<<    Домой    Список литературы    >>

Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ

Туризм и краеведение

изд. 3 дополненное

Утверждены Главным управлением школ Министерства просвещения СССР

М. "Просвещение" 1982


Я.Б. Галкин

ГЕОГРАФЫ-КРАЕВЕДЫ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важное значение для формирования коммунистического мировоззрения, идейно-политического воспитания учащихся имеет изучение географической среды. В процессе ее изучения учащиеся овладевают основами диалектико-материалистического понимания взаимосвязей между физико-географическими объектами, природой и обществом.

В ходе работы кружка необходимо систематически привлекать доступный пониманию учащихся материал из современной экономической и политической жизни СССР, воспитывать у них бережное отношение к природным богатствам страны на основе прочного знания закона об охране природы.

Внеклассные занятия по краеведению дают возможность кружковцам лучше изучить и узнать свой край, помогают усваивать школьную программу по географии.

В темах по изучению промышленного, сельскохозяйственного и транспортного предприятий следует использовать материалы съездов КПСС и пленумов ЦК партии.

Темы “Метеорологические наблюдения” и “Гидрологические наблюдения” дают возможность изучить явления природы и создают основу для углубления понятий о погоде и климате, о причинах определенной последовательности в размещении природных зон на территории СССР.

Проводя занятия по теме “Рельеф, почвы, растительность и животный мир своего края”, желательно познакомить учащихся с сущностью хозяйственной оценки природных условий и ресурсов, подчеркнуть важность комплексного подхода, рационального использования природных богатств и их охраны на территории своей местности.

Программа кружка рассчитана на учащихся VI—IX классов (216 часов—первый год обучения, 216 часов—второй год обучения). Изучение родного края должно быть связано с посильной общественно полезной работой: поиск полезных ископаемых; изучение местных рек, озер, болот, растительности, почв, микроклимата в целях их хозяйственного использования;

составление топографических карт, охрана памятников истории и культуры, а также природных ландшафтов. Школьники посещают заводы, фабрики, колхозы, совхозы, транспортные предприятия, знакомятся с передовиками производства, со всеми изменениями, которые произошли в хозяйстве за годы Советской власти.

Приобретенные знания и умения углубляются и отрабатываются в многодневном летнем путешествии (10—15 дней), которое не входит в учебный план.

Для организации работы кружка желательно иметь следующее оборудование: буссоли, компасы Адрианова и жидкостные, планшетки для глазомерной съемки из фанеры (50 х 40), геологический молоток, отвес, ватерпас, термограф, гигрограф, барограф, анероиды, термометр-пращ, дождемерные стаканы, атласы облаков, флюгер Вильда с легкой доской, сачки для ловли насекомых, фанеру, картон, стекло, банки прямоугольного и круглого сечения для влажных биологических коллекции. Большую помощь в выборе маршрутов, проведении экскурсий кружковцам могут оказать республиканские, краевые, областные и городские станции юных туристов, а также отделы туризма и краеведения Домов и Дворцов пионеров.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ЗАНЯТИЙ

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Туристские возможности своего края

4

2

2

2

Охрана природы

6

2

4

3

Почвы, растительность и животный мир своего края

18

4

14

4

Полезные ископаемые своего края

14

4

10

5

Метеорологические наблюдения

18

4

14

6

Гидрологические наблюдения

18

4

14

7

Топографическая подготовка географа- краеведа

20

4

16

8

Изучение промышленного предприятия

20

4

16

9

Изучение сельскохозяйственного предприятия

18

2

16

10

Изучение транспортного предприятия

12

2

10

11

Работа в краеведческом музее

4

2

2

12

Изучение и охрана памятников истории в культуры

8

2

6

13

Организация, подготовка и проведение похода, путешествия

36

10

26

14

Подведение итогов работы

20

20

15

Путешествие по родному краю

 

Итого:

216

66

150

 

ПРОГРАММА

Туристские возможности своего края. Физико-географическая и экономическая характеристика края: географическое, рельеф, климат, почвы, растительность и животный мир, гидрографическая сеть, полезные ископаемые и их значение. Развитие промышленности, сельского хозяйства; транспортная сеть. Экскурсионные объекты: исторические, архитектурные и другие памятные места, музеи, промышленные предприятия, колхозы и совхозы. Рекомендуемые маршруты одно-, двух-, трехдневных походов. Справочники, путеводители, пособия и другая литература по родному краю.

Практические занятия. Работа со справочными материалами по физико-географической характеристике района. Экскурсия на предприятие.

Охрана природы. Охрана природы. Борьба с вредителями леса, браконьерством, очистка лесов, посадка зеленых насаждений, охрана водоемов. Пропаганда охраны природы.

Практические занятия. Изучение закона об охране природы. “Зеленые патрули”, “голубые патрули”.

Метеорологические наблюдения. Местные признаки и прогноз погоды. Приборы для метеонаблюдений и их устройство. Термометр, барометр, гигрометр, осадкомер, флюгер. Теплые и холодные воздушные массы. Атмосферный фронт. Атмосферное давление. Облака и другие атмосферные явления. Микроклимат. Фиксация наблюдений. Метеорологическая служба района.

Практические занятия. Метеорологические наблюдения по приборам. Изучение метеорологических приборов и работа с ними. Вычерчивание графиков и схем температуры, давления, облачности, влажности. Составление “розы ветров” данной местности. Ведение дневника наблюдений.

Гидрологические наблюдения. Гидрологическое обследование района. Измерение расхода воды реки, площади живого сечения реки, скорости течения реки. Исследование озер. Искусственные водоемы. Грунтовые и подземные воды своего района. Охрана вод. Сведения об использовании рек, озер, прудов в хозяйстве края.

Практические занятия. Изготовление лотлиня и поплавков, Измерение скорости течения реки. Измерение ширины и глубины реки. Составление схемы разреза живого сечения реки,

Определение свойств воды и дебита источника. Паспортизация колодцев и источников пресной воды.

Рельеф, почвы, растительный и животный мир своего края. Особенности рельефа своей местности. Взаимосвязь между рельефом и другими компонентами природного комплекса (почв, вод, микроклимата и т. д.). Природная зона. Типы почв. Видовой состав леса. Степень использования земель. Виды животных. Млекопитающие. Птицы. Земноводные. Рыбы. Насекомые и другие наземные беспозвоночные. Приспособления для отлова животных. Коллекционирование животных.

Практические занятия. Изображение рельефа горизонталями (на примере холма и котловины). Провести разрез почвы на глубину 1 м, определить структуру. Сбор гербария местных растений. Учет состава животного мира района. Экскурсия в лесничество.

Полезные ископаемые своего края. Поиск полезных ископаемых и минералов. Геологическое строение местности. Магматические и метаморфические породы. Структурные признаки. Руды черных и цветных металлов. Неметаллические полезные ископаемые. Сбор минералов. Упаковка и перевоз образцов. Использование полезных ископаемых в хозяйстве.

Практические занятия. Практические работы с коллекциями полезных ископаемых. Экскурсия на ближайший карьер, шахту для ознакомления с разработкой полезных ископаемых. Определение структуры горных пород. Составление коллекций по группам.

Топографическая подготовка географа-краеведа. Виды карт: топографические, географические, туристские. План, схема, кроки местности. Масштабы (численный, линейный). Основные условные обозначения, способы изображения рельефа. Чтение карты и составление схемы маршрута, копирование и увеличение карт. Компас. Местное магнитное склонение. Ориентирование на местности с помощью карты, компаса, местных признаков. Определение сторон горизонта по солнцу, звездам, часам и местным признакам. Азимут и движение по азимуту.

Практические занятия. Чтение топографических и географических карт. Составление плана местности. Составление схемы маршрута. Устройство компаса. Ориентирование по карте и компасу на местности. Нахождение азимута на местности и движение по азимуту.

Изучение промышленного предприятия. Географическое положение. Историко-географический обзор предприятия. Основные этапы в развитии предприятия до и после Великой Октябрьской социалистической революции. Основные средства производства. Энерговооруженность. Автоматизация и механизация предприятия. Производственно-территориальные связи по сырью, топливу, готовой продукции. Перспектива развития промышленного предприятия.

Практические занятия. Составление картосхемы промышленности района. Составление схемы производственных связей своего экономического района. Экскурсия на завод, фабрику.

Изучение сельскохозяйственного предприятия. Географическое положение колхоза, совхоза. Специализация колхоза (совхоза). Площадь и состав угодий. Структура хозяйства. Внутриотраслевые связи. Энерговооруженность. Механизация работ. Кооперация с промышленными предприятиями (потребление промышленных товаров, машин, леса, электроэнергии и т. д.). Сбыт продукции. Рентабельность. История развития колхоза (совхоза). Перспективы развития сельскохозяйственного предприятия. Интенсификация производства. Рост материального благосостояния колхозников.

Практические занятия. Составление схемы распределения земельных угодий колхоза (совхоза) под культуры. Составление диаграммы повышения урожайности и получения товарной продукции с одного гектара. Составление схем производственных связей с промышленностью. Составление диаграммы роста производительности труда, оплаты труда.

Изучение транспортного предприятия. Природные условия и работа транспорта. Историко-географический обзор предприятия. Факторы, способствующие его возникновению. Вид транспорта. Состав и направление грузопотоков.

Практические занятия. Составление схем транспортных путей района (автобусные, трамвайные, троллейбусные, метро). Пассажиропотоки. Составление схем железнодорожных, морских, речных грузопотоков.

Работа в краеведческом музее. Экспозиция музея. Тематика экспонатов. Этикетаж. Аннотации. Паспорта к экспонатам. Оформление текста. Путеводители и каталоги.

Практические занятия. Изготовление этикеток. Составление аннотаций. Экскурсия в музей.

Изучение и охрана памятников истории и культуры. Памятники культуры, их классификация. Выявление, изучение и охрана памятников культуры своего края.

Практические занятия. Знакомство с памятниками истории и культуры. Регистрация, фотографирование памятников. Выполнение заданий местных организаций по охране памятников истории и культуры своего края.

Организация, подготовка и проведение похода, путешествия. Определение цели и района похода, путешествия. Комплектование групп и распределение обязанностей. Разработка маршрута, составление его схемы и графика движения. Смета похода, путешествия. Групповое и личное снаряжение. Продукты питания. Укладка рюкзака. Оформление путевых документов. Порядок движения на маршруте, обязанности направляющего и замыкающего. Режим дня. Организация биваков. Костры, приготовление пищи на костре. Сушка одежды и обуви. Возможные естественные препятствия и способы их преодоления. Обеспечение безопасности в походе, путешествии. Личная гигиена туриста. Самоконтроль в походе, путешествии. Предупреждение потертостей, теплового и солнечного ударов, обморожений. Первая (доврачебная) помощь в походе, путешествии при ожогах, кровотечении, растяжении связок, вывихе, переломе, отравлении, тепловом и солнечном ударах, обморожении; наложение повязок. Искусственное дыхание. Транспортировка заболевшего. Состав аптечки.

Практические занятия. Выбор и разработка маршрута. Составление сметы похода, путешествия, набор продуктов.

Ведение документации. Укладка рюкзака, установка палатки и разжигание костра на местности. Приготовление обеда в походе, путешествии. Переправа с помощью основной веревки и карабина. Переноска раненого с помощью подручных средств. Наложение повязок и шин. Ознакомление с составом походной аптечки.

Подведение итогов работы. Оформление практических работ. Составление фотоальбома. Изготовление наглядных пособий для школьных кабинетов. Изготовление отдельных экспонатов для школьного музея (краеведческого уголка). Организация школьной выставки.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ЗАНЯТИЙ

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Туристские возможности своего края

6

2

4

2

Охрана природы

8

2

6

3

Подведение итогов летних походов, путешествий и экспедиций

14

4

10

4

Метеорологические и фенологические наблюдения

14

4

10

5

Гидрологические наблюдения

14

4

10

6

Почвы, растительность и животный мир своего края

14

4

10

7

Полезные ископаемые

12

4

8

8

Топографическая подготовка географа-краеведа

20

8

12

9

Изучение промышленного предприятия

26

8

18

10

Изучение сельскохозяйственного предприятия

18

6

12

11

Изучение транспортного предприятия

14

4

10

12

Работа в краеведческом музее, в государственных и ведомственных архивах

6

2

4

13

Изучение и охрана памятников истории и культуры, а также своеобразных ландшафтов

10

4

6

14

Организация, подготовка и проведение походов и путешествий

30

10

20

15

Подведение итогов работы

10

10

16

Путешествие по родному краю

 

Итого:

216

76

140

 

ПРОГРАММА

Туристские возможности родного края. Выбор района похода, путешествия. Определение экскурсионных объектов. Краеведческая литература о выбранном маршруте.

Практические занятия. Составление схем маршрутов путешествий, походов по родному краю. Разработка географических. экспедиций краеведческого направления.

Охрана природы. Охрана природы. Конституция СССР (статьи 18 и 67). Закон об охране природы. Участие в организации охраны природных объектов.

Практические занятия. Выполнение заданий научных, хозяйственных организаций по охране природы.

Подведение итогов летних путешествий, походов и экспедиций. Изготовление наглядных пособий для школьных музеев и предметных кабинетов. Составление паспорта маршрута, Выставка лучших работ.

Практические занятия. Составление отчетов о путешествии, походе, экспедиции. Паспортизация маршрутов. Изготовление наглядных пособий для школьного музея и предметных кабинетов.

Оформление отчетной выставки. Выступление с отчетом о работе в школе, Доме пионеров, организациях, давших задания.

Метеорологические и фенологические наблюдения. Строение атмосферы. Атмосферное давление. Средние суточные, месячные и годовые температуры. Ветер. Осадки. Воздушные массы. Погода. Климат. Приборы для метеонаблюдения. Фенологические наблюдения: фазы развития явлений природы, фенофазы у растений, фенофазы у животных.

Прогноз погоды по местным признакам.

Практические занятия. Измерение давления, количества осадков, толщины снежного покрова.

Составление графиков температуры, диаграмм облачности и осадков. Фенологические наблюдения за определенными растениями и животными. Прогнозы погоды на следующий день.

Гидрологические наблюдения. Гидрологическая сеть района, Паспортизация источников, водоемов и колодцев. Изучение закона об охране вод.

Практические занятия. Составление схемы гидрологической сети района. Анализ воды из различных источников. Определение свойств воды и дебита источников. Паспортизация колодцев и источников пресной воды. Выполнение заданий организации по охране водоемов.

Рельеф, почвы, растительный и животный мир. Рельеф своей местности, его взаимосвязь с другими компонентами природного комплекса. Почвы. Видовой состав растительности. Степень использования земель. Животный мир своего района, Охрана природных ландшафтов района.

Практические занятия. Составление орфографического профиля участка местности. Сбор образцов различных видов почв. Составление гербария растений своего района. Регистрация животных своего района. Участие в лесопосадках. Выполнение заданий лесничеств, охотохозяйств и других организаций по охране природы края.

Полезные ископаемые. Основные методы поисков: метод геологической съёмки; метод прослеживания обломков; шлаковый метод. Сбор и перевозка материалов. Использование полезных ископаемых своего района в народном хозяйстве.

Практические занятия. Составление схемы залегания пород. Изучение различных пород по течению рек, ручьев. Промывка пород выходов руд на поверхность. Составление шлихового журнала. Упаковка образцов. Выполнение заданий геологических партий и организаций по разведке полезных ископаемых района.

Топографическая подготовка географа-краеведа. Масштаб. Измерение и построение линий на плане. Измерение площадей на плане. Обозначение точек и линий на местности. Створ. Вешение. Масштаб шагов. Определение расстояний на глаз. Топографическая съемка. Абрис. Способ полигонометрии. Планшет. Трехгранная линейка. Измеритель (циркуль). Прямая и обратная засечки.

Азимут и движение по азимуту. Определение направления географического меридиана по солнцу. Определение направления географического меридиана по Полярной звезде. Калькирование карт. Составление схем маршрута.

Практические занятия. Определение численного масштаба. Построение линейного масштаба. Измерение площади на плане с помощью палетки. Вешать линию в створе. Определение среднего шага. Тренировка в определении расстояний на местности. Горизонтальная съемка небольшого участка земной поверхности. Составление абрисов. Составление плана замкнутого многогранника (полигона). Работа на местности с различными методами засечки. Калькирование карт и составление схем маршрутов.

Изучение промышленного предприятия. Исторические и географические условия возникновения предприятия в данном месте. Экономический район, в который входит предприятие. Специализация и кооперирование производства. Структура (цех я отделы, их производственные взаимосвязи), расход сырья, воды, топлива, энергии на единицу готовой продукции. План социального развития производственного коллектива.

Перспективы развития производства. Формирование и развитие территориально-производственного комплекса (ТПК) своего района.

Передовики производства. Ветераны труда.

Практические занятия. Составление исторической справки о развитии предприятия. Изучение производства и составление экономико-географической характеристики предприятия и ТПК своего района. Встреча с ветеранами и передовиками производства.

Изучение сельскохозяйственного предприятия. История становления колхоза (совхоза). Специализация производства. Энерговооруженность. Машинный парк. Кооперирование с промышленными предприятиями. Организация сбыта продукции. Задачи, стоящие перед работниками колхоза (совхоза) в свете решений XXVI съезда КПСС. Ветераны и передовики сельскохозяйственного производства.

Практические занятия. Составление истории развития колхоза (совхоза). Составление диаграмм урожайности сельскохозяйственных культур, производительности труда. Составление кодастра колхозных (совхозных) земель. Посильное участие в работах на полях и фермах колхоза (совхоза). Встречи с ветеранами и передовиками сельскохозяйственного производства.

Изучение транспортного предприятия. Историко-географический обзор предприятия. Вид транспортного предприятия. Состав и направление грузопотоков. Перспективы развития. Ветераны и передовики транспортного предприятия.

Практические занятия. Составление истории развития предприятия. Составление экономико-географической характеристики транспортного предприятия (основные грузопотоки и пассажиропотоки). Определение экономической эффективности предприятия. Встречи с ветеранами и передовиками транспортного предприятия.

Работа в краеведческом музее, в государственных и ведомственных архивах. Работа в фондах музеев, архивах. Сбор материалов для школьных музеев и предметных кабинетов.

Практические занятия. Копирование документов. Каталоги и работа с ними. Переписка с организациями и учреждениями.

Изучение и охрана памятников истории и культуры, а также своеобразных ландшафтов. Выявление памятников культуры. Регистрация отдельных природных объектов. Заповедники. Заказники. Охраняемые памятники природы — водопады, пещеры, редкие или исторические деревья.

Практические занятия. Составление планов, схем различных природных объектов, имеющих историческое или природоохранное значение. Выполнение заданий местных организаций по охране природы и по борьбе с браконьерством.

Организация, подготовка и проведение похода, путешествия. Определение цели и района похода, путешествия. Выбор краеведческого задания. Распределение обязанностей. Связь с краеведами школ и организациями на маршруте. Составление календарного плана похода, путешествия. Оформление походных документов. Гигиена туриста. Самоконтроль и первая помощь в походе, путешествии.

Практические занятия. Определение по краеведческим и картографическим материалам района похода, путешествия. Составление писем в школы и организации о возможности приема группы на маршруте. Составление календарного плана путешествия, сметы расходов. Оформление походных документов.

Знакомство с набором походной аптечки. Наложение повязок и шин. Переноска раненого с помощью подручных средств.

Подведение итогов работы. Подготовка итогового вечера. Организация выставки.

Практические занятия. Встречи-беседы с краеведами, туристами, передовиками и ветеранами производства. Посещение краеведческих, промышленных и сельскохозяйственных выставок.

ЛИТЕРАТУРА

Бардин К. В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1973.

Гамезо В. М., Говорухин А. М. Справочник офицера по военной топографии. М., Воениздат, 1979.

Меньчуков А. Е. В мире ориентиров. М., Недра, 1973.

Остапец А. А. В походе юные. М., Просвещение, 1978. 

Слуцкая Р. Д. Географическое общество Глобус. М., Просвещение, 1972.

Сухорукова А. В. Работа на географической площадке. М., Просвещение, 1970.

Штюрмер Ю. А. Охрана природы и туризм. М., Физкультура и спорт, 1974.

Юньев И. С. Беседы о краеведении. М., Знание, 1966.

Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ: Сб. документов. Воспитательная работа в школе. М., Просвещение, 1977.


<< Домой    Список литературы >>

Hosted by uCoz