел на снижение. Тактика его была ясна - снижаясь, он пытался уйти от неминуемой гибели. Виктор продолжал преследовать врага. Талалихин снизился до высоты 2500 метров, подошел вплотную к "Хейнкелю" и дал несколько пулеметных очередей в упор. Поняв, что уйти не удастся, немцы открыли ответный огонь.

"Хейнкель" метался из стороны в сторону, маневрировал, пытался избежать атак Талалихина. Но все было тщетно. Виктор не отходил в сторону, не пытался уйти от смертоносных пулеметных очередей. Но вот пулемет Талалихина замолчал: все патроны кончились. Фашистский самолет стал спокойно уходить. Талалихин принимает решение идти на таран. "Я один, их четверо - подумал Виктор, - есть расчет, прямой расчет". Талалихин ловким маневром подвел свой истребитель к хвосту бомбардировщика. В этот момент его ранило в правую руку. Ранение как бы придало ему решимость и Виктор направил свою машину в хвост бомбардировщика. Секунда и фашистский бомбардировщик, объятый пламенем, стремительно пошел к земле. С ним было покончено.

Но и истребитель уже не мог больше держаться в воздухе. Виктор с высоты 2500 выбросился из самолета. Он падал некоторое время, не раскрывая парашюта, затем, увидя, как мимо пролетели обломки его самолета, дернул за кольцо. Бой Талалихина с вражеским бомбардировщиком наблюдали с земли колхозники ближайшей деревни (Добрыниха, Домодедовского района). Они оказали ему первую помощь.

9 августа 1941 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении летчику-истребителю младшему лейтенанту Виктору Васильевичу Талалихину звания Герой Советского Союза.

В октябре 1941 года началось немецкое наступление на Москву. Воздушные бои шли непрерывно. Виктор Талалихин принимал в них активное участие и сбил еще 5 самолетов противника. Так, в один лишь день в воздушных боях у своего аэродрома он сбил два немецких истребителя. Последний свой бой Виктор Талалихин провел 27 октября 1941 года. Пасмурным утром 27 октября два МИГ-3 и четыре И-16 под командованием Талалихина вылетели на прикрытие своих войск в районе деревни Каменки на Варшавском шоссе. Над Каменкой наша шестерка заметила шесть "Мессершмитов". "Действовать по звеньям!" - приказал Талалихин и первым ринулся в бой. Вот рухнул один вражеский самолет. В это время еще три "Мессершмита", вынырнув из облаков, направили свой огонь на самолет Талалихина. Быстро сманеврировав, Виктор сбил еще одну машину врага. И вдруг его самолет нагнул крылья и стремительно пошел к земле: вражеская пуля пробила Виктору голову.

В память о герое Советского Союза В.В.Талалихине на здании Московского мясокомбината и ПТУ № 100 установлены мемориальные доски. Имя Талалихина носит улица в Центральном округе г.Москвы. В школе № 480 и ПТУ № 100 созданы музеи Виктора Талалихина. Его имя навечно занесено в список воинской части, где он служил.

Описание маршрута похода. 


<<    Домой       Вверх  >>

Hosted by uCoz