<<    Домой     Выше    >>


Ярошенко В.В.   Система управления детско-юношеским туризмом
Материалы  и документы,    1955 - 2018


1.1. Цели и задачи туристско-краеведческой деятельности (ТКД) в образовательном процессе.
Роль и место ТКД в образовательном процессе.

Предложения по развитию туризма учащимися школ города Москвы

Отдел школ МГК КПСС
Отдел школ МГК ВЛКСМ
Мосгороно

Товарищи!
Это обращение к вам видимо является запоздалым, потому что оно уже не может предотвратить тех печальных событий, которые имели место на слёте туристов-школьников Советского района 12-13 октября 1974 г. Однако именно эти события и ускорили его.

С моей точки зрения, в вопросах руководства туристской работы школ г. Москвы есть ряд существенных недостатков, имеющих принципиальное значение:

1. В настоящее время руководство туристской работы с учащимися школ г. Москвы осуществляет МОСГОРДЭТС и отдел туризма МГДПШ. Эти организации работают независимо друг от друга, единого плана работы не имеют. Каждому ясно, что оркестр никогда не будет играть лучше, если его выступлением одновременно будут руководить два дирижера. Предлагаю всю организационно-методическую работу по туризму сосредоточить в МОСГОРДЭТС. Передать МОСГОРДЭТС все имеющиеся в отделе туризма МГДПШ ставки методистов. Это способствовало бы более четкой и целенаправленной организации дела. А государству безразлично, где выплачивать зарплату. За отделом туризма МГДПШ оставить только кружковую работу.

2. Совершенно не понятно, как осуществляется подбор руководящих туристских кадров в г. Москве. Весной 1974г. на должность заведующего отделом туризма МГДПШ была назначена тов. Канцева С.Н., которая ранее работала директором школы. Тов. Канцева не имеет абсолютно никакой туристской подготовки – ни инструкторской, ни спортивной. Однако тов. Канцева не только зав. отделом туризма, осенью 1974 г. ее утвердили и руководителем городского методического объединения туристских работников г. Москвы. Для того чтобы руководить оркестром, нужно, по крайней мере, знать ноты. Руководство туристской работой в районах осуществляется работниками Домов пионеров. По состоянию на конец октября 1974 г. по данным МОСГОРДЭТС почти в одной трети Домов пионеров города должности туристских работников являются вакантными. В ряде районов (Ленинградском, Свердловском и др.) на этих должностях работают совместители. Туристская квалификация многих работников очень низкая. А в двух районах на туристскую работу приглашены даже выпускники школ 1974 г. При таких руководящих кадрах мы никогда не сумеем наладить туристскую работу с учащимися в Москве. Туризм – очень сложное и ответственное дело, требующее массы специальных знаний, умений и навыков. Для того чтобы постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О дальнейшем развитии туризма и экскурсий в стране» не осталось только на бумаге, необходимо решить вопрос о коренной перестройке руководства этой работой в городе. Наилучшим решением этой проблемы стало бы создание в Москве районных станций юных туристов, которые явились бы организационно-методическими центрами детского туризма в районах.

3. Единая система туристской работы с учащимися школ г. Москвы отсутствует. Если сравнивать даже лучшие районы по итогам последних лет Бауманский, Ленинский, Советский, то туристские слеты пионерского актива и шестиклассников проводятся только в Советском районе, туристский слет готовности к дальним походам и командные соревнования по ориентированию «Партизанские тропы» - только в Ленинском и т.п. Здесь речь идет только о больших, массовых мероприятиях районного масштаба, не говоря о школах.

4. В Москве отсутствует единая типовая система документации для оформления разрешений на выезд в многодневные походы, на экскурсии в другие города, на проведение общешкольных и районных слетов. Отсутствие документации подобного рода, иными словами, отсутствие системы контроля за подготовкой к районному слету, в данном случае в Советском районе, привела к столь тяжелым последствиям. Включение туризма в нормативные требования комплекса ГТО поставили перед органами народного образования совершенно новые задачи. Теперь каждый ученик школы должен совершать за учебный год не менее двух туристских походов, однако это до сих пор не выполняется. В г. Москве на каждый класс приходится менее одного похода, но это только средние цифры. Многие из этих походов не соответствуют требованиям комплекса ГТО. Туристское качество очень многих школьных походов низкое. Давно известно, что мощным средством пропаганды туризма являются туристские слеты и соревнования. Однако число туристских слетов в школах чрезвычайно мало. А именно здесь ребята приобретают умения и навыки туризма. Что касается многодневных туристских походов, проводимых в городе, то из 940 школ их организовали только в 160. Остальные же школы этим вопросом работы не занимаются.

Предлагаю обязать директоров школ проводить:
1. Туристские походы в соответствии с требованиями комплекса ГТО.
2. Общешкольные туристские слеты с целью обучения учащихся умениям и навыкам по технике и тактике туризма.
3. Многодневные туристские походы как результат работы школьных туристских кружков и секций.

Районные мероприятия должны быть направлены на оказание помощи школам в туристской работе. С этой целью предлагаю определить перечень этих мероприятий, обязательных и единых для каждого района г. Москвы. В этот перечень предлагаю включить:
1. Районный туристский слет пионерских отрядов 6-х классов. Этот слет должен стать для ребят школой туризма.
2. Районные соревнования по туристскому ориентированию для пионерских отрядов 7-х классов, как продолжение работы по обучению ребят элементам туристской техники.
3. Районный слет – смотр готовности туристских кружков и секций к многодневным туристским походам.
4. Районный туристский слет пионерского актива (председатели пионерских отрядов, члены советов дружин).
5. Районный туристский слет комсомольского актива школ (комсорги, члены комитета комсомола школ).

Эти слеты явились бы формой обучения пионерского и комсомольского актива элементам туризма и подготовили бы этот актив к проведению школьных туристских слетов. С целью более качественного проведения школьных и всех районных слетов необходимо разработать для них единые типовые положения.

В настоящее время в Москве отсутствует единая типовая документация по учету туристской работы в школах и по контролю за подготовкой и проведением школьных и районных туристских мероприятий. С этой целью необходимо ввести единый журнал учета туристской работы школы (по опыту Ленинского района г. Москвы). По опыту Советского района г. Москвы ввести единые по всему городу бланки выдачи разрешений на выезд в многодневные походы, дальние экскурсии, на проведение школьных туристских слетов (образцы бланков прилагаются).

Необходимо также разработать по предлагаемым образцам бланки выдачи разрешений на проведение районных туристских мероприятий.

Убежден, что если бы в городе существовала подобная документация, то те печальные события, которые произошли на слете 12-13 октября 1974 г. в Советском районе, можно было бы предотвратить, т.к. в этих бланках виза СЭС должна быть обязательна.

Высказанные мною предложения не охватывают всех вопросов по дальнейшему развитию туризма с учащимися школ г. Москвы.

Для изучения данного вопроса и выработки более полных предложений, видимо, целесообразно создать комиссию из наиболее квалифицированных туристских работников.
Если данное предложение будет принято, то комиссия должна завершить свою работу не позже 1 января 1975 г., чтобы по выработанным материалам принять соответствующее постановление.

Это постановление должно вступить в жизнь не позже февраля-марта 1975 г.

Введение данного постановления в жизнь в такие сроки позволило бы уже в этом учебном году изменить столь неблагополучное положение дел с детским туризмом и своевременно нацелило бы школы и районы города в планировании туристской работы с учащимися на 1975-76 учебный год. Считаю также, что уже давно назрел вопрос о введении в штат МОСГОРОНО должности инспектора по туристской работе (специалиста).

Ярошенко В.В. Мастер спорта СССР по туризму.
10 ноября 1974 г.


Предложения по улучшению организации туристско-экскурсионной работы
c учащимися школ города Москвы.

 

I. Необходимо ежегодно издавать приказ по Главному Управлению народного образования Мосгорисполкома:

1. «Об организации туристско-экскурсионной работы с учащимися школ г. Москвы на …/… (очередной) учебный год» - не позднее 15 апреля. Этим приказом утверждать:
• Календарный план подготовки, проведения и подведения итогов городских массовых туристских мероприятий (соревнования, слеты, конференции, вечера, выставки и т.п.) с учащимися школ г. Москвы;
• Планы работы МосгорСЮТУР и отдела туризма МГДПШ на очередной учебный год;
• План работы городских методических объединений туристских работников районных Домов и Дворцов пионеров;
• Требования к планам работы отделов туризма и туристских кабинетов районных Домов и Дворцов пионеров;
• Сроки предоставления справок, информаций, планов, отчетов и других материалов по вопросам туристско-экскурсионной работы;
• План участия во фронтальных проверках и проведение тематических проверок состояния туристско-экскурсионной работы в школах г. Москвы.
 

2. «Об итогах туристской работы школ и районов г. Москвы в …/… учебном году» - не позднее 15 октября. Этим приказом утверждать:
• Анализ работы школ и районов г. Москвы по выполнению «Единых требований к проведению туристско-экскурсионной работы в школах г. Москвы», утвержденных Главным Управлением народного образования Мосгорисполкома 13 мая 1975 года;
• Анализ участия команд школ и районов в Первенстве г. Москвы по туризму;
• Итоги соц. Соревнования районов, школ и туристских коллективов районных Домов и Дворцов пионеров г. Москвы;
• Замечания по итогам туристской работы районов г. Москвы.

II. Утвердить новый текст Инструкции «О порядке организации туристских мероприятий с учащимися школ г. Москвы» в связи с тем, что ныне существующая инструкция не обеспечивает должных мер профилактического контроля за правильно организацией и подготовкой туристских мероприятий с учащимися и безопасным их проведением. Утвердить единую типовую документацию разрешений на выезд в туристские походы и лагеря, на экскурсии и туристские слеты-соревнования. Формы бланков прилагаются.

III. Решить вопрос о возложении ответственности за подготовку и проведение соревнований на первенство г. Москвы по туризму по младшему и по старшему возрастам на одну организацию, что приведет к экономии сил, исключит дублирование, необходимость межведомственных согласований, создаст благоприятные условия для преемственности в программе и видах соревнований.
В связи с этим пересмотреть вопрос о распределении обязанностей между МосгорСЮТУР и отделом туризма МГДПШ.

IV. Решить вопрос о создании отделов туризма и туристских кабинетов во всех районных Домах и Дворцах пионеров, не менее 3 штатных единиц в каждом (за счет имеющихся ставок) в соответствии с ранее утвержденным функционалом работников.

V. Организовать подготовку и переподготовку руководителей туристских кружков и секций и методистов по туризму районных Домов и Дворцов пионеров, по программам инструкторов туризма через проведение для них учебно-тренировочных сборов с отрывом от производства на 1 месяц.
Один раз в три года проводить аттестацию районных работников по туризму.

VI. С целью оказанию помощи педагогическим коллективам школ в работе по выполнению учащимися 4-10 классов туристских нормативов комплекса ГТО обязать РОНО и районные Дома и Дворцы пионеров проводить районные туристские слеты-соревнования по всем параллелям 4-10 классов раздельно, используя имеющийся опыт этой работы в Ленинском и Перовском районах г. Москвы.


<<  Домой   Выше  >>

Hosted by uCoz