СЛОЖНЫЕ ТУРИСТСКИЕ ПОХОДЫ
С.Болдырев, В.Жмуров, Е.Косарев

 ТЕХНИКА И ТАКТИКА ПОХОДОВ.   ГОРНО-ТАЕЖНЫЕ ПОХОДЫ

ПЕРЕПРАВЫ

Общие правила. Переправы через горные и таежные реки — это одна из самых больших опасностей похода. Практика учит, что все правила переправ необходимо выполнять самым строгим образом (В этом разделе использованы методические разработки и практика переправ семинара младших инструкторов МГПИ им. В. П. Потемкина).

Прежде всего справляются у местных жителей о всех местах, кладках и бродах.

Туристы должны уметь определить, в состоянии ли они безаварийно преодолеть встреченную на пути горную или таежную реку. Если есть сомнение в этом, надо найти силу воли для того, чтобы уйти от непреодолимой опасности на поиски другого места. Реку осматривают вниз и вверх по течению на 2—3, а если надо — и на 10—15 км. Когда выясняется, что при переправе в любом месте может произойти авария, маршрут должен быть безусловно изменен.

По внешнему виду горных и таежных рек бывает затруднительно сразу определить размеры опасности. Как правило, горные и таежные реки кажутся менее опасными и трудными для переправы, чем это есть в действительности. Только хорошее знание практики переправ позволяет быстро сказать, насколько трудна будет данная переправа.

Для выяснения величины опасности при переправе учитывают силу напора воды, наличие катящихся по дну камней, ширину реки, ее глубину, расположение камней в русле, количество туристов в группе, их физические силы и опытность. Для этого служат следующие данные.

Сила удара водяной струи зависит от уклона русла. Определить, преодолима ли струя воды для переправы вплавь или вброд, опытный турист может на глаз. Преодолимость реки проверяется наиболее сильным участником группы, идущим в реку на страховке веревкой.

Катящиеся по дну камни могут сбить или покалечить человека. Обычно с берега можно услышать глухие удары камней о дно и вычислить с помощью часов частоту их движения.

Ширина реки не должна превышать длины страхующей веревки (в случае если в группе нет верховых лошадей) и длины бревна, если переправа должна идти по кладке. Для определения ширины реки надевают головной убор с козырьком или приставляют ко лбу руку в виде козырька. Повернув голову в сторону противоположного берега, смотрят так, чтобы кромка берега совместилась с краем козырька или руки. Стараясь не опустить и не поднять голову, поворачивают ее так, чтобы смотреть вдоль своего берега. Замечают предмет на своем берегу, совместившийся с краем козырька или руки. Измеряют расстояние до замеченного предмета. Это и будет ширина реки. К измеренному расстоянию на всякий случай прибавляют 2—3 м.

Глубину реки устанавливают, пуская на страховке разведчика.

Наличие и расположение камней в воде играет большую роль. По торчащим из воды камням можно перейти непреодолимый вброд поток. За камнями в белых бурунах можно отдыхать, так как здесь в результате встречных потоков (завихрений) напор воды минимальный. В то же время, если за торчащие из воды камни зацепится страхующая веревка, это может привести к гибели туриста.

Количество туристов в группе, их физические силы и опытность имеют большое значение в определении того, можно ли преодолеть горную или таежную реку. При большом составе группы (20—30 человек) наводят безопасную переправу через реку, которую 3—4 туристам форсировать невозможно.

Нельзя ограничивать временем подготовительные работы и саму переправу. В таких случаях обычно говорят: «Часы спрятать в карман». Спешка при переправе — это начало аварийного положения. Подготовка переправы и сама переправа могут занять 2—3 часа, но могут отнять и день, и два, и три.

В подготовке и проведении переправы участвует вся Группа, за исключением больных. Используется все имеющееся в группе снаряжение, обеспечивающее безопасность.

Во время переправы через опасную реку организуется не менее двух видов страховки, так как успех переправы определяется не только механической прочностью страхующих средств, но и качеством того или иного вида страховки. Чтобы эта мысль стала яснее, приведем такой пример. Одно только прикрепление переправляющегося карабином к перилам может себя не оправдать, если сорвавшегося с кладки затянет водой под бревно. Но в этом случае сыграет свою роль второй вид страховки — веревка, прикрепленная к груди переправляющегося. С помощью такой веревки сорвавшегося легко подтянуть к берегу.

Время суток и погода сильно влияют на ход переправы. В горных реках меньше всего воды в 4—6 часов утра и больше всего — к вечеру. Фэны (теплые ветры с гор) и дожди в течение нескольких часов, а иногда десятков минут могут резко поднять уровень воды в горной реке.

Спасательный пост выставляется при переправах больших групп и состоит не менее чем из трех человек. Спасательный пост ставят в 10—20 м ниже по течению в том месте, куда река понесет сорвавшегося (направление определяется с помощью бросаемых в струю веток). Обязательно проверяется, выполнит ли спасательный пост свое назначение. Для этого пускают одного из спасателей в воду на страхующей веревке и выясняют, сможет ли он доплыть к месту, где будет нести сорвавшегося с переправы. (Страховка делается такой же, как и для идущего первым, см. ниже). Если спасателя сносит течением, спасательный пост надо снять, чтобы не обманывать самих себя и вести переправу с исключительной осмотрительностью, с полной гарантией от срывов.

Страховка идущего первым применяется при переправах вброд, во время организации навесной переправы, во время разведок реки. Идущего первым страхуют с помощью рабочей капроновой или сезалевой веревки. Туриста привязывают узлом булинь за конец основной веревки с узлом на спине. Идти так удобнее. Кроме того, узел на спине помогает вытаскивать сбитого течением человека в положении лежа на спине, при котором вытаскиваемый может легче дышать. Если же узел будет завязан на груди, то при вытаскивании человека переворачивает на грудь, вода бьет прямо в лицо. Дышать в таком положении нельзя.

Делается одно плечико (а не два, как обычно) для того, чтобы узел от плечика оказался не сзади, а спереди. Тогда, достигнув другого берега, идущий первым может без посторонней помощи, один, быстро отвязать плечико, передвинуть булинь на грудь и развязать узел.

К страхуемому прикрепляется карабином тридцатиметровая вспомогательная веревка, отходящая к берегу под некоторым углом к основной веревке и идущая всегда ниже первой по течению (рис. 35). Вес всех веревок на идущем впереди должен быть наименьшим. Веревки пб возможности надо держать на весу, в воде не полоскать.

Страховка через плечо и поясницу при переправах совершенно недопустима, так как веревку приходится, смотря по ходу событий, то очень быстро вытравить, то так же быстро выбрать. Вот почему страхующую веревку держат на берегу два-три, человека, просто взяв ее в обе руки.

В случае когда надо быстро выдать веревку вслед идущему первым (например, при прыжке) или плывущему, часть собранной кольцами страхующей веревки выбрасывается против течения.

Выбравшись на противоположный берег, идущий первым должен сначала закрепить веревку (например, обойдя вокруг дерева), а потом отвязаться.

Для того чтобы вытащить идущего первым, сбитого течением воды, необходимо: а) удерживать страхуемого на основной веревке, а если натяжение ее мешает страхуемому держаться над водой, вытравить веревку, чтобы дать возможность человеку спокойно сплывать по течению или встать. Этого можно достигнуть в больших пределах, перебежав с веревкой в руках по берегу ниже по течению; б) одновременно подтягивать страхуемого к берегу вспомогательной веревкой (располагаемой перпендикулярно к течению или несколько против течения ниже основной веревки).
Надо всегда помнить, что в случае падения идущего первым в воду страхующая веревка не должна вытягиваться втугую и удерживать сорвавшегося в положении, когда течение тянет человека вниз, а веревка, удерживая его, не дает возможности ни встать, ни плыть. Это всегда самое опасное положение, допускать его нельзя.

Вот почему надо так организовывать страховку, чтобы в любой момент можно было ослабить веревку и дать возможность человеку плыть вниз по течению, одновременно быстро подтягивая его к берегу.

Идущий первым может сделать не одну попытку, прежде чем ему удастся достигнуть другого берега. Надо помнить, что с каждой даже неудачной попыткой первоидущий приобретает опыт преодоления данного участка реки. Смущаться первыми неудачами не следует.

Веревочные перила наводятся с помощью основной веревки для переправы по камням, вброд, по кладкам, по снежному мосту.

Для того чтобы перила были прочны, веревку надо натянуть и привязать к опорам. Обычно опорами служат стволы деревьев. Если ствол недостаточно надежен (например, дерево тонковато или непрочно сидит в почве), конец веревки дополнительно привязывают ко второму, более. прочному дереву. Перила могут быть привязаны к кусту. Веревку обкручивают сразу вокруг нескольких веток куста ближе к его корням, а иногда конец веревки дополнительно привязывают к вбитому в землю колу с тем, чтобы предупредить соскальзывание ее через вершины ветвей.

Опорами для перил могут служить камни или скалы (рис. 36). Надо следить за тем, чтобы камни прочно лежали на берегу и при натяжении перил не сорвались в воду. Особенно осторожно надо выбирать камни, лежащие на краю подмываемого водой берега или на снежном мосту. Если камень лежит на основании снежного места, то при обвале снега в реку такая опора может съехать в воду вместе с перилами.

Для перехода через снежный мост перила укрепляются на древках ледорубов, вогнанных в снег, по крайней мере, на половину своей длины. При этом ледорубы должны быть слегка наклонены в стороны, противоположные натяжению веревки. Веревка несколько раз обкручивается вокруг древка ледоруба около самого снега. Ледорубы вгоняются в снег с таким расчетом, чтобы при обвале моста не был увлечен в реку и тот снег, в котором держатся сами ледорубы.

Перила можно привязать К колу, вбитому в грунт берега. Для страховки надо забить два-три кола на глубину примерно в полметра на расстоянии друг от друга в метр.

Опоры на берегу реки, где нет ни деревьев, ни подходящих камней и где нельзя вбить кол, строятся из альпенштоков или палок, высотой метра в полтора. Опора устанавливается метра за два от воды. Связывают концы четырех, пяти палок и, раздвигая их «шалашиком», ставят на землю. К их основаниям привязывают две поперечные перекрещенные палки. «Шалашик» до самого верха засыпается камнями любого размера. Получается очень надежная опора, которую при натяжении перил не в состояний поколебать даже 10—15 человек (рис. 37).

Однако простого натяжения перил между прочными опорами еще недостаточно для того, чтобы сделать переправу безопасной. Такие перила все-таки лишены важнейшего достоинства — большой устойчивости. Веревка, которая неожиданно проваливается под рукой, уходит под напором руки в сторону или наваливается на туриста, часто становится причиной тяжелой аварии.

Увеличить прочность перил необходимо с помощью репшнуров. Два репшнура привязываются к обоим концам перил над водой на расстоянии 1—2 м от берега схватывающими узлами. Затем репшнуры сильно оттягиваются в сторону и привязываются к дополнительным опорам. Таким образом, получается, что каждый конец перил закрепляется на берегах двумя расходящимися под углом от 60 до 90 градусов веревками. При таком закреплении веревка во время переправы сохраняет свое положение над рекой почти так же, как деревянные хорошо устроенные перила. Даже если турист с надетым на плечи тяжелым рюкзаком ляжет грудью на такие перила, они никогда не обманут его и не дадут возможности упасть в реку.

Для натяжения временных перил на безопасных переправах туристы держат веревку так, как это делается при обычной, применяемой во время скалолазания, страховке через плечо.

Виды переправ. Тот или иной вид переправы выбирается в зависимости от условий местности и возможностей группы: по камням, вброд с шестом, вброд таджикским способом (шеренгой или в кругу взявшись за плечи), вплавь, по кладке, по снежному мосту, по навесной переправе, по подвесному мосту.

Переправа   по   камням   обычно проводится на сравнительно узких горных потоках. Нужно выбирать такое место, где камни находятся друг от друга на расстоянии шага или прыжка, лежат в русле устойчиво и не слишком скользки.

Перешагивая с камня на камень, пробуют, прочно ли лежит каждая опора, и только тогда переносят на нее всю тяжесть тела. Даже если расстояние между камнями велики, пытаются обходиться без прыжков. Вытягивают вперед ногу, для равновесия несколько откидываясь назад. Затем, когда до камня остается 20—30 сантиметров, медленно и спокойно выпрямляются и, перенося центр тяжести вперед, опираются ногой о камень. При этом шаг может оказаться настолько широким, что невозможно будет сразу встать на камень обеими ногами. Тогда легким толчком стоящей сзади ноги переносят центр тяжести тела несколько вперед, одновременно отрывая сзади стоящую ногу от камня и ставя ее рядом с впереди стоящей.

Прыжок с камня на камень совершается резким толчком с небольшим предварительным приседанием. Прыжок производится вперед одной ногой, как бы одним широким шагом. Лучше всего, если ботинки подбиты триконями или на ногах — обувь с резиновой подошвой, не скользящей на камнях.

В руках у прыгающего должен быть альпеншток или ледоруб. С их помощью осуществляется самостраховка. Если поток не особенно глубокий, альпеншток или ледоруб упирается в дно или в камень. Во время прыжка турист опирается о ледоруб одной рукой (о высокий альпеншток — двумя руками). Если расстояние между камнями слишком велико или вода глубока, альпеншток (или ледоруб) берут в обе руки так, что левая рука перехватывает древко сантиметрах в 15—20 от штычка (нижней части древка), а правая — недалеко от верхней части древка. Во время прыжка делается резкий взмах руками вверх. В тот момент, когда турист достигает камня (или берега), штычок древка с силой ударяется о камень (или в грунт берега) с тем, чтобы возникла третья точка опоры.

Страховка веревкой на опасных реках совершенно необходима. Прежде всего нужно вычислить, хватит ли веревки на всю ширину реки. Это очень важно. Если веревка коротка, то при последнем прыжке с камня на берег она может как бы дернуть прыгающего назад и сбросить его в реку.

Перед каждым прыжком с камня на камень прыгающий проверяет, не зацепилась ли веревка за камни сзади, хватит ли ее для прыжка. Веревка может быть выдана (в начале прыжка) страхующим. Но бывает иногда удобнее самому прыгающему выбрать нужное количество веревки, сложив ее крупными витками около ног на камне или взяв витки в руку так, чтобы в момент прыжка можно было легко освободить их.

Особенно важно правильное расположение всей страхующей веревки. Нельзя допустить, чтобы при срыве в воду веревка зацепилась за камень. Выбрать зацепившуюся веревку с берега часто невозможно, а сорвавшийся в воду в сильной струе не в состоянии сделать ни одного движения, так как туго натянутая веревка и струя воды не дают ему ни плыть, ни встать, ни даже поднять голову над водой. В таком положении турист может утонуть на глазах у своих товарищей. Веревка от страхуемого на берег должна идти всегда ниже по течению, чем камни, по которым ведется переправа. Только в этом случае веревка не будет мешать сорвавшемуся некоторое время сплывать вниз по течению.

Страхующие должны дать возможность сорвавшемуся в воду проплыть то место, где его нельзя подтянуть к берегу или к камням. Но как только возникает возможность подтянуть сорвавшегося к берегу, это надо сделать энергично и быстро, не теряя даже доли секунды.

Страхующую веревку ни в коем случае нельзя намертво закреплять на берегу. Ее держат в руках два-три человека, если надо, быстро выдавая или выбирая, или пробегая вместе с веревкой по берегу вдоль реки.

Надо помнить, что один человек часто не только не в состоянии вытащить на берег сорвавшегося в бурный поток, но даже и просто удержать увлекаемого потоком туриста.

Переправа вброд требует большой осмотрительности, опыта и физической силы от переправляющегося и страхующих.

Главная опасность при переправах вброд — скорость течения воды, зависящая от наклона русла. Поэтому при переправах вброд надо разыскать место с наименьшим уклоном русла и глубиной РОДЫ не выше пояса.

Белые буруны, находящиеся за торчащими из воды камнями, облегчают, а не осложняют переправу вброд.

Когда место переправы выбрано, с берега намечают маршрут обычно от камня к камню через белые буруны и по местам, где вода течет медленнее.

Затем необходимо выяснить, куда начнет сносить туриста, сбитого водой, в наиболее трудном и опасном месте. Предугадать возможный ход событий очень важно, чтобы в случае срыва переправляющегося быстро и безопасно подтащить его к берегу. В то место реки, где возможен срыв, забрасывают сухие сучья или щепки и следят за линией их движения. Если щепку несет на острый камень, или в водоворот, или под корягу, надо предусмотреть такую страховку, чтобы не допустить попадания туриста в опасное место. При невозможности организовать правильную страховку надо немедленно оставлять место переправы и искать новое.

И, наконец, проверяют прочность основных веревок и особенно репшнуров. Употреблять в качестве страхующих пеньковые, так называемые бельевые, или другие непрочные веревки — категорически воспрещается. Надо помнить, что некоторые веревки, размокая в воде, теряют большой процент прочности.

Переправляющийся надевает ботинки (можно без носков) и штормовые брюки, плотно подвязанные к ногам, чтобы уменьшить сопротивление воде.

Турист идет несколько против течения, сильно упираясь в дно палкой (со стороны течения), ставя ногу, ощупывает дно, ищет прочную точку опоры.

Если в реке есть торчащие из воды камни, то надо идти ближе к ним, в бурунах ниже камней, где слабее ударная сила воды.

Страховка идущего впереди производится, как указано выше.

Переправившись, турист закрепляет верёвку за дерево или камень, отвязывается и разогревается. По веревке ему переправляется теплая одежда (с помощью карабина и вспомогательной веревки).

Затем над рекой натягиваются перила. Идущий впереди закрепляет веревку за дерево или камень узлом «удавка». Веревку вытягивают втугую все участники группы и привязывают на такой высоте, чтобы она оказалась на уровне груди человека, стоящего в реке.

Участники переправы поочередно обвязываются грудной обвязкой и прикрепляются карабином к перилам. Веревка от груди до перил должна быть короче длины рук, иначе человек, сбитый водой, на сильном течении не встанет.

От спины идет страхующая вспомогательная веревка, которую страхующие (не менее 2 человек) держат в руке, стоя выше по течению, чем натянуты перила. Благодаря такому расположению страхующих при срыве карабина, которым переправляющийся скреплен с перилами, будет скользить легче, когда страхующие начнут подтягивать страхуемого к берегу.

Переправляющийся держится за перила двумя руками, стоя лицом навстречу течению, и передвигается вбок. Он откидывается назад, упираясь ногами в дно, чтобы натянутая упругая веревка не повалила его вперед (рис. 38).

Последний снимает перила, обвязывается основной веревкой и идет с альпенштоком, или его просто выдергивают за веревку на ту сторону.

Если есть двойная веревка, то перила натягиваются с таким расчетом, чтобы веревку можно было выдернуть с того берега, куда переправилась вся группа. Тогда и последний будет иметь возможность пользоваться перилами (рис. 39).

Вброд  таджикским  способом   без страховки переправляются через неопасные реки. Взявшись за плечи, поставив наиболее сильных по краям, идут несколько против течения, помогая друг другу, осторожно делая каждый шаг. Можно также встать в круг и взяться за плечи.

Успех переправы зависит от согласованности движений переправляющихся: когда один делает шаг, другой его поддерживает. Прежде чем перенести тяжесть тела с одной твердо стоящей ноги на другую, нужно ощупать ногой дно, найти удобное место, где нога не скользит и где камни лежат прочно, и только тогда сделать шаг вперед (согласовав его с движениями своих товарищей).

На опасной реке все идущие (3—4 человека) предварительно обвязываются каждый своей страхующей веревкой с узлом на спине. Согласованность движений приобретает в этом случае исключительное значение.

Переправа   вплавь   допустима лишь для туристов, умеющих хорошо плавать.

Наиболее удачным местом для переправы вплавь является участок реки с наименьшим падением русла, наименьшей скоростью течения. Глубокая вода может облегчить, а не осложнить переправу. Торчащие из воды камни, коряги, таежные завалы, плывущие по воде бревна или поленья делают переправу весьма опасной.

Для переправы вплавь через горную реку надо выбрать такое место, где большую часть русла занимает спокойная вода. Страхующая веревка необходима (булинь, узел на спине). Важно, чтобы, по крайней мере, на длину всей веревки ниже по течению не было таких камней, коряг, порогов, на которых мог бы разбиться снесенный водой турист.

Во время преодоления вплавь участка с быстрой водой страхующую веревку лучше поддерживать некоторое время на весу, непрерывно выдавая ее, чтобы не тормозить движение пловца, а затем выбросить выше по течению несколько ее витков. Эту операцию надо проделать так, чтобы веревку не нанесло на пловца и не затруднило тем его движений.

В бурной воде очень важно найти такое место, где можно было бы пройти часть русла по камням, по лежащему или выдвинутому над водой бревну, а затем кар можно

дальше прыгнуть. Оставшийся участок реки надо преодолевать с максимальной быстротой. В момент прыжка вслед переправляющемуся надо выбросить несколько витков веревки.

Таежную реку переплывают, придерживаясь за бревно, за вязанку сухих веток и т. п. Когда первый член группы переправился, можно использовать страхующую веревку, подтягивая плывущего. Рюкзаки переправляются на небольшом плоту, сделанном в виде рамы из четырех бревен с легкой настилкой сверху. Плот перетаскивается с берега на берег с помощью веревки.

Мастер спорта Д.С. Худяков во время одного из своих походов применил следующий оригинальный способ переправы через бурную, но достаточно глубокую реку (без торчащих над водой камней).

Два нормально загруженных рюкзака были тщательно завернуты в палатку «Памирку» и натуго перевязаны с таким расчетом, чтобы вода не смогла проникнуть внутрь. Тюк был привязан к рабочей капроновой веревке. Д. С. Худяков вплавь преодолел реку. Затем ему был перекинут свободный конец рабочей веревки. Привязанный к другому ее концу тюк плавал на воде. Когда его отпустили, течение стало сносить его вниз и прибило к противоположному берегу («маятником»).

Затем Худяков перебросил конец веревки обратно своим товарищам и привязал к другому ее концу связанную палатку (рюкзаки были из нее вынуты). Вскоре она оказалась в руках товарищей. Связали новый непромокаемый тюк и переправили его к Худякову. На этот раз за тюк, как за понтон, держался один из туристов и благополучно достиг противоположного берега. Переправа прошла вполне удачно.

Для того чтобы перебросить веревку через широкую реку, туристы использовали длинную капроновую нитку с привязанным к ее концу камнем. Нитку оказалось легче Перебросить, чем веревку, а затем перетянуть привязанную к прочной нитке веревку.

Переправу  по  бревну   (кладке) следует рекомендовать как наиболее безопасную, хотя наведение ее сложнее, чем переправы вброд и по камням (рис. 40).

В случае сильного течения, большой глубины или опасности удара катящимися по дну реки камнями переправа по кладке незаменима.

Выбирается наиболее узкое место русла, берег, с которого будет перебрасываться кладка, должен иметь отмель или быть достаточно ровным. Противоположный берег должен быть несколько приподнятым, чтобы при переправе бревно не заливалось водой. Важно наличие поблизости сухостойных деревьев, лучше сосен.

Прежде всего надо определить ширину реки для того, чтобы выбрать соответствующее бревно. Кладка должна быть длиннее, чем ширина реки на 3—4 м. При отсутствии таких деревьев связывают два ствола. Для этого надо, чтобы одно бревно заходило на другое на 1,5—2 м. Связывание производится прочными репшнурами или рабочей веревкой в двух местах (около концов бревен). Стягивающая бревна веревка укладывается виток к витку на расстоянии 10— 15 см. После каждого витка веревка туго натягивается.

Все сучья с кладки должны быть тщательно срублены заподлицо с поверхностью бревна. На мокром, скользком бревне делаются частые насечки топором или оно обкручивается витками веревки (чтобы не скользить при переправе).

Бревно кладется на берег почти параллельно реке так, чтобы вершина его несколько выдавалась над водой. Около толстого конца бревна делается «уголок» из камней высотой от 0,5 до 1 м (для упора комля при подъеме кладки).

При отсутствии камней роется углообразная яма. Вдоль стенок ямы высотой около 0,5 м, образующих прямой угол, забиваются один около другого колья, предохраняющие земляные стенки от разрушения комлем бревна.

«Уголок» делается с таким расчетом, чтобы конец бревна упирался в одну его стенку при подъеме бревна, когда оно лежит параллельно руслу, и в другую его стенку при повороте бревна к реке. Для этого одна стенка располагается перпендикулярно к руслу, другая — параллельно ему. «Уголок» открыт в сторону русла.

Чем ближе к воде устроен «уголок», тем короче должно быть бревно, но тем труднее будет его поднять (так как часть поднимающих должна первоначально встать в воду). Обычно «уголок» устраивается на расстоянии 1 — 2 м от воды.

Тонкий конец кладки обвязывают средней частью рабочей веревки (схватывающим узлом) так, чтобы получилось два конца, каждый на 3—4 м длиннее бревна.

Туристы делятся на две равных по силам группы, каждая из них берется за концы веревок и натягивает их так, чтобы веревки образовали острый угол, а бревно делило бы угол пополам.

У конца бревна ставятся один-два наиболее сильных туриста. Комель дерева укладывается в «уголок». По команде бревно поднимается теми, кто .стоит у его вершины, на высоту 2—2,5 м, а затем подтягивается выше с помощью туристов, державших веревки. Одновременно бревно разворачивается в сторону реки по команде старшего на переправе за счет подтягивания одной веревки и небольшой выдачи другой. При этом группы туристов, держащие веревки, постепенно расходятся так, чтобы угол между веревками стал менее острым, а бревно всегда являлось биссектрисой этого угла.

Бревно надо поднять под углом в 45—50° к земле—' тогда его легче удерживать и поворачивать в сторону реки. Если конец кладки поднять выше, она теряет устойчивость и может упасть в любом направлении. Успех подъема кладки зависит от опытности старшего на переправе и тех, кто поднимает бревно за веревки. Натягивать веревки надо очень медленно, не спуская глаз с конца бревна, строго следуя командам.

При подъеме бревна старший на переправе становится на расстояние 1,5—2м от комля лицом в его сторону (спиной к поднимающим). Команды подаются обеими руками и голосом.

Надо помнить, что подъем бревна — сложная и опасная операция. Веревки, с помощью которых поднимается бревно, должны быть длиннее его для того, чтобы обе группы поднимающих оказались сзади комля, упертого в землю. Это необходимо, чтобы не попасть под бревно в случае, если «уголок» будет разрушен комлем или бревно упадет. Никто не должен находиться под бревном (за исключением первой фазы подъема).

Зрителей не должно быть в радиусе, по крайней мере, равном полуторной длине бревна.

Главный «секрет» успеха подъема бревна заключается в том, чтобы оно подтягивалось вверх последовательно на очень небольшую высоту поочередно то одной, то другой группой. Команда «стоп» звучит много раз. Только при такой организации дела командир в любой момент сможет понять, какую и кому команду надо сейчас подать.

Когда кладка поднята и повернута в сторону реки, нельзя сразу отпускать веревки, иначе бревно может упасть не в ту сторону, куда надо, или сломаться при ударе о землю. Веревки отпускаются постепенно, по команде старшего. Таким образом, конец бревна может быть положен в любое место на противоположном берегу реки — на нужный камень, ствол дерева, в расселину скалы и т. д. (а во время тренировок, например, точно в развилку козел).

После того как бревно уложено, его комель может быть поднят на груду камней для того, чтобы оно не заливалось водой. Теперь по бревну может двигаться первый турист. Его обязанность завязать на той стороне конец веревочных перил. Идти первым по бревну должен турист, у которого лучше, чем у других, развито чувство равновесия. Он должен идти на страховке основной веревкой. В качестве временных перил ему служат веревки, за которые поднималось бревно. Веревки туго натягиваются под таким углом, чтобы идущий первым мог взяться за них обеими руками. При этом надо следить, чтобы какая-нибудь группа не перетянула своей веревки и этим не сдернула бревно в сторону или не вытянула его на свой берег. Устранить эту опасность, а также качание бревна можно, если одному-двум туристам навалиться на комель.

Трудность перехода бревна первым заключается в том, что обе веревки постепенно сходятся к концу кладки, расстояние между ними сужается, они становится все ниже для идущего туриста. Положение вынужденного идти почти на корточках становится все более неустойчивым. Тот, кто хорошо владеет равновесием, не доходя 1,5-—2 м до места, где веревки привязаны к бревну, поднимается во весь рост и плавными быстрыми шагами выходит на берег. В этот момент возникает опасность поскользнуться на бревне, поэтому хорошо обмотать репшнуром эту часть кладки еще заранее, перед ее подъемом.

Когда кладка положена, натягивается веревка перил с таким расчетом, чтобы после оттяжки ее репшнурами (см. выше в разделе «Веревочные перила») она заняла необходимое по отношению к бревну положение. Перила располагаются или на высоте плеча на полметра вправо или влево от бревна, или над головой идущих по кладке.

Бревно можно не только поднять веревками, но и выдвинуть на другой берег через кучу камней. Наверху каменной груды укладывается полено или короткое бревно, по которому скользит выдвигаемая в сторону другого берега кладка. Прежде чем выдвинуть кладку, к ее толстому концу привязывается в виде балансира тяжелое бревно, а к тонкому концу — расходящиеся под углом веревки. Они служат для того, чтобы поддерживать выдвигаемое бревно, передвигать его в нужное место, когда конец его коснется противоположного берега, а также используются в качестве перил во время перехода по бревну первого туриста (рис. 41).

Этот способ применяется в том случае, если берег неудобен для подъема кладки веревками. Груда камней высотой в метр наваливается как можно ближе к воде, иногда прямо в русле, если река около берега неглубока.

Кладку можно положить, используя силу течения воды. Для этого выбирают участок реки без камней. К тонкому концу бревна, как обычно, привязываются две веревки. Бревно сдвигается в реку и укладывается параллельно берегу, вершиной навстречу течению. Струя воды постепенно отводит тонкий конец от берега, комель бревна надо удерживать на месте. Как только тонкий конец бревна касается противоположного берега, его с помощью веревок выдергивают на сушу (рис. 42).

Кладку можно перекинуть с берега на берег, повалив растущее у самой воды дерево. Этим. способом следует пользоваться лишь в глухих, таенных районах, там, где порубка одного свежего дерева не причинит вреда лесу. Прежде всего надо выбрать дерево такой высоты, чтобы его вершина легла на другой берег. Важно, чтобы ствол был или совершенно вертикален, или наклонен в ту сторону, куда надо его повалить. Сильный ветер может изменить направление падения ствола.

При переправе участников группы по кладке через опасную реку каждый турист применяет грудную обвязку и прикрепляется к перилам с помощью карабина. В особо опасных случаях добавляется вспомогательная веревка середина которой с помощью второго карабина прикрепляется к грудной обвязке переправляющегося, а концы держат страхующие на обоих берегах.

Бежать по кладке строго воспрещается.

Последний снимает перила и переходит по бревну (или передвигается по нему верхом) со страхующей веревкой.
 
Переправа  по  непрочному  снежному  мосту   опасна. В случае обвала даже идущие со страховкой теряются и могут попасть в тяжелое положение. Переправляться следует только по заведомо прочным снежным мостам.

Прежде всего обследуется состояние моста Для этого осторожно спускаются к воде и осматривают снежный тоннель, в котором скрывается река. Обычно у входа в тоннель снежный свод тонок и не прочен. В глубине тоннеля толщина снежного свода возрастает и можно установить в каком месте лучше всего вести переправу.

Первым на мост направляется турист без рюкзака на страховке основной веревкой (узел на груди). Он осторожно двигается по мосту, зондируя ледорубом снег. Снежный мост переходят по одному. Если прочность моста вызывает опасения, то при его переходе каждого страхуют с помощью основной веревки через ледоруб, воткнутый в снег (на глубину не менее половины длины древка), или через большой камень, лежащий на берегу.

На поверхности снежного моста, круто наклоненной в сторону воды, необходимо сделать перила.

Навесная  переправа  (рис. 43) — одна из наиболее безопасных переправ через сложную реку. Она может быть наведена и через бурную и через глубокую воду. Главная трудность заключается в переброске на противоположный берег первого туриста. Как правило, идущему первым приходится или переплывать более или менее спокойный, но глубокий участок реки, или преодолевать часть русла по камням, а затем прыгать в стремнину и переплывать бурный поток. В обоих случаях необходима грамотно организованная страховка веревкой.

Веревку для навесной переправы желательно натянуть сверху вниз, привязав к прочным опорам. Натягивают веревку с того берега, на которой находится большая часть группы. Если есть сомнения в прочности веревки, то привязывают сразу две.

С берега на берег дополнительно перебрасывается страхующая веревка. В средней ее части вяжется небольшой узел проводника для прикрепления через карабин к грудной обвязке переправляющегося. Концы страхующей веревки на обоих берегах закрепляются за деревья или скалы.

Страхующая веревка должна быть вдвое длиннее ширины реки.

Быстрота переправы во многом зависит от того, насколько просто можно пристегнуться карабинами к веревке и отстегнуться на другом берегу. Для упрощения этой операции надо выбирать опору на таком месте, где между нею и рекой есть площадка с метр ширины, а веревку привязывать на высоте поясницы человека.

Место, где туристы прикрепляются карабинами к веревке, следует оцепить репшнуром, привязав его за ближайшие деревья. На эти перила вешаются карабины, употребляемые для переправы (во избежание их потери и для ускорения переправы); цепляется карабин от средней части страхующей веревки (чтобы веревка не соскользнула в реку во время подготовки туриста к переправе); эти же перила служат и для страховки от срыва с крутого берега в воду (рис. 44).

Наиболее распространенная ошибка при наведении переправы заключается в том, что основная веревка привязывается слишком высоко и на неудобном месте. Лучше затратить больше времени на организацию необходимых удобств, чем потом потерять часы на самой переправе.

Все же бывает так, что нельзя найти удобного места, и веревку приходится привязывать на высоте 2—2,5 м от земли (рис. 45). Тогда устраивают лестницу из трех или четырех больших палок или привязывают перекладины прямо к деревьям. Последняя перекладина, стоя на которой турист готовится к переправе, должна располагаться достаточно близко к веревке (не более метра). Такую примитивную лестницу можно сделать за 15—20 минут, а во время переправы она поможет сэкономить иногда часы.

Важно правильно и удобно прицепиться карабинами к веревке. Часто рекомендуемый способ переправы, сидя на одном карабине, неудобен тем, что в таком положении трудно использовать для переправы всю силу рук. Кроме того, веревку приходится натягивать высоко, чтобы переправляющийся не коснулся воды. Наконец, при переправе на одном карабине положение переправляющегося не фиксируется с необходимой строгостью, а веревка сильно изнашивается.

Гораздо более удобен и практически прост следующий способ: турист подцепляется к веревке в горизонтальном положении, спиной вниз, на двух карабинах и при переправе, закинув руки за голову и взявшись за веревку, может легко управлять движением. Прежде всего вяжется грудная обвязка. Карабин цепляется за основную петлю обвязки, опоясывающую грудь, и за веревку переправы. Таким образом, грудь туриста близко подтянута к веревке. Столь же близко к веревке надо подтянуть и все туловище. Для этого вяжется седло с таким расчетом, чтобы ноги переправляющегося не отвисали слишком низко. На опыте установлено, что сложенная вдвое веревка для петли седла не должна быть длиннее вытянутых в сторону рук туриста. Чтобы сесть в седло, закидывают сложенную в две веревки петлю за спину так, чтобы одна веревка легла сзади на поясницу, а другая — на бедра (рис. 46). Затем одним карабином схватывают спереди концы петли и петлю, протягиваемую между ног. Этим же карабином подцепляются к основной веревке.

Для того чтобы предохранить веревку от перетирания карабинами, можно сделать ролики (рис. 47). Перед тем как основная веревка привязывается к опорам, ее продевают в скобы роликов.

Организация  переправы.   Обычно там, где турист прицепляется к веревке, и на другом берегу — там, где переправившийся снимает карабины, ставится по одному - по два дежурных, помогающих туристам работать с карабинами и проверяющих правильность страховки. Связав седло и продев ноги в веревку, турист перехватывает петлю седла карабином, затем, стоя на земле (или на перекладине), пристегивается тем же карабином к основной веревке переправы. Продолжая стоять, турист пристегивается к веревке вторым карабином, зацепленным за грудную обвязку. Затем дежурный прицепляет к грудной обвязке переправляющегося карабин от середины страхующей веревки. Только после этого можно повиснуть на карабинах и, вытянув руки за голову, взяться за веревку (на руках должны быть надеты рукавицы). Голову слегка откидывают вниз, чтобы увидеть уходящую к другому берегу веревку. Во избежание попадания пальцев под карабин, руки всегда должны перехватывать веревку за головой. Страхующие на обоих берегах начинают с одной стороны выдавать, а с другой—выбирать страхующую веревку. Движение переправляющегося по веревке должно быть плавным.

Как только переправившийся снимает с себя грудную обвязку и седло с карабинами (а иногда и штормовую куртку, если штормовок в группе мало), дежурный связывает все это прочным узлом и подцепляет к карабину страхующей веревки. В свою очередь, этот карабин надевается на основную веревку и все вещи вытягиваются на берег, с которого идет переправа. В то время, когда выполняются эти операции, очередной переправляющийся должен обвязаться грудной обвязкой и седлом и быть готовым к переправе.

Когда переправлено 2—3 туриста, готовят к переправе рюкзаки, подцепляя их по два-три (в зависимости от тяжести и громоздкости) к основной веревке.

Последним должен остаться достаточно опытный турист. Проверив, не забыто ли что-нибудь на берегу, он перевязывает основную веревку таким образом, чтобы ее можно было выдернуть с того берега, и переправляется.

Последний может быть также «выдернут» на тот берег по воде с помощью страхующей веревки.

Навесной   мост — удобная и безопасная переправа для большой группы и в случае повторных переправ через одно и то же место, например во время разведок пути (рис. 48).

Для устройства этой переправы необходимы достаточно узкое место русла и наличие двух деревьев на каждом берегу. Расстояние между парой опор — 1—1,5 м.

Мост собирается на берегу из трех основных веревок и одного совсем тонкого бревна или связанных между собой палок диаметром 5—8 см. Длина петель, которые поддерживают бревно, должна быть такой, чтобы перила оказались под мышками идущего по мосту туриста.

Когда веревки подготовлены и бревно положено на петли (на земле), на другой берег со страхующей веревкой переправляются один или два туриста.

Оба конца перил моста привязываются к страхующей веревке. Переправившиеся на другой берег туристы постепенно перетягивают на свою сторону концы перил моста и прикрепленные к ним петли с лежащим на них легким бревном. Затем на обоих берегах перила привязываются к опорам с таким расчетом, чтобы между веревками оставался проход для человека не шире 60—70 см. Если расстояние между парой опор велико, то в начале моста перила стягиваются репшнуром.

Бревно или палка, поддерживаемые петлями, висят на высоте не менее 1,5—2 м над водой (во избежание провисания моста во время переправы до поверхности воды).

Правильно сделанный мост очень устойчив, а во время переправы не требуется больших физических усилий. Перила моста удерживают переправляющегося в вертикальном положении. Переправляться можно с рюкзаком на плечах.


  

Hosted by uCoz